Аристотель – энциклопедический ум античного мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 19:24, контрольная работа

Описание работы

Аристотель воспринимает логику не как самостоятельное философское учение, а скорее как необходимый инструмент всех наук и философии в частности.
Основой этики Аристотеля служит психология. Этика изучает индивидуальное поведение человека, его политику, является по преимуществу социально-политической этикой, т. е. областью знаний, исследующей нравственные задачи гражданина и государства, вопросы воспитания хороших граждан и заботы об общем благе.

Содержание работы

Введение ст.2
Аристотель – энциклопедический ум античного мира.
1. Материя, формы, движение, причины. Бог в метафизике Аристотеля. ст.3 - 9 ст.
2. Аристотель – основатель науки логики. ст9 .- 10 ст.
3.Проблемы этики Аристотеля. Влияние Аристотеля на мировую
философскую мысль. ст10-13ст.
4. заключение ст.14
5. список литературы .

Файлы: 1 файл

Аристотель.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

 

              Аристотель – энциклопедический ум античного мира.

 

 

План.

    Введение                                                                                                                                ст.2

                                Аристотель – энциклопедический ум античного мира.

  1. Материя, формы, движение, причины. Бог в метафизике Аристотеля.                       ст.3  - 9 ст.               

  2. Аристотель –  основатель науки логики.                                                                          ст9 .- 10 ст.  

  3.Проблемы этики  Аристотеля. Влияние Аристотеля  на мировую

  философскую мысль.                                                                                                            ст10-13ст.

4. заключение                                                                                                                          ст.14

5. список литературы .                                                                                                             ст.14

 

 

 

                                                         

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Введение 

Вершиной развития древнегреческой философии стало творчество Аристотеля, ученика и критика Платона. Этот весьма одаренный мыслитель проявил себя в логике и этике, в политической теории и естествознании.

«Бытие существует, а небытия нет» - так гласит основной закон мыслителя. Основой бытия он считал первую материю. Промежуточной ступенью между материей и вещами являются: огонь, воздух, вода и земля. По Аристотелю, реальный мир являет собой единство материи и формы. Формой всех форм выступает Бог как некий «перводвигатель».

Греческий философ выделил такие категории, как «сущность», «количество» и «качество», «время», «место» и другие.

Планету Земля Аристотель считал центром мироздания, а конечным и вечным источником всех форм жизни и движения на ней - бога.

Аристотель признавал четыре причины: 1) материю, или пассивную возможность становления, 2) форму (сущность, суть бытия), действительность того, что в материи дано лишь как возможность, 3) начало движения и 4) цель.

Вся природа рассматривается у Аристотеля в виде последовательных переходов от материи к форме и обратно.

Аристотель воспринимает логику не как самостоятельное философское учение, а скорее как необходимый инструмент всех наук и философии в частности.

Основой этики Аристотеля служит психология. Этика изучает индивидуальное поведение человека, его политику, является по преимуществу социально-политической этикой, т. е. областью знаний, исследующей нравственные задачи гражданина и государства, вопросы воспитания хороших граждан и заботы об общем благе.  

 

 

                   

 

 

 

 

                  

 

 

 

 

                        Аристотель – энциклопедический ум античного мира.

                            Материя, формы, движение, причины. Бог в метафизике Аристотеля. 

 

По Аристотелю, для понятия и познания единичное бытие есть сочетание «формы» и «материи». В плане бытия «форма» - сущность предмета. В плане познания «форма» - понятие о предмете или те определения существующего в себе предмета, которые могут быть сформулированы в понятии о предмете.

Согласно Аристотелю, то, с чем может иметь дело знание, есть только понятие, заключающее в себе существенные определения предмета. Напротив, если мы отвлечемся от понятия, то из всего содержания самого предмета останется только то, что ни в коем смысле не может уже стать предметом знания.

Чтобы знание было истинным, оно, по Аристотелю, не только должно быть понятием предмета. Кроме того, самим предметом познания может быть не преходящее, не изменчивое и не текучее бытие, а только бытие непреходящее, пребывающее. Такое познание возможно, хотя отдельные предметы, в которых только и существует непреходящая сущность, всегда будут только предметами преходящими, текучими. Однако такое познание может быть только познанием или понятием о «форме».

Эта «форма» для каждого предмета, «формой» которого она является, вечна: не возникает и не погибает.

Таким образом, «форма» - общее, реально единичное. Поэтому для того, чтобы «форма» могла стать «формой» такого-то единичного или индивидуального предмета, необходимо, чтобы к «форме» присоединилось еще нечто.

