Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 16:37, реферат

Описание работы

Характерная особенность древнегреческой философии состоит, прежде всего, противопоставление философских размышлений практической деятельности, в ее своеобразном отношении к мифологии. Духовное развитие шло от мифологии и религии к науке и философии. Важным звеном и условием этого развития оказалось усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока - Вавилоне, Иране, Египте. Многие гр. Философы получили образование именно там.

Файлы: 1 файл

Античная философия этапы развития, их особенности.doc

— 31.50 Кб (Скачать файл)

Античная философия: этапы развития, их особенности

 

начало 6 в до н. э. -6 век н. э.

 

с милецкой школы: (Фалес, Гераклит, Димоктрит) Главная идея-космоцентризм, пытались объяснить мир, первопричину)

 

рассвет (Платон, Аристотель). Создание классических философских систем

 

III. Упадок. Эллинизм. Период  Римской республики 

 

IV. Гибель (римской империи).

 

Становление античной философии

Характерная особенность древнегреческой философии состоит, прежде всего, противопоставление философских размышлений практической деятельности, в ее своеобразном отношении к мифологии. Духовное развитие шло от мифологии и религии к науке и философии. Важным звеном и условием этого развития оказалось усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока - Вавилоне, Иране, Египте. Многие гр. Философы получили образование именно там. Основные школы: милетская, главой которой был Фалес; он предполагал началом всего воду, т. е. жидкость, текучесть. Гераклит («Книга о природе») открывает противоположности и делает вывод, что только чередование противоположностей дает специфический смысл. Но также понимает, что противоположности гармоничны: «всё есть одно, а из одного происходит все». Считал, что началом всего был огонь, а все остальное - трансформация огня. Пифагорейская школа: для пифагорейцев началом всего было число, которое понималось как начало образующее вещи. Филолай соединил 4 первых элемента: земля-куб, огонь-пирамида, вода-гексоэдр, воздух-актаэдр. Они пытались с помощью чисел описать весь мир. Эллейская школа (Левкипп и его ученик Демокрит): началом являлся атом, т. е. неделимость. Постепенно в философии возникает 2 основных типа философского мировоззрения - материализм и идеализм. Их борьба составляет основное содержание философского развития во все последующие времена. Одновременно возникает противоположность двух основных методов мышления: диалектики и метафизики

Учения об идеях Платона.

Был учеником Сократа, впервые организовал учебное заведение «академию». Платон - идеалист, характеризует бытие как вечное, неизменное, познаваемое лишь разумом. Чтобы объяснить явление, нужно найти его идею, т. е. понятие: то постоянное и устойчивое, что не дано чувственному восприятию. Тело человека - временное вместилище души, которое состоит из огня, земли, воды и воздуха. Душа сотворена богом: делится на разумную (мышление) и неразумную (чувства). Суть теории познания: «знание - это вспоминание» того, что когда-то знала душа. Создал образ идеального государства, в котором 3 группы людей: правители-философы, воины, земледельцы и ремесленники, все они должны заниматься своим делом, не вмешиваясь в дела других.

Антология Аристотеля

Аристотель выявляет типы бытия в соответствии с типами суждений: «оно есть». Но бытие им понимается как всеобщий предикат, который относится ко всем категориям, но не является родовым понятием. Опираясь на проводимый им принцип взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает присущее прежней философии противопоставление сфер бытия, поскольку форма для него есть неотъемлемая характеристика бытия. Он признает также нематериальную форму всех форм, т. е. бога. Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины:

• сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина)

• материя и подлежащее (субстрат) - то, из чего что-либо возникает (материальная причина)

• движущая причина, начало движения;

• целевая причина-то, ради чего что-либо осуществляется

Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал ее некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трем причинам, причем сути бытия – форме - приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало-бога. Бог Аристотеля - «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований.

 

Философия эпохи Эллинизма (304-323)

  1. школа эпикурейцев. Эпикур написал большую работу о природе (37 книг), отстаивает и развивает материалистический сенсуализм. Все что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не обманывают. Считал, что необходимо, чтобы первоначала были субстанциями. Атомы движутся непрерывно, и это связано с внутренними свойствами атома. Бесконечно лишь количество атомов, количество же их форм ограничено, поскольку атомы не могут обладать большой тяжестью, при этом атомы могут самопроизвольно отклоняться. Удовольствие это отсутствие телесного страдания.
  2. школа стоицизма. Основоположник Зенон, главное в стоицизме - это этика, которая заключалась в спокойствии, невозмутимости, в умении стойко переносить удары судьбы. Посейдоний, Аврелий, Сенека - сторонники Аристотеля и Гераклита.
  3. школа скептицизма провозглашала умение человека наслаждаться малым, быть независимым от государства, общества, даже от культуры и семьи.

 

Проблема человека в античной философии

Протагор рассматривал человека через его ощущения.

Сократ: душа разуму, Платон делит на разумную и вожделеющую, Аристотель: человек - политическое животное.


Информация о работе Античная философия