Атоммизм Левкиппа-Демокрита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 00:48, реферат

Описание работы

Нобелевский лауреат, крупнейший физик середины XX в., Р. Фейнман писал: “Если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались бы уничтоженными и к грядущим поколениям живых существ перешла бы только одна фраза, то какое утверждение, составленное из наименьшего количества слов, принесло бы наибольшую информацию? Я считаю, что это — атомная гипотеза... все тела состоят из атомов — маленьких телец, которые находятся в беспрерывном движении, притягиваются на небольшом расстоянии, но отталкиваются, если одно из них плотнее прижать к другому.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 36.19 Кб (Скачать файл)

     Сохранилось одно из суждений самого Демокрита о случайности: «Люди, — говорит он, — измыслили идол случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность».

     Но  если, таким образом, Демокрит отрицает возможность случайности в смысле беспричинности, то, с другой стороны, он признает возможность случайности совершенно в другом значении — не в смысле беспричинности, а в смысле того, что противоположно целесообразности. Учение Демокрита — полная противоположность телеологии, т. е. мировоззрению, согласно которому все возникающее возникает и все существующее существует ради какой-то заранее предназначенной или задуманной цели. С точки зрения Демокрита, о каждом явлении следует ставить вопрос,  почему  это явление возникло, в чем его причина, но совершенно нелепо ставить вопрос, для чего оно возникло, какова его цель. Другими словами, физическое и философское материалистическое мировоззрение Демокрита — строго причинное, или «каузальное», оно отнюдь не телеологическое, не основывается на идее о целесообразности, о целевых планах природы или божества.

     Поэтому во взглядах Демокрита на случайность нет по сути противоречия. Демокрит отрицает случайность не в том же самом смысле, в каком он ее признает. Случайность он отрицает только в смысле беспричинности. В то же время Демокрит признает случайность в смысле отрицания какой бы то ни было целесообразности в неорганической природе. Это отрицание не относится к человеку и высшим животным. Человек, конечно, действует по целям, ставит перед собой в своем действии цели и ищет средства, необходимые для достижения этих целей. И точно так же могут ставить перед собой цели животные. Но в неорганической природе все совершается не по целям и в этом смысле случайно.

     Таким образом, взгляд Демокрита на природу строго причинный, детерминистический. Он исключает всякое беспричинное возникновение чего бы то ни было. В то же время он решительно отрицает целевую направленность процессов неорганической, как мы говорим теперь, природы. В этой природе существует только вечное и необходимое движение атомов. О ней никак нельзя сказать, будто в ней вихри атомов возникают для осуществления какой-то цели.

     Атомизм не остался у Демокрита и Левкиппа всего лишь физическим воззрением. Они  — мыслители  очень последовательные. Став на точку зрения атомизма, они  стремятся провести ее и в других областях науки.

     Новыми  достижениями атомистов были их учения о бесконечности вселенной; о бесчисленности миров, одновременно существующих в бесконечном мировом пространстве.

     Учение  Левкиппа и Демокрита о бесконечности вселенной прямо вытекает из их представления о бесконечности пустого пространства и из представления о бесконечном числе атомов, движущихся в пустоте. Оба положения хорошо засвидетельствованы в античной литературе об атомистах.

     Поразительна  по близости к современным научным  данным догадка Демокрита, согласно которой различные миры, одновременно существующие во вселенной, находятся в различных стадиях своей «жизни»: одни еще растут, другие находятся уже в расцвете, третьи разрушаются.

     Процесс образования бесконечного числа  миров  в бесконечном пространстве атомисты представляли, судя по сообщению Диогена Лаерция, который прямо ссылается на Левкиппа, следующим образом: «выделяясь из беспредельного», несется множество разнообразных по формам тел «в великую пустоту»; и вот они, собравшись, производят единый вихрь, в котором, наталкиваясь друг на друга и всячески кружась, они разделяются, причем подобные отходят к подобным. Имеющие же одинаковый вес , вследствие большого скопления, уже не в состоянии более кружиться... Таким образом, тонкие тельца отступают в наружные части пустоты, словно как бы отлетая к периферии. Прочие же «остаются вместе» и, сплетаясь между собой, движутся вместе и образуют , прежде всего, некоторое шарообразное соединение.

     Это шарообразное соединение отделяет от себя как бы оболочку, объемлющую в  себе разнообразные тела. На периферии  вихря из постоянно стекавшихся  сплошных масс образовалась тонкая оболочка. Причиной ее образования было вращение тел и сопротивление центра. Таким  способом возникла Земля: снесенные  к центру массы стали держаться  вместе.