Форма, по Аристотелю, находится посредине между отдельным и родовым, которые существуют благодаря видовому. Именно оно главное, решающее начало бытия и знания. Форма - не качество, не количество, не отношение, а то, что составляет суть вещи, без чего ее нет.

Форм столько, сколько низших видов, далее не распадающихся ни на какие другие виды.

Присоединяемый к «форме» новый элемент может стать элементом субстанции только при условии, если он будет совершенно «неопределенным субстратом» или «неопределённой материей». Это тот субстрат (материя), в котором общее («форма») впервые становится определенностью другого бытия.

Аристотель раскрывает подробно свое понимание процесса, посредством которого в отдельных предметах чувственного мира возникают новые свойства или в которых «материя» принимает в себя «форму».

Всякий предмет, приобретающий новое свойство, которое может быть выражено в новом определении, до этого приобретения, очевидно, не имел этого свойства. Поэтому, чтобы ответить на вопрос, что такое «материя», или «субстрат», необходимо уяснить следующее: «материя» есть, во-первых, отсутствие («лишенность», «отрицание») определения, которое ей предстоит приобрести как новое определение. Иначе говоря, «материя ('ulh)» — «лишенность» «формы».

Однако понятие «материи» не может быть сведено как к единственной характеристике к «лишению» или к «отсутствию» формы, к «отрицанию» формы. Когда в «материи» возникает новая определенность, новая «форма», например, когда глыба меди превращается в медный шар или в медную статую, то основанием этой новой определенности не может быть простое отсутствие («лишение» - отрицание) формы шара или формы статуи. С другой стороны, новая «форма» возникает в «материи», которая не имела ранее этой «формы». Отсюда следует, заключает Аристотель, что «материя» - нечто большее, чем «лишенность» («отсутствие»).

Действительным, по Аристотелю, становится только то, что обладало «возможностью» стать действительным. И Аристотель поясняет свою мысль примером. Человек, ранее бывший необразованным, сделался образованным. Но образованным он стал не потому, что он был необразован, не вследствие «лишения» или «отсутствия» образованности, а потому, что человек этот обладал «возможностью» (способностью) стать образованным.

Но если это так, то необходимо признать, что «материя» («субстрат») заключает в себе два определения: 1) отсутствие «формы», которая в ней возникнет впоследствии, и 2) возможность этой «формы» как уже действительного бытия. Первое определение («лишенность») всего лишь отрицательное, второе («возможность») - положительное.

В отличие от «материи», которая есть бытие «в возможности», «форма» есть «действительность» (energeia), т. е. осуществление возможного.

Под «материей» он понимает, во-первых, субстрат в безусловном смысле. Это только «материя», или, иначе, чистая возможность - бесформенное и неопределенное вещество, «то, что само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определено сущее».

И, во-вторых, под «материей» он понимает и такой субстрат, который уже не только возможность, но и действительность – «то, из чего вещь состоит» и то, «из чего вещь возникает».

Такая материя включает в себя и «первую материю», из которой состоят и возникают вещи, и притом все вещи, которые состоят из первоматерии, если их лишить всех форм. Непосредственно же вещи состоят и возникают из уже оформленной «последней материи». Такая материя - материя лишь для того, что из нее непосредственно возникает.

Материя лежит в основе всех противоположностей, главные из которых образуют четыре элемента: огонь (теплое и сухое), воздух (теплое и влажное), вода (холодное и влажное), земля (холодное и сухое). Всякая случайность есть проявление материального начала, то есть переход от одной противоположности к другой (возникновение и уничтожение). Комбинации из четырех элементов, вызванные действием материальной причины, образуют весь предметный мир.

Эфир, пятый элемент, в отличие от четырех других, является невозникшим, неуничтожимым и неизменяющимся. В нем нет ничего противоположного, поэтому он лишен материи. Из эфира состоит крайняя сфера неподвижных звезд. Эта сфера совершает бесконечное, непрерывное и равномерное движение по кругу. Ее движение есть одно изменение, без возникновения и уничтожения (двигаясь по кругу, из точки Х мы движемся к точке Х), вследствие чего крайняя сфера есть чистое начало движения. Помимо этого совершенного вида движения выделяются еще два не менее основных: прямолинейное к центру, направленное вниз (Земля - центр Вселенной), и прямолинейное к периферии (вверх). Прямолинейное движение есть чистая целевая причина.

Движение по прямой осуществляется через стремление элементов к их "естественным местам". Вода и земля стремятся вниз, а огонь и воздух - вверх. Этому движению соответствуют возникновение и уничтожение (двигаясь по прямой, из Х мы движемся к не-Х). Смешение кругового движения (движущей причины) и прямолинейного (целевой причины) образует остальные виды движения - движения неравномерные, в них целевая причина не совпадает с движущей.

Четыре физических элемента обладают и «формой», так как они образуют понятие об элементах, реализующееся в некоторой «материи», и должны, кроме того, обладать «материей», так как и для них должен существовать некий «субстрат».

«Последняя» материя, согласно разъяснению Аристотеля, - это та «материя», которая не только есть возможность известной «формы»,  но, кроме того, будучи такой возможностью, есть одновременно и  особая «действительность». «Последняя» материя обладает своими особыми, ей одной принадлежащими, признаками, и  относительно нее может быть высказано ее определение, может быть сформулировано ее   понятие.

Аристотель рассматривает все, чему учили известные ему  философы - древние и его современники, - о началах бытия и мира. Рассмотрение это, полагает он, показывает, что история исследовавшей этот вопрос мысли выдвинула - правда, не одновременно, но в лице разных философов и в разные времена - четыре основных начала, или четыре основные причины. 

Если иметь в виду понятия об этих причинах, то можно сказать, что ими были: 1) «материя» - то, в чем реализуется понятие; 2) «форма» - понятие или понятия, которые принимаются «материей», когда происходит переход от возможности к действительности; 3) причина движения; 4) цель, ради которой происходит известное действие. Например, когда строится дом, то «материей» при этом процессе будут кирпичи «формой» - самый дом, причиной движения, или действующей причиной, - деятельность архитектора, а целью - назначение дома.

Вещь обычно обладает всеми четырьмя причинами. Например, причинами статуи являются и ваятельное искусство, и медь: первое - как источник движения, вторая - как материя. Но действуют и формальная причина, и целевая. Скульптор, создавая статую, придает ей форму, которую он имел в голове как цель, определявшую все его действия - не стихийные, а целеустремленные, а в случае успеха при реализации цели в материале - и энтелехиальные.

Перечисление четырех причин Аристотель развивает во 2-й главе 5-й книги «Метафизики». «Причина в одном смысле, - говорит Аристотель, -обозначает входящий в состав вещи материал, из которого вещь возникает, - каковы, например, медь для статуи и серебро для чаши, а также их более общие  роды.

В другом смысле так называется форма и образец, иначе говоря - понятие сути бытия и более общие роды этого понятия (например, для октавы - отношение двух к одному и вообще число), а также части, входящие в состав такого понятия. Далее, причина, - это источник, откуда берет первое свое начало изменение или успокоение: так, например, человек, давший совет, является причиною, и отец есть причина ребенка, и вообще то, что делает, есть причина того, что делается, и то, что изменяет - причина того, что изменяется. Кроме того, о причине говорится в смысле цели; а цель, это -- то, ради чего, - например, цель гулянья - здоровье.

Установив, таким образом, существование четырех причин всего совершающегося, Аристотель ставит вопрос, какие из них основные и несводимые и какие могут быть сведены одни к другим.

Анализ вопроса приводит Аристотеля к выводу, что из всех четырех причин существуют две основные, к которым сводятся все прочие.    Эти основные и уже ни на что далее несводимые причины - «форма» и «материя».

Так, целевая причина сводится к формальной причине, или к  «форме». И действительно. Всякий процесс есть процесс, движущийся к некоторой цели. Однако если рассматривать не те предметы, которые возникают в результате сознательной целевой деятельности человека, а предметы, которые возникают независимо от этой деятельности как естественные предметы природы, то для этих предметов цель, к которой  они стремятся, есть не что иное, как действительность, существующая в  них как возможность. Так, можно рассматривать рождение человека    как осуществление понятия о человеке. Это понятие коренится в    качестве возможности в «материи», или в веществе, из которого состоит человек.

Сведение «целевой» причины к «форме», или к осуществленной действительности, возможно для Аристотеля потому, что его учение о «цели», или «телеология», есть телеология не только естественная, осуществляющаяся в процессах самой природы независимо от человека, но, кроме того, телеология объективная. В этом новое понятие о телеологии, достигнутое Аристотелем в сравнении с его предшественниками: Сократом и Платоном.

Информация о работе Аристотель – энциклопедический ум античного мира