Аристотель – основоположник современной политико-правовой науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 22:00, контрольная работа

Описание работы

Аристотель Стагирский, один из величайших философов античной Греции, родился в 384 г. до н. э. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона. От названия города производится имя Стагирит, которое часто давалось Аристотелю. Отец Аристотеля Никомах и мать Фестида были благородного происхождения. Никомах, придворный врач македонского царя Аминты III, прочил своего сына на ту же должность и, вероятно, сам первоначально обучал мальчика врачебному искусству и философии, которая в то время была нераздельна с медициной.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 45.89 Кб (Скачать файл)

____________________

19 Лекции по истории политических и правовых учений Беляковой А.М.

 

бы более земледельцам, нежели стражам: при общности детей и жен дружественные чувства будут менее развиты, а этим и должны отличаться подвластные люди, чтобы быть послушными, а не бунтовщиками…Мы же полагаем, что дружелюбные отношения – величайшее благо для государств (ведь при наличии этих отношений менее всего возможны раздоры), да и Сократ всего более восхваляет единение государства, а это единение, как он сам, по-видимому, утверждает, является результатом дружелюбных отношений…И в вопросе о переводе новорожденных детей из сословия земледельцев и ремесленников в сословие стражей и обратно много путаницы…”.  “Стремиться к объединению и обобщению массы нужно … путем ее воспитания“. (Политика) Необходимо исправлять государство внедрением добрых нравов, философии, законов16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________

16 Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993

4.Учение  о формах государства

Один из трудных для исследователя вопросов Аристотель формулирует в таких словах: “…кому должна принадлежать верховная власть в государстве: народной ли массе, или богатым, или порядочным людям, или одному наилучшему из всех или тирану?” (Политика). Аристотель делил государства по числу участвующих в управлении на три группы – где властвует один человек, немногие или большинство. Но к этому “арифметическому” принципу он прибавляет критерий качественный и этический. “Итак, ясно, что только те государственные устройства, которые имеют в виду общую пользу, являются, согласно со строгой справедливостью, правильными; имеющие же в виду только благо правящих – все ошибочны и представляют собой отклонения от правильных: они основаны на началах господства, а государство есть общение свободных людей” (Политика). Им различаются правильные и неправильные формы государства: в правильных формах правители думают об общей пользе, а в неправильных – только о своем личном благе (благе правящих). Тремя правильными формами государства являются монархия (власть добродетельного представителя какого-либо рода), аристократия (власть наилучших людей с точки зрения добродетели, высоких нравственных качеств) и полития, а соответствующими ошибочными отклонениями от них – тирания, олигархия и демократия. Демократия – выгоды большинства свободнорожденных неимущих. Общей пользы ни одна из них не преследует17. Из неправильных форм правления тирания – наихудшая. Самую правильную форму государства Аристотель называл политией, в которой правит большинство в интересах общей пользы. “…полития является как бы смешением олигархии и демократии. Те виды государственного строя, которые имеют уклон в сторону демократии, обычно называются политиями, а те, которые склоняются скорее в сторону олигархии, обыкновенно именуются аристократиями, потому что люди,

____________________

17 Доватур А.И. Политика и политии Аристотеля. М.; Л., 1965

 

 

