Баптизм и анобаптизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:46, реферат

Описание работы

Зародился в Англии в двух независимых друг от друга общинах. Возникновению баптизма способствовали антикатолические выступления в XIV-XV веках, а затем – мощное движение Реформации в XIV веке, которое развивалось одновременно с континенталиями. В конце XIV века близкие по духу реформаторским баптистским идеям начал высказывать католический священник, преподаватель Оксфорда Джон Уиклиф (1320-1384) Он выступал за дословное толкование Писания, отрицал как небиблейские — монашество, учение католиков о пресуществлении Св. Даров, восставал против монастырского землевладения и роскоши духовенства и считал, что церковную собственность надо национализировать, утверждал, что Священное Писание должно быть переведено на национальный язык и сам принял участие в его переводе на английский.

Файлы: 1 файл

Конь Роман Михайлович баптизм.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

Конь Р.М., Сектоведение (Конспект). Баптизм

Зародился в Англии в  двух независимых друг от друга общинах. Возникновению баптизма способствовали антикатолические выступления в XIV-XV веках, а затем – мощное движение Реформации в XIV веке, которое развивалось одновременно с континенталиями. В конце XIV века близкие по духу реформаторским баптистским идеям начал высказывать католический священник, преподаватель Оксфорда Джон Уиклиф (1320-1384) Он выступал за дословное толкование Писания, отрицал как небиблейские — монашество, учение католиков о пресуществлении Св. Даров, восставал против монастырского землевладения и роскоши духовенства и считал, что церковную собственность надо национализировать, утверждал, что Священное Писание должно быть переведено на  национальный язык и сам принял участие в его переводе на английский.

Хотя учение Уиклифа  не выходило за рамки церковных реформ, он был осужден папой Григорием XI и в 1428 году по его смерти его останки были извлечены из могилы и брошены в костер.

Более радикальными были выступления его последователей из числа т.н. бедных священников или лулациев... Это движение было неоднородным по религиозным убеждениям и большинство из его последователей придерживались учения Уиклифа, к которому они присоединили учение о всеобщем священстве и о том, что папа пользуется излишней властью в церкви.

Еще одним фактором, повлиявшим на развитие английской реформации, были анабаптистские идеи, принесенные в  Англию анабаптистскими переселенцами  из континентальной Европы.

Наиболее многочисленными переселенцами были приверженцы Мельхиора Гофмана, а также меннонитов — т.е. люди, исповедовавшие противоположные взгляды. Лолардское движение и реформаторские идеи оказывали влияние на религиозную жизнь в Англии, но не определяли ее в такой мере как на континенте. Наряду с религиозным мощный импульс в развитии реформации исходил от светской власти. И во многом благодаря предпринятым ею мерам складывалась религиозная жизнь в Англии. Английские короли раньше других правителей европейских стран стали протестовать против абсолютистских притязаний Рима.

И в результате этого  противостояния в 1534 году парламент  Англии провозгласил короля единственным земным предстоятелем и главой англиканской церкви, а папа был лишен права  назначать архиепископа и епископа в Англии.

Поскольку реформация проводилась  сверху, она не воплощала идеи тех, кто стремился к полной перестройке  католической церкви. Полумеры правительства  вызвали движение за дальнейшее очищение церкви от папизма. Сторонники этого  движения требовали изменения богослужебной практики и церковного устройства. А именно они требовали отмены месс, отмены почитания икон и креста, изменения обряда, замены епископальной системы управления на пресвитерианскую, при которой церковь управлялась бы пресвитерами, избираемыми в общинах.

Вскоре реформаторы  подверглись преследованию со стороны  англиканской церкви, они вынуждены  были покинуть Англию. В континентальной  Европе они увидели воплощение своих  реформа

27 

 

 

 

торских устремлений  в учении и практике протестантских церквей Цюриха, Страстбурга, Франкфурта на Майне и др. А также в доктринах Цвингли, Лютера, Кальвина и иных протестантских теологов. В 40-е годы XVI века, когда реакция в Англии со стороны англиканской церкви против радикальных реформаторов была ослаблена, в Англию прибыл ученик Лютера Меланхтон, а также была образована пресвитерианская кальвинистская община, хотя англичанам и запрещалось ее посещать. В октябре 1555 года в Женеве при непосредственном участии Кальвина была создана из числа эмигрантов первая англиканская кальвинистская община. Английских кальвинистов стали называть пуританами. Эта презрительная кличка была присвоена им за часто повторявшееся ими требование очищения англиканской церкви от папистской грязи.