     На  этом процесс не остановился. Образовавшаяся на периферии оболочка продолжала увеличиваться; увлекаемая вихрем, периферия присоединяла все, чего бы она ни касалась. В результате некоторые конфигурации тел образовали соединения. Когда эти тела, первоначально  влажные, высохли, они стали кружиться  вместе с мировым вихрем. Впоследствии, воспламенившись, они стали небесными  светилами.

     Не  все в этом учении достаточно ясно. Есть свидетельства, в которых говорится  только то, что во вселенной существуют миры, абсолютно ничем не отличающиеся друг от друга. Но есть свидетельства, из которых видно, что у Демокрита кроме этого учения о сосуществовании многих совершенно тождественных миров было также и учение о процессе возвращения миров к прежнему их состоянию.

     Также Демокрита  называют  выдающимся  математическим умом древности. Согласно свидетельству Диогена Лаэрция, Демокрит написал ряд работ по математике: "О различии между (законнорожденной и незаконнорожденной) мыслью, или О касании круга и шара", "О несоизмеримых линиях и телах", а также "Геометрию". К сожалению, ни одна из этих работ до нас не дошла. Но, судя по общим принципам учения Демокрита, он стремился построить такую математику, в которой не было бы бесконечности.

     Атомистическая  теория математики избавляла математику от противоречия, обнаруженного в  ней критикой Зенона. Теория атомистов  утверждала, что деление тела не может идти в бесконечность и  что для частиц вещества существует абсолютный предел делимости. Атом и  есть этот предел. Поэтому тело, разъясняли атомисты, состоит не из бесконечного числа частей, а из весьма большого, но все же конечного числа атомов. Поэтому всякое тело вовсе не должно оказаться во всех случаях бесконечно большим.

     С другой стороны, тело не должно и обращаться в нулевую величину: хотя атомы, из которых состоит тело, весьма малы (не воспринимаются чувствами), однако величина атомов не нулевая. Атомы —  реальные частицы вещества. Поэтому  всякое тело, представляющее собой  соединение или сцепление атомов, не есть ничто, а имеет реальную величину.

     Атомистическая  теория математики не только избавляла  науку от затруднений, вскрытых критикой Зенона. Теория эта была применена  Демокритом и его последователями для решения ряда проблем и задач самой математики.

     Демокрит внес большой вклад как в дальнейшее развитие философской мысли так и в науку, в частности в объяснение физических явлений. Говоря о его учении о познании, необходимо отметить прежде всего то, что он заложил основы концепции вторичных качеств, имеющей и поныне важное значение

для выяснения  сущности мироустройства и познавательных способностей человека.

     Высшее  благо ― по Демокриту ― блаженство, которое состоит в покое

и веселии души и может быть достигнуто благодаря  обузданию своих желаний и умеренному образу жизни. Большое место в философском учении Демокрита занимают также проблемы этики, в особенности вопросы о справедливости, честности, достоинстве человека. Известны его утверждения: «не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость»; «как из ран самая худшая болезнь есть рак, так при обладании деньгами самое худшее — желание постоянно прибавлять к ним». Он был сторонником демократического устройства общественной жизни, утверждал, что «лучше быть бедным в демократическом государстве, чем жить в богатстве при монархии».

          Атомизм Левкиппа-Демокрита составляет одно из величайших учений, до которых дошло глубокомыслие человечества. Идея атома содержит в себе принцип предела делимости материи: мыслился как наименьшая частица, которая выступает как исходный в создании и последний в разложении вещественный элемент сущего. А это - гениальный взлет мысли на принципиально новый уровень философского постижения сущего. 
 
 
 
 
 
 

         Список использованной литературы:

    1.Античная философия .-2-е изд./ А.С. Богомолов, М.: Высшая школа,2006.-390с.

    2.Античная философия / В.Ф.Асмус.- Москва,1999.-541с.

    3.История философии: Краткий курс / С.В.Орлов ,2009. -192с.

    4.Философия: Учебник .-2-е изд./ А.Г.Спиркин , -М.:Гардарики,2006.-736с.

    5.Философия.-4-е изд., исправ. и доп./Под ред. Н.И.Жукова, -Минск: НТЦ АПИ,1999.-367с. 

     . 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Атоммизм Левкиппа-Демокрита