Арабо-мусульманская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 12:21, доклад

Описание работы

МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - только отчасти является философией арабов, араб, она в основном по своему языку; это философия философски одаренных народов, особенно иранцев, говорящих на араб, языке и исповедующих религию ислама. Поэтому мусулъм. философия являет собой большей частью картину эклектицизма, в котором исламистско-религиозный момент смешивается с древнеиран. мировоззрением и философскими идеями древнегреч. и инд. происхождения.

Файлы: 1 файл

инфа.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

 
Арабо-мусульманская философия


  • Философия

МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - только отчасти является философией арабов, араб, она в основном по своему языку; это философия философски одаренных народов, особенно иранцев, говорящих на араб, языке и исповедующих религию ислама. Поэтому мусулъм. философия являет собой большей частью картину эклектицизма, в котором исламистско-религиозный момент смешивается с древнеиран. мировоззрением и философскими идеями древнегреч. и инд. происхождения.  
1. Начальный период. Основателю ислама, его теологам и приверженцам философия сама по себе была чужда, хотя Мухаммед не был ее противником. При своем распространении, особенно в Малой Азии, ислам повсюду наталкивался на очаги влияния античной философии. Поэтому, когда теология ислама оказалась перед проблемой предопределения человеческой судьбы и моральной ответственности за необходимость прямого духовного руководства, она использовала мыслительный аппарат античной философии. Многие философские и научные соч. греков были переведены сначала в основном на сирийск., потом на араб, языки.  
2. Философия восточного ислама. Собственно философия ислама берет свое начало в Иране. В 9 в. Наззам (ум. 845) находится под влиянием греч. стоиков и инд. джайнизма. Араб Аль-Кинди (ум. ок. 879) и тюрок Фараби - оба последователи Аристотеля - стремятся к созданию философской системы, первый - путем точного математического и каузального мышления, второй - на основе философии эманации, являющейся разновидностью неоплатонизма. Первое учение о категориях дает иранец Разес; оно базируется на пяти принципах: Бог, душа, материя, пространство и время. Достоин внимания араб-христианин Куста бен-Лука (864-923) - автор книги "De differentia Spiritus et animae". Попытку энциклопедического обобщения знаний предприняли в 10 в. "чистые братья из Басры". Величайшим систематизатором исламистской философии является иранец Авиценна, который разрабатывал проблему универсального, а также проблему субъективного и объективного актов познания. Большую роль для средневековой Европы сыграла оптика (философско-психологически-физическая) исламистской философии, особенно теория Альгазена (965-1038). Уже в начальный период в философии ислама выявляются мистические течения, находящие свое завершение в метафизике света иранца Сухраварди (ум. 1191). Мистика ислама образовала единое целое под названием суфизма, который учит, что обладающий даром пророчества тождествен Богу, а в остальном здание его теории возведено в соответствии с неоплатонизмом; значительное влияние на суфизм оказала инд. философия. Суфизм достигает своего расцвета в восторженных излияниях Ибн Халладжа (ум. 922); близко к нему стоят крупные поэты 12 - 13 вв. Омар Хайям и Джалалиддин Руми. В течение всего периода против философии суфизма создается сильная оппозиция; главные ее представители Гаэали и Шахразури (ум. 1243, знаменит благодаря соч., направленному против философии). Философы и мистики преследовались (напр. были казнены Сухраварди и Ибн Халладж). Слово "философ" становится бранным.  
3. Философия западного ислама. Кратковременный новый расцвет переживала исламистская философия в мавританской Испании. Сначала она находилась там под сильным влиянием евр. философии. Этот второй расцвет менее важен для нее самой, чем, благодаря ее влиянию, для христ. Европы периода средневековья (см. Европейская философия) . Авемпас (Ибн Баджжа, 1100-1138) разработал теорию самоискупления, базировавшуюся на принципах неоплатонизма, которая была развита Абубацером (Ибн Туфайль) в его теории общего бегства от мира и скепсиса по отношению ко всем положительным религиям. Высший, но вместе с тем и конечный пункт этого краткого развития образует остроумная просветительская система Аверроэса.  
