Аристотель и его философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 12:24, контрольная работа

Описание работы

Значение трудов и деятельности античных философов, в частности Платона и Аристотеля, трудно недооценить в развитии не только философской мысли человечества, в построении принципов существования западной цивилизации, но и в нашей современной жизни: её техническом и информационном обеспечении.

Содержание работы

Введение 3
1. Критика учения Платона об «идеях» 4
1.1. Общая характеристика учения Платона об идеях 4
1.2.Kритика Аристотелем учения Платона об идеях 8
2.Вопросы этики и политики в философии Аристотеля 13
2.1.Значение этики для Аристотеля 13
2.2. Философские основания политического учения Аристотеля 14
2.2.1. Учение Аристотеля о государстве 15
2.2.2. Формы правления в политическом учении Аристотеля 17
2.2.3. Понятие политического права у Аристотеля 19
Заключение 22
Список литературы и использованных источников 23

Файлы: 1 файл

Философия политика аристотеля.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

3) когда невозможно  пользоваться лучшими видами, и  приходится довольствоваться низшей  формой, то необходимо определить, как можно сохранить на возможно  более длительное время существующее  государственное устройство;

4) поиск такого вида  государственного устройства, который  был бы универсальным и подходил  бы для всех полисов.

Все это учитывает  практические нужды управления государством и составляет искусство политики, которое состоит в умении, ориентируясь на образец, одновременно приноравливаться к конкретным обстоятельствам, возможностям и нуждам - подобно медицине, кораблестроению, гимнастике и всякому иному искусству.

Выполнению всех задач  политического искусства служат создаваемые Аристотелем классификационные сетки, их наложение на конкретные «обстоятельства», а затем сведение полученных результатов дает определенный итог как основание для выводов о том, что именно необходимо делать при данных условиях.

Основной классификационной  сеткой у Аристотеля является классификация видов государственного строя (форм правления).

Многообразие форм политического  устройства государства определяется множественностью частей, из которых  слагается всякий полис. Согласно Аристотелю, - а он в данном случае апеллирует к реальному опыту, - в одних формах правления все части государства участвуют в управлении, в других только некоторые, в одних - большинство, в других - меньшинство. При этом в каждой форме политустройства возможны внутренние модификации

В целом формы правления Аристотель подразделяет на правильные и неправильные. К первым он относит царство (монархическое правление), аристократию и политию. Вторые - тирания, олигархия и демократия соответственно.

Каждая форма имеет, в свою очередь, несколько видов, поскольку возможны различные комбинации формообразующих элементов.

Самую правильную форму  государства Аристотель называет политией. В политии правит большинство  в интересах общей пользы. Все  остальные формы представляют собой  то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государств, т.е. вообще характерен для государства как политического общения.

Из неправильных форм государства тирания - наихудшая.

Резко критикуя крайнюю  демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, Аристотель с одобрением характеризует  умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона. Отсюда - высокая оценка им реформ Солона.

Полития как лучшая форма  государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития - «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний слой. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй»15.

Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видит в отсутствии подлежащего равенства. Перевороты оказываются следствием нарушения относительного характера равенства и искажения принципа политической справедливости, требующего в одних случаях руководствоваться количественным равенством, в других - равенством по достоинству.

Так, демократия основывается на том принципе, что относительное  равенство влечет за собой и абсолютное равенство, а олигархия исходит  из принципа, будто относительное  неравенство обусловливает и неравенство абсолютное. Подобная ошибочность в исходных принципах государственных форм и ведет в дальнейшем к междоусобицам и мятежам.

В ходе обоснования своего идеального проекта наилучшего государства  Аристотель отмечает, что это - логическое построение и здесь «нельзя искать той же точности, какую мы вправе предъявлять к наблюдениям над фактами, доступными исследованию путем опыта»

Население лучшего государства  должно быть достаточным и легко  обозримым. Территория лучшего государства  должна быть одинаково хорошо ориентирована по отношению к морю и материку. Территория, кроме того, должна быть достаточной для удовлетворения умеренных потребностей. Аристотель говорит о большом числе рабов в лучшем государстве. Гражданских прав лишены ремесленники, «толпа матросов», торговцы.

