Антропоцентризм — принцип возрожденческой философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:18, реферат

Описание работы

Философские построения античности свел в систему Плотин, философские воззрения средневековья объединил Фома Аквинский. Но нет мыслителя, который бы сумел провести аналогичную работу в эпоху Возрождения. И, надо полагать, это явилось следствием состояния самой возрожденческой философской мысли. Теперь мыслителей интересует уже не столько системность философских построений, сколько человек, его природа, его самостоятельность, его творчество и красота, его самоутверждение, наконец. Вместе с тем философы Возрождения стремились максимально использовать преимущества как античного, так и средневекового неоплатонизма. От первого перенимается эстетическое внимание ко всему телесному, природному, восхищение человеческим телом особенно. От средневекового неоплатонизма наследуется понимание человека как одухотворенной личности, что предохраняет от вульгарного материализма.

Файлы: 1 файл

эпоха возрождения.docx

— 24.32 Кб (Скачать файл)

1.Антропоцентризм  возрожденческого мировоззрения .

Антропоцентризм — принцип возрожденческой философии

Средневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип абсолютной личности, когда везде и во всем видели примат не природы, не человека, а Бога. Такого рода философское мировоззрение наиболее органично соответствует всему социальному и хозяйственно-политическому укладу средних веков, основывавшемуся на сельском хозяйстве. По мере перехода к городскому образу жизни и развитию промышленности выявляется особая значимость человека, его своеобразия, его творческой активности. Стала ощущаться острая потребность в новых воззрениях, которые не заставили себя долго ждать. Разумеется, новые воззрения развивались не на пустом месте, они сохранили самую тесную преемственность и со средневековьем, и с античностью. Многим мыслителям представлялось, что возрождается античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению. Это представление дало название целой эпохе, эпохе Возрождения или эпохе Ренессанса (приблизительно XIII–XVI вв.). В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение, прежде всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких, как Николай Кузанский (1401–1464), Марсилио Фичино (1433–1499), Леонардо да Винчи (1452–1519), Микеланджело (1475–1564), Джордано Бруно (1548–1600) и др. Каковы же основные принципиальные установки возрожденческой философии?

Выше уже отмечалось, что итогом, своеобразным венцом античной философии был неоплатонизм с его квартой: Единое-Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос. Это — безличный неоплатонизм, в котором еще нет четкого деления на субъект и природу. В средневековой философии античный неоплатонизм подвергся существенной трансформации: на место Единого-Блага был поставлен Бог, в соответствии в этим стали понимать содержание Мирового Ума (читай: Христа), Мировой Души (читай: Святого Духа), Космоса (вообще всего природного). В античном мировоззрении господствует универсализм, космоцентризм и политеизм, в средневековом мировоззрении доминируют теоцентризм и монотеизм. При переходе от античности к средневековью произошел довольно существенный сдвиг в сторону субъекта; субъективное, правда, оценивалось исключительно по принципу абсолютной личности. Если сделать еще один шаг навстречу субъективному, то нельзя получить ничего другого, кроме антропоцентризма: в центр мироздания будет поставлен человек (антропос). Этот шаг и был сделан в эпоху Возрождения с максимальной решительностью, которая вообще часто характерна для новаторов.

Естественно, встает вопрос о той философской базе, на которой могло возникнуть и действительно возникало новое, возрожденческое мировоззрение. Были ли опрокинуты уже выработанные философами античности и средневековья принципиальные схемы философских построений? Нет, не были. Возрожденческие философы по-прежнему использовали неоплатоническую схематику, методологию. Формально они по-прежнему в центр мироздания ставили Бога, но преимущественное внимание обращали уже не на него, а на человека. Таким образом, философской основой возрожденческой философии был антропоцентрический неоплатонизм.

Системный характер философских построений в результате перехода от сакрального (святого) неоплатонизма к антропоцентрическому фактически нарушается: формально остается в силе центральное положение Бога, но вместе с тем действительным адресатом философского интереса становится человек. Совместить два центра не удается, поэтому не удивительно, что в системном плане возрожденческие философские построения уступают как античной, так и средневековой философии. Философские построения античности свел в систему Плотин, философские воззрения средневековья объединил Фома Аквинский. Но нет мыслителя, который бы сумел провести аналогичную работу в эпоху Возрождения. И, надо полагать, это явилось следствием состояния самой возрожденческой философской мысли. Теперь мыслителей интересует уже не столько системность философских построений, сколько человек, его природа, его самостоятельность, его творчество и красота, его самоутверждение, наконец. Вместе с тем философы Возрождения стремились максимально использовать преимущества как античного, так и средневекового неоплатонизма. От первого перенимается эстетическое внимание ко всему телесному, природному, восхищение человеческим телом особенно. От средневекового неоплатонизма наследуется понимание человека как одухотворенной личности, что предохраняет от вульгарного материализма.

Итак, основной принцип возрожденческой философии — это антропоцентризм, который реализуется в совокупности антропоцентрических неоплатонических построений

2.Гуманистические  идеи философии Возрождения.

Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106-43 до н. э.). Для него humanitas - это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины).  
Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374). В его творчестве - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной дня человека его времени.  
В упомянутом трактате проявляется принципиально новый подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию.  
Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания.  
Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он утверждал себя через максимально деятельное включение в социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок - такова общественная доблесть, требовавшаяся от индивида. Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.  
Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.  
Ярким воплощением этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберты (1404-1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции - равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберта, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться».  
Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы (1407-1457). В главном своем философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. «Я не могу в достаточной степени понять, почему кто-то хочет умереть за родину. Ты умираешь, так как не желаешь, чтобы погибла родина, словно с твоей гибелью не погибнет и она». Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.  
Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в своей яркой «Речи о достоинстве человека» помещает его в центр мира:  
«Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению».  
Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает. 

3.Утопия как разновидность гуманизма.

Главным объектом исследования философии эпохи Возрождения становится человек. Появляется гуманизм  ( от лат. «гомо» – человек) – идейное течение, признающее  человека и его жизнь высшей ценностью.  

Характерные черты гуманизма эпохи Возрождения:

1. Тело перестаёт считаться  худшей частью человека, «оковами  души». В искусстве возрождаются эстетические идеалы античности, появляются изображения прекрасного обнажённого человеческого тела.

2. Телесные потребности, чувственные удовольствия признаются естественными. Радикально преображается бытовая жизнь: появляются столовые приборы (отдельная тарелка, вилка), меблируется жильё, начинаются быстрые перемены моды, на смену рыцарским турнирам приходят танцы, театральные постановки светского характера и др.

3. Земная жизнь со всеми ее благами начинает цениться не меньше небесной. Цель жизни – познание, духовное развитие, творчество, служение обществу. 

4. Человек начинает считаться сильным, талантливым, подлинным хозяином своей судьбы, способным без помощи Бога добиться поставленных целей. 

Изменившееся представление о человеке породило веру в возможность построения справедливого и благополучного общества, что нашло отражение в утопических теориях. Утопия – это   сочинение, описывающее вымышленное совершенное (по мысли его автора) общество. В наше время под утопией понимают несбыточные фантазии.           

 Первые утопии появились  ещё в античности, а в эпоху  Возрождения появилось само слово  «утопия» (с греч.  -  «место, которого нет») – так называлось сочинение английского государственного деятеля Томаса Мора (1478-1535) о вымышленном острове-государстве.           

 Второй известной утопией  является «Город Солнца» итальянского монаха Томмазо Кампанеллы(1568-1639).            

 Общие черты утопий:

1. утописты считали причиной  всех общественных проблем частную  собственность. В их проектахчастная собственность заменена общественной;       

2. отсутствие товарно-денежных  отношений (торговли), обеспечение жителей  вещами и продуктами по потребностям;

3. формирование у граждан разумных  потребностей, сведение их к минимуму, одинаковость одежды и причёсок;

4. сокращение рабочего времени (6 часов – в утопии Мора, 4 часа  – в «Городе Солнца»). Сокращение  потребления позволяет уменьшить  рабочее время;

5. свободное время посвящается всемерному развитию духовных и физических способностей. Именно это является целью жизни утопийцев, а не накопление и потребление материальных благ, как в обычном обществе;

6. в совершенном обществе кардинально  изменится человеческая природа: люди будут руководствоваться  в жизни моральными нормами, а  не законами;

7. демократический режим правления, выборность и сменяемость всех  должностных лиц, за исключением  верховного правителя, который избирается  пожизненно (по примеру папы римского).

Гуманистические и утопические теории оказали большое влияние на мыслителей последующих веков, в том числе, на немецкого философаКарла Маркса (1818-1883). Его наиболее талантливым последователем был В.И.Ленин (1870-1924), под руководством которого в 1917 году в России произошёл государственный переворот, и возникло такое государство как Союз Советских Социалистических Республик. В СССР на протяжении 70 лет предпринималась самая масштабная попытка претворения утопии в жизнь, которую называли строительством социализма и коммунизма. Коммунизм задумывался как общество, основанное на общественной собственности на средства и результаты труда, достигшее высокого уровня развития науки, техники, материального производства и, как следствие, материального изобилия, что позволит организовать жизнь по принципу «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Опыт СССР ещё раз подтвердил невозможность реализации утопий.

Эпоха Возрождения – это  15 - 16 вв. в истории  Западной Европы. Различные сферы общественной жизни начинают выходить из-под диктата церкви, следуют открытия в науке и технике, расцветает искусство, ориентирующееся на эстетические идеалы античности.

Происходят серьёзные изменения во взглядах на устройство мира. В Средневековье мир считался конечным. В центре неподвижно стоит Земля, а вокруг неё на концентрических хрустальных оболочках-сферах расположены Солнце, Луна, планеты и звёзды. На самой крайней оболочке восседает сам  Бог. 

В эпоху Возрождения геоцентрическая система мира (Гея –  богиня земли у греков) благодаря польскому астроному Николаю Копернику (1473-1543) сменяется гелиоцентрической (Гелиос – бог Солнца у греков). Коперник считал, что Солнце находится в центре бесконечного мира, а Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси.           

 Итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548-1600) в отличие от Коперника не считал Солнце центром мира. По мнению Бруно, миров, подобных нашему, в бесконечной Вселенной бесчисленное множество, и они населены живыми и разумными существами. Дж. Бруно был обвинен церковью в ереси и по  приговору инквизиции сожжён на костре.

 


Информация о работе Антропоцентризм — принцип возрожденческой философии