Арабская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:46, контрольная работа

Описание работы

Философия с момента своего возникновения, - а она стояла у истоков науки, - всегда занимала особое место в системе знаний о мире. Это объясняется прежде всего тем, что ядро философии независимо от той или иной позиции философа составляет проблема человека в его взаимоотношении с миром, проблема человека и мира, места и роли человека в нем.
Она вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и о сущности человеческого бытия, выступая в качестве теоретической основы мировоззрения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
1.Особенности арабской философии средних веков………………………….4
2. Специфические особенности русской религиозной философии конца XIX – начала XX века…………………………………………………...........................17
3. Критерии научности………………………………………………………….24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………. 30
Дополнение к вопросу №2………………………………

Файлы: 1 файл

к.р философия.docx

— 71.43 Кб (Скачать файл)

- природа человека, его  свобода, смерть и бессмертие; - гуманизм и его кризис;

- смысл человеческой истории; - ряд важных социальных вопросов.

    Центральной фигурой  во всей русской религиозной  философии является В.С. Соловьев. Соловьев во главу угла своей  философской концепции ставил  религию и стремился подчинить  ей философию, науку, этику,  будущее государственное устройство. Он резко критиковал материализм  и атеизм, представляя их как  учения безнравственные, опустошающие  природу человека и ведущие  людей в тупик. Вопрос о взаимоотношении  материального и духовного Соловьев  решал с позиции объективного  идеализма. Начало всего сущего - абсолютное, т.е. бог. Бог воспринимает  не разумом, а только через  веру. Бог содержит в себе вечные  идеи, т.е. идеальный мир. Этот  идеальный мир порождает мир  физический. Этот физический мир  связан с богом через человека, который обладает и материальной  и идеальной субстанциями.

    Возможность познания  человеком окружающего мира Соловьев  связывал с верой в бога - познание  через веру.  В. Соловьев являлся  автором теории вселенской теократии.  Он считал, что в отношениях  между собой люди должны забыть  все распри и руководствоваться  христианским учением о любви  к ближнему. Этот же принцип  должен был положен в основу  между отдельными государствами.  Легче всего его может осуществлять  христианская религия. Чтобы претворить  в жизнь христианский принцип  «любви к ближнему» и окончательно  исключить из общества классовые  и национальные противоречия, православной, католической и протестантской  церкви необходимо слиться воедино  под эгидой Римского папы и  русского самодержавия, образовав вселенскую теократию. Последней работой В. Соловьева стали «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории...», посвященные развернутой критике религиозно- философского учения Л. Толстого. Его обращение к проблеме мирового зла предстает как закономерное, ибо её всестороннего исследования оправдание добра оказывается неполным. Исследуя мировое зло В. Соловьев последовательно опровергает тезис о непротивлении силой и показывает необходимость войны в обреченном на совершенство мире. И только по мере совершенствования мира война исчезнет из мира людей. Ярким и многогранным явлением в русской религиозной философии была фигура Н.А. Бердяева.

    Философию он  считает чистым творчеством в  отличии от науки, которая всегда  должна приспосабливаться к необходимости  бытия. 
Исходя из творческой природы философии он предлагает свою концепцию миростроения, ориентированную на человека:

- В качестве первореальности  выдвигается история и природа.  Они вечны и включают в себя  несотворенную свободу.

- Всё зло в мире истекает  из этой свободы (Зло - это  испытание, посланное людям благим  Богом).

- В итоге - Бог мир  создает, Себя в мире проявляет,  но не управляет миром. 
- Человеку Бог необходим как нравственный идеал и надежда на спасение.

- Богу нужен человек,  как покаявшийся грешник, стремящийся  к богочеловеческому образцу. 

- Достичь этого результата  человек может лишь через катастрофу, конец света, страшный Суд. 

- В результате наступит  новый мир - вечное царство  свободы и духа, человеческое  бессмертие.

    Личность у  Бердяева представляет собой  сосредоточение индивидуальных  духовных сил и сферу свободы.  Она постоянно испытывает давление  со стороны общества, которое  стремиться поработить личность, включив её в какую- нибудь  общность.

    Истинная свобода  личности заключается в «соборности», концентрации индивидуальной духовной  силы и воли, т.е. подразумевается  верховенство личного начала  над коллективным. Идеи Бердяева  оказали значительное влияние  на развитие французского экзистенциализма.  
С.Н. Булгаков своей центральной задачей считал обоснование целостности христианского мировоззрения (в 1918 году он принял сан священника).  
Все социальные отношения и культура должны быть оценены и перестроены на религиозных началах.

     Н.О. Лосский  главную задачу философии видел  в том, чтобы построить теорию  о мире как едином целом  на основе прежде всего религиозного  опыта. Центральный элемент мира - личность.  
П.А. Флоренский также разрабатывал религиозно- философскую проблематику, в центре которой - идущее от В. Соловьева концепция о всеединстве и учение, о Софии, учение об интуитивном образносимволическом постижении мира основывающееся на нравственном учении личности.

