Антропоцентризм философии Эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 06:30, контрольная работа

Описание работы

Антропоцентризм — философское воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Гилозоизм — воззрение, согласно которому материя (природа) одушевлена.
Гуманизм — воззрение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие и проявление своих способностей.
Пантеизм — учение, обожествляющее мир.
Свобода — состояние беспрепятственного развития человека, его сущностных сил.

Содержание работы

Введение
1. Философия антропоцентрического гуманизма
2. Неоплатонизм эпохи Возрождения
3. Пантеистическая натурфилософия Ренессанса
4. Социально-политическая философия гуманизма
Заключение

Файлы: 1 файл

в 5 готовая.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Социально-политическая мысль тесно связана с пониманием человека, его отношения к миру. Но онтологические аспекты проблемы человека явно уступают психологическим. Человек рассматривается не как божественное творение, а как живое существо природы.

Такой взгляд был не только отходом от теоцентризма, но порывал и с антропоцентризмом. Человек возвращался к матери-природе и лишался претензий быть «выше» других. На первый план выдвигался внутренний мир человека. Этот мир человека и был объектом пристального внимания М. Монтеня.

Мишель Монтень (1533–1592), автор знаменитых «Опытов» — книги о человеке своей эпохи. Хотя в «Опытах» речь идет о природе и Боге, о мире и человеке, о политике и этике, но предмет этой книги один — обостренный интерес к собственному «Я».

Если другие создают Человека, то Монтень исследует подлинного человека в жизни повседневной и простой. «Опыты» воссоздают картину самоанализа. Это пристальное внимание к себе, по мнению Монтеня, вполне оправданно, ибо позволяет «прослеживать извилистые тропы нашего духа, проникать в темные глубины его…»

Обращаясь к философии как к методологии, Монтень констатирует, что общепринятая философия не может быть инструментом исследования проблемы человеческой нравственности. В философии схоластики бал правят традиции и авторитет. Отвергая авторитеты, учения которых могут быть ошибочными, Монтень выступает за принцип конкретности истины; за свободный и непредвзятый взгляд на объект исследования; за право на скептицизм как методологический прием.

Острие монтеневского скептицизма было направлено в первую очередь против теологического догматизма и схоластического авторитаризма, претендующих на абсолютную истину своих положений. Издеваясь над догматами, М. Монтень отмечает: «Люди ничему не верят так твердо, как тому, о чем они меньше всего знают». Здесь критика догматизма перерастает в критику обыденного сознания, с чего и начинали философы античности.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги философии эпохи Возрождения, следует указать на ее светское содержание и антисхоластическую направленность; достаточно мирное сосуществование с религией, а также индивидуализм. Последний нашел свое выражение в ориентации на реального человека со всеми его достоинствами и низменными чертами. Концепция индивидуализма признавала только всестороннего реального человека, а не его общественную функцию.

Эти особенности философии эпохи Возрождения позволяют рассматривать и саму эпоху Возрождения как переходный период от феодальных корпоративных отношений к буржуазным. Ведь философия — это «эпоха, схваченная в мысли». В свою очередь, этот переходный период позволяет рассматривать философию Ренессанса как заключительный этап философии средневековья и как первый этап философии Нового времени, что не исключает специфику, собственное оригинальное содержание, нашедшее свое выражение в философии гуманизма, философии неоплатонизма и в натурфилософии эпохи Возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. М., 2004.
  2. Бахтин М. М. Франсуа Рабле и народная культура Ренессанса и средневековья. М., 2005.
  3. Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения. М., 2000.
  4. Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 2002.
  5. История философии в кратком изложении. М., 2001.
  6. Культура эпохи Возрождения и Реформации. М., 2001.
  7. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 2008.
  8. Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 2002.
  9. Мор Т. Утопия. М., 1978.
  10. Осиновский И. Н. Томас Мор. М., 2005.
  11. Паскаль Б. Мысли. СПб., 2004.
  12. Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. М., 2001.
  13. Фурман Д. Е. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 2004.
  14. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. М., 2003.

 


Информация о работе Антропоцентризм философии Эпохи Возрождения