Базовые ценности россиян в европейском контексте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 16:01, реферат

Описание работы

Базовые ценности россиян в европейском контексте является на сегодняшний день актуальной темой. Она обусловлена значимостью проблемы соотношения в развитии российского общества явлений, процессов и закономерностей, общих для многих стран мира и специфических для России. Важность этой проблемы особенно возросла в связи с процессами быстрых социальных изменений последних десятилетий и необходимости определения путей дальнейшей трансформации российского общества. Для решения этой проблемы необходимы конкретные знания о сходствах и различиях между населением России и других стран мира, а знаний этих пока крайне мало.
Эти соображения в полной мере применимы к сравнительному изучению ценностей россиян.

Файлы: 1 файл

реферат философия.docx

— 22.11 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Брянская государственная инженерно-технологическая академия»

Экономический факультет

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

«Философия»

По статье: «Базовые ценности россиян в европейском контексте»

 

 

 

                                                                                         Выполнила: студент группы: МН-102

Иванов А.В.

Проверила: Петрова Т.М.

                                                                                                      

                                         

 

                                              Брянск 2014

 

 

Введение:

Базовые ценности россиян в европейском контексте является на сегодняшний день актуальной темой. Она обусловлена значимостью проблемы соотношения в развитии российского общества явлений, процессов и закономерностей, общих для многих стран мира и специфических для России. Важность этой проблемы особенно возросла в связи с процессами быстрых социальных изменений последних десятилетий и необходимости определения путей дальнейшей трансформации российского общества. Для решения этой проблемы необходимы конкретные знания о сходствах и различиях между населением России и других стран мира, а знаний этих пока крайне мало. 
Эти соображения в полной мере применимы к сравнительному изучению ценностей россиян. Для решения указанной выше проблемы необходимы знания о сходствах и отличиях в ценностях между россиянами и жителями других стран, но в этой области знаний наблюдается явный дефицит сравнительных исследований. Еще в начале 1990-х гг. в литературе отмечалось, что российские исследования ценностей «недостаточно компаративны». За время, прошедшее с момента этой констатации, появились, конечно, исследования, где российские ценности сравниваются с ценностями населения других стран, но их пока сравнительно немного и большинство результатов представлены в них только в виде усредненных по странам показателей.

 

 

 

 

 

 

Базовые ценности россиян в европейском контексте:

Вопрос о сходстве и отличии культурно-психологических характеристик россиян и жителей других стран обычно является частью более широкой полемики о путях развития России. Согласно авторам данной статьи появились новые возможности для обоснованных сравнений подобного рода благодаря вступлению нашей страны в число участников ESS – Европейского социального исследования. Это впервые дает возможность нарисовать ценностный портрет населения России в сопоставлении с большей частью населения Европы.

В данной статье ценности определяются как убеждения человека в значимости лично для него некоторого объекта или явления, и в этом смысле можно утверждать, что мы здесь изучаем индивидуальные ценности. Ценность – это синоним неравнодушия человека к тому или иному аспекту действительности; она обычно осознается и переживается в двух случаях – либо в ситуации, когда необходимый для сохранения и развития индивида объект отсутствует, либо в ситуации, когда человек обладает тем, что необходимо, но это обладание не воспринимается как стабильное, раз и навсегда данное. Ценности человека не идентичны поступкам, но при определенных условиях они способны подтолкнуть его к практическим действиям, направленным на воплощение этих ценностей в жизнь.

Согласно авторам базовые ценности-это те конечные, целевые ценности человека, на основе которых формируется все множество инструментальных (оперативных, текущих) ценностей, направляющих его жизнедеятельность. Авторы сравнивали ценности населения других европейских стран с ценностями жителей Украины, и пришли к выводу, что население Украины отличается по своим ценностям от населения большинства европейских стран. Средняя значимость большинства рассмотренных ценностей оказалась там в числе либо самых высоких, либо самых низких в диапазоне средних значений по 24 странам. Можно было полагать, что аналогичные результаты даст и исследование в России. К такой гипотезе подталкивают и выводы тех сравнительных международных исследований, в которых прямо использовались данные о российских ценностях. Но большинство этих выводов строилось на базе агрегированных данных, когда целая страна отображалась в виде точки, соответствующей средним оценкам ее населения по одному или нескольким ценностным параметрам.

