Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 20:26, реферат

Описание работы

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII - VI вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:
милетская школа;
школа пифагорейцев;
школа Гераклита Эфесского;
элейская школа;
атомисты.

Файлы: 1 файл

Antichnaya_filosofia.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

§3.  Античная философия.

 

Первые, досократические  философские школы Древней Греции возникли в VII - VI вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

  1. милетская школа;
  2. школа пифагорейцев;
  3. школа Гераклита Эфесского;
  4. элейская школа;
  5. атомисты.

Характерными чертами  досократических философских школ являлись:

• ярко выраженный космоцентризм;

• повышенное внимание к  проблеме объяснения явлений окружающей природы;

• поиск первоначала, породившего все сущее;

• гилозоизм (одушевление  неживой природы;

• доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

1. Милетская  школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наменование от названия города, где она была основана:

Милета - крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии.   Представителями  данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы милетской  школы:

• выступали с материалистических позиций;

• занимались не только философией, но и другими науками - точными и естественными;

• пытались объяснить  законы природы (за что получили свое второе наз-вание   -школа "физиков");

• искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

• первоначалом всего  сущего считал воду ("архэ");

• представлял Землю  в виде плоского диска, который покоится на воде;

        • считал, что неживая природа,  все вещи имеют душу (то есть  был гилозоистом - одушевлял все  сущее);

• допускал наличие множества  богов;

• считал центром вселенной  Землю;

• точно определил  продолжительность года - 365 дней;

• сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:

• первоначалом всего  сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит  и в которую все превратится;

• вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное  строение вещества): все живое, все  вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

• первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:

• первопричиной всего  сущего считал воздух;

• выдвинул идею о том, что все  вещества на Земле - результат различной  концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем  в ил, затем - в почву, камень и  т. д.);

• проводил параллели  между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса";

• отождествлял божества с силами природы и небесными  светилами.

2. Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

• первоначалом всего  сущего считал огонь;

• вывел закон единства и борьбы противоположностей - ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

• считал, что весь мир  находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");

• был сторонником  круговорота веществ в природе  и цикличности истории;

• признавал относительность окружающего  мира ("морская вода грязная для  человека, но чистая для рыб", в  разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

• всеобъемлющим, всепроникающим божеством  считал Логос - Мировой Разум;

• выступал за материальность человеческой и мировой души;

• был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

• движущей силой всех процессов  считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".

3. Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI-нач. V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика:

• первопричиной всего сущего считали  число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к  числу и измерить с помощью  числа);

• выступали за познание мира через  число (считали познание через число  промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

• считали единицу мельчайшей частицей всего;

• пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное-нечетное, светлое-темное, прямое - кривое, правое - левое, мужское - женское и др.).

4. Элеаты -представители элейской философской школы, существовавшей в VI - V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты:

• изучали проблемы познания;

• жестко разделяли чувственное  познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;

• были сторонниками монизма - выводили всю множественность явлений  из единого первоначала;

• считали все сущее  материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

5. Атомисты - материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материалом", "первокир-пичиком" всего сущего считали микроскопические частицы - "атомы".

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" - противоположность "линии Платона" - идеалистическому направлению).

В учении Демокрита можно  выделить следующие основные положения:.

• весь материальный мир  состоит из атомов;

• атом - мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;

• атом неделим (данное положение  было опровергнуто наукой только в  наши дни);

• атомы имеют различную  величину (от мельчайших до крупных), различную  форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.);

• между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

• атомы находятся  в вечном движении;

• существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые  организмы и предметы материального мира;

• атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.

 

Философия софистов и Сократа.

Софисты - философская школа в Древней Греции, существовавшая в V -первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" -мудрецы, учителя мудрости).

Среди софистов выделяются группы так называемых:

• старших софистов (V в. до н.э.) - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;

•младших софистов - Ликофрон, Алкидамант, Трассимах.

Для софистов характерно:

• критическое отношение  к окружающей действительности;

• стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

• неприятие основ  старой, традиционной цивилизации;

• отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

• стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

• восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как  предмет критики;

• субъективизм в оценках  и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Свою правоту представители  данной философской школы доказывали с помощью софизмов - логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Примером данного умозаключения  является "рогатый" софизм:

"То, что ты не  потерял, ты имеешь -ты не потерял  рога, значит, ты их имеешь".

Данный результат достигается  не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а в результате некорректного использования логических смысловых операций. В указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат.

Несмотря на то что  деятельность софистов вызывала неодобрение  как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они:

• критически взглянули  на окружающую действительность;

• распространили большое  количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими просветителями).

Видным представителем старших  софистов являлся Протагор (V в. до и. э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют".

Это означает, что в  качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:

• вне человеческого  сознания ничего не существует;

• нет ничего раз и навсегда данного;

•что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;

• если завтра то, что  хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности;

• вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека ("То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким");

• окружающий мир относителен;

• объективное (истинное) познание недостижимо;

• существует только мир  мнения.

Одному из современников  Протагора приписывается создание произведения "Двоякие речи", которое также подводит к мысли об относительности бытия и познания ("Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей"; "Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков и гробовщиков") и учит молодого человека достигать победы в споре при любой ситуации.

Оригинально и революционно для того времени и отношение  Протагора к богам: "О богах  я не могу знать, есть ли они, нет  ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию - и вопрос темен, и людская жизнь коротка".

Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил  название "майевтика". Суть майевтики  не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Сократ вел свою философию  и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме  открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

Философ был сторонником  этического реализма, согласно которому:

• любое знание есть добро;

• любое зло, порок  совершается от незнания.

Сократ не был понят  официальными властями и воспринимался  ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом - цикутой.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

      1. способствовал  распространению знаний, просвещению  граждан;

  1. искал ответы на извечные проблемы человечества - добра и зла, любви, чести и т. д.;
  2. открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;
  3. ввел диалогический метод нахождения истины - путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;
  4. воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ".

"Сократические  школы" - философские учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу "сократических школ" относятся:

Информация о работе Античная философия