Апологетика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 23:20, реферат

Описание работы

АПОЛОГЕТИКА в общем смысле - это любая защита христианства от обвинений и критики со стороны его противников; в специальном - раздел богословия, имеющий целью такое раскрытие и обоснование истин христианской веры, которое должно дать ответ каждому вопрошающему, а также опровержение неверных религиозных, философских и иных мировоззренческих взглядов, противостоящих христианству. Апологетика как защита христианства существует с самого его начала и остается в этом качестве до настоящего времени.

Файлы: 1 файл

Апологетика.docx

— 76.67 Кб (Скачать файл)

Первым идейным антицерковным противником, вызвавшим соответствующую апологетическую реакцию, явилась возникшая в 1371 г. в Пскове и скоро достигшая Новгорода ересь стригольников. Здесь впервые Русская Церковь сталкивается с открытыми выступлениями против церковной иерархии.

Первым из профессоров  Московской духовной академии по кафедре философии, чьи лекции включали в себя вопросы философской апологетики, был прот. Ф.А. Голубинский (с 1818 по 1854 гг.). В лекциях по "Умозрительному богословию" подробно разбирались доказательства бытия Божия, анализировались воззрения деистов, пантеистов, материалистов.  
Преемником прот. Ф.А. Голубинского по кафедре метафизики и истории философии был проф. Кудрявцев-Платонов В.Д. (+1891), вся ученая деятельность которого была посвящена апологетической проблематике. Проф. А. Введенский пишет, что основная проблематика, занимавшая проф. Кудрявцева, может быть выражена следующими тремя вопросами: 1.Что человек может знать и во что он должен верить? 2.Что такое мир, как он произошел и к какой цели направляется? 3.Как человек должен жить и на что он может надеяться после смерти?
[31] Апологетические труды Кудрявцева являются одним большим вкладом в русскую апологетику. В них органично сочетается серьезный философский подход с глубоким религиозным благочестием, что придавало им особую убедительность.

 
Дальнейшее развитие русская апологетика  получила в трудах проф. МДА по кафедре  философии Ал. Ив. Введенского (+1913). В магистерской диссертации "Вера в Бога, ее происхождение и основания" Введенским был сделан анализ различных философских воззрений по вопросу происхождения религии. Докторская диссертация "Религиозное сознание язычества: Опыт философской истории естественных религий" (М.,1902), хотя, в основном, касается индийских религий, тем не менее, дает принципиальную оценку язычества в целом. Другие сочинения Введенского свидетельствуют о масштабности и разносторонности его апологетического творчества.  
Одним из самых разносторонних и плодовитых богословов-апологетов конца XIX- XX вв. был проф. МДА по кафедре "Введения в круг богословских наук" С.С. Глаголев (+1937). Его имя по преимуществу связано с естественнонаучной апологетикой. Его магистерская диссертация "О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого" (М., 1894) была первым в русской апологетике опытом научной критики теории Дарвина и сопровождалась обстоятельным изложением и анализом различных теорий эволюционистов. В докторской диссертации "Сверхъестественное Откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви" (Харьков, 1900) им развивается идея о возможности и для язычников вхождения своим путем в ветхозаветную церковь спасающихся. В работе "Из чтений о религии" (Св.-Тр. Серг. Л., 1905) предлагается исторический обзор религий культурных и неразвитых народов, а также разбор воззрений на религию разных мыслителей (Галилея, Декарта, Паскаля, Чербери, Гоббса, Лейбница, Вольтера, Канта, Шлейермахера, Гегеля, Баадера, Ф.А. Голубинского, Гартмана, Соловьева). Последняя часть этой работы посвящена разбору общих вопросов соотношения религии и естествознания. Глаголевым были написаны и другие труды: по истории религий ("Очерки по Истории религии", М., 1902; "Ислам", М., 1904) и другим вопросам (напр., "Материя и дух" (СПб., 1906), "Прошлое человека" (Сергиев П. 1917), многочисленные статьи апологетического содержания в "Православной Богословской энциклопедии" и разных журналах. Он подготовил и "Пособие к изучению Основного Богословия" (М. 1912) для женских богословских курсов в Москве.  
Значительный вклад - и последний в дореволюционный период жизни Русской Церкви - в развитие русской, преимущественно философской, апологетической мысли был сделан свящ. Павлом Флоренским (+1937), который с 1914 г. был профессором МДА по кафедре истории философии. Особенно ценна его уникальная по богатству содержания, глубине и оригинальности идей, многообразию фактического материала теодицея "Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в 12-ти письмах" (М. 1914). Богословско-философское и апологетическое наследие о. П. Флоренского велико и разносторонне, оно содержит в себе богатейшие материалы. Но многие его идеи воспринимаются неоднозначно.  
Появление Апологетики как самостоятельной дисциплины в русской богословской школе традиционно связывается с именем проф. Санкт-Петербургской духовной академии (открыта в 1809 г.) прот. Н.П. Рождественского (+1882), который одним из первых составил самостоятельный и полноценный курс христианской апологетики.

Информация о работе Апологетика