Античные цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 01:15, автореферат

Описание работы

Политологи называют античную цивилизацию колыбелью западной демократии, поскольку именно здесь сформировались первые реалистические концепции власти, представления о демократии и принципы демократического правления, которые и были реализованы в древнегреческих полисах. Полисная организация общественно-политической жизни, опирающейся на политический и экономический суверенитет, способствовала развития первого прообраза гражданского общества. Социально-политический строй Древней Греции представлял собой своеобразную систему независимых полисов, т.е. небольших, иногда даже крошечных государств. Территория полиса состояла из города и прилегающих к нему селений. По подсчетам современных историков численность свободного населения полиса редко превышала 100 тыс. человек.

Файлы: 1 файл

зарубежка.docx

— 34.90 Кб (Скачать файл)

 

Некоторые совершенно серьезно считали, что эти странные идеи выражают философский нигилизм Горгия; другие думали, что это шутка, вернее, по их мнению, великий ритор решил показать, как риторика или искусное манипулирование словами могут заставить звучать правдоподобно даже самые абсурдные гипотезы. Однако как тогда объяснит? В любом случае, трактат о Природе совсем не подходящее место для риторических tours de force[12]. С другой стороны, трудно предположить, что Горгий всерьез считал, что бытие не существует. Быть может, он хотел показать, как с помощью диалектики элеатов можно довести философию этих же элеатов до абсурда. Позже, отказавшись от философии, он посвятил себя риторике.

 

Горгий считал, что риторика – это искусство убеждения, а это привело его к изучению практической психологии. В своих речах он преднамеренно использовал приемы внушения, как во благо, так и во зло, этим же приемам он обучал и актеров для улучшения их игры. В связи с последним Горгий разработал приемы спасительного обмана, называя трагедию «обманом, который приносит больше пользы, чем вреда; поддаться ему – значит продемонстрировать больше способностей к артистическому восприятию, чем оставшись равнодушным»6. Сравнение действия, оказываемого на зрителя трагедией, с очищением напоминает нам о знаменитой теории катарсиса Аристотеля.

 

Тот факт, что Платон вкладывает утверждение «сильный всегда прав»7 в уста Калликлеса, в то время как другой ученик, Ликофрон, заявляет, что благородное происхождение – это обман, что все люди равны и что закон – это контракт, помогающий гарантировать соблюдение прав обеими сторонами, а другой ученик требует освобождения рабов во имя природного права8, объясняет нам, по мнению Целлера, почему Горгий отказался от философии и от попыток ответить на вопросы истины и морали.

 

В число софистов, о которых  стоит упомянуть, входили Фрасимах из Халцедона, который изображен в «Государстве» как яростный защитник права сильного, и Антифон из Афин, который провозглашал, что все люди равны, и отказывался признавать разницу между благородными и простолюдинами, греками и варварами, а также само понятие «варварство». Он утверждал, что образование – самая важная вещь в жизни, и создал литературный жанр «искусство беззаботного житья с помощью утешительных слов», заявив, что может словами освободить людей от скорби.

3)ЛИСИЙ

На рубеже V-VI вв. до н.э. заявил о себе выдающийся афинский судебный оратор Лисий. Он был богатым метэком ("пришельцем") и принадлежал к демократической партии. Во время правления "тридцати тиранов" его брат был казнен без суда, имущество семьи было конфисковано. Лисий бежал и вернулся в Афины лишь после восстановления демократии в 403 г. Он стал профессиональным "логографом", т.е. "писателем речей"; так назывались в Афинах люди, составлявшие речи для других.

 

 В античности не  было ни государственного обвинения,  ни предварительного судебного  следствия. Уничтожив самоуправство  родового периода, античное государство  взяло на себя роль арбитра  в спорных вопросах, но инициатива  обвинения принадлежала даже  в уголовных делах частным  лицам; сами тяжущиеся должны  были собирать весь необходимый  для них материал и излагать  его в своих речах. При этом  порядок афинского судопроизводства  требовал, чтобы стороны лично  выступали с защитой своих  претензий. Отсюда потребность  в "логографах", к которым  можно было бы обратиться за  помощью при составлении речи. Суд, правда, разрешал, чтобы вместе  с тяжущимися, в помощь ему, выступал какой-нибудь другой гражданин, но Лисий, не имевший прав афинского гражданства, должен был ограничиться составлением письменных речей, которые затем произносились в суде заказчиком. Из сохранившихся судебных речей Лисия только одна произнесена им лично: это обвинительная речь против Эратосфена, убийцы брата Лисия.