    Становление самобытной  русской философии начиналось  с постановки и осмысления  вопроса об исторической судьбе  России. В напряженной полемике  конца 30-х — 40-x a.a. ХIX в. о  месте России в мировой истории  оформились славянофильство и  западничество как противоположные  течения русской социально-философской  мысли.

     Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия,  может быть сформулирована следующим  образом: является ли исторический  путь России таким же, как и  путь Западной Европы, и особенность  России заключается лишь в  ее отсталости или же у России  особый путь и ее культура  принадлежит к другому типу? В  поисках ответа на этот вопрос  сложились альтернативные концепции  русской истории. 

    A 1839 a. в московских  светских и литературных салонах  стала распространяться записка  '' О старом и новом''. Её автором  был Александр Степанович Хомяков,  участник кружка , в котором через  много лет встретились повзрослевшие  друзья юного Веневитинова (братья  Киреевский, А.И.Кошелев ). К ним  присоединились Ю.Ф.Самарин, И.Д.Беляев, братья Константин и Иван Аксаковы.Членов  нового кружка стали называть  славянофилами.  
    Сущность славянофильства определялось идеей «несхожести» России и Запада, самобытности русского духовно-исторического процесса (сам термин «славянофильство» достаточно условен и выражает лишь их общественно политические позиции).

     Все основные  идеи славянофилов тяготеют к  полюсу тотальности:  
- Критика западной цивилизации как якобы «безбожной», низменной, бездушной.  
- Православие - духовная основа русской нации, подлинный двигатель исторического процесса;

- Монархия - идеальная форма  государственного устройства России, наиболее полно выражающая дух  и традиции русского народа;  
- Крестьянская община, патриархальная семья- социальная основа общества, внутри которого только и возможен подлинно нравственный человек;  
- Соборность - выражение коллективного духа россиян, их общинного («хорового») начала в образе жизни. Соборность есть собирание, соединение всех сил ради общего дела.

- Русский народ - это  особый народ (народ - богоносец), призванный к высокой роли  в мире.

    По сути дела, славянофильство - это философия  религиозно окрашенного коллективизма.  Задачу последующего развития  России они видели в том,  чтобы дух православия пронизал  весь общественный организм, придал  ему высший смысл в развитии. Свобода индивида возможна, но  лишь путем подчинения его  абсолютным ценностям- авторитету  религии и церкви, государству,  своему народу. В полемике со  славянофилами складывалась русская  философия индивидуальности, тяготевшая  к тем или иным формам западничества. 

Яркими представителями  западников являются: А. И. Герцен (1812- 1870), В.Г. Белинский (1811- 1848), Т. Н. Грановский (1813- 1859), Н. Г. Чернышевский (1828- 1889). Они  были выразителями идеи единого общемирового прогрессивного развития.

Они активно выступали  за европеизацию страны, т.е. ликвидацию феодально- крепостнических отношений  и развитие общества по буржуазному  пути. Считали религию и церковь  тормозом общественного прогресса.  
Высоко оценивали человеческий разум и науку, уважительно относились к правовым нормам общества.

 Основной ценностью  общества для них является  индивид, а государство прозвано  защищать его права и свободы.  
В социальной сфере они ориентировались либо на конституционную монархию, либо на социалистические или анархические формы государственного правления.  В последней трети 19 столетия сложилась вторая историческая форма полюсов русской философии:

- Традиции славянофилов  продолжили почвенники: А. А. Григорьев  (1822- 1864), Ф.М. Достоевский (1821- 1881), Н. Я. Данилевский (1822- 1885), К.  Н. Леонтьев (1831- 1891);

«Почвенники» - философское  направление, для которого главной  была идея о «национальной почве» как основе социального и духовного  развития России.  
«Народники»:  
- сохранили веру в науку

- считали, что царство  «нравственности, справедливости»  может наступить лишь через  деятельность героев, способных  повести за собой бессознательное  массовое движение.

    Спор славянофилов  с западниками XIX век разрешил  в пользу последних. Причем  проиграли не только славянофилы  (в середине века), проиграли и  народники (к концу столетия). Россия пошла тогда по западному,  т.е. капиталистическому пути  развития. XX век этот приговор  можно сказать пересмотрел. Российский  «эксперимент», основанный на  западноевропейской модели прогресса,  потерпел тяжелое поражение. Потому  что уничтожили святая святых - общину, артель, назвав это «великим  переломом», - по сравнению с которым  «перелом», пережитый страной  в эпоху Петра, был не более  чем легкой коррекцией ее естественного  развития.

