Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:44, контрольная работа

Описание работы

Натурфилософия - (от лат. natura — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознании. Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. Предложенные тогда и позднее натурфилософские системы включали такие важнейшие естественнонаучные понятия, как субстанция, материя, пространство, время, движение, закон природы и др.

Файлы: 1 файл

философия 2.docx

— 48.25 Кб (Скачать файл)

Пифагор, исходя из мистериальной  базы и желая, так же, как и Орфей, преобразовать общественную жизнь, обновил содержание религии, основывая  ее на знании. Он исцелял религией тягу к знанию и души, и общества в  целом, потому что, когда религиозные  убеждения уходят своими корнями  в знание, тогда духовные плоды, которые  рождаются, будут наилучшими (достойными*). Как первый принцип Вселенной пифагорейцы берут вид и форму, которые отождествляют с цифрами. Пифагорейцы принимают теорию чисел как суть всех существ, что мы видели и в Орфизме, значительно расширяя ее. Рождение мира начинается с единицы (монады*) и первых цифр арифметических и геометрических величин. Различия между физическими телами объясняются различной схемой (формой*) их мельчайших частиц (куб — земля, двадцатигранник — вода, восьмигранник — воздух, пирамида — огонь, двенадцатигранник — эфир). Вселенная для пифагорейцев — это «Космос», то есть она характеризуется порядком, красотой и гармонией. Любые гармония и порядок в космосе имеют своим условием арифметические аналогии. Тетрактис, который также имеет орфическое происхождение, отождествляется с гармонией. Сумма четырех первых цифр, из которой берет своё начало священная декада (десятка*) — источник и корень вечной, неиссякаемой природы. Вселенная разделяется на три части: первая — Олимп, который несет в себе совершенные начала, эфир и сферу вечного; вторая — Космос, который охватывает сферу неподвижных звезд и планет, место обитания рожденных богов и третья — Небо, которое вмещает в себя все, что существует под луной и подвержено разрушению. Вселенная для пифагорейцев, так же, как и для орфиков, является вечной и божественной. Она окружена бесконечным, необозримым духом (дыханием), дающим ей жизнь. Людей много, они разобщены и смертны в телах своих, но душа их, которая существует задолго до существования тела, бессмертна, она является частью божественной души, задача которой состоит в том, чтобы связывать персональную судьбу с космическим порядком. Душа, оторванная от своего божественного истока, заключенная в темницу смертного тела, чтобы искупить вину за грехи свои, должна пройти путь очищения чередой целого ряда перевоплощений в телах (орфическая теория перевоплощений). Итак, дело человеческой жизни состоит в нравственном очищении и усовершенствовании себя. Целью этого является освобождение души от круга рождений и обретение утраченного состояния божественного блаженства посредством соединения с Богом. Путь к этому лежит через очищение от всего плотского, чувственного, уход от земного. Однако существует разница в способе, которым достигается это очищение. Церемониальный характер, который мы встречаем у орфиков, здесь обретает новое духовное наполнение. Новый элемент, то новое, что вносит Пифагор — это возможность очищения и соединения с богом посредством философии. Пифагор как философ утверждает, что, если мы хотим отождествить себя с «космосом», с которым мы фактически «состоим в родстве» нам нужно будет, не относясь с небрежением к древним религиозным канонам, исследовать пути их. Поскольку каждый из нас — это «космос» в миниатюре, развивая порядок внутри нас, мы становимся «космосом» в душе. Философия очищает человека, освобождая его от алогичного элемента материи и смертного тела, и совершенствует его путем сравнения с Богом. Однако для достижения божественного качества необходимо прежде обрести человеческое. Практическая философия, развивая в человеке нравственные достоинства, делает его добрым, подготавливая его тем самым для познания истины и божественного достоинства, что достигается занятиями наукой (геометрия, математика), теоретической философией. Цель философии состоит в том, чтобы сопровождать человека на пути познания самого себя и способствовать освобождению его от его смертной природы. Это является совершеннейшим зерном философии: созерцание ритмов Вселенной. Пифагорейская мораль объединяет действие и молитву. Человек трудится, но разум его всегда нацелен на первопричину блага. Необходимы готовность, горячее желание для подражания богу, жизнь, которую отличают гармония и порядок, знание и соблюдение во всём чувства меры. Воздержание и умение терпеливо переносить страдания и боль, как и в орфизме являются основными моральными достоинствами и вытекают из закона воздаяния за совершённое нами.

