Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 18:02, контрольная работа

Описание работы

Античная философия, то есть философия древних греков и римлян, зародилась в VI в. до н.э. в Греции и просуществовала до VI в. н.э. Ее завершение связано с закрытием императором Юстинианом в 529 г. последней греческой философской школы, Платоновской Академии и с гибелью «последнего римлянина» Боэция в 524 г.
При всех существенных различиях философских систем античности им свойственны некоторые общие черты, обусловленные их принадлежностью к античному типу рабовладельческой формации и единому социокультурному комплексу.

Файлы: 1 файл

дз по философии ч 1.docx

— 25.13 Кб (Скачать файл)

Античная философия

Античная философия, то есть философия древних греков и римлян, зародилась в VI в. до н.э. в Греции и просуществовала до VI в. н.э. Ее завершение связано с закрытием императором Юстинианом в 529 г. последней греческой философской школы, Платоновской Академии и с гибелью «последнего римлянина» Боэция в 524 г.

При всех существенных различиях  философских систем античности им свойственны  некоторые общие черты, обусловленные  их принадлежностью к античному  типу рабовладельческой формации и  единому социокультурному комплексу. Прежде всего следует отметить, что  становление и развитие античной философии было связано с высвобождением от мифологических представлений о  мире и человеке и с переходом  к их рациональному постижению, то есть с переходом от «Мифа к  Логосу». Своеобразной чертой античной философии являлась также ее первоначально  тесная связь с учениями о природе, выступавшая в виде натурфилософии. В ходе дифференциации последней  происходит выделение самостоятельных  наук и философии как особого  компонента духовной культуры. Характерной  чертой античной философии является космоцентризм. Центральным элементом этого типа мировоззрения стало учение о космосе, включающем в себя природу, людей и богов. Важной чертой этой философии является также то, что в ней на основе созерцательности вырабатывается первая историческая форма диалектики. Космос мыслится как находящийся во взаимосвязи его составных частей, в изменении, движении, становлении. В отличие от древневосточной философии, которая стремилась к практической полезности, к социально-психологической и этической проблематике, античная философия лишь на закате своего существования выходит на эту проблематику, переходя от обще метафизических проблем к социально-этической проблематике и углублению во внутренний мир человека.

Ее основная периодизация связана в первую очередь с  общекультурным развитием античности. В эволюции античной философии, на основе ее содержательного анализа, выделяются следующие взаимопроникающийся, а порою накладывающийся друг на друга, пять периодов:

1) космологический, с его  онтологией и вытекающей из  него гносеологией и этикой, называемый  порою до сократическим или натурфилософским (VI-V вв. до н.э.);

2) антропологический, представленный софистами, Сократом и сократическими школами (2-я пол. V-IV вв. до н.э.);

3) классический, связанный  с деятельностью Демократа, Платона и Аристотеля (V-IV вв. до н.э.);

4) эллинистический, связанный  с возникновением и распространением  эпикуреизма, стоицизма и скептицизма,  а также неоплатонизма (конец  IV в. – I в. до н.э.);

5) римский, представленный  философией Цицерона, Лукреция Кара, а также римским стоицизмом, эпикуреизмом, скептицизмом и философией поздне- римского мыслителя Боэция (I в. до н.э. - VI в. н.э.).

 

 

 

 

 

 

 

 

Немецкая классическая философия

Начало Просвещения в  немецкой философии теснейшим образом  связано  со знаменитым Христианом Вольфом (1679-1754), который систематизировал и популяризировал учение Г. Лейбница. Многие философы не только в Германии, но и в России, например М.В. Ломоносов, учились у Х. Вольфа, который впервые в Германии разработал систему, охватывающую основные области философской культуры.

К этому времени было создано  выдающееся произведения Адама Смита  «Исследование о природе и  причинах богатства народов». Философия  развивалась в интеллектуальной атмосфере прогрессирующей научной  и художественной  мысли. Существенную роль сыграли достижения естествознания и общественных наук. Стали развиваться физика и химия, продвинулись вперед изучения органической природы (работы и открытия  Л. Гальвани, А. Вольта, Х.К. Эрстеда, Г. Дэви, М.В. Ломоносова, Дж. Пристли, в области физики и химии; работы Ж.Б. Ламарка, А.Галлера, Р.Броуна и др. в области изучения органической природы). Открытия в области математики, позволяющие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ж.Б. Ламарка, по сути предшественника Ч. Дарвина, об обусловленности развития организма окружающей  средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также теории развития человеческого общества,- все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план  идею развития как теорию и метод познания действительности.

Выдающуюся роль в развитии немецкой философской культуры  сыграли Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, немецкие  философствующие романтики-прежде всего Ф. Шлегель, теолог и философ  Ф. Шлейермахер, крупные ученые романтики-В. и А. Гумбольдты. Величайшим взлетом немецкой гуманистической культуры явились творения таких гигантов мысли и художественно-эстетической культуры, как И.В. Гете и Ф. Шиллер.

