Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 18:24, контрольная работа

Описание работы

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Античная философия - уникальное явление, давшее импульс в развитии буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Все поколения философов, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты античной философии : духовное многообразие, подвижность и свобода - позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации .

Содержание работы

12. Античная философия. Философские школы киников и стоиков…….2
Раздел «Б»
19. Основной вопрос философии и его сущность…………………………..7
Раздел «С»
12. Картина мира в античной философии. Философские системы Сократа,
Платона, Аристотеля – как высшее выражение философской мысли
Древней Греции……………………………………………………… ...13
Раздел «Д»
4. Смысл понятий: философия, наука…………………………………….23

Библиографический список……………………………………………..

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (философия).docx

— 70.34 Кб (Скачать файл)

Таким образом, метод Сократа  направлен на то, чтобы посредством  выявлении разных противоречий в рассуждениях собеседников отсеять всё несущественное и показать подлинную природу рассматриваемого, прежде всего нравственного, явления.

Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством  повивальной бабки»; его метод  вопросов, предполагающих критическое  отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии».

По мнению Сократа, нравственным человек может быть только тогда, когда знает, что такое добродетель. Знание — предпосылка нравственного. Подлинная нравственность — это познание блага.

Более того, для Сократа  знание и мораль оказываются неразделимыми. «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать  иначе, чем велит знание, и разум  достаточно силен, чтобы помочь человеку». Посредством определения понятий, по Сократу, «люди становятся в высшей степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике».

Таким образом, в этике  Сократа четко выявляется рационалистическая линия: добродетель — это знание, дурное — это незнание. Основные добродетели для Сократа —  это сдержанность, мужество, справедливость.

Знаменитые сократовские высказывания:

¨         Голод — лучшая приправа к пище.

¨         Есть только одно благо — знание и только одно зло — невежество.

¨         Женись несмотря ни на что. Если попадётся хорошая жена — станешь исключением, если плохая — философом.

¨         Женишься или не женишься — всё равно раскаешься.

¨         Здоровье — не всё, но всё без здоровья ничто.

¨         Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.

¨         Там нет прекрасного, где нет доброго и полезного.

¨         Лучше подвергаться несправедливости, чем самим совершать её.

¨         Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.

¨         Без дружбы никакое отношение между людьми не имеет ценности.

¨         Сколько же есть вещей, без которых можно жить!

¨         Чем больше узнаю людей, тем больше ценю мою собаку.

¨         Совершеннейшим из людей можно считать того человека, который стремится к совершенству; счастливейшим же из людей можно считать того, кто сознаёт, что он уже достигает своей цели. 

Особое место в античной философии классического периода  занимает Платон (427-347 до н.э.). В своих многочисленных диалогах (особый жанр философствования) Платон первоначально выступает как апологет Сократа. В этих диалогах Сократ представлен как борец за правду, как учитель правды и как мученик за правду.

Творчество Платона имеет  приблизительно три этапа. Началом  первого является смерть Сократа. При  жизни Сократа Платон, вероятно, не писал никаких философских  произведений. В этот период он находился  под непосредственным влиянием не только мыслей, но и образа жизни своего учителя. Лишь после его смерти, во время пребывания в Мегаре, он создает первые диалоги и трактат «Апология Сократа».

Адаптируя философию Сократа, Платон подготавливает свою философию, выстраивает собственную систему  объективного идеализма, которая для  эллинов должна была стать руководством в их жизнедеятельности. Завершают  эту систему "Государство" и "Законы" как синтез этических, философских  и политических взглядов на базе объективного идеализма.

Изменчивому миру вещей Платон противопоставляет неизменный мир  идей как мир "истинного бытия", обосновывает господство общего, существующего  вне единичного и над единичным. Категориальный каркас философской системы Платона составляют: идея как активное, формообразующее начало и материя как страдательное начало, олицетворение потенции. Эта пара категорий замыкается на мировую душу, обеспечивающую целесообразное соединение идеи и материи, их единство. В своем взаимодействии идея, материя и душа выступают причиной предметного мира, порядок которого обеспечивает Создатель. Бог упорядочил хаос, устроил ум в душе, а душу в теле, построил Вселенную. По Платону, Бог есть начало, середина и конец всего. Он - начало, ибо от него все происходит; он - середина, так как он - сущность всего; и он - конец, ибо все к нему устремлено.