4. Философия после 13 ве к а. С этого времени мусульм. философия, не исчезая совсем, в сфере ислама все больше уступает теологическому натиску. В эти годы живут и работают ряд мистиков, и среди них видный сухравардист Ширазы (ум. 1640). До сих пор сохранились энциклопедические резюме в том виде, как их дал Ташкюпрю-заде (ум. 1555). Примечательна философия истории Ибн Хальдуна. Начиная с 16 в. прибежищем и приютом для исламистской философии стала гл.о. исламистская Северная Индия; период расцвета относится к царствованию Акбара (1556-1605). С 19 в. мусульм. философия вновь становится сильной, причем не только в Индии (месте прибежища ун-та Алидарха), но и в Египте. 
МУТАЗИЛИТЫ -(араб., букв. - обособившиеся) - приверженцы мусульм. теологии рационалистич. направления, зародившейся в Араб. халифате в 8-9 вв. Основоположником мутазилизма считается Василь ибн Ата (699-748). Осн. положения учения М. - единобожие и справедливость. Под единобожием М. понимали отрицание атрибутов бога, отличных от его сущности, недопустимость антропоморфных представлений о нем, невозможность лицезреть бога. М. отрицали догмат об извечности Корана, рассматривая его лишь как одно из творений Аллаха, вели борьбу со сторонниками учения о предопределении. 
МУТАКАЛЛИМЫ - приверженцы мусульм. ортодокс, богословия -калама. Среди М. различают 2 осн. направления: ашаритов, последователей богослова аль-Ашари (873/874-935 или 941), и мутазилитов. Ашариты признавали критерием истины веру, объявляя разум пассивным и слепым, придерживались догматов об извечности Корана и божеств, предопределении. 
ИСМАИЛИТЫ — приверженцы мусульм. шиитской секты, возникшей в сер. 8 в. и названной по имени Исмаила (старшего сына шестого шиитского имама Джафара Садыка), к-рого они, в отличие от др. шиитов, считали законным седьмым имамом. В сложной ре-лиг.-филос. системе И. заметно влияние неоплатонизма, неопифагореизма, христ. гностицизма и др. Учение И. носило оппозиц. характер в отношении ортодокс, ислама. И. имеются во многих странах распространения ислама, особенно в Индии, Иране, Сев. Афганистане, Вост. Африке, Сирии, а также в Таджик.ССР. 
АЛЬ-КИНДИ (800 - ОК. 879) - первый крупный арабоязычный философ. которого называли "философом арабов". Он хорошо изучил достижения предшествующей науки и древнегреческой философии -труды Птолемея, Евклида, Аристотеля и др. Он писал: "Нам не следует стыдиться одобрения и обретения истины, откуда бы она ни исходила... Истиной никого нельзя унизить - наоборот, истина облагораживает всякого" [Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961. С. 59]. Он был близок к мутазилитам. Написал более 200 произведений, в частности "О первой философии", "Книгу о пяти сущностях". С начала VII в. на огромнейшей территории от Туркестана до Испании в результате арабских завоеваний образовалось многонациональное теократическое государство - Арабский халифат. В этом государстве больших успехов достигает развитие философии, в основном на основе усвоения древнегреческой философской мысли. В нем параллельно со схоластикой в V- XII веках развивается и арабская философия, но совершенно по-другому по сравнению с развитием западноевропейской схоластики. Аль-Кинди - крупнейший представитель этой арабской философии. Аль-Кинди тесно связывал философию с естественнонаучными знаниями и был убежден, что для того, кто хочет заниматься философией, обязательно знание математики. Он дает рационалистическое толкование философии, идя вслед за Аристотелем, полагавшим, что философия - знание обо всем. Аль-Кинди - переводчик произведений Аристотеля и его пропагандист. Он идет вслед за Аристотелем в учении о материи и форме, но больше подчеркивает значение материи, рассматривая ее в качестве главной сущности: "Материя такова, что если она упраздняется, то упраздняется и прочее, но если упраздняется прочее, то сама она не упраздняется" [Там же. С. 110]. Аль-Кинди - мусульманский философ, он даже привлекает аристотелизм для обоснования и объяснения "единственного Аллаха, великого и всемогущего" и в разъяснение того, что Аллах - "действующая и целевая причина всего" [Там же. С. 55]. Он приписывает Аллаху обладание божественным знанием, которого не может достичь философия. Коран для аль-Кинди - вершина божественного откровения. 