имеющие больший имущественный достаток, чаще всего бывают и более образованными, и более благородного происхождения. “…Итак, в большей части государств с гордостью выставляют вперед политию, как обозначение вида их государственного устройства, поскольку смешивают состоятельных и неимущих, богатых и свободных… Все остальные формы государства представляют собой то или иное отклонение от политии. Главными формами государства являются демократия и олигархия. Сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением лучших черт олигархии и демократии (объединением интересов состоятельных людей и неимущих, богатства и свободы. Демократический элемент в политии должен преобладать). Из неправильных форм государства тирания – наихудшая. Тирания – это соединение крайней олигархии и крайней демократии и поэтому самый вредный для подданных вариант формы государства. Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития – это власть людей, обладающих средней по размерам собственностью,  собственностью средней величины, это власть среднего класса, “средняя” форма государства, и “средний” элемент в ней доминирует во всем: в нравах – умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании – средний класс, примиряющий богатых и бедных. Полития – самая устойчивая форма государства, так как в ней нет крайнего богатства и крайней бедности. Добродетель, по Аристотелю,  в середине. Аристотель, вслед за Платоном, поделил все общество на богатых и бедных. “Величайшим благополучием для государства является то, чтобы его граждане обладали собственностью средней, но достаточной; а в тех случаях, когда одни владеют слишком многим, другие же ничего не имеют, возникает либо крайняя демократия, либо олигархия в чистом виде, либо тирания… Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видит в отсутствии надлежащего равенства.

5.Проблема идеального государства

Население идеального государства должно быть достаточным и легко обозримым, так его легче защищать. Необходимо, чтобы граждане “знали друг друга”. “Лучше всего безусловное понятие гражданина может быть определено через участие в суде и власти”. …гражданином по преимуществу является тот, кто обладает совокупностью гражданских прав…” (Политика). Желательно, чтобы землепашцы и ремесленники были рабами. Эти лица не служат добродетели. (добродетели: знание, разум, мудрость, скромность, мужество, воспитание, обучение. “Нельзя ставить жрецом ни землепашца, ни ремесленника (ведь воздавать почести божествам приличествует гражданам) ”. “Рассудительность – вот единственная отличительная добродетель правителя; остальные добродетели являются, по-видимому, необходимым общим достоянием и подчиненных и правителей…”). В состав граждан государства входят: военное сословие и лица, участвующие в законодательной и судебной деятельности. Граждане - это душа государства. “А этой душой государства являются военные и те, на кого возложено отправление правосудия при судебном разбирательстве; сверх того, совещающиеся о государственных делах, в чем и находит свое выражение политическая мудрость” (Политика). Граждане имеют право владеть собственностью. Они не должны заниматься ремеслом, торговлей, земледелием, так как им нужен досуг для развития своей добродетели. “Ремесленники не принадлежат к гражданам, как и вообще всякий другой слой населения, деятельность которого направлена не на служение добродетели. Это очевидно из предпосылки, что быть счастливым возможно только в единении с добродетелью” (Политика). Территория идеального государства должна быть хорошо обозрима, одинаково хорошо ориентирована по отношению к морю и материку. Территория, кроме того, должна быть достаточной для удовлетворения умеренных потребностей. Аристотель говорит о большом количестве рабов в лучшем государстве. Земля делится на две части: одна часть находится в общем пользовании всего государства, другая – в частном владении граждан (продукты этой части на дружественных началах предоставляются в общее пользование других граждан). “Земельная собственность не должна быть общей, но что она должна быть предоставлена на дружественных началах в общее  пользование и что ни один гражданин не должен быть лишен пропитания…Следовательно, необходимо поделить всю территорию государства на две части: одна из них должна находиться в общем пользовании, другая в частном владении. Каждая из этих двух частей, в свою очередь, должна быть разделена на две: одна часть земли, находящейся в общем пользовании, должна идти на служение богам, другая – покрывать расходы на устройство сисситии20” (Политика). Климат также имеет большое значение. У северных народов много мужества, но мало ума. А у азиатских народов много ума, но мало мужества. Греки, по мнению Аристотеля, обладают и мужеством и умом: “Эллинский же род, занимая как бы срединное место, объединяет в себе те и другие свойства: он обладает и мужественным характером, и умственными способностями; поэтому он сохраняет свою свободу, пользуется наилучшим государственным устройством и способен властвовать над всеми, если бы он только был объединен одним государственным строем” (Политика).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________

20 Словарь античности. Пер. с нем. – М., Прогресс, 1989. Составитель Йоханнес Ирмшер в сотрудничестве с Ренатой Йоне

6.Учение  о справедливости, праве, законе;