Своеобразно рассматривает  Платон и проблему души человека. Она  как бы является отраженным светом мировой души. На этом основании  Платон выстраивает и свою концепцию  познания. Душа включает разум, волю и  чувства. В зависимости от того, какая  часть души выступает доминантой, складывается установка человека на отношение к миру. Разум нацелен  на познание, воля на благородные желания, а чувства - на низменные влечения. Таким образом, познание мира возможно, но не для каждого. Невежда доволен  собой и не нуждается в знании. Знание необходимо философу, ибо душа его ориентирована на познание мира. Философ стоит между полным знанием  и незнанием, стремится от менее  совершенного знания к более совершенному. Он ориентирован на интеллектуальное знание, тогда как в основном люди довольствуются чувственным знанием.

Платон широко использует понятие "диалектика", вкладывая  в него содержание термина "логика". Диалектику противопоставляет эристике - искусству спора ради спора.

Логическим завершением  философии объективного идеализма  Платона является учение о нравственности (этика) и о государстве (политика). Государство подобно человеку, а  человек - государству. Нравственно  совершенным человек может быть только в совершенном государстве.

По Платону, все существующие государственные устройства - извращение того, что должно быть, и не потому, что они основаны на социальном неравенстве, а потому, что их социальное неравенство  не соответствует природному неравенству  людей. Это несоответствие из одного государства делает два враждебных: государство власти предержащей  и государство тех, кто ее лишен. Такое положение противоестественно. Оно ведет к противостоянию и ослаблению общества. Больше всех ослабляет общество государство демократии, где равные права получают люди, не равные от природы. В этом случае бал правит не умеренность, а страсти. Принципы нравственности обесцениваются, и вот уже ученик учит учителя, а дети судят своих родителей.

Много верного подметил Платон, но его идеал, где каждый исполняет  свой долг и имеет только свое, где  каждое сословие имеет свой образ  жизни, сообразуясь со своей природой; где философы должны управлять, воины  защищать, а земледельцы и ремесленники производить необходимые блага  оказался не самым лучшим. Иллюзия справедливости общества, в котором "каждый имел свое и исполнял тоже свое" рассеивается при более пристальном изучении платоновской модели государства, где место человека занимает его функция; где нет искусства, ибо польза от него сомнительная; где людей не лечат, ибо жизнь беспрестанного умирания никчемна; где нет семьи и частной собственности, как социальных факторов индивидуализации человека.

"Образец совершенного  государства" был подвергнут  вскоре критике со стороны  Аристотеля. Последний усомнился  в том, что целое может быть  счастливо, если все его части  несчастливы.

Этика Платона построена, исходя из идеалистического понимания  души. Ее основой является осознание  врожденных добродетелей, характерных  для отдельных общественных сословий. Соблюдение этих добродетелей ведет  к справедливости. Кроме этого  Платон подчеркивает значение набожности и почитания богов. Важное место, которое в Платоновых социальных концепциях занимает религия, определено уже в его иерархии идей, ибо  идея набожности стоит весьма близко к идее добра и красоты.

Социальной функции и  общественному призванию идеального государства соответствует и  предложенная Платоном система воспитания. Она направлена, прежде всего, на воспитание стражей и правителей. Важное место  в ней занимает гимнастика — телесное воспитание. Следующим элементом  воспитания является обучение чтению, письму и мусическим предметам (до того уровня, который позволен в области искусства идеальным государством). Вся система завершается изучением арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Это тот уровень образования, который достаточен для воспитания стражей. Те же, кто предопределен к тому, чтобы стать правителями, должны изучать также философию, и в частности «диалектику».  

Классический период философии  античности продолжает Аристотель (384-322 до н.э.). Ученик Платона и учитель А. Македонского. Основатель собственной философской школы. Систематизатор. Энциклопедист.

Аристотель является создателем самой обширной научной системы  из существовавших в античности. Она опиралась на обширнейший эмпирический материал, как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически собирали и накапливали его ученики. Научная деятельность Аристотеля — это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он вместе с учениками систематизировал науки, определял предмет и методы отдельных наук.