Земля делится на две  части: одна часть находится в  общем пользовании всего государства, другая - в частном владении граждан (продукты этой части на дружественных  началах предоставляются в общее  пользование других граждан). Законодатель лучшего государства должен стремиться к тому, чтобы доставить гражданам досуг и мир. Таково в общих чертах должно быть, по мнению Аристотеля идеальное государство «полития».

2.2.3. Понятие политического права  у Аристотеля

 

В своем правопонимании Аристотель разделяет положение Сократа и Платона о совпадении справедливого и законного. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми.

В целом право как  политическое явление Аристотель называет «политическим правом». Это, в частности, означает невозможность неполитического права, отсутствие права вообще в не политических (деспотических) формах правления.

Политическое право  делится им на естественное и условное (волеустановленное). Естественное право - то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается.

Таким образом, в учении Аристотеля и естественное, и условное (волеустановленное) право хотя и различаются между собой, но оба относятся к сфере политических явлений и носят политический характер. У софистов, например, различие между естественным правом (правом по природе) и правом условным (полисными законами, установленными по соглашению, произволу и т. д.) означало различение, а зачастую и прямое противопоставление естественного (природного) и политического (условного).

Своеобразие позиции  Аристотеля обусловлено тем принципиальным обстоятельством, что под «природой» он и в вопросе о праве имеет в виду именно политическую природу человека: ведь человек, согласно Аристотелю, есть по своей природе существо политическое

Вообще при рассмотрении тех или иных естественно-правовых концепций важно установить, что, собственно говоря, имеется в виду под понятиями «природа», «естественное» и т.д. в соответствующих учениях. Данный момент имеет существенное значение для характеристики также и других аспектов правопонимания.

Естественное право у Аристотеля есть набор всеобщих представлений и требований, которые наиболее полно отражают природную склонность человека к общению, совместному проживанию для достижения счастливой жизни. Чтобы каждый свободный гражданин жил счастливо, надо, чтобы он имел свое, надлежащее ему, и чтобы была установлена равная мера за равное.

Предписания естественного  права специально нигде не доказываются, они формируются в соответствии с политической природой человека. Естественное право - это право человеческого разума.

Под условным (волеустановленным) правом в концепции Аристотеля подразумевается  все то, что в последующем словоупотреблении  стало обозначаться как позитивное (положительное) право. К условному  праву он относит установления закона и всеобщих соглашений. Причем он говорит о писаном и неписаном законе. Под неписаным законом, тоже относящимся к условному (позитивному) праву, имеются в виду правовые обычаи (обычное право).

Существенным составным  моментом политического качества закона является его соответствие политической справедливости и праву. Отступление закона от права означало бы, согласно концепции Аристотеля, отход от политических форм к деспотическому насилию, вырождение закона в средство деспотизма. Политическое правление - это, по Аристотелю, правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же -- «уравновешенный разум».

Политика и объекты  политики

Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки  о политике. Политика как наука  у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов).

Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстает как начало политики, введение к ней.

Аристотель различает  два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является «арифметическое равенство», сферой применения этого принципа - область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т. д.

Распределяющая справедливость исходит из принципа «геометрического равенства» и означает деление общих  благ по достоинству, пропорционально  вкладу и взносу того или иного  члена общения. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами).

Основным итогом этических  исследований, существенным для политики, является положение о том, что  политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность (автаркию).

 

Заключение

Из рассмотрения философских  взглядов Платона и Аристотеля видно, что они, расходясь в определении  того, что представляет собой окружающая нас действительность, у Платона вещи чувственно воспринимаемого мира рассматриваются лишь как видимость, как искаженное отражение истинно сущего, у Аристотеля чувственно воспринимаемая вещь рассматривается как реально существующее единство формы и материи), обе стоят на позициях объективного идеализма, так как придают особую, ведущую роль не материи (которая, по Аристотелю, пассивна), а идеальным субстанциям - идеям (у Платона) или форме (у Аристотеля).

