Античная философия, основные идеи, этапы развития и представители

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 02:42, контрольная работа

Описание работы

Понятие «античная философия» занимает очень важное место в курсе философии. Это первооснова, начало возникновения философии. Она дала толчок для образования современной философии, для возникновения взглядов и мировоззрения людей на мир и на себя.
В принципе эта тема достаточно изучена в литературе по философии. Как об основополагающей, о ней уже очень много написано и раскрыто ее содержание, на мой взгляд, достаточно полно и образно. Хотя конечно, нет ни одной науки, а философию можно по части отнести к науке, т. к. она имеет дело с понятиями, законами, принципами и теориями, которая ответила бы полностью на все вопросы и философия не исключение.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 63.55 Кб (Скачать файл)

Основным принципом индивидуалистической этики Эпикура являлся принцип «живи незаметно», мотивирующий уход от общественной деятельности.  
Скептицизм (от.греч. исследующий) основан Пирроном (IV в. до н.э.). Скептицизм просуществовал вплоть до III века н. э. Скептики одно время стояли во главе платоновской Академии. Видный представитель позднего скептицизма — Секст Эмпирик. Невозмутимость, покой, безмятежность, предельный случай которых— смерть (абсолютный покой), также являются идеалом для скептиков. Главный противник человека, ищущего покоя, не столько его собственные вожделения, не в меру развитые потребности, как считали эпикурейцы, но его тяга к знанию. Познание — разрушительная сила. Всякие утверждения и отрицания вредны. Тот, кто хочет достигнуть счастья, стремится ответить на следующие вопросы: из чего состоят вещи, как к ним относиться, какую выгоду мы получим от этого. На первый вопрос ответ невозможен. Ответом на второй вопрос будет воздержание от всяких суждений о вещах. В результате мы достигнем основной «выгоды» — покоя, таков ответ на третий вопрос. Надо просто отдаться жизни, «следовать жизни без мнения», надо отказаться от философии. Образ такого безмятежного, не мыслящего человека плывущего по течению, только отдаление напоминает человека. Однако скептики сами внесли определенный вклад в изучение познавательной деятельности. В русле скептицизма разрабатывались идеи вероятностного характера наших званий, анализировался ряд логических процедур.  
Стоицизм (название связано с афинским портиком) возник в конце IV века до н. э. и просуществовал до III века н. э.  
Человек, чтобы быть достойным прекрасного и гармоничного целого, должен во всем следовать природе — отрешиться от житейских волнений, хаоса жизни, уйти в себя. Идеальное состояние мудреца— апатия (от греч. — отсутствие страданий, бесстрастие). В результате длительного самовоспитания мудрец становится способным управлять собой, следовать лишь разуму. Он не должен радоваться тому, чему радуются все, и не должен печалиться по поводу утраты имущества, болезни, даже собственной смерти. Идеал мудреца для стоиков — Сократ, спокойно принявший собственную смерть. Если мудрец не может упорядочить жизненный хаос, он должен добровольно уйти из жизни. Не только чувство любви, но и дружба не должна нарушать его спокойствие. Сочувствие не должно нарушать стоическую апатию. Мудрец добровольно повинуется року, неразумного же судьба тащит. Никакая внешняя сила не может лишить человека права свободного принятия решения. Не во власти человека отменить смертный приговор, но он может выслушать его достойно. Все, что совершает человек, он должен делать осознанно и по собственной воле; в этом и заключается высшая добродетель, в этом он становится подобным Богу – логосу.  
Завершает античную философию неоплатонизм (III—V вв. н. э.), наиболее видным представителем которого был Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние на раннюю христианскую философию.  
4. Психоаналитические концепции человека (З. Фрейд, К.Г. Юнг,  
Э. Фромм).  
Одно из наиболее влиятельных идейных течений XX в. — психоанализ. Его основы в 20-е годы заложил австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939). Свои главные идеи Фрейд обосновал в работах "Я и Оно" (1923), "Тотем и табу" (1912), "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1904) и др. Его психоаналитическая концепция была ориентирована прежде всего на выявление глубинных основ человеческого бытия, структурных элементов психики.  