Социальная философия

Являясь наукой, социальная философия разрабатывает свои категории (общие понятия), с помощью которых  она исследует сущность и особенности  бытия людей в обществе на всех этапах его развития: «общественное  бытие», «общественное сознание», «общественные  отношения», «общественная деятельность», «культура» и др. Эти философские  категории представляют собой самые  абстрактные формы логики отображения  общественной практики. В них осуществляется движение мысли к адекватному  постижению социальной действительности, вырабатываются универсальные свойства разнообразных способов деятельности людей. Именно философские категории  позволяют выявить и сформулировать принципы и законы, значимые для  любой сферы общественной жизни, получить объективные и доказательные  знания о деятельности человека. В  отличие от понятий других общественных наук, фиксирующих лишь отдельные  стороны и свойства социальной действительности, категории социальной философии  представляют собой ступени познания общественных процессов в целом, вследствие чего их роль в познании жизни людей особенно значима.  
Будучи рационально-теоретической системой знаний об обществе, социальная философия стремится к достижению объективной истины - достоверному, адекватному знанию о реальных условиях и возможностях его существования и развития. Однако в отличие от других общественных наук, социальная философия представляет функционирование и развитие отдельных социальных сфер и общества в целом в предельно абстрактной форме. В этом смысле социальная философия стремится намеренно исключить всю историческую конкретику об обществе, поскольку научно значимым для нее является лишь такое знание об общественной действительности, которое имеет значение всеобщего и которое более или менее верно ее отражает, что находит многократное подтверждение в самой этой действительности.

Социальная философия - это  постоянно развивающееся учение, ибо благодаря своим научным  основаниям - всеобщим категориям, через  которые осуществляется анализ общественных явлений и процессов - она сохраняет  свой предмет. Однако в отличие от всех других отраслей знания об обществе, в социальной философии нет раз  и навсегда заданных решений, и в  ней постоянно обсуждаются, казалось бы, одни и те же проблемы. Дело в  том, что общие понятия, посредством  которых социальной философией очерчивается определенное поле исследования, являются способом выявления некоторого, всегда присутствующего, в общественной жизни  людей субъект-объектного отношения. Субъект-объектное отношение меняется исторически, во времени и в пространстве, и каждый раз приходится как бы заново решать постоянно возникающие  вопросы: что реально, а что нереально, что объективно, а что субъективно  и т.д. Смысл всего этого не в том, что решается якобы нерешенный вопрос о первичности-вторичности  бытия и сознания. Социальная философия, основываясь на анализе понятий, в каждой ситуации должна всякий раз  как бы заново ставить и решать вопросы социального бытия людей, по-разному распределяя объективное  и субъективное, реальное и нереальное в них. Естественно, что каждый раз  это нужно устанавливать специально, учитывая все особенности конкретной ситуации.

Таким образом, социальная философия  всегда некоторым образом возвращает мысль к общественному бытию - началу мысли о нем или мышлению как его началу. Тем самым социальная философия постоянно показывает возможности бесконечного развития самого бытия людей. Социальная философия  в этом смысле предлагает взглянуть  людям на свое мышление как бы со стороны. Это дает возможность рефлексировать саму мысль, отвечать за нее и свое бытие. Конечно, мир есть, общество, люди тоже есть, однако, социальная философия  задается вопросом: как они возможны, отсылая тем самым мысль к  точке творения - самому реальному  процессу жизнедеятельности людей и отношению к нему со стороны самих людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философская антропология

В ХХ веке произошло становление  специальной отрасли философского знания, которая сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением  человека. Она получила название философской  антропологии. Ее основоположником выступил немецкий философ Макс Шелер, а значительный вклад в дальнейшее развитие внести Г. Плесснер, А. Гелен и ряд других исследователей. Появление философской антропологии как специального учения о человеке явилось своеобразным итогом наращивания философского человекознания. Шелер разработал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Философская антропология, по его мнению, должна соединить конкретно-научное изучение различных сторон и сфер человеческого бытия с целостным философским его постижением. Поэтому, по мнению Шелера, философская антропология - это наука о метафизическом происхождении человека, о его физическом, духовном и психическом началах в мире, о тех силах и потенциях, которые им движут и которые он приводит в движение.

Основой для выводов философской  антропологии стали общие догадки  Ф. Ницше о том, что человек не является биологическим совершенством, человек - это нечто несостоявшееся, биологически ущербное. Однако современная философская антропология - это сложное и противоречивое явление, в котором уживается множество школ, соперничающих друг с другом, и часто представляющих настолько противоположные мнения, что выделить в них что-либо общее, кроме внимания к человеку, весьма сложно.

Представители «философской антропологии» выдвинули программу  философского познания человека во всей полноте его бытия. Они предложили соединить онтологическое, естественнонаучное и гуманитарное изучение различных  сфер человеческого бытия с целостным  философским постижением. Принципиальной задачей философской антропологии является разработка проблемы сущности человека. По мнению основателей, философская антропология – это «базисная наука о сущности и сущностном строении человека». Последователь М. Шеллера, Г. - Э. Херстенберг уточняет: «Философская антропология – это учение о человеке с точки зрения бытия самого человека. Тем самым она в корне отличается от всех наук, которые также изучают человека, но делает это с региональных точек зрения: философской, биологической, психологической, лингвистической и т.д.».

С точки зрения А. Гелена, культура является определяющей сущностью человека. В основе же культуры лежит духовное начало. Таким образом А. Гелен в конечном счете приходит к выводу о дуалистической сущности человека.

 

 


Информация о работе Античная философия