Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 08:39, контрольная работа

Описание работы

Центральным элементом этого типа мировоззрения стало учение о космосе, включающем в себя природу, людей и богов. Важной чертой этой философии является также то, что в ней на основе созерцательности вырабатывается первая историческая форма диалектики. Космос мыслится как находящийся во взаимосвязи его составных частей, в изменении, движении, становлении. В отличие от древневосточной философии, которая стремилась к практической полезности, к социально-психологической и этической проблематике, античная философия лишь на закате своего существования выходит на эту проблематику, переходя от обще метафизических проблем к социально-этической проблематике и углублению во внутренний мир человека.

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика эпохи Античности 5
2. Космос и человек в трактовке античной философии 10
3. Философские школы и выдающиеся философы античности 13
3.1 Досократовский период 13
3.1.1 Милетская школа 13
3.1.2 Школа Пифагора 14
3.1.3 Элейская школа и школа Гераклита 15
3.1.4 Атомизм 16
Заключение 19
Список используемой литературы 20

Файлы: 1 файл

Античная философия.docx

— 47.64 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Уральский государственный экономический  университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Философия»

Тема 3: «Античная философия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Кульков И.А.

Группа: ЮРп-12 КФ

   
 

Рецензент: Рыбченко Т.В.


 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

Оглавление

Введение 3

1. Общая характеристика эпохи Античности 5

2. Космос и человек в трактовке античной философии 10

3. Философские школы и выдающиеся философы античности 13

3.1 Досократовский период 13

3.1.1 Милетская школа 13

3.1.2 Школа Пифагора 14

3.1.3 Элейская школа и школа Гераклита 15

3.1.4 Атомизм 16

Заключение 19

Список используемой литературы 20

 

Введение

Античная  философия охватывает период непосредственного существования с VII—V вв. до н.э. по V—VI вв. н. э.

Античная  философия зародилась в древнегреческих  полисах (городах-государствах) и направленностью  содержания, методом философствования отличалась от древних восточных  способов философствования и от мифологического  объяснения мира, характерного для  произведений Гомера и сочинений  Гесиода. Основное содержание античной философии составляет философия древних греков, собственно римскую философию вычленяют из философии эллинистического периода, развивавшейся в Греции и Риме с 3 в. до н.э.

При всех существенных различиях философских систем античности им свойственны некоторые общие  черты, обусловленные их принадлежностью  к античному типу рабовладельческой  формации и единому социокультурному комплексу. Прежде всего, следует отметить, что становление и развитие античной философии было связано с высвобождением от мифологических представлений о мире и человеке и с переходом к их рациональному постижению, то есть с переходом от «Мифа к Логосу». Своеобразной чертой античной философии являлась также ее первоначально тесная связь с учениями о природе, выступавшая в виде натурфилософии. В ходе дифференциации последней происходит выделение самостоятельных наук и философии как особого компонента духовной культуры. Характерной чертой античной философии является космоцентризм. Центральным элементом этого типа мировоззрения стало учение о космосе, включающем в себя природу, людей и богов. Важной чертой этой философии является также то, что в ней на основе созерцательности вырабатывается первая историческая форма диалектики. Космос мыслится как находящийся во взаимосвязи его составных частей, в изменении, движении, становлении. В отличие от древневосточной философии, которая стремилась к практической полезности, к социально-психологической и этической проблематике, античная философия лишь на закате своего существования выходит на эту проблематику, переходя от обще метафизических проблем к социально-этической проблематике и углублению во внутренний мир человека.

Ее основная периодизация связана в первую очередь  с общекультурным развитием античности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Общая характеристика эпохи Античности

Античная  философия – уникальное явление, давшее импульс в развитии буквально во всех областях духовной. Все поколения философов, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложил основы европейской цивилизации и создали образы на подражания на тысячелетия вперёд. Отличительные черты античной философии: духовное многообразие, подвижность и свобода – позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации.

В начале I тыс. до н.э. древневосточные цивилизации утратили приоритет в общественном развитии и уступили место новому культурному центру, возникшему в Средиземноморье и получившему название «античная цивилизация». К античной цивилизации принято относить историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Эта цивилизация базировалась на качественно иных основаниях и в экономическом, политическом и социальном отношениях была более динамичной по сравнению с древневосточными обществами.

Возникновение европейской ментальности, особенности  европейского пути развития невозможно понять, не обратившись к самому началу европейской цивилизации - античной культуре, сформировавшейся в Древней  Греции и Древнем Риме в период с начала I тыс. до н.э. по V в. н.э.