Фрейд исходил из гипотезы о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого якобы происходит особая жизнь, недостаточно изученная, но реально значимая. Согласно Фрейду, психика подразделяется на три уровня: "Оно" — совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний; "Я" — сознание субъекта; "Сверх – Я" — инстанция, олицетворяющая собой императивы долженствования и запреты социокультурного характера. "Я", по мнению Фрейда, как бы постоянно балансирует между "Оно" и "Сверх-Я". С одной стороны, на него давят комплексы и инстинкты, из которых самые значительные — половой и инстинкт агрессии, с другой — правила поведения и моральная цензура. В данной связи душевная жизнь человека беспрерывно потрясается конфликтами. Их разрешение сопряжено, в свою очередь, с защитными механизмами, которые позволяют человеку приспособиться к окружающей действительности.  
По Фрейду, человек в своей жизни руководствуется двумя принципами — удовольствия и реальности. В рамках первого принципа бессознательные влечения направлены на получение максимального удовольствия. Второй принцип корректирует протекание психических процессов в соответствии с требованиями окружения. Разрешение внутренних конфликтов Фрейд видел в сублимации. Последняя означает переключение энергии с социально и культурно неприемлемых, низменных целей и объектов на высшие и возвышенные. Иными словами, сублимация — это процесс переориентации сексуального влечения (либидо) на другую цель, весьма далекую от сексуального удовлетворения. А это уже преобразование энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность.  
Постижение бессознательного осуществляется в психоанализе не чем иным, как восстановлением (припоминанием) в памяти человека ранее полученного знания. Психоанализ объясняет настоящее, сводя его к прошлому, к детству человека. Это все увязывается с сексуальными отношениями, чувствами в семье между детьми и родителями. Завершается познание бессознательного обнаружением "эдипова комплекса" — тех первоначальных сексуальных влечений, под воздействием которых структурируется вся человеческая деятельность[4].  
Значительное внимание Фрейд уделял сновидениям человека, полагая, что силы бессознательного проявляются в них наиболее адекватно. Им разработана подробная символика сновидений, с помощью которой можно было бы истолковывать сны.  
Учение великого первооткрывателя универсума бессознательного получило широкую известность во всем мире, и не только потому, что органично вошло в психотерапевтическую практику, оно глубоко гуманистично уже по самой своей сути. Провозгласив, что "Я" не является хозяином в своем доме", Фрейд тем самым  утверждал необходимость изучения "Оно", не зная которого человек не может жить разумно и нравственно. Этот путь продолжат его ученики — выдающиеся исследователи Альфред Адлер, Карл Густав Юнг, Эрих Фромм и др.  
Значительно дальше Фрейда шагнул в своих воззрениях Карл Густав Юнг (1875—1961) — швейцарский психолог и культуролог, основатель аналитической психологии. Высоко оценивая заслугу своего учителя в ниспровержении научных мифов XIX в., он разошелся с ним во взглядах на природу бессознательного, и, в своем учении вводит новое понятие «коллективное бессознательное»  
"Коллективное бессознательное" предстает у него как совокупность архетипов (прообразов) — древних способов представления и переживания мира. Архетип, по Юнгу, это закодированная в структуре головного мозга некая возможность представлений, "дремлющие мыслеформы", присущие от рождения всем людям. Они являются человеку в снах и мифах, составляя основу общечеловеческой символики. Важнейшие из них: Анима, Анимус, Мать, Отец, Старый мудрец, Тень, Персона, Самость. Архетипы не могут быть поняты разумом, они — тайна. Все наиболее действенные идеалы человека представляют собой определенные варианты архетипа — мудрость в образе древнего старца, родина в образе матери и т.д. Юнг полагал, что в каждом образе выкристаллизована частица человеческой психики и человеческой судьбы — переживаний, которые несчетное количество раз повторялись у наших предков, в общем и в целом всегда принимая один и тот же вариант эмоционально-психологической реакции. Поэтому неудивительно, по мнению Юнга, что современный человек, оказавшись в типической ситуации, вдруг чувствует себя как на крыльях, его внезапно подхватывает некая неодолимая сила. В такие мгновения человек уже не индивидуальное существо, он — голос рода, голос всего человечества, неожиданно пробудившийся в нем.  
Согласно Юнгу, архетип есть своеобразная готовность раз за разом воспроизводить те же самые или сходные мифические представления. Проявляя себя в сновидениях, фантазиях, а также в реальной жизни, он захватывает психику, вызывая иллюзии и одержимость людей как в хорошем, так и в дурном. По этой причине, считает Юнг, люди всегда нуждались в демонах и никогда не могли жить без богов. Современному человеку необходимо осознанно принимать идею Бога, ибо в противном случае Богом для него может стать нечто другое, весьма неудовлетворительное и глупое.  