Написал более 150 научных  трудов и трактатов. Сохранившиеся  произведения условно можно разделить  на логические, общефилософские, физические, биологические, психологические, этические, политэкономические и эстетические.

Логику Аристотель рассматривает  как инструмент научного исследования, как пропедевтику философии, как "Органон" (орудие, средство, инструментарий). Вопросам логики посвящены "Аналитика", "Топика", "Категории".

Естественнонаучные сочинения  проходят под общим названием "Физика". В них доминируют вопросы природы.

Важное место в философском  наследии Аристотеля занимают трактаты "О душе", "Никомахова этика", "Поэтика", "Риторика", "Политика" и "Экономика", где рассматривались вопросы политики, нравственности, искусства, государственного устройства.

Общефилософские вопросы  рассматриваются в сводном трактате "Метафизика".

Каждое сочинение древнегреческого мыслителя начинается с анализа  наследия прошлых поколений. Отбирая, систематизируя и суммируя положительное  знание, Аристотель делает выводы:

- философия не есть  продукт индивидуального творчества, а итог работы целых поколений.  Для установления истины отдельный  философ оставляет после себя  очень мало информации, но когда  все собирается вместе, - получается  величина, достойная внимания и  изучения;

- философия всегда терпела  поражение, когда уходила в  область пустых абстракций, софистики  и спекуляций;

- основная задача философии  состоит в том, чтобы разобраться  в сущем, открыть его структуру,  найти в нем главное, определить  его по отношению к небытию;

- философия имеет право  на существование лишь в том  случае, если в области сущего есть нематериальные причины, а также сверхчувственные, вечные сущности. Если бы нематериальных причин, неизменных и вечных сущностей не было, а была бы лишь природа, то на первое место среди наук следовало бы ставить физику, а не философию.

В философии Платона главным  было учение об идеях, которые тождественны понятиям логики, и последние существуют сами по себе, самобытно и безусловно. Аристотель не приемлет такую позицию. Для него каждая вещь есть материя, каждая вещь имеет свою причину и целевое назначение. Что касается идеи, то она в своей самостоятельности есть всего лишь духовная причинно-следственная конструкция вещи.

Другими словами, для Аристотеля понятие есть всего лишь инструмент (средство) познания существенных свойств  исследуемого объекта. Независимость  понятия от бытия вещей абсурдна, ибо понятие есть характеристика общего, а общее есть принадлежность чувственного мира.

Для характеристики единичного, конкретного бытия Аристотель вводит понятие "субстанция". Содержанием  субстанции является взаимосвязь материи  и формы, характеризующих страдательное и активное начало. В этом единстве материя отвечает за потенциальное бытие, форма - за возможное бытие, а вместе они обеспечивают реальное бытие. Приоритет формы, как единственно активной силы, нашел свое развитие и в учении о душе как форме тела, о Боге как конечной форме всех форм, как первопричине мира, его перводвигателе. Космология Аристотеля сливается с его теологией.

В своей "Физике" Аристотель развивает учение о движении. Он выделяет четыре основных вида: движение как увеличение или уменьшение; движение как качественное изменение или превращение; движение как возникновение или уничтожение; движение как перемещение в пространстве" Справедливо отметив многообразие видов движения, мыслитель видит источник и причину движения только в Боге. Бог выступает перводвигателем космоса и его любой субстанции.

Аристотель построил оригинальную по тем временам теорию познания" Познание начинается с ощущения предметной реальности. Первый шаг познания заключается  в установлении факта; второй - в  уяснении его причины; третий - в  исследовании сущности факта. Это совсем не просто, ибо сущность факта затрагивает  проблему сущности вообще.

Для него сущность - это нечто, способное к самостоятельному существованию  и поддающееся познанию. Это не материя, ибо она не способна к  самостоятельному существованию. Это  не единичность предметного мира, не род и не вид. Это единство активной формы и пассивной материи.

Инструментом познания сущности являются категории. В трактате "Категории" дается перечень и анализ десяти категорий. В "Метафизике" этот перечень сокращен до шести: сущность, качество, количество, отношение, действие, страдание. Если сущность выступает как самоценность, то остальные категории обеспечивают ее познание.

Информация о работе Античная философия