Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

Античная философия– совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и Риме в период с 6 в до н.э. по 6 в. н.э. Условными временными границами этого периода принято считать 585 до н.э. (когда греческий ученый Фалес предсказал солнечное затмение) и 529 н.э. (когда императором Юстинианом была закрыта неоплатоническая школа в Афинах). Основным языком античной философии был древнегреческий, со 2–1 вв. началось развитие философской литературы также на латыни.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 393.94 Кб (Скачать файл)

Пифагореизм оказал особое влияние на учение Платона и неоплатонизм, а также на развитие цифровой мистики и кабалистики.

 

3. Демокрит

Широкую известность в Древней Греции приобрел Демокрит (460—370 до н. э.), являвшийся крупнейшим представителем атомистического направления в философии. В отличие от Гераклита, которого называли «плачущим философом», Демокрит известен как «смеющийся философ».

Родом он был из г. Абдеры — греческой колонии на фракийском побережье. Получив наследство, отправился в путешествие, побывал в ряде стран (Египте, Вавилоне, Индии), где пополнял свои знания о природе и человеке. Вернувшись, встретил осуждение за растраченное богатство (против него было возбуждено судебное дело о растранжиренном наследстве). На судебном процессе Демокрит прочитал судьям свое сочинение «Мирострой», и судьи признали, что он взамен денежного богатства накопил мудрость, был оправдан и даже вознагражден.

Демокрит написал около 70 сочинений, но ни одно не дошло до нас в полном виде. Имеются фрагменты из них, дающие представление о его учении.

Демокрит считал, что существует бесконечное множество миров; одни миры возникают, другие гибнут. Все они состоят из множества атомов и пустоты. Пустота — между мирами и атомами. Сами же атомы неделимы и лишены пустоты. Атомы неизменны, не имеют внутри себя никакого движения; они вечны, не уничтожаются и вновь не появляются.

Демокрит утверждал, что любой факт имеет свою причину. Знание причин — основная задача философа. Он заявлял, что предпочитает найти одно причинное объяснение, чем овладеть персидским престолом. Случайностей в мире нет. Вот пример: орел сбросил на голову лысого человека черепаху; это потому, что у орла есть привычка сбрасывать черепаху на скалу, чтобы разбить черепаху.

Боги для Демокрита — не предмет культа, а объект исследований. Как считал Демокрит, огневидные атомы, вихрями носящиеся по Вселенной, могут сами по себе соединяться в образы, способные существовать довольно долго. Именно эти образы люди называют богами, поскольку последние могут влиять на их жизнь в лучшую или худшую сторону. Приближаясь к людям вплотную, эти образы своим видом и звуками предсказывают будущее. А в результате те начинают поклоняться им и приносить жертвы. Поклонение богам — это результат невежества, а именно незнания атомного строения мира. Иначе бы люди поняли, что не существует вечных и бессмертных богов, а существуют лишь бренные соединения огневидных атомов, наряду с «эйдолами» (образами). Этот взгляд близок тому, что проповедуют современные экстрасенсы, для которых душа, как и бог, есть разновидность «тонкой материи».

Большое место в философском учении Демокрита занимают также проблемы этики, в особенности вопросы о справедливости. Известны его утверждения: «не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многостороння мудрость»; «как из ран самая худшая болезнь есть рак, так при обладании деньгами самое худшее — желание постоянно прибавлять к ним». Он был сторонником демократии, утверждал, что «лучше быть бедным при демократии, чем жить в богатстве при монархии».

4. Гениальный ученик Сократа (Платон)

Платон родился в 427 г. до н. э. вблизи Афин; происходил из небогатого аристократического семейства. Подлинное его имя — Аристокл. По преданию, получил имя Платон от Сократа. Его имя связывают с атлетическим телосложением (греческое platys означает «широкий») и с широтой его интересов. Он много занимался спортом, музыкой, поэзией. Познакомившись в 20 лет с Сократом, стал его учеником. Историки полагают, что после этой встречи Платон сжег свои поэтические произведения, решив полностью посвятить себя философии. Платон тяжело пережил смерть своего учителя и надолго покинул Афины. В годы своих странствий он посетил многие города и встречался с рядом философов того времени. Вернувшись, Платон приобрел в афинском пригороде сад, где устроил школу, которая стала называться Академией в честь героя Академа. В этой школе Платон провел остаток жизни. Он умер глубоким стариком, в возрасте восьмидесяти лет. Сама школа с ее традициями просуществовала почти тысячу лет и была закрыта только в 529 г. императором Юстинианом.