Движение пуритан было неоднородным и состояло из пресвитериан — кальвинистов и радикального крыла – конгрегационалистов или сепаратистов. Пресвитериане придерживались кальвинистских взглядов и признавали право светской власти надзирать за жизнью церкви, поддерживать и защищать ее путем законодательства, финансовой политики, а также преследовать еретиков, выступавших против узаконенной церкви.

Сепаратисты считали, что  истинная церковь может быть создана  лишь вне государства, они выдвигали  требования предоставления полной независимости  и самостоятельности каждой общины или конгрегации только в религиозных вопросах, во всем же остальном светская власть должна оказывать им поддержку и ответственна за состояние церкви.

Эти два направления  в пуританстве отличались между  собой учением о церкви и взглядом на церковно-государственные отношения.

Пресвитериане полагали, что все верующие, живущие на определенной территории и крещенные в младенчестве, являются членами поместной приходской церкви. Сепаратисты также признавали крещение младенцев, однако членами церкви по их мнению они могут стать впоследствии, когда сознательно обратятся ко Христу. Для взрослых, по мнению сепаратистов, возможно только после обращения и последующего за ним крещения. Только после выполнения этих условий они (младенцы и покаявшиеся взрослые) могут быть допущены к хлебопреломлению.

Дальнейшее развитие принципов сепаратизма привело  к возникновению баптизма. Баптизм  отличался от сепаратизма требованием  крещения для всех в сознательном возрасте.

Сепаратисты от пресвитериан отличались отношением к государству.

Кальвинисты — сторонники теократии, вследствие чего терпели  преследование в Англии.

История возникновения  баптизма связана с деятельностью  англиканского священника Джона  Смита. Он окончил богословский колледж  в Кембридже, затем был проповедником в г. Линкольне, но вскоре был уволен с этой должности, поскольку был несдержан в своих высказываниях против государственной религии. После сомнений в доктрине англиканской церкви он в 1606 году вступает в общину сепаратистов. Преследование со стороны правительства вынудили Смита и 80-и его сторонников искать убежища в Голландии. В 1607 году они обосновались в Амстердаме. Здесь религиозные взгляды Смита формировались под влиянием учения Армения и Меннонитов.

Армений выступил с критикой кальвинского учения о спасении (учения о предопределении) Армений учил, что Христос искупил грехи всех людей, а не только избранных, как учил Кальвин. По мнению Армения Христос предоставил возможность каждому человеку спастись, но Бог с самого начала знал, кто воспользуется этой возможностью, а кто ее отвергнет. Впоследствии сторонников этого взгляда в сотериологии стали называть общими баптистами (общими — потому что считали что спасутся все люди, что Христос совершил общее спасение). Под влиянием меннонитства Смит пришел к мнению, что Церковь есть группа верующих людей, отделенных от мира, соединенных с Христом и друг с другом через крещение и исповедание веры. Хотя крещению и придается большое значение, но оно рассматривалось Смитом как внешний знак прощения грехов и к нему допускались только покаявшиеся и уверовавшие люди.

28 

 

 

 

Это церковь видимая  представляет собой форму истинной, духовной, невидимой церкви, которая  образуется душами только праведных  и совершенных людей. (Заметно  анабаптистское влияние).

Смит полагал, что апостольская преемственность проявляется не через преемственность иерархическую и историческую, а только через истинную веру — преемство в вере. Поскольку такая преемственность была прервана католицизмом и англиканством, то истинную церковь необходимо создавать заново, поэтому в 1609 году Смит крестит сам себя через окропление, а затем своего помощника Хелвиса и остальных 40 членов его общины. Т.о., Смит унаследовал у меннонитов экклесиологию — взгляд на крещение, а у Армения – учение о спасении, но вскоре Смит пришел к выводу, что самокрещение ошибочно, и признал меннонитское крещение истинным и выразил желание присоединиться к меннонитам. Последнее решение Смита породило раскол в его общине.

Бывший его сторонник  Хелвис с небольшой группой сторонников обвинили Смита в грехе хулы на Святого Духа, которая выражалась в сомнении действенности самокрещения, и в 1611 году Хелвис с небольшой группой последователей возвращается в Англию, а Смит умирает в Голландии в 1612 году.

По прибытии в Англию Хелвис и его последователи организовали первую баптистскую общину, крещение в которой совершалось через окропление. Возникшее новое течение находилось в оппозиции ко всем конфессиям, существовавшим в Англии. Общие баптисты не получили широкого распространения и не оказали заметного влияния на развитие мирового баптизма. Так, в 1640 году в Англии их было около 200 человек. Гораздо более влиятельным стало другое направление баптизма, получившее название частных или партикулярных баптистов. Их предшественниками были члены сепаратистской общины, организованной в 1616 году в Лондоне Генри Джейтобом. Они произошли от сепаратистов.