По мнению Аристотеля, право возникло раньше, чем государство. В своем правопонимании Аристотель разделяет положение Сократа и Платона о совпадении справедливого и законного. Аристотель воспринимал право как требование разума и справедливости. Власть закона, а не людей. “…вообще плохо то, что верховную власть олицетворяет собой не закон, а человек, душа которого подвержена влиянию страстей” (Политика). “…правильное законодательство должно быть верховной властью, а должностные лица  - будь это одно или несколько – должны иметь решающее значение только в тех случаях, когда законы не в состоянии дать точный ответ, так как нелегко вообще дать вполне определенные установления касательно всех отдельных случаев…законы в той же мере, что и виды государственного устройства, могут быть плохими или хорошими, основанными или не основанными на справедливости. Ясно только одно: законы должны быть согласованы с тем или иным видом государственного устройства. А если так, то, очевидно, законы, соответствующие правильным видам государственного устройства, будут справедливыми, законы же, соответствующие отклонениям от правильных видов, будут несправедливыми” (Политика). Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. “Понятие справедливости, - отмечает Аристотель, - связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения” (Политика)19. В целом право как политическое явление Аристотель называет “политическим правом”, которое делится Аристотелем на естественное и условное (волеустановленное). “Что касается политического права, - пишет он, - то оно частью естественное, частью условное. Естественное право – то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое

____________________

19 Лекции по истории политических и правовых учений Беляковой А.М.

первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено (это безразличие прекращается)”. Естественное право – это неизменные веления природы, которые не зависят от воли законодателя. Естественное право есть справедливость по природе.  К предписаниям естественного права относятся все общественные явления, существующие “от природы”: семья, рабство, частная собственность и т.д. Таким образом, в учении Аристотеля и естественное, и условное (волеустановленное) право хотя и различаются между собой, но оба относятся к сфере политических явлений и носят политический характер. Под условным (волеустановленным) правом в концепции Аристотеля подразумевается все то, что в последующем стало обозначаться как позитивное (положительное) право. К условному праву он относит установления закона и всеобщих соглашений. Аристотель говорил о писаном и неписаном законе. Под неписаным законом, тоже относящимся к условному (позитивному) праву, имеются в виду правовые обычаи (обычное право). Обычай – это неписаное право, но все же не естественное, а условное право. Существенным составным моментом политического качества закона является его соответствие политической справедливости и праву. “Всякий закон, - отмечал Аристотель, - в основе предполагает своего пода право”. Следовательно, это право должно найти свое выражение, воплощение и соблюдение в законе. Отступление закона от права означало бы, согласно концепции Аристотеля, отход от политических форм к деспотическому насилию, вырождение закона в средство деспотизма. “Не может быть делом закона, - подчеркивал он, - властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права”.

Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является “арифметическое равенство”, а сферой применения этого принципа – область гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д. Равенство является сущностной характеристикой этих отношений. Люди выступают как равные субъекты права, в отношениях между которыми реализуется арифметическая справедливость ”ибо здесь не имеют в виду разницы, лишил ли порядочный человек дурного чего-либо, или дурной порядочного…закон обращает внимание лишь на различие ущерба, а с лицами обходится как с равными во всем…”19 В случае нарушения равенство должно быть восстановлено судьей. Он, вынося решение, находит середину между выгодой, полученной нарушителем, и ущербом, понесенным потерпевшей стороной. ”Следовательно, уравнивающая справедливость есть середина ущерба и выгоды; поэтому-то люди, когда спорят о чем-либо, прибегают к судье: идти в суд значит обратиться к справедливости, ибо судья желает быть как бы олицетворением справедливости”. Главное качество судьи – беспристрастность. Его задача определить и восстановить нарушенную справедливость как арифметическое равенство. Распределяющая справедливость исходит из принципа “геометрического равенства” и означает деление общих благ по заслугам, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения (общества). Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворенность (автаркию).  Политическая справедливость “имеет место между людьми, принадлежащими к одному общению, и имеет целью самоудовлетворенность их, притом между людьми свободными и равными в смысле или пропорциональности, или числа вообще. Люди, не находящиеся в подобных отношениях, не могут и иметь относительно друг друга политической справедливости (прав), но имеют некоторого рода справедливость, названную так по сходству с предшествующим видом. Те люди имеют права, для которых существует закон, определяющий их отношения; закон же предполагает преступление, суд – распределение правды и неправды”

____________________

19 Лекции по истории политических и правовых учений Беляковой А.М.