У древнегреческих философов мир состоял из вещей, реально существующих. У Платона мир вещей также существует, однако есть нечто иное, что определяет материальные явления. Платон приводит пример с табуном коней. Существуют реальные кони в реальном мире, им соответствует идея коня в мире бестелесном. Так появилось идеальное бытие.

Для античного мыслителя было чудом то обстоятельство, что если чувственные вещи преходящи, то идеи постоянны, вечны: конкретная вещь погибает, но идея (форма) продолжает существовать, будучи воплощенной в других аналогичных конкретных вещах. Важным свойством идей является совершенство; они выступают как образец, который существует сам по себе, но во всей полноте не реализуем в одном явлении. Все множество идей представляет единство. Центральной идеей является идея высшего добра.

Свою концепцию Платон иллюстрирует с помощью замечательного образа, который мы обнаруживаем в его позднем произведении "Государство". Это знаменитая картина пещеры. В пещере сидят пленники, прикованные цепью и не имеющие возможности выйти наружу. Через небольшое отверстие в пещеру проникает свет, и люди видят на стенах тени. И так как ничего, кроме этих теней, они видеть не в состоянии, им кажется, будто это и есть подлинные вещи. В действительности же это только отражение того, что делается за пределами пещеры. Такой пещерой, темницей, Платон считал и повседневное существование людей вообще, и существование человеческой души, заключенной в теле.

Душа и тело, по Платону, противоположны. Если тело - темница души, то душа является бессмертной сущностью, которая вселилась в телесную оболочку. Когда человек умирает, то душа путешествует десять тысяч лет. Такой срок ей нужен, чтобы окрылиться. Это произойдет раньше, если человек искренне «возлюбит мудрость» или полюбит. В таком случае души окрыляются быстрее, за три тысячелетних круговорота. Если человек не смог вести себя праведно, то в следующем перерождении он станет пернатым или водяным существом. Каждой душе соответствует звезда.

Платон - сторонник теологического понимания мира, он считает, что все процессы в мире целесообразны, продуманы Творцом. Творец у Платона – это Демиург, который создает из материи весь мир согласно предначертанной идее.

Платон вошел в историю философии как мыслитель, впервые разработавший идеал государства. Он был глубоко разочарован политикой существующих властей. Поэтому он создает своеобразную утопию о лучшем государственном устройстве.

В античном обществе полагали, что каждый гражданин полиса может управлять государством. Поэтому правителем мог стать любой свободный гражданин. В идеальном государстве Платона управлять должны только философы. В диалоге «Государство» он делит людей на три сословия. К низшим относятся крестьяне, ремесленники, торговцы, которые обеспечивают материальные потребности людей. Второе сословие составляют стражи. Переход из одного сословия в другое почти невозможен. Получается, что одни люди только управляют, другие - только охраняют, а третьи - только работают.

Охраняют идеальное государство Платона воины. В отличие от основной массы, воины не имеют частной собственности, они живут отдельно в лагерях. Тут же могут находиться и женщины, которые вполне справляются с обязанностями воинов. Как только женщина родит ребенка, предполагается, что его тотчас же отбирают, чтобы она даже не знала его. Своих детей стражи должны воспитывать сообща, так, чтобы "отец не знает, какой ребенок - его, а ребенок - кто его отец". Отношения между мужчинами и женщинами полностью регулируются государством; брачные пары подбираются таким образом, чтобы порода непрерывно улучшалась. Не меньшее значение придается возрастным границам: женщина может иметь детей с двадцати лет до сорока, а мужчина - с двадцати пяти до пятидесяти. Те же дети, что были рождены не в соответствии с этими правилами, подлежат уничтожению.

Платон допускает во имя общих целей государства применять все средства манипулирования общественным мнением, включая ложь и обман, надувательство во время выборов, политические убийства. В «Законах» у Платона сказано: «Самое главное здесь следующее: никто никогда не должен оставаться без начальника. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению - надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его указаниям...».

Воздействие Платона на позднейшую философскую мысль было многогранным и противоречивым. Философы, религиозные и социальные мыслители черпали у него то, что было созвучно их собственным построениям: одни - учение об идеях, другие - космологию, третьи - концепцию государства.

5. Эпикур (341-270 гг. до н.э.)

Эпикур родился в греческой колонии на Самосе, но потратил большую часть своей активной жизни в Афинах, где он основал еще одну школу философии. В "Саду" Эпикур и его друзья обдумывали и размышляли о своих идеалах человеческой жизни, говоря о философских проблемах, но преднамеренно отделяя их непосредственно от активной причастности к социальным делам.

Нет потребности в обязательном порядке вещей; все случается случайно.

Эпикур основал одно из основных философских положений древней Греции, помогая заложить интеллектуальные основы для современной науки и для светского индивидуализма. Много аспектов его мысли все еще очень актуальны спустя приблизительно двадцать три столетия после того, как он их преподавал в его школе в Афинах, названной «Сад».