Архетипы создают мифы, религии и философии, оказывая влияние на целые народы и исторические эпохи. Если личные комплексы человека — компенсация за дефектные или односторонние установки сознания, то точно так же мифы религиозного происхождения можно, по мнению Юнга, рассматривать как определенный вид ментальной терапии для обеспокоенного и страдающего человечества.  
Итак, во многом благодаря Юнгу в центр научных исследований психологов и философов были поставлены бессознательное и неосознанное в индивидуальной и социальной психике. Сознание, в свою очередь, стало рассматриваться как природное и культурное, как чувственное и рациональное, как личностное и коллективное. Такой подход для исследователей оказался более обоснованным и плодотворным.  
Эрих Фромм (1900 –1980) — один из ярчайших представителей философии XX века. Гуманистический пафос его произведений, а также их критическая направленность обеспечили идеям Э. Фромма широкое признание и популярность во всем мире. Уже при жизни автора его книги стали бестселлерами.  
Родился Э. Фромм в 1900г. в Германии во Франкфурте-на-Майне. Получив философское образование в одном из лучших университетов Германии — Гейдельбергском, он продолжает обучение в Мюнхенском университете, отдав дань увлечению З. Фрейдом. В 1925 г. он становится практикующим психоаналитиком и не прекращает эту деятельность до преклонного возраста. Уже на раннем этапе для Фромма характерен отход от ортодоксального фрейдизма, чему немало способствовало его знакомство с трудами К. Маркса, а также его работа с 1929 по 1932 г. во Франкфуртском Институте социальных исследований, вокруг которого сложилась так называемая «Франкфуртская школа». Общие черты, характеризующие это направление философии, можно отнести и к социальной философии Э. Фромма.  
В 1931 г. после прихода к власти нацистов Эрих Фромм эмигрирует в США, где, продолжая свою научную и психоаналитическую деятельность, критически переосмысливает положения ортодоксального фрейдизма, что послужило толчком для появления нового направления в психоанализе — неофрейдизма. Э. Фромма по праву считают главой этого направления.  
В 1941 г. вышла в свет первая работа Э. Фромма, сделавшая его широко известным, — «Бегство от свободы». В этом произведении он изложил основные положения своей социальной философии, получившие дальнейшее развитие в его последующих сочинениях. Центральная тема его теоретических размышлений — взаимодействие психоаналитических и социально-экономических факторов в процессе исторического развития. Будучи убежденным в решающей роли психологических факторов в динамике общественного развития, Фромм строит свою психологическую модель человека с ее системой глубинных фундаментальных потребностей. На основе этого вырастает его социальная программа: общество, вступающее в противоречие с фундаментальными потребностями человеческого существования, препятствующее их реализации, не имеет права на существование.  
За свою долгую жизнь Фромм написал и опубликовал большое количество книг по философии, социологии, психологии, которые переведены ни многие языки мира, в том числе и на русский, выдержали множество изданий. Основные сочинения: «Бегство от свободы», «Иметь или быть», «Душа человека», «Человек для себя» и др.  
В книге Фромма "Бегство от свободы" (1941), анализируются важнейшие проблемы и противоречия человеческого бытия. Фромм показывает, что они носят всеобщий характер, поскольку уникальность каждого человека и законы социума изначально несовместимы. Существование человека требует от него ответственности за свой выбор. Однако он чаще всего отказывается от личной свободы, переадресуя ее другим или обществу, что ведет к порождению им же тоталитарных режимов и авторитарных методов управления. В результате человек оказывается пленником тех политических институтов, которые сам же создал.  
В труде "Иметь или быть?" Фромм представляет свою классификацию потребностей, подчеркивая их гуманистический характер: первая — потребность в общении и межиндивидуальных связях; вторая — в творчестве; третья — в прочности и безопасности бытия; четвертая — поиск идентичности, формирование идеалов и образцов для подражания; пятая — стремление к познанию и освоению мира. Всесторонне исследуя эту проблему, Фромм показывает, что если человек не способен соединить себя с миром в акте творчества, то в нем как ответ на человеческую ситуацию в конкретном обществе могут пробудиться деструктивные силы.  
Подлинной ценностью человека Фромм считал способность к любви. Любовь, в его понимании, является высшим критерием бытия. В процессе овладения искусством любви изменяется  структура характера человека. В результате уважение к жизни, чувство идентичности, потребность в единении с миром становятся, по Фромму, доминирующими, способствуя тем самым переходу от эгоизма к альтруизму, от обладания к бытию.  