Античная  цивилизация, если исчислять ее от гомеровской  Греции (XI-IX вв. до н.э.) до позднего Рима (III-V вв. н.э.), многими достижениями обязана  еще более древней крито-микенской (эгейской) культуре, которая существовала одновременно с древневосточными культурами в восточном Средиземноморье  и некоторых областях материковой  Греции в III-II тыс. до н.э.

Центрами  эгейской цивилизации были остров Крит и город на юге Греции Микены. Эгейская культура отличалась высоким  уровнем развития и своеобразием, однако нашествия ахейцев, а затем дорийцев повлияли на ее дальнейшую судьбу.

В историческом развитии Древней Греции  принято выделять следующие периоды : гомеровский (XI-IX вв. до н.э.) ; архаический (VIII-VI вв. до н.э.); классический (V-IV вв. до н.э.); эллинистический (конец IV-I вв. до н.э.). История Древнего Рима  делится на три основных этапа : ранний, или царский Рим (VIII-VI вв. до н.э.) ; римская республика (V-I вв. до н.э.); римская империя (I-V вв. н.э.).

Римская цивилизация  считается эпохой наивысшего расцвета античной культуры. Рим называли «вечным  городом», а поговорка «Все пути ведут в Рим» сохранилась до наших  дней. Римская империя представляла собой самое большое государство, охватившее все территории, примыкающие  к Средиземноморью. Слава и величие  ее измерялись не только обширностью  территории, но и культурными ценностями входивших в нее стран и  народов.

В формировании римской культуры приняли участие  многие народы, подчинявшиеся римской  власти, в том числе и население  древневосточных государств, в частности  Египта. Однако на ранне-римскую культуру наибольшее влияние оказали племена латинов, населявших область Лаций (где и возник город Рим), а также греки и этруски.

В исторической науке до сих пор существует «этрусская проблема», которая заключается  в загадке происхождения этрусков и их языка. Все попытки современных  ученых сопоставить их с какой-либо языковой семьей не дали результата: удалось  только найти некоторые соответствия индоевропейского и кавказско-малоазиатского (и других) происхождения. Неизвестна пока и родина этрусков, хотя предпочтение отдается теориям их восточного происхождения.

Цивилизация этрусков достигла высокого уровня развития и была красочно описана античными  историками, представлена в многочисленных памятниках. Этруски были отважными  мореходами, искусными ремесленниками, опытными земледельцами. Многие их достижения заимствованы римлянами, в том числе и символы власти этрусских царей: курульное кресло; фасции (пучок розог с воткнутой в них секирой); тога - верхняя мужская накидка из белой шерсти с пурпурной каймой.

Особая роль в становлении римской государственности  и культуры принадлежала грекам. Как  писал римский поэт Гораций, «Греция, пленницей став, победителей грубых пленила. В Лациум сельский искусства внесла».

У греков римляне  заимствовали более совершенные  методы земледелия, полисную систему  государственного устройства, алфавит, на основе которого была создана латинская  письменность, и, конечно же, велико было влияние греческого искусства: в Рим были вывезены библиотеки, образованные рабы и т.д. Именно синтез греческой и римской культур  сформировал античную культуру, ставшую  основанием европейской цивилизации, европейского пути развития, породившего  дихотомию Восток - Запад.

Несмотря  на различия в развитии двух крупнейших очагов античной цивилизации - Греции и Рима, можно говорить о некоторых  общих чертах, определивших своеобразие  античного типа культуры. Поскольку  Греция раньше Рима вступила на арену  мировой истории, то именно в Греции в архаический период сформировались специфические особенности цивилизации  античного типа. Эти особенности  были связаны с социально-экономическими и политическими изменениями, получившими  название архаической революции, культурного  переворота.

Архаическая революция была своего рода социальной мутацией, поскольку в истории  она по своим результатам единственная и уникальная. Архаическая революция  позволила сформировать античное общество, опирающееся на частную собственность, чего ранее нигде в мире не было. Выход на передний план частнособственнических отношений, появление товарного  производства, ориентированного преимущественно  на рынок, способствовали возникновению  и других структур, определявших специфику  античного общества.

К ним относятся  различные политические правовые и  социокультурные институты: появление  полиса как основной формы политической организации; наличие концепций  суверенитета народа и демократического правления; развитая система правовых гарантий защиты и прав свобод каждого  гражданина, признание его личного  достоинства; система социокультурных  принципов, способствовавших развитию личности, творческих способностей, а в конечном счете - расцвету античного искусства.