 

 Тип судебной речи  был выработан еще до Лисия. Она начиналась со вступления, рассчитанного на то, чтобы снискать благожелательное внимание судей; затем шло повествование, т.е. изложение фактической стороны дела в том освещении, в каком это было желательно тяжущемуся; следующую часть составляли доказательства правильности изложения и полемика с противником, которого оратор старался всеми способами очернить, и тогда речь завершалась заключением. Вступление и заключение - наиболее стандартные части судебной речи, менее всего связанные с существом судебного спора; они состояли из “общих мест”, пригодных для самых различных случаев; существовали даже сборники типовых вступлений и заключений.

 

 Лисий - адвокат-художник. Он не блещет ни ораторским  пафосом, ни увлекательностью  аргументации, ни эффектами изощренного  стиля. Стиль Лисия - простой, прозрачный, и четкий. Искусство этого оратора состоит в том, чтобы создать у суда благоприятное впечатление от личности говорящего, чтобы ее характерный облик (этос - по античной терминологии) предстал в наиболее выгодном свете, сохраняя при этом всю свою естественность и жизненность. Выступает ли на суде честолюбивый аристократ, или жадный до прибыли делец, или инвалид-балагур, или обманутый муж, - для каждого Лисий находит соответствующий его характеру, положению и культурному уровню стиль, подкупающий своей непринужденностью. Портрет, создаваемый речью, должен свидетельствовать в пользу произносящего ее; разумеется, портрет этот бывает иногда очень далеким от действительности.

 

 Из традиционных частей  судебной речи наибольшей художественностью  отличается у Лисия повествование; это отмечала уже античная критика. В речи по делу об убийстве Эратосфена (быть может, то самое лицо, которое Лисий в свое время обвинял как убийцу своего брата) повествовательная часть представляет собой законченную новеллу, отличающуюся большой точностью бытового рисунка. Заурядный афинянин Эвфилет убил любовника своей жены - Эратосфена. Лисий выбирает для Эвфилета простодушно-наивных тон повествователя, с обилием бытовых деталей. Доверчивый муж, его молодая жена, любовник - покоритель сердец, рабыня-посредница - все эти фигуры получают живую и выпуклую характеристику. Интересно также повествование в обвинительной речи против Эратосфена, рисующее немногочисленными, но сильными штрихами произвол “тридцати тиранов”.

ЗАДАНИЯ

Исторические персонажи: кто такой Перикл

 Первая половина V в. до н. э. была заполнена длительными и кровопролитными греко-персидскими войнами. В этот период развивается военно-политическое красноречие; яркими представителями которого явились Фемистокл и Аристид.

 Расцвет рабовладельческой  демократии наступает в V в. до н. э., при Перикле, который фактически правил Афинами в течение 15 лет. Перикл был не только выдающимся политическим деятелем, но и замечательным оратором, который устраивал настоящие зрелищные выступления.

 Когда Перикла обвинили  в том, что он растрачивает  государственные средства на  строительство зданий в Афинах, Перикл спросил у собравшегося народа, действительно ли он тратит много денег на строительство. Когда со всех сторон раздались крики «много, слишком много», Перикл завил, что в таком случае все расходы он берет на свой счет, но на зданиях будет начертано только его имя. Тогда народ заявил, чтобы он брал из государственной казны столько, сколько нужно.

 

Читайте также: История Римского Колизея: возведение, период величия  и падения

 

Перикл как оратор обладал  большой силой воздействия на массы, прекрасно учитывал психологию своих слушателей, их запросы и  настроения.

 

Исторические персонажи: кто такой Коракс

На основе развивающегося ораторского искусства стали  делаться попытки теоретически осмыслить  принципы и методы ораторской речи. Так зародилась теория красноречия  – риторика.

 По свидетельству Диогена  Лаэртского, Аристотель считал основателем риторики пифагорийца Эмпедокла, но его работа не известна нам даже по названию. Ученик Эмпедокла Коракс написал новый труд по риторике, который до нас не дошел, но некоторые положения нам известны из других источников. Характерно, что Коракс определяет красноречие, как «работницу убеждения», следовательно, подчеркивает воздействующую силу ораторского искусства. Вместе с этим он допускает ошибку, утверждая, что главная цель оратора – это не обнаружение истины, а убеждение в чем-нибудь, для чего очень полезны софизмы.

 

Исторические персонажи: кто такой Горгий

Представителем софистского  направления являлся выдающийся оратор Горгий. Горгий был не только оратором, но и теоретиком. Он прославился речью, произнесенной во время выступления на празднике олимпийских игр. Горгий проповедовал объединение греческих городов для похода против врага греков – Персии.

 Еще более интересна  речь «Похвала Елене».