 

 

Заключение

 
Понятие «философия» занимает очень важное место в жизни людей. Оно дает возможность для появления мировоззрения людей на мир и на себя самих.

Античная философия – совокупность философских учений древнегреческого и древнеримском рабовладельческих обществ, начиная с 7 в. до н.э. вплоть до начала 6 в. н.э. Она состоит из трех периодов: древнегреческого, классического и эллино-римского. В своей контрольной работе, я рассмотрела более подробно два из них, а именно классический и эллино-римский. Особенность античной философии – выстраивание в кристаллизированную форму материализма и идеализма.

Делая краткий обзор, можно выделить, пять основных идей Платона, из которых только последняя, пятая не выдержала проверки временем: 1) Идея вещи есть смысл вещи; 2) Идея вещи есть цельность всех отдельных частей и проявлений вещи; 3) Идея вещи есть общность составляющих ее особенностей и единичностей; 4) Идея вещи невещественна; 5) Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием. Платон исходил из того, что мир идей есть реальный мир.

Утопия Платона заключается в том, что, имея веру в человеческий разум, наивную убежденность о достаточности правильно созерцать идеи, уповая на всемогущую силу идеального мира, можно добиться того, что вся общественная жизнь станет идеальной. Поэтому во главу проектированного им утопического государства он ставил философов, управляющих всем государством.

Из недостатков учения Платона можно выделить рассмотрение теории идеи в отрыве от всякого их научного назначения, рассмотрение идеи как мифа, но надо различать прогрессивную и отсталую формы мифологии Платона.

Ценность учения Платона заключается в создании концепции существования, помимо чувственного мира, мира сверхчувственного; создании всеобщей закономерности вещей. На современную философию он оказал большое влияние как создатель философского направления – идеализма.

Аристотель определил направления разработки философского метода на многие века вперед. Он оказал сильное влияние на современную философию, так как он, фактический подвел итог развитию классической древнегреческой философии, создал весьма дифференцированную систему знаний, освоение которой продолжается и поныне. Даже в наше время, критикуя крайности платоновского идеализма, философия опирается на мнения Аристотеля.

Критика Аристотеля дуализма была направлена в первую очередь против односторонней вульгаризации и упрощения теории идей Платона. Идея вещи, по Аристотелю, находится внутри самой же вещи. Общность вещи обязательно существует и в каждой отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному и потому является целостностью вещи. Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть организм вещи в отличие от механизма вещи, когда вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных ее частей и замену их другими частями.

Он изобрел четырехпринципную структура всякой вещи, понимаемой как организм. Аристотелизм был самой настоящей революцией в отношении платонизма, признававшего существование обособленного мира идей. Также Аристотель был самым глубоким и самым тонким отождествителем формы и материи, соединившим мир идеальных сущностей и вещей, считая все, находящееся за явлениями чувственного мира, за физикой – метафизикой.

Главным для Эпикура было практическое значение философии – прикладная философия. Он считал, что атомы различаются не только по вели-чине и форме, но и по весу, а также имеют части, но не делимы из-за абсолютной непроницаемости. Также полагал, что бесконечно лишь количество атомов, а не форм; он ввел понятие спонтанного «отклонения» атома от прямой линии.

Эпикур существенно преобразовал систему киренаиков. Он отдал предпочтение наслаждению покоем, считая, что динамические наслаждения несут страдания, а статические удовольствия – состояние равновесия. Он делил желания на естественные (необходимее и не необходимые) и вздорные, считая их стимулом динамических удовольствий. Эпикур задавался вопросом, а все ли желания следует исполнять. Для него чувства – источник счастья, отказавшись от критерия интенсивности при оценке удовольствия, предпочел в качестве него длительность. Считал, что стремиться надо к душевным удовольствиям, избегая душевных страданий. Принцип удовольствия, по нему, заложен в самой основе жизни, и ему нужно соответствовать. У Эпикура разум подчинен телу, а не наоборот, но, тем не менее, наибольшие удовольствия человеку доставляет то, что оправдано разумом. Принципом свободы воли Эпикур обосновал возможность независимости человека от общественных связей. Его лозунг был жить незаметно, не по законам общества, а по природе.