ИБН СИНА АБУ АЛИ — средневековый таджикский философ, врач и ученый. Жил в Бухаре и Иране. Сохраняя приверженность исламу, И. С., тем не менее, сыграл большую роль в распространении среди арабов, а через них и в европейских странах философского и научного наследия античного мира. И. С. много сделал для утверждения рационального мышления и пропаганды естественнонаучных и математических знаний. В своем философском учении он сохраняет и материалистическую и идеалистическую тенденции Аристотеля, в нек-рых вопросах отступая от аристотелизма в сторону неоплатонизма. И. С. развивал логику, физику и метафизику Аристотеля. Он признавал вечность материи, рассматривая ее как причину многообразия единичных вещей, и выступал против астрологических и иных суеверий. Осн. соч.— “Книга знания” (“Даниш-намэ”) — содержит сжатое изложение логических и физических взглядов И. С. Широкую известность получили его “Книга исцеления”, “Медицинский канон” и др. 
АЛЬ-ФАРАБИ (870-950) - выдающийся представитель восточного аристотелизма, продолжатель дела аль-Кинди. Родился в г. Фарабе (ныне на территории Казахстана). Его философская деятельность многогранна, он был ученым-энциклопедистом. Выступал как комментатор произведений Аристотеля, за что получил прозвище "Второй учитель". (Первый - это сам Аристотель. ) Об его энциклопедичности свидетельствуют названия трудов: "Рассуждения Второго учителя аль-Фараби о значении слова "интеллект" ", "О том, что должно предшествовать изучению философии", "Об общности взглядов двух философов - Божественного Платона и Аристотеля", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города" и др. Проблему возникновения мира аль- Фараби решает в духе неоплатоновской концепции эманации - умножения бытия, в результате чего возникают земные стихии - люди, животные, растения и пр. Аль-Фараби придавал большое значение уяснению места человека в познании. Чувственное познание осуществляется посредством восприятия и воображения, но такое познание, согласно аль-Фараби, не способно дать постижение сущности. Это возможно только посредством разума, который существует в различных формах - как пассивный, актуальный, приобретенный, деятельный. Аль-Фараби развил учение о "добродетельном городе", во главе которого стоит философ, передающий своим согражданам истины философии. Аль-Фараби идет вслед за Платоном, руководствуясь этическими установками Аристотеля., Он полагал, что цель человеческой деятельности - счастье, которое возможно лишь при помощи разумного познания. Аль-Фараби придерживался организматического взгляда на общество, которое отождествлял с государством. Общество - тот же человеческий организм.  
ФАРАБИ (АЛЬ-ФАРАБИ) АБУ НАСР МУХАММЕД ИБН ТАРХАН (род. ок. 870, Фараба, Ср. Азия - ум. 950, Дамаск) мусульманский философ, выдающийся комментатор платоновской и аристотелевской философии, склонялся к неоплатоновскому учению об эманации. Осн. произв.: "Геммы премудрости", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города", "Большая книга о музыке", трактат о классификации наук. 
Суфи́зм (также тасаввуф: араб. تصوف‎‎) — от арабского слова «суф» — шерсть), мистико-аскетическое течение в исламе, возникшее в рамках суннизма в VIII—IX веках и окончательно сформировавшееся в X—XII веках в самостоятельное религиозно-философское учение. Не представляет собой единого целого, поскольку существует в виде отдельных братств (тарикат). Суфизм — это путь очищения души (нафс) от скверных качеств и привития похвальных качеств духу (рух). Этот путь мюрид («ищущий», «жаждущий») проходит под руководством муршида («духовного наставника»), уже дошедшего до конца пути и получившего от своего муршида разрешение (иджаза) на наставничество. Такой муршид (суфийский шейх, устаз) является частью цепочки шейхов, которая восходит к Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Тот, у которого нет иждаза от своего шейха на наставление мюридов не является истинным шейхом и не имеет права обучать желающих суфизму (тассаввуфу, тарикату). Суфизм является живой практикой ислама. Всё противоречащее Шариату не является суфизмом, об этом писал выдающийся суфийский шейх Имам Раббани (Ахмад Сирхинди, Ахмад Фарук) в «Мактубат» («Письмена»).  
Отличительные особенности 
• Проповедь бедности — факр 
• Утверждение призрачности (аш-шабах) окружающего мира. 
• Отказ от мирского, отшельничество — зухд 
• Экстатические обряды (сама) — «танцы дервишей» (кружение с бесчисленным поминанием имени Аллаха — зикр). 
• Безмолвная молитва — таффакур. 
• Полагание на волю Аллаха — таввакуль. 
• Аллегорическое толкование Корана — тавиль.

 

 


Информация о работе Арабо-мусульманская философия