 

Интересно: Новый след философско-этических  учений древнего Востока (этика Будды  и Конфуция)

 

 Елена – жена старика  Менелая, которую похитил Парис. Из-за этого и началась троянская война, описанная в «Илиаде» и «Одиссее». Горгий пытается оправдать Елену. Ее обвиняют в нарушении супружеской верности, но она не виновата в том, что ее похитили. Путем остроумно используемой аргументации Горгий приходит к выводу, что измена Елены не доказана и все выдвигаемые против нее обвинения можно опровергнуть.

 

Исторические персонажи: кто такой Антифан

Антифан посвятил свою деятельность теории и практике ораторского искусства, обучал красноречию граждан Афин, руководил школой ораторского искусства, писал речи для своих клиентов, составлял речи упражнения для своих учеников, такие речи назывались «тетралогии», т.е. «четвероречия» (обвинение, защита и две реплики).

 

Исторические персонажи: кто такой Лисий

В конце Y и начале IY века до н.э. в Афинах появился представитель судебного красноречия – греческий оратор Лисий. Он также был логографом, сочинял речи для свих подзащитных. Особенность Лисия как оратора заключалась в том, что он обладал замечательным даром перевоплощения, очень полезным любому оратору. Он сочинял речи, в которых абсолютно точно отражались характеры и социальное положение тех, кто будет эту речь произносить, умел составить речь в стиле, который был характерен для данного лица. Сохранилось предание о том, как однажды заказчик Лисия пришел к нему и сказал, что чем больше он читает написанную Лисием речь, тем меньше она ему нравится. Лисий ответил: «Но ты забываешь, что судья выслушает твою речь только один раз».

 

Исторические персонажи: кто такой Исократ

 Исократ был представителем торжественного, пышного красноречия. Обладая слабым голосом, Исократ сам не выступа публично, а писал речи на заказ, обучал ораторскому искусству.

 Опыт Исократа свидетельствует о том, что в устной речи применимы не только краткие предложения, но с успехом могут применять также длинные периоды, при условии, если они четко построены синтаксически и интонационно расчленены.

 

Исторические персонажи: кто такой Демосфен

 Самым известным оратором  древней Греции являлся Демосфен. Демосфен много учился ораторскому  искусству. Есть свидетельство,  что он изучал произведения  греческого историка Фукидида  и даже несколько раз переписывал  его историю.

 У Демосфена были  существенные физические недостатки: слабый голос, плохая дикция, нервные  подергивания плеча. От этих  недостатков он избавился благодаря  упорному труду.

 Чтобы развить голос,  Демосфен брал камешки в рот  и произносил речь на берегу  моря, стараясь заглушить шум  волн. Желая избавиться от подергивания  плеча, он подвешивал меч к  потолку так, чтобы острие плотно  подходило к плечу. Как только  он дергал плечом, меч больно  колол его.

 Манера произнесения  речей Демосфена была очень  бурной,

Когда случилось падение  Рима: Знаменательные даты 2010 года: падение  Рима, стахановцы, ВДВ и полет  Белки и Стрелки

противники называли его  диким зверем. Он всегда стремился  к максимальной внешней выразительности  в момент произнесения речи.

 Демосфен всегда тщательно  готовился к выступлениям, писал  речи, и противники недаром упрекали  его в том, что речи «пахнут  лампой» (намек на то, что он  по вечерам долго работает  над речью).

 Оратор заранее заготавливал  выступления. Когда он умер, выяснилось, что он не успел использовать  более пятидесяти заготовленных  выступлений.

 Каждое выступление  Демосфена было строго обосновано, он обладал богатым, разнообразным  слогом, высоко ценил краткость  и ясность. Оратор пользовался  разнообразными приемами: восклицаниями,  обращением к слушателям, риторическими  вопросами, приемами рассуждения  и повествования. Он применял  разнообразные методы доказательств.  Заключения в речах отличались  простотой и убедительностью.  Обычно в заключении он давал  или обобщение всего сказанного  в немногих словах или обращался  с призывом к слушателям. Так,  например, четвертая «филиппика»  заканчивалась обращением к слушателям: «Или измените свое поведение,  или пеняйте на себя, когда  все погибнет».

До нас дошли статуи, изображающие Демосфена и Эсхина, и по этим статуям можно судить, какова была их манера выступать. Статуя изображающая Демосфена, передает большую живость, высокий пафос, с которым он произносил речь. Демосфен стоит в накинутом плаще, одна рука спрятана под плащом, а другая обнажена и поднята вперед. Очевидно, в этой позе переданы наиболее характерные жесты, которыми пользовался Демосфен. Он был представителем «пышного» парадного красноречия, в противоположность Лисию, оратору простого стиля.

 

Демосфен основывал свои речи на глубине содержания. Речь для  него всегда была орудием политики, средством для достижения определенной политической цели.

 Когда окончательно  определилась победа македонян,  Демосфен не мог пережить несчастья,  обрушившегося на его родину, и принял яд.


Информация о работе Античные цивилизации