Благодаря всему  этому античное общество стало принципиально  отличаться от всех других, а в цивилизованном мире возникли два разных пути развития, породивших в дальнейшем дихотомию  Восток-Запад.

Важную роль в архаической революции сыграла  греческая колонизация, которая  вывела греческий мир из состояния  изоляции и вызвала стремительный  расцвет греческого общества, сделала  его более подвижным, восприимчивым.

Она открыла  широкий простор перед личной инициативой и творческими способностями  каждого человека, помогла высвобождению  личности из-под контроля общины и  ускорила переход общества на более  высокий уровень экономического и культурного развития.

Колонизация, т.е. создание новых поселений в  чужих странах, была вызвана различными причинами, в частности перенаселением, политической борьбой, развитием мореплавания и т.д. Первоначально колонисты  остро нуждались в самом необходимом.

Им не хватало  привычных продуктов, таких, например, как вино и оливковое масло, а  также многих других вещей: домашней утвари, тканей, оружия, украшений и  т.п. Все это приходилось доставлять из Греции на кораблях, привлекая внимание к этим изделиям и продуктам местных  жителей.

Открытие  рынков на колониальной периферии способствовало совершенствованию ремесленного и  сельскохозяйственного производства в самой Греции. Ремесленники постепенно становятся многочисленной и влиятельной социальной группой. А крестьяне в ряде районов Греции переходят от выращивания малоурожайных здесь зерновых культур к более доходным многолетним культурам: винограду и оливкам.

Превосходные  греческие вина и оливковое масло  пользовались огромным спросом на внешних  рынках в колониях. Некоторые греческие  города-государства вообще отказались от своего хлеба и стали жить за счет более дешевого привозного зерна.

С колонизацией было связано и появление более  прогрессивной формы рабства, когда  в рабов обращали не соплеменников, а захваченных в плен чужеземцев. Основная масса рабов поступала  на греческие рынки из колоний, где  их можно было приобрести в больших  количествах и по доступной цене у местных правителей. Благодаря  широкому применению во всех отраслях производства рабского труда у свободных  граждан появлялся избыток свободного времени, которое они могли посвятить  занятиям политикой, спортом, искусством, философией и т.д.

Таким образом, колонизация способствовала формированию основ нового общества, новой полисной цивилизации, резко отличающейся от всех предшествующих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Космос и человек в трактовке античной философии

Поскольку, первые греческие философы – «мудрецы» - занимались осмыслением природы, космоса, выясняя "причины и начала" мира, их часто называют «физиками».

Они интуитивно строили субстациональную модель мира (именно через выяснения «первопричины» - по-гречески «архее», что дословно означает «начало, принцип» всего сущего как его основы, сущности) в их методологии множество пережитков мифологического ассоциативного мышления: так же, как в мифе был совершен «перенос» человеческих свойств, качеств и отношений на явления природы на небо и космос, так же в ранней греческой философии свойства и законы Космоса - как они мыслились мудрецами были  «перенесены» на человека и его жизнь. Человек рассматривался как Микрокосм по отношению к Макрокосму, как часть и своеобразное повторение, отражение Макрокосма. эта черта древнегреческой философии получила название космоцентризма. Но в этом можно усмотреть и ещё один смысл: ведь Космос - это противоположность Хаосу, это порядок и гармония в противоположность неупорядоченности, это определённость и соразмерность в противоположность бесформенности; поэтому космоцентризм ранней античности можно трактовать и как ориентацию на выявление гармонии в человеческом бытии - ведь если мир гармонично упорядочен, если мир - это Космос, а человек есть его отражение и законы человеческой жизни подобны законам Макрокосма, то значит, и в человеке заключена (скрыта) подобная гармония. Общепринятое же значение «космоцентризма» таково: это признание за внешним миром (Макрокосмом) статуса, определяющего все остальные законы и процессы (включая и духовные). На философском уровне такая мировоззренческая направленность формирует парадигму онтологизма, потому онтологизм (причем, явный, выражающийся и в том, что первые мудрецы-физики искали «причины и начала бытия») - вторая сущностная характеристика философии античности.

Впервые космос как «мирострой» был засвидетельствован около 500 до н.э. во фрагментах Гераклита, затем прочно входит в натурфилософский лексикон досократиков (Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит).

Древне - греческое  восприятие космоса (особенно у Платона  и Аристотеля) как предельной полноты  бытия, как эстетически прекрасного, совершенного и невинного существа составляет историческую антитезу иудео - христианской концепции «ущербности» природы как результата грехопадения.

Информация о работе Античная философия