 

Методология и используемые показатели:

В рамках ESS для измерения ценностей применялась модификация Портретного ценностного вопросника Ш. Шварца. Вопросник построен на основе разработанной Шварцем классификации ценностей, ключевым в которой является выделение 10 ценностных индексов. Но в анкете ESS пришлось использовать сокращенный вариант ценностного вопросника, поэтому использовалось не 10, а только 7 ценностных индексов. К категории Сохранение относятся ценности Безопасность, Конформность- Традиция к противоположной по смыслу категории Открытость изменениям – ценности Риск-Новизна 7, Самостоятельность и Гедонизм, и эти две категории образуют первую ценностную ось – Открытость изменениям–Сохранение. Вторая ось – Забота о людях и природе–Самоутверждение отражает оппозицию ценностных категорий Самоутверждения (значимость власти, богатства, личного успеха) и Заботы о людях и природе (значимость социального равенства, заботы о ближних и дальних, а также бережного отношения к окружающей среде). На массиве второго раунда ESS авторы предприняли факторный анализ 21 ценностного показателя и получили несколько иные по содержанию ценностные оси, чем предложенные Шварцем. В отличие от осей Шварца, выделенные авторами факторные оси независимы друг от друга (ортогональны) и, как оказалось, каждая из них имеет более сложную структуру. Проанализируем теперь факторную структуру ценностных показателей для массива третьего раунда ESS, в рамках которого будет осуществляться сравнение России с другими странами.

С первым фактором положительно связаны суждения респондента о своем сходстве со всеми представленными в анкете персонажами. Это значит, что с ростом значений фактора респондент считает, что ему более свойственны все описанные в анкете ценностные проявления этих персонажей. По второму фактору наибольшие по абсолютной величине веса у показателей, характеризующих ценности сохранения и открытости изменениям. С ростом индивидуальных значений фактора повышается значимость ценностей сохранения и снижается значимость открытости изменениям. По третьему фактору наибольшие по абсолютной величине веса у показателей, характеризующих ценности самоутверждения и заботы о людях и природе. С ростом индивидуальных значений фактора повышается значимость ценностей самоутверждения и снижается важность для респондента заботы о людях и природе.

Сравнение среднего россиянина со “средними” представителями других стран по ценностным индексам “второго уровня” и интегральным факторным индексам “четвертого уровня”

По шести из семи ценностных индексов Россия занимает крайние или близкие к крайним позиции среди 25 европейских стран, и поэтому в каждом из этих шести случаев большинство отличий российского населения от населения других стран однонаправлено. Так, по ценности Самоутверждения россияне отличаются от 21 страны из 24, а также от титульного населения Эстонии, и почти все эти отличия – в сторону большей значимости этой ценности для российского населения. Следует, правда, иметь в виду, что Россия, как правило, делит свою позицию с другими странами. Например, по средней важности Безопасности Россия стоит на втором месте среди других стран. В действительности же это крайнее положение, поскольку Украина, формально опережающая Россию, статистически значимо не отличается от нее. Значимо не отличаются от России и население Венгрии, Болгарии и Кипра, а также русскоговорящие эстонцы, занимающие по ценности Безопасности, соответственно, с третьего по шестое места.

По ценностям, относящимся к Открытости изменениям и Сохранению, Россия превосходит большинство стран по выраженности ценностного индекса Безопасность, входящего в категорию Сохранение, но занимает среднее положение по выраженности ценностей Традиции-Конформности, – входящих в ту же категорию. По выраженности ценностей Самостоятельность, Гедонизм и Риск-Новизна, входящих в категорию Открытость изменениям, Россия, наоборот, уступает большинству стран. По всем этим пяти ценностям средние российские оценки всякий раз оказываются неотличимы от значительного числа других стран, что указывает на заменую степень общности между россиянами и другими европейцами по этой группе ценностей.

 По средней выраженности  ценностей двух других категорий – Заботе о людях и природе и Самоутверждению, Россия занимает крайние или близкие к краям позиции. Ценность Самоутверждение выражена у россиян сильнее, чем у жителей большинства других рассматриваемых стран, а ценность Забота – наоборот, слабее. Вывод о высоком значении индекса Самоутверждения, в состав которого входит, в частности, ценность богатства, согласуется с тем фактом, что на всем протяжении 1990-х гг. по показателю материализма и близким к нему ценностным индикаторам, разработанным Р. Инглхартом, Россия устойчиво находилась в числе мировых лидеров. Он согласуется также и с выводом о дальнейшем усилении материалистической мотивации россиян в 2000-е гг.. Важно отметить также, что средние российские показатели по ценностям Забота о людях и природе и Самоутверждение значимо отличаются почти от всех рассматриваемых стран, что указывает на значительную специфику сегодняшней России.

 Описав результаты  сравнений по семи ценностным  индексам, построенным по алгоритмам  Шварца, перейдем теперь к сравнениям  по более укрупненным показателям, построенным на основе осуществленного нами и описанного выше факторного анализа.