Философия Эпикура комбинирует физику, основанную на атомистическом материализме с рациональной гедонистической этикой, которая подчеркивает замедление желаний и культивирование дружбы. Его мировоззрение является очень оптимистическим, и подчеркивает, что философия может освободить человека от страхов перед смертью и сверхъестественным, и может преподавать нам, как найти счастье в почти любой ситуации. Его практическая способность проникновения в суть человеческой психологии, так же как его благоприятное для науки мировоззрение, имеет большую современную важность для Эпикуреизма, так же, как и играет почтенную роль в интеллектуальном развитии Западной Цивилизации.

Эпикур не был гедонистом, каким его часто изображают, наоборот он придерживался достаточно строгих моральных принципов.

Он, как и киренаики (гедонисты) приходит к выводу, что счастье и наслаждение являются целью человека, но понимает он их иначе. Для Эпикура наслаждение духовное превыше наслаждения физического по той причине, что телесное быстро проходит и часто может иметь негативные последствия (например, ожирение).

Истинное удовольствие и счастье – это отсутствие телесных и душевных страданий и спокойствие души. Эпикур осуждает тех, кто проводит жизнь в постоянных физических удовольствиях, призывает к тому, чтобы размышлять над каждым жизненным шагом. Отсюда главным управляющим жизни человека становится разум, а не желания и страсти. Разум должен определять меру удовольствия, которая не причинит впоследствии страданий.

В результате Эпикур выстраивает иерархию удовольствий, которой следует руководствоваться. На первое место он выдвигает естественные и поэтому необходимые удовольствия (утоление жажды, голода, наличие дома и одежды и т.д.). Эти желания должны быть удовлетворены, иначе на последующие не будет сил. Второе место занимают естественные, но не необходимые удовольствия. Это те же, что и первые, но удовлетворяемые в меру. Третье место занимают удовольствия не естественные и не необходимые (желания славы, чрезмерного богатства, власти). Эти, последние, ведут только к страданиям впоследствии и делают человека рабом своих страстей и грешником, поэтому их необходимо всячески сдерживать.

Эпикур считал, что как физическое здоровье требует постоянных занятий гимнастикой и ограничения в еде и питье, так и душевное здоровье возможно только при условии занятий философией, которая становится лекарством от душевных тревог и укрепляет волю.

6. Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Рожденный в Стагире в северной Греции, Аристотель был самым известным ученым образовательных программ, разработанных Платоном;1 он провел двадцать лет своей жизни, учась в Академии. Когда Платон умер, Аристотель вернулся на свою родину в Македонии, где он, как предполагается, участвовал в образовании сына Филипа, Александра (Великого). Он вернулся в Афины с одобрения Александра в 335 году, и основал свою собственную школу в Лицее, тратя большую часть остальной части своей жизни, занимаясь исследованиями, обучением, и письмом в своей школе. Его студенты приобретали название "перипатетики" от привычки учителя к прогулкам во время проведения лекций. Хотя выживающие работы Аристотеля, вероятно, представляют только фрагмент целого, они включают его исследования удивительного диапазона предметов, от логики, философии, и этики до физики, биологии, психологии, политики, и риторики. Аристотель, кажется, продумал свои взгляды, как он написал, возвращаясь к существенным проблемам в различных стадиях его собственного развития. Результат - менее последовательная система мысли и более сложный процесс размышления Аристотеля о многих существенных проблемах.

Цель логических трактатов Аристотеля (известный все вместе как Органон) состояла в том, чтобы развить универсальный метод рассуждения, посредством которого будет возможно узнать все знания о действительности. Таким образом, Категории предлагают схему описания специфических вещей в терминах их свойств и действий. Предшествующая Аналитика, и Следующая Аналитика исследуют природу дедуктивного вывода, обрисовывая в общих чертах систему силлогистического рассуждения от истинных суждений, которые позже стали известными как «категорическая логика». Хотя одна из логических работ, Физика способствует универсальному методу, различая четыре причины, которые могут использоваться, чтобы объяснить все. В других трактатах Аристотель применял этот метод, с его характерным акцентом на целенаправленном объяснении, к астрономическим и биологическим исследованиям естественного мира.

Аристотель предпринимал несколько усилий объяснить, как моральное поведение способствует хорошей жизни человеческих индивидов, включая (Этику), но самое полное выживающее утверждение его взглядов относительно этики происходит в (Этике Никомачиан). Там он рассмотрел естественное желание достигнуть счастья, описал деятельность человеческой воли и моральное обдумывание, развил теорию каждого достоинства.

Информация о работе Античная философия