Арабская средневековая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:39, реферат

Описание работы

Цель работы – охарактеризовать истоки возникновения и основные особенности арабской философии эпохи Средневековья.
Задачи:
1.Раскрытие основных принципов арабской философии под призмой ислама.
2.Рассмотрение важнейших мыслителей арабского мира в период средних веков, изучение их идей, жизненных позиций и пропагандируемых философских принципов.

Содержание работы

Введение
1. Становление арабской средневековой философии
2. Учения, концепции и теории арабских мыслителей эпохи Средневековья
2.1 Взгляды представителей арабской философии на Востоке
2.2 Взгляды представителей арабской философии на Западе
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

В основном сочинения  Аль-Газали «Воскрешение наук о вере»  развивается идея не возможности  рационального познания Бога. Познание Его возможно лишь путем экстатического переживания, внутреннего опыта  индивида.

Аль-Газали критиковал философию  за то, что на ней, по его мнению, в немалой степени лежит клеймо неверия и безбожия. Так греческие философы Эмпедокл, Анаксагор и Демокрит не признавали наличие Бога как творца мира. Другие философы также увлекались тем, что объясняли развитие мира исключительно лишь естественными причинами. Газали критиковал также Сократа, Платона и Аристотеля за их склонность к атеизму.

Учение Газали было стремлением  восстановить элементы мистики в  философии и вывести ее из-под  влияния научного знания.

К середине XII в. религиозная реакция достигает своего апогея и научно-философская мысль на арабском Востоке затухает [1, с. 75-76; 2, с. 179].

 

 

2.2  Взгляды  представителей арабской философии  на Западе

 

В отличие от Востока, в Испании в этот период арабская культура расцветает.

Арабы и мавры высадились на Пиренейском полуострове в 711 г. Через два года почти вся  страна, кроме небольшого района на севере, была в их руках. Завоеватели  преобразовали страну: совершенствуется техника сельского хозяйства, развиваются  садоводство и виноградорство; число городов достигает четырехсот; ведется оживленная торговля с Византией, Африкой, Италией и Южной Францией.

Начало арабо-испанской  философии положил врач, поэт, математик  и астроном Ибн-Баджа (ок. 1070 – 1138). Он занимал высокие правительственные посты в Гренаде и Сарагоссе, в конце жизни по обвинению в ереси был заточен в тюрьму и отравлен. Это обвинение имело под собой основания, так как Ибн-Баджа писал: «Мир является как бы простым единым живым существом, не нуждающемся ни в чем постороннем».

В книге «Образ жизни  уединившегося» дается картина постепенного подъема души, освобождающейся от инстинктивных и чувственных  животных элементов, до высшей ступени  познания умопостигаемого мира. Это  духовное восхождение совершается  не через мистическое просветление, а путем интеллектуального совершенствования при посредстве научного знания. В книге дается набросок идеального государства. В этом государстве нет ни врачей, ни судей. Медицина является там излишней, потому что граждане правильно питаются; правосудие там не нужно, потому что граждане руководствуются в своих отношениях любовью и между ними не бывает разногласий и раздоров [2, с. 180].

Следующим представителем арабской философии был Ибн-Туфайль (1110 – 1185) – врач, математик, философ  и поэт; современники дали ему прозвище «учитель нечестия». До нас дошел философский роман Ибн-Туфайля «О Хайе, сыне Яззана». В этой психологической робинзонаде рисуется саморазвитие «естественного человека», изолированного на необитаемом острове. Ребенка, попавшего на необитаемый остров, вскормила лань. Он видел небо, море, различные предметы; долгие годы жил в одиночестве. Первые знания его ограничиваются чувственными вещами; постепенно он доходит до познания общего начала вещей, которое их объединяет. Этим началом, которое хранит этот мир и придает ему движение, является Бог.

Для того, чтобы правильно  оценить смысл многих произведений средневековой философии, нужно  учитывать специфику эпохи; следует  сквозь формальные заверения в лояльности «божественному закону» попытаться проникнуть в сокровенные мысли философа, не согласующиеся с ортодоксальной точкой зрения [2, с. 180; 7, с. 220].