К тому же весьма важная роль приписывается мировому разуму - богу (Платон), высшей форме (Аристотель), что дает еще одно основание для характеристики этих теорий как объективно-идеалистических.

Непреходящей заслугой Аристотеля остается создание науки, названной  им этикой. Впервые среди греческих мыслителей он основой нравственности сделал волю. Аристотель рассматривал свободное от материи мышление как верховное начало в мире - божество.

Хотя человек никогда  не достигнет уровня божественной жизни, но, насколько это в его силах. Он должен стремиться к нему как к идеалу. Утверждение этого идеала позволило Аристотелю создать, с одной стороны, реалистическую этику, основанную на сущем, т.е. на нормах и принципах, взятых из самой жизни, какова она есть в действительности, а с другой - этику, не лишенную идеала.

Этика Стагирита, весь ее смысл и назначение состоит в  том, чтобы показать, как избежать несчастья и достигнут счастья, доступного смертному человеку. По духу этического учения Аристотеля, благополучие человека зависит от его разума благоразумия, предусмотрительности.

Аристотель поставил науку (разум) выше нравственности, сделав тем самым нравственным идеалом  созерцательную жизнь. Сообразно своему этическому идеалу Стагирит высоко ценит  традиционные античные добродетели  гражданина - мудрость, мужество, справедливость, дружбу. Однако он не ведает о любви человека к человеку в том смысле, как этому стали учить христианские богословы.

Гуманизм Аристотеля совершенно отличен от христианского  гуманизма, согласно которому «все люди – братья», т.е. все равны перед богом. Аристотелевская этика исходит из того, что люди не одинаковы по своим способностям, формам деятельности и степени активности, поэтому и уровень счастья или блаженства разный, а у некоторых жизнь может оказаться в общем и целом несчастной.

Так, Аристотель считает, что у раба не может быть счастья. Он выдвинул теорию о “естественном” превосходстве эллинов над «варварами».

Для Аристотеля человек  вне общества это или бог, или  животное, Но так как рабы представляли собой иноплеменный, пришлый элемент, лишенный гражданских прав, то получалось, что рабы - как бы не люди. а раб становится человеком, только обретя свободу.

Список литературы и использованных источников:

 

Основная литература:

  1. Лавриненко В.Н.Философия: Учебник / ЮНИТИ-ДАНА 2010г. – 735 с.
  2. Аблеев С.Р. История мировой философии: Учебник / С. Р. Аблеев. - М: АСТ, 2005. - 416 с.. – 328с.
  3. Канке В.А. История философии. Мыслители, концепции, открытия: Учебное пособие. – М., 2005.

Дополнительная литература:

  1. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М., 1975.
  2. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1975. Т. 1.
  3. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1975. Т. 2.
  4. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2003г. – 400с.
  5. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. - М.: Мысль, 2009. - 318с.
  6. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. - М.: Инфра - М, 2008. - 664 с.
  7. Богомолов А.С. Античная философия. М., 2005.
  8. Губин В.Д. Философия: Учебник. - М: Велби, 2007. - 480 с.
  9. Кохановский В.П. История философии.- Ростов-на-Дону. 2005.
  10. Лебедева С.А.Философия: Учебник. - М.: Академический проект, 2007. - 731 с.
  11. Лосев А.Ф. «Бытие, имя, космос». М.: Мысль, 1993.
  12. Макаров М.Г. Развитие понятий и предмета философии в истории ее учений. Л.: Наука, 1982.
  13. Ойзерман Т.И. Главные философские направления: теоретический анализ историко-философской мысли. М.: Мысль, 1975
  14. Островский Э.В. Философия: Учебник. - М.: Вузовский учебник,2009. - 321 с.
  15. Платон «Федр». М.: Прогресс, 1989.
  16. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1.

Информация о работе Аристотель и его философия