Античная философия: доклассический период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 08:55, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - изучить начальный этап античной философии.
Задачи работы:
- дать понятие «Античная философия»;
- изучить развитие доклассической античной философии.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие «Античная философия». Основные этапы развития античной философии 4
2 Развитие доклассической античной философии 7
Список использованных источников 18

Файлы: 1 файл

Античная философия доклассический период.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИО клиента:

Мошкина О.В.

Тема работы / вариант:

Античная философия: доклассический период

Дисциплина:

Философия


 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Самой развитой философской традицией  древности является античная философия, охватывающая философские учения мыслителей древней Греции и древнего Рима, которые вы должны изучить достаточно подробно. Именно античная философия лежит в основе средиземноморского типа философствования, распространившегося затем в странах Европы, Ближнего Востока и ставшего определяющей формой философии. Необходимо выяснить, какие факторы общекультурного, политического и религиозного порядка способствовали быстрому формированию и развитию философии в Греции, которая оказалась тесно связанной с общим расцветом античной культуры, так наз. «греческим чудом».

Обращение к проблеме генезиса философии позволяет восстановить доверие к антропологическому ее прочтению и осмыслению. Для нас  в данном случае «происхождение», «возникновение»  и «генезис» выступают взаимодополняющими понятиями, характеризующими становление и развитие философии от ее начальных этапов, включая и предпосылки, до конституирования в качестве самостоятельного феномена античной культуры. И если современная эпоха, динамичная, сжимающая время, ставит вопрос о судьбах человеческой цивилизации и обостряет наш интерес к историческому прошлому, то раннегреческая философия обнажает созвучные нашему времени вопросы о взаимоотношении природы и человека, о могуществе и направленности человеческого разума.

Эти вопросы были поставлены уже в раннегреческой натурфилософии, но обращение к истокам европейской цивилизации представляет не только исторический интерес. В фокусе современной теоретической мысли оказываются исторические экспликации особенностей развития науки и гуманизации научного поиска. Кроме того, обращение к античной философии, где уже у ее истоков разрабатываются рационалистические концепции мира и человека, позволяет обосновать ряд проблем, актуализующихся усилением роли человека в современном обществе.

Цель работы -  изучить начальный этап античной философии.

Задачи работы:

- дать понятие «Античная философия»;

- изучить развитие доклассической античной философии.

Объект исследования – история философии.

Предмет исследования - начальный этап античной философии.

В ходе выполнения данной работы использовались следующие методы: анализ, синтез, дедукция, обобщение.

Теоретической и методической базой  исследования является литература, касающаяся рассматриваемой темы.

 

 

 

1 Понятие «Античная философия». Основные этапы развития античной философии

Античная философия  возникла и развивалась во время  зарождения и становления рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы и обособлялась социальная группа людей, занимавшаяся только умственным трудом. Своим появлением эта философия обязана и развитию естествознания, прежде всего математики, астрономии. Правда, в то далекое время естествознание еще не выделилось в самостоятельную область человеческого познания. Все знание о мире и человеке объединялось в философии. По сути это был синоним зарождающейся науки и теоретической мысли вообще, совокупного, не разделенного до поры, до времени на специальные разделы знания как конкретного, так и обобщенного. Не случайно Древнейшую философии еще называют наукой наук1.

В ней, как и в любой другой, в том числе и современной, было два прямо противоположных направления: материализм (линия Демокрита) и идеализм (линия Платона).

Политические и экономические  обстоятельства благоприятствовали возникновению  философии. Культура греков есть результат и условие свободы. Принцип социально-государственной организации - полис - греческий город-государство представлял этический горизонт гражданина. Государственные цели воспринимались как личные, свобода государства как гарант собственной свободы гражданина.

Это философия древних греков и  римлян, зародившаяся в VI веке до нашей  эры в Греции и просуществовавшая  до V века нашей эры. Формально датой  её завершения считают 529 год, когда  римский император Юстиниан закрыл Платоновскую Академию - последнюю философскую школу античности.

Для античной религии  был характерен последовательно  проведённый антропоморфизм, т.е. полное уподобление богов человеку. По сути, античные боги - это образы прекрасных мужчин и женщин; боги отличаются от людей лишь бессмертием, большей физической силой и способностью менять свой облик. Античные боги подобны людям также и по своим душевным качествам. Они обладали теми же достоинствами и недостатками, что и люди. Мифы изображали богов как существ, волнуемых страстями и склонными к порокам, свойственных и людям. Греческие боги были эстетическими идеалами, но отнюдь не образцами этического поведения. Уважать богов, какими они были описаны в поэмах Гесиода и других мифологических источниках, было невозможно. Греки боялись силы богов, однако считали возможным бороться против богов и обманывать их (вспомните богоборческий миф о Прометее