 

                                            

 

 

 

                                             3.Критерии научности

 

    Наука изучает  только то, что существует само  по себе и независимо от  субъекта. Её не интересует, почему  это есть, что могло бы быть, что должно быть и насколько  это хорошо или плохо. В принципе, наука может ответить на эти  вопросы, но игнорирует их. Она  не стремится обрести абсолютную  истину, ответив на все возможные  вопросы. Относиться к самоограничению  можно по-разному, но научное  сообщество считает, что такой  стиль позволяет добиваться наиболее  значимых результатов.

    Наука базируется  на доказательстве, поэтому для  неё имеет смысл только то, что можно подтвердить или  опровергнуть. Подтверждение и опровержение  – это две разновидности доказательства. Подтверждением доказывается истинность, а опровержением – ложность. Наука  стремится к общеобязательности  и общепризнанности степени точности  и объективности своих утверждений.  Выводы и положения должны  быть одинаково убедительными  для всех.

    Философские идеи, в отличие от научных знаний, тесно связаны с субъективными  предпочтениями. Материалист считает  первоначалом вечную и бесконечную  материю, а идеалист считает  первоначалом идеальное, духовное (Бог, Мировой разум, Абсолютную идею и т.п.). Эти противоположные идеи нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, поэтому остаётся верить одной или другой. В целом же, это вопрос отношения сознания к бытию.

    На сегодняшний  день научным сообществом признаются  два критерия, на основе которых  оно отличает научное знание от псевдонаучного:

-Принцип верификации – (от лат. verus – истинный и facere - делать), в силу которого только то знание является научным, которое можно подтвердить (так или иначе, прямо или косвенно, раньше или позже). Этот принцип был предложен Бертраном Расселом.

-Принцип фальсификации – (от лат. false – ложь и facere - делать), в силу которого только то знание является научным, которое можно (так или иначе, прямо или косвенно, раньше или позже) опровергнуть. Этот принцип предложен Карлом Поппером.

    Если первый  критерий вопросов не вызывает, то бесспорность второго под  сомнением. Его практическое применение  в отношении науки обернётся для последней катастрофой и кто может гарантировать, что однажды это не будет сделано? Критерий надо признать неестественным и самоубийственным. Если принцип верификации направлен на укрепление системы научных знаний, то принцип фальсификации направлен на её разрушение. В природе система, основанная на таких принципах, была бы обречена на уничтожение. Жизненная необходимость в изменении знания вытекает из его неподтверждённости, но в этом случае логика допускает не один исход, а два:

а) отказаться от имеющегося знания, т.е., опровергнуть его;

б) заменить его по-настоящему ценным, т.е., научным знанием.

    Принцип фальсификации  нарушает логику, поэтому должен  быть заменён более адекватным: «Только то знание является научным, которое можно изменить, т.е., или опровергнуть, или дополнить». Необходимость дополнения следует из единства определённости и неопределённости. Научное знание не может быть абсолютным. Пусть наука и не стремится к абсолютной истине (т.е., к полной определённости), но как поступать, если знание потребовалось уточнить? В предлагаемой трактовке критерии научности становятся противоположностями и одно это делает их естественными и неуязвимыми. Они выдержат самую пристрастную критику.  

    Гелиоцентрическая  система в своё время основывалась  на научных фактах и её опровержимость бесспорна. С одной стороны, критерии неспособны её забраковать и по этой причине она считалась научной, а с другой стороны, она была ложью и эту ложь дозволялось считать научным знанием. Это означает, что система, состоящая из двух противоположных критериев, не может считаться полноценной. С одной стороны, она обеспечивает лжи беспрепятственный доступ в науку, а с другой - позволяет обвинить в ненаучностилюбое знание. Поневоле приходишь к выводу, что критерии существуют только для того, чтобы «свои» могли поступать с «чужими» так, как вздумается. А чем объяснить сосуществование разных научных школ и как разобраться, какая из них «чужая», а какая «своя»? Обе не могут быть правы одновременно, т.к. истина только одна. Вот, например, один академик демонстрирует другому способ получения графена из графита, а другой не понимает сути метода и говорит первому, что его знание ненаучно. Стало быть, засекреченные знания тоже ненаучны? Существующие критерии научности размыты, т.к. в них не определены границы их применимости. На самом деле они являются застывшими персональными мнениями, т.е., догматами. На свете существует много общепризнанных глупостей, к которым следует отнести и систему критериев научности. Они являются абсолютами, изолированными друг от друга и не привязанными к Среде, в роли которой должно выступать научное сообщество. Необходимость увязки со Средой показывает, что одной пары противоположных утверждений недостаточно. Поскольку знание (информация) всегда облекается в определённую форму, то необходимо определить в дополнительных утверждениях и эту форму, и основной принцип организации научного знания. Например, в природе таким всеобщим принципом является фрактал. Зная о существовании системы основных измерений (СОИ), можно утверждать, что надо иметь, как минимум, шесть критериев научности.

Информация о работе Арабская философия