 

Элейская школа– одна из древнегреческих философских школ (кон. 6–1-я пол. 5 вв. до н.э.), объединяющая Парменида, Зенона Элейского и Мелисса (иногда к ней относят также Ксенофана, учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида). В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.

Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трех элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме, Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, нежели Парменид (т.е. из допущения движения и множества); Мелисс суммировал школьную догматику в трактате О природе, или О бытии. Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) – есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) – нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.

Интерес представителей Элейской школы к проблематике бытия был развит в классической греческой мысли у Платона и Аристотеля. Элейская школа и ее представители. Учение Парменида о Бытии: переход мышления от конкретно-наглядных образов к предельно общим понятиям. Категория Бытия, ее основные характеристики. Разделение знания на чувственное («мнение») и высшее, рациональное («знание по истине»). Умозрительно-спекулятивная конструкция модели бытия как первый шаг к рационализму в философии.

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА — одна из древнегреческих философских  школ (кон. 6-1-я пол. 5 вв. до н.), объединяющая Парменида, Зенона Элейского и Мелисса (иногда к ней относят также Ксенофана, учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида). В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.

Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трех элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме, Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, нежели Парменид (т.е. из допущения движения и множества); Мелисс суммировал школьную догматику в трактате О природе, или О бытии. Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, — так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.

Интерес представителей Элейской школы к проблематике бытия был развит в классической греческой мысли у Платона и Аристотеля

Задание №5

Натурфилософские школы

Общие

Различие

Милетская школа – Фалес, Анаксимен - Анаксимандр

Милеты обозначили начало древнегреческой философии: милетские философы поднялись выше видимости и за многообразием явлений усмотрели некую отличную от них сущность вещей («первоначало»). Для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — неопределенное и беспредельное первовещество (апейрон), для Анаксимена — воздух.

Рассматривая мир как живое  целое, Милетская школа не делала принципиального различия между  живым и мёртвым, психическим  и физическим и признавала за неодушевлёнными  предметами лишь меньшую степень  одушевлённости (жизни); сама же одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества

Фалес первоначало видел в воде, Анаксимандр – апейрон, Анаксимен – воздух.

Пифагорейцы

Как первый принцип Вселенной пифагорейцы  берут вид и форму, которые  отождествляют с цифрами. Пифагорейцы  принимают теорию чисел как суть всех существ, что мы видели и в  Орфизме, значительно расширяя ее. Рождение мира начинается с единицы (монады*) и первых цифр арифметических и геометрических величин. Различия между физическими телами объясняются различной схемой (формой*) их мельчайших частиц (куб — земля, двадцатигранник — вода, восьмигранник — воздух, пирамида — огонь, двенадцатигранник — эфир). Вселенная для пифагорейцев — это «Космос», то есть она характеризуется порядком, красотой и гармонией. Любые гармония и порядок в космосе имеют своим условием арифметические аналогии. Тетрактис, который также имеет орфическое происхождение, отождествляется с гармонией

Пифагор – «все есть число». Именно в числах пифагорейцы усматривали  свойства и соотношения, присущие различным  гармоническим сочетаниям сущего. Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ

Гераклит

Гераклит первым в греческой  философии поставил в центр своей  системы проблему изменения и  порядка, что делает из него беспощадного критика человечества. Он сетует на то, что люди не способны понять Логос, универсальную основу всех вещей, в  согласии с которым должны протекать все природные явления и на основе которого должно строиться поведение человека. Отчасти этот Логос можно усматривать в огне: благодаря регулярности своих изменений (огонь равномерно поглощает топливо и испускает пламя и дым) огонь оказывается идеальным воплощением той меры, которую Гераклит наблюдал в великих взаимных космических переходах основных веществ, образующих мир, – эфирного пламени, воды и земли.

Все существующее постоянно  переходит из одного состояния в  другое. Ничего нет, все лишь становиться. В ощущении остается лишь одна текучая  волна, за которую трудно ухватиться щупальцами разума: она все время  ускользает. Это ведет к крайнему скептицизму – ни о чем ничего нельзя утверждать, ибо все течет; скажешь о человеке что-то хорошо, а он уже утек в грязь дурного.

Элейская школа Парменид

  Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трех элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме, Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, нежели Парменид (т.е. из допущения движения и множества); Мелисс суммировал школьную догматику в трактате О природе.