Население России (если сравнивать его с населением других стран на основе средних величин) характеризуется срединным положением по ценностной оси Открытость изменениям–Сохранение и одной из самых высоких ориентаций на ценности Самоутверждения (в ущерб ценностям Заботы о людях и природе). При этом по выраженности параметра Открытость изменениям–Сохранение средний россиянин похож на представителей большого числа других стран – российская средняя по этому ценностному фактору не дает статистически значимых отличий от средних оценок 10 других стран! По степени выраженности ценностей Открытости–Сохранения россияне попадают в одну категорию с очень разными странами: с Болгарией, Кипром, Францией, Финляндией, Венгрией, Ирландией, Португалией, Румынией, Словакией и Эстонией (включая и русскоговорящих, и титульный этнос). Что же касается ценностей Заботы–Самоутверждения, в этом отношении средний россиянин гораздо более своеобразен – только с русскоговорящими жителями Эстонии, населением Латвии и Украины у России нет статистически значимых различий.

 На первый взгляд  кажется неожиданным, что по фактору Открытость– Сохранение Россия занимает срединное положение: исходя из крайне высоких оценок России по Безопасности и крайне низких – по Самостоятельности, Риску- Новизне и Гедонизму (то есть по основным компонентам Открытости–Сохранения), можно было бы ожидать, что ее оценки по данному показателю будут резко сдвинуты в сторону Сохранения. Понять это кажущееся противоречие помогает описанная выше полная структура фактора, о котором идет речь. Напомним, что в его рамках Сохранение оказалось сопряжено с Заботой о людях и природе, то есть с категорией ценностей, значимость которых для россиян ниже, чем в большинстве других стран, и именно эти низкие значения частично “нейтрализовали” высокую значимость ценностей Сохранения. На другом же полюсе Открытость изменениям сопряжена, как показал тот же факторный анализ, с ценностями Самоутверждения, и благодаря этому сильно выраженное у россиян Самоутверждение “нейтрализовало” слабо выраженную Открытость изменениям. Эти процессы и обеспечили сдвиги российской средней оценки по рассматриваемому фактору в сторону срединных значений.

Итак, по итогам всех описанных в этом разделе ценностных сопоставлений можно представить сегодняшнего среднего россиянина как человека, для которого в сравнении с жителями большинства других европейских стран, включенных в исследование, характерна более высокая осторожность (или даже страх) и более выраженная потребность в защите со стороны сильного государства; у него слабее выражены потребности в новизне, творчестве, свободе и самостоятельности и ему менее свойственны склонность к риску, стремление к веселью и удовольствиям. Сходная выраженность перечисленных ценностей характерна и для представителей ряда других европейских стран, причем не только постсоциалистических. В то же время средний россиянин сегодня сильнее, чем жители большинства европейских стран, стремится к богатству и власти, а также к личному успеху и социальному признанию. В связи с этим в его сознании меньше, чем у представителей других стран, остается места для заботы о равенстве и справедливости в стране и мире, для толерантности, заботы о природе и окружающей среде и даже для беспокойства и заботы о тех, кто его непосредственно окружают (более низкие значения “Заботы”).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате проведенного исследования установлен ряд фактов и закономерностей, касающихся базовых ценностей россиян и их сходств и отличий от ценностей населения других европейских стран.

Первая группа фактов получена в результате анализа агрегированных («страновых») данных и касается ценностей среднего россиянина. В иерархии его ценностей на первом месте находится Безопасность, затем следуют Самоотдача, Самостоятельность и Конформность-Традиция, далее идет Самоутверждение, а две наименее значимые для россиян ценности - это Гедонизм и Риск-Новизна. Российская иерархия ценностей похожа на иерархии ценностей большинства европейских стран. Некоторые заметные отличия имеются с Данией, Швецией, Францией, Нидерландами, Исландией, Бельгией и Австрией. Различия эти проявляются, в частности, в том, что в России (как и в других постсоциалистических странах) Безопасность ценится выше Самоотдачи, а Самоутверждение - выше Риска-новизны, в то время, как в упомянутых странах соотношение ценностей обратное.

Если сравнить среднего россиянина со средними представителями других европейских стран по каждой из перечисленных выше ценностей, то выясняется, что по 5 из 7 ценностей. Россия занимает крайние или близкие к крайним позиции в этом европейском диапазоне. Россия превосходит большинство стран по выраженности ценности Безопасность, входящей в категорию Сохранение, но занимает среднее положение по выраженности ценности Конформность-Традиция, также входящей в эту категорию. По выраженности ценностей Риск-новизна и Гедонизм, входящих в категорию Открытость изменениям, Россия, наоборот, уступает большинству стран, по ценности Самостоятельности, входящей в эту же категорию, занимает средне-низкое положение. Ценности Самоутверждения выражены у россиян сильнее, чем у жителей большинства других рассматриваемых стран, а ценности Самоотдачи, наоборот, слабее, чем в большинстве других стран. В то же время, средний россиянин не имеет статистически значимых различий по каждой из ценностей со средними представителями некоторого числа других стран, как правило, постсоциалистических.

 
 

 

 


Информация о работе Базовые ценности россиян в европейском контексте