В этой общине произошло  два раскола из-за различного отношения  к вопросам — кто может совершать  крещение, и кого можно крестить. Одни сепаратисты не признавали крещения совершаемого в англиканской церкви, а другие считали, что крестить можно только взрослых. Впоследствии из этой общины вышло собрание, которое придерживалось кальвинского направления в сотериологии. Последователей этой группы стали называть частными баптистами, т.к. они придерживались учения Кальвина о том, что спасение распространяется только на часть людей.

Второй отличительной  особенностью частных баптистов  был обряд крещения через полное погружение. Этой особенностью они  отличались от англикан, католиков, меннонитов и общины Смита Хелвиса. Первое «правильное» крещение было совершено, как полагают сами баптисты самокрещением.

Название баптистов  не сразу утвердилось за новым  течением, поскольку после крестьянской войны в Германии название анабаптизм сделалось синонимом мятежников и бандитов, поэтому представители нового движения всячески от него отказывались. Только в конце XVII века этот термин стал входить в употребление. В 1644 году частные баптисты приняли исповедание веры. Баптизм, как и все новые течения, в период своего становления не был по своей природе однородным. В зависимости от своего учения о спасении баптизм делится на кальвинистский и арменианский. В свою очередь общие и частные баптисты принимали лишь саму концепцию искупления — Кальвина или Армения, но не следовали им буквально во всем. Поэтому даже в пределах общих и частных баптистов богословские взгляды могли отличаться.

Среди общих баптистов  в XVIII веке преобладали унитарии, учившие, что Троица — это одноипостасное Божество. Вопрос преемственности баптизмом анабаптистских идей сами баптистами решался в разное время по-разному. До конца XVII века баптисты всячески стремились отгородиться от анабаптизма и Смит осуждал теорию Томаса Мюнцера. Но чем дальше и чем больше в памяти стирались ужасы народной реформации, тем более либеральным становился взгляд на анабаптизм, стали различать случайные и негативные явления наподобие Томаса Мюнцера и Яна Матиеса и истинное

29 

 

 

 

религиозное движение, воспринятое  впоследствии голландскими меннонитами, которые могут рассматриваться как предшественники баптизма. Такое мнение было высказано президентом всемирного совета баптизма Рушбуком.

Для баптистов подобные высказывания должны были служить свидетельством преемственности баптизма. Тогда баптистские теологи пошли таким путем — они стали отслеживать в истории церкви те группы, которые требовали перекрещивания младенцев. Баптисты считают т.о. своими духовными предшественниками новатиан, новациан, монтанистов, где имелась практика перекрещивания. Такие же идеи находили у представителей средневековых западных сект и в частности анабаптизм — с ним можно было проследить преемственную связь.

 

 

Распространение баптизма в Англии, Европе и США *)

 

 

Рост баптистских общин  в Англии и потребность поддерживания между ними связи явились побудительными мотивами к проведению ежегодных собраний, ассамблей представителей баптистских общин. В 1650 году была организована генеральная ассамблея общих баптистов, а в 1689 году была организована генеральная ассамблея частных баптистов. Баптизм в Великобритании не получил большого распространения, и еще медленнее он распространялся на Европейском континенте (жива была память об анабаптистах). Наибольшее распространение баптизм получил в США и Канаде. Американский вариант баптизма получил свое распространение в XVIII веке в России. По происхождению американские баптисты являются в основном британскими, а по своему учению они принадлежали как к общим, так и к частным, но к 1800 году кальвинское богословие стало преобладающим.

Баптизм в США окончательно выработал свою доктрину, управленческие структуры, и образовал миссионерские  общества. Благодаря их усилиям и  средствам баптизм стал распространяться по всему миру.

Во Францию баптизм  был занесен из Америки. Первое упоминание о нем относится к 1810 году. В 1832 году там было образовано миссионерское общество, после чего он стал распространяться в этой стране.

Баптизм в Германии и  России также обязан деятельности американских миссионеров. В Германии – Герхард  Онкин (1800-1884).

В 1823 году он принял назначение на должность  миссионера в англиканской реформатской церкви в городе Гамбург. Но самостоятельное  чтение Писания убедило его в  желании принять баптизм. И в 1829 году он обратился к английским баптистам  с просьбой о крещении, однако осуществить свое намерение ему удалось только в 1834 году, когда он, его жена и 5 других были крещены в Эльбе американским баптистом Сирсом, который путешествовал по Европе.

Информация о работе Баптизм и анобаптизм