Заключение

Политико-правовая проблематика освящается Аристотелем в принципе с позиций идеального понимания полиса – города государства как политического общения свободных и равных людей.  
Государство по Аристотелю – продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как семья и селение. Человек по природе своей существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается генезис этой  политической  природы  человека.  
Политико-правовая теория Аристотеля суммировала развитие взглядов землевладельческой аристократии в Древней Греции. Аристократия, связанная с полисной системой землевладения, способна была удержать господствующие позиции лишь при условии сохранения натурального хозяйства, «умеренной», или «средней», собственности и патриархальных полисных традиций и обычаев в сфере управления. Аристотель не случайно повторял за Платоном, что для аристократии, обладающей «избытком добродетели», законы не нужны. 

По мнению Аристотеля прекрасное есть то, что, являясь ценным само по себе, вместе с тем приятно для нас; прекрасное есть то, что одновременно и благое и приятное; прекрасное связанно с удовольствием. Наиболее значительными и существенными признаками прекрасного он считает «величину» и «порядок». Для него прекрасное заключается не в идеях и не в абстрактных количественных отношениях, а в самих реальных вещах. Аристотель полагает, что прекрасное — объективно.Трагическое у Аристотеля отражено в емком теоретическом анализе, включающем рассмотрение многих форм трагических коллизий: трагические ситуации, трагические судьбы, к выражению трагического в искусстве и литературе тесно связано с противоречивой, часто остро конфликтной природой социальных отношений, становившихся все более ощутимыми для каждого эллина по мере развития рабовладельческого общества Древней Греции.

Список литературы

  1. Аристотель. Политика // Сочинения в 4 т. М., 1972. Т. 3 .Ч. 2;
  2. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; Общ ред. А.И. Доватура. – М., Мысль, 1983;
  3. Аристотель. Политика. Афинская полития / Предисл. Е.И. Темнова. – М., Мысль, 1997;
  4. Нерсесянц Владик Сумбатович. История идей правовой государственности. М.,1993;
  5. История политических и правовых учений. Древний мир / Отв. ред. В.С. Нерсесянц. М., 1985.
  6. Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1989;
  7. Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1996;
  8. Асмус В.Ф. Сократ // История античной диалектики. М., 1972;
  9. Васильева Т.В. Дельфийский оракул о мудрости Сократа, превосходящей мудрость Софокла и Еврипида // Культура и искусство античного мира. М., 1980;
  10. Виндельбанд В. Сократ // Виндельбанд В. Прелюдии. СПб., 1903;
  11. Гомперц Т. Греческие мыслители. СПб., 1913. Т.2.
  12. Жебелев С.А. Сократ. Берлин, 1923;
  13. Кессиди Ф.Х. Сократ.М., 1988;
  14. Лосев А.Ф. История античной эстетики (Софисты. Сократ, Платон). М., 1969;
  15. Лосев А.Ф. Сократ // Философская энциклопедия. М., 1970. Т.5;
  16. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993;
  17. Доватур А.И. Политика и политии Аристотеля. М.; Л., 1965;
  18. Кечекьян С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М., 1947;
  19. Лекции по истории политических и правовых учений Беляковой А.М.
  20. Словарь античности. Пер. с нем. – М., Прогресс, 1989. Составитель Йоханнес Ирмшер в сотрудничестве с Ренатой Йоне.

Информация о работе Аристотель – основоположник современной политико-правовой науки