Главные моменты стоической картины мира: 1) Космос – это огненный организм; 2) человек существует в рамках космических законов, отсюда его фатализм, судьбоносность; 3) смысл мира и человека – лектон; 4) понимание мира неминуемо приводит к состоянию атараксии. По мнению стоиков, суть субъективного есть слово, его смысловое значение (лектон). Фактически нынешние фаталисты, сами даже того не подозревая, получается, следуют учению стоиков.

Ценность учения стоицизма в современной философии состоит в рассмотрении глубочайших философских проблем, таких как свобода человека, ограничение его. Они считали, что истинное назначение разума состоит не в том, чтобы находить «золотую середину» между противоположными чувствами, но в освобождении от страстей.

Скептицизм это – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Скептики отрицают возможность что-либо доказать. Главным аргументом их является существование разных точек зрения по различным вопросам, а возможность определения истинной – нереальна. Они отрицали возможность доказать предпочтительность одного мнения другому и воздерживались от суждений. Для скептиков также, как и для стоиков, важна атараксия (невозмутимость, хладнокровие, спокойствие), но ими она обретается не через знание, а через отказ от него.

Для современной философии опыт скептицизма является не бесполезным, именно в нем зародилась философия. В качестве как ценности, так и недостатка можно выделить как раз их сомнение возможности познания, а к достоинствам можно еще причислить невозмутимость.

Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию. Неоплатоники стремились дать философскую картину всего существующего, в том числе Космоса в целом. Нельзя понять жизнь субъекта вне Космоса, равно как и жизнь Космоса без субъекта. Существующее устроено иерархически: Единое-Благо, Ум, Душа, Материя. Высшее место в иерархии принадлежит Единому-Благу. Единое – это подлинно первосущее, образуя Ум, Мировой Ум. Единое существует посредством Ума. Мировой Ум включает числа и идеи в их системном взаимосвязанном виде. Эманация Ума приводит к Мировой Душе, которая выражает собой все одушевленное. Все, что движется, образует Космос, низшей формой бытия выступает материя. Основная задача человека состоит в том, чтобы глубоко продумать свое место в структурной иерархии бытия. Добро (Благо) идет сверху, от Единого, зло – снизу, от материи. Лестнице нематериального: Душа – Ум – Единое соответствует последовательность: чувство – мысль – экстаз.

Неоплатоники везде видят гармонию и красоту, за них фактически ответственно Единое-Благо. Неоплатонизм сумел дать синтетическую картину современного ему античного общества. Это был последний расцвет античной философии.

В принципе, проанализировав учения эпикурейцев, стоиков, скептиков и неоплатоников можно сделать вывод, что не только в античности люди задавались такими философскими вопросами и жили в соответствии с той философией, которая была присуща им, но и в настоящее, современное время люди живут по разным учениям философии. Кто-то берет от жизни удовольствия, не желая брать страдания, кто-то подчиняется слепо (или не совсем) судьбе, фатально идет по жизни, кто-то относится к жизни с большей или меньшей мерой скептицизма, а кто-то как неоплатоники везде видят гармонию и красоту. Люди, как были, так и остаются разными, и все они видят мир и живут в этом мире по-своему, в меньшей или большей степени уважая нормы и морали общепринятые. А значит так или иначе, все они принадлежат какому-нибудь философскому течению, даже не осознавая это.

В этом плане философию, в частности, античную, конечно необходимо изучать, для познавания мира и для изучения мировоззрения окружающих нас людей. С другой стороны есть необходимость поиска каких-то новых, более лучших (объясняющих или подходящих), подходов к пониманию смысла жизни, бытия, Космоса, общего и частного, всех граней жизни материальной и духовной.

Постоянно проверяясь практикой, теории усовершенствуются, а иногда от них приходится отказываться. Как любая теоретическая наука, философия не обладает абсолютной точностью, от нее нельзя требовать ответов на все вопросы, так как факты всегда шире и богаче теории. Однако она очень нужна тем, кто хочет поближе познакомиться и понять современную (и не только) жизнь.

 

Список использованной литературы

1.  Гуревич П.С. Философия человека. – М: ПРИОР, 2000  
2.  Исаев А.А. Философия. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Инфра-М, 2003  
3.  Смиpнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М.: ПРИОР, 1996  
4.  Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1996

5.  Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: «Гардарика», 1998  
6.  Философия. Основные идеи и принципы: Попул. очерк / Под общ. ред. А.И. Ракитова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1990 
7.  Философия: Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юристъ, 1996  
8.  Фролов И.Т. Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. Т.2, М., 2002 

 

 


Информация о работе Античная философия, основные идеи, этапы развития и представители