Яркой фигурой в арабской философии был Ибн-Рушд (1126 – 1198). Он подвел итог всей предшествующей арабской философии и оказал сильное влияние на христианскую схоластику. В Европе он был известен под именем Аверроэс. Возникновение этого имени объясняется следующим образом: когда по инициативе Раймунда, архиепископа Толедского, в средневековой Европе стали переводить на латынь произведения арабо-мусульманской философии, имена философов зачастую искажались. Имя Ибн-Рушд преобразовалось в Абен-Рошд, затем – Авен-Рошд, Аверрошд, Аверросд и наконец – в Аверроэс [2, с. 181; 9, с. 44].

Ибн-Рушд жил в Андалузии  и Марокко, занимал должности  судьи и придворного врача. Незадолго до смерти подвергся гонениям как еретик. Ибн-Рушд был автором многочисленных сочинений по философии, естественным наукам, медицине, юриспруденции и филологии. Он прокомментировал все известные произведения Аристотеля. Современники говорили, что «Аристотель объяснил природу, а Аверроэс – Аристотеля». Но он не был просто комментатором; Ибн-Рушд – оригинальный ученый и философ.

В книге «Опровержение  опровержения», направленной против Аль-Газали, говорится: «Цель настоящего рассуждения  – рассмотреть с точки зрения религии, является ли изучение философии  и логических наук чем-то разрешенным  религией, чем-то предосудительным или  чем-то предписанным ею либо как нечто похвальное, либо как нечто обязательное». Положительный ответ аргументируется следующим образом. Во-первых, Священное писание мусульман обязывает изучать окружающий мир, так как только посредством проникновения в сущность вещей как «творений Божьих» возможно постичь самого их Создателя» Во-вторых, самым совершенным способом изучения «творений божьих» является тот, что выводит неизвестное из известного с помощью доказательства. Но ведь именно этим занимаются философы. Таким образом, религия не только не запрещает философию, а, наоборот, призывает ею заниматься [2, с. 181; 10, с. 533].

Ибн-Рушд утверждает, что  если религия истинна, то исследование, опирающееся на доказательство (т. е. философия), не ведет к противоречию с тем, что утверждает религия. Но если какое-то суждение религии противоречит доказательному знанию (философии), то возникает необходимость в аллегорическом толковании «священного» текста.

В конечном счете Ибн-Рушд приходит к выводу о независимости  философии от теологии. Именно философия постигает истину. Истина одна, и она разумна; именно поэтому при расхождении между философией и религией необходимо толковать религиозный текст в свете разума, т. е. философии.

В то же время Ибн-Рушд не выступает против самой религии. Он говорит, что философ должен держать свою точку зрения при себе. В области практических проблем, проблем морали и права философ должен следовать предписаниям религии, даже если он внутренне осуждает некоторые из них. Внешне же он никак не должен проявлять своего недовольства.

Ибн-Рушд считал необходимым  изучать и использовать взгляды  предшествующих мыслителей других народов, обращая особое внимание на их доказательность. «Если что-то в этих книгах соответствует  истине – переймем это у них, порадуемся этому и поблагодарим их за это».

В онтологии Ибн-Рушд различает сущность и существование, утверждая, что сущность предшествует существованию. В единичных субстанциях  сущность и существование находятся  в единстве.

Сотворен ли мир или  он существует вечно, сотворена ли материя или она несотворима? Ибн-Рушд склоняется к последней точке зрения, о чем, по его мнению, свидетельствуют слова Корана об Аллахе: «И он тот, который создал небеса и землю в шесть дней, и был его трон на воде». Это означает, по мнению Ибн-Рушда, что небеса и земля не возникли «из нечего», а было «некое бытие, предшествовавшее данному бытию».