В отличие от большинства  досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.


Задание №4

 1.Обозначьте характерные черты гераклитовского философствования.

Гераклит первым в греческой  философии поставил в центр своей  системы проблему изменения и  порядка, что делает из него беспощадного критика человечества. Он сетует на то, что люди не способны понять Логос, универсальную основу всех вещей, в  согласии с которым должны протекать  все природные явления и на основе которого должно строиться поведение человека. Отчасти этот Логос можно усматривать в огне: благодаря регулярности своих изменений (огонь равномерно поглощает топливо и испускает пламя и дым) огонь оказывается идеальным воплощением той меры, которую Гераклит наблюдал в великих взаимных космических переходах основных веществ, образующих мир, – эфирного пламени, воды и земли. Именно гармонизирующий Логос, или мера, а вовсе не происхождение из единой построяющей космос материи, дает миру то сущностное единство, которое было отправным моментом для Гераклита и других досократиков.

Физический мир представляется Гераклиту ареной непрестанных изменений, однако изменения эти упорядочиваются  единством, которым наделил их Логос. «Входящих в одну и ту же реку омывают все новые и новые  воды». В большей части изменений  Гераклит усматривает их обусловленность  своими противоположностями. Но эти  противоположности, на которые как  Гераклит, так и Анаксимандр разлагали  любое различие, обладают внутренним единством. Так, например, день и ночь, которые на первый взгляд кажутся полностью разделенными и противопоставленными друг другу, на деле благодаря своей непрерывной последовательности образуют единую лежащую в их основе непрерывность. Некоторым образом это связано с «борьбой», однако борьба эта не есть «несправедливость», поскольку она упорядочивается Логосом, присутствующим во всех природных объектах, так что если бы борьба прекратилась, разрушилось бы все размеренное взаимодействие, а тем самым и единство мирового порядка и даже само его существование.

 

2.  В чем их противоположность  размышлениям элеатов? 

В отличие от большинства  досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.

Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трех элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме, Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, нежели Парменид (т.е. из допущения движения и множества); Мелисс суммировал школьную догматику в трактате О природе, или О бытии. Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) – есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) – нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет.

 

3. Почему для обозначения  состояния мира (движения) Гераклит  выбрал       образы «огня»  и «реки»?

Первоначало всего мира –  огонь. Космос един, всё сущее никем  не сотворено и является живым  огнем, загорается и потухает. Огонь  превращается в воду – семя мироздания, вода превращается в землю и воздух; и назад. Душа является огненным дыханием – основанием жизни. Гераклит является основоположником гносеологии (учение о познании). Первый различал чувственное  и рациональное познание. Истина постигается  умом, который познаёт сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом. Образование  и понятие слиты воедино, т. к. едины чувства и рациональное познание. В мире существует единство как результат сочетания противоположностей. Борьба противоположностей закономерна, т. к. является источником создания мира. Противоположности соединяются, и  устанавливается гармония. Гераклит развивает диалектические взгляды. “Всё течет, всё изменяется”, “нельзя  войти в одну реку дважды”, всё  рождается благодаря смерти чего-либо. Это стихийная диалектика, где  космос рассматривается как единое целое и пребывает в постоянном движении и изменении.

 

Задание №5

    1. Завершите определение :

«Совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общие видение и понимание мира и места человека в нем называется Мировоззрение.

    1. Понятие древнегреческой философии, обозначающие упорядоченность мира.

а) атом,

б) хаос,

в) космос,

г) бытие,

Ответ: в) космос.

    1. Кто из древнегреческих мыслителей стоял у истоков идеалистических традиций в философии?

а) Демокрит,

б) Пифагор,

в) Герклит,

г) Сократ.

Ответ: г) Сократ

    1. Что такое философская категория?

  а) Обозначение чего- либо

 б) форма «чистого разума»

 в) понятия, отражающие связь  любого типа

г) понятие, отража

Ответ: г) что истина – это идея, эйдосы

5)Какая концепция бытия принадлежала Пармениду?

         а) О неизменности Бытия

         б)  О всеобщей его изменчивости и противоречивости

         в) О том, что основой всякого Бытия являются атомы

         г) Что истина – это идеи, эйдосы.

        Ответ:  а) О не низменности Бытия 

        6)Кого из философов древности называли «отцом диалектики»?

        а) Демокрита

       б) Сократа

       в) Гераклита

Информация о работе Античная философия