Материя – объективное  вечное начало. Ибн-Рушд считает, что  формы не вносятся и не создаются, а внутренне присущи несотворенной  материи и лишь переходят в ней из потенциального в актуальное состояние. Допущение же о том, что формы приходят в материю извне, равносильно признанию творения «из ничего», что невозможно. В самой природе материи заложены начала возникновения и уничтожения, роста, уменьшения, превращения перемещения, т. е. движения. Но что же является источником перехода потенциального в актуальное? Ибн-Рушд указывает на Бога как перводвигатель.

Ибн-Рушд убежден в  объективности причинных связей; он говорит о мире как едином, целостном. Если бы какая-то часть явлений «была бы полностью независимой от других, то есть если бы одни из них не служили причиной других, тогда мир не мог бы быть единым связным целым». Ибн-Рушд выступает против тезиса богословов о том, что каждое явление своим существованием обязано исключительно творческой деятельности Бога.

Мыслитель отвергает возможность непосредственного общения с Богом, отвергает мистический путь познания. Только научное познание ведет к цели. И здесь необходим постоянный, неустанный умственный труд, глубокое познание доступно только глубоким умам. Вот почему философия есть благороднейшее занятие, какому только может посвятить себя человек.

Ибн-Рушд – последняя  крупная фигура арабской философии. В XIII в. дальнейшая разработка философских проблем в мусульманском мире прекращается. Учения Ибн-Рушда (Аверроэса) и других арабских мыслителей распространялись, обсуждались и опровергались христианскими философами, а в самом мусульманском мире наступило господство религиозных фанатиков, сопротивлявшихся всякому проявлению самостоятельной мысли [1, с. 76-77; 2,        с. 181-183; 3, с. 115-116].

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как и в Западной Европе, философия арабского Востока  носила в целом религиозный характер. Основой в ней была тема Бога и  его места в мире, соотношение  философии и теологии. Однако философия в этих странах имела все же более прочную связь с наукой. В ней был сильнее выражен дух рационального мышления и здравого смысла.

Что касается значения средневековой  философии, то здесь важно избегать крайних и тем более высокомерных суждений. Во-первых, будет несправедливым не отметить существенное продвижение философской мысли этого времени в таких областях, как онтология, логика и теория познания, антропология. Философия средних веков усилила интерес к теме человека, обратив особое внимание на его духовный мир, смысл жизни и призвание. Эта философия затрагивала такие важные явления человеческого духовного мира, как вера, любовь и надежда, чувства вины и раскаяния. В творчестве ряда мыслителей философия обрела более тесную связь с естественными науками в лице астрономии, физики, математики и медицины. В средневековой арабской философии было обозначено немало идей, получивших в дальнейшем более полное развитие.

Красной нитью через  всю философию арабских мыслителей тянется их тесная связь с древнегреческой философией, а, особенно, с философскими взглядами Аристотеля. Эта связь позволила восточным философам не только формулировать    какие-то новые идеи и принципы мировоззрения сугубо с точки зрения ислама, но также пропускать через себя учения классиков мировой философии, что способствовало обогащению философии в целом.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Горбачев В.Г. История философии. – Брянск: «Курсив», 2000 – 336 с.
  2. Ильин В.В. История философии. – СПб.: Питер, 2005 – 732 с.
  3. Соколов В.В.  Средневековая философия. – М.: Высш. школа, 1979 – 448 с.
  4. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2001 – 576 с.
  5. Надольний І.Ф., Андрущенко В.П., Бойченко І.В.  Філософія. – К.: Вікар, 1998 – 624 с.
  6. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 1999 – 816 с.
  7. Беляев Е.А.  Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. – М.: Наука, 1966 – 279 с.
  8. Коплстон Ч.Ф.  История средневековой философии. – М.: Энигма, 1997 –  524 с.
  9. Соколов В.В.  Средневековая философия. – М.: Высш. школа, 1979 – 448 с.
  10. Майоров Г.Г.  Формирование средневековой философии. – М.: Мысль, 1979 – 732 с.

Информация о работе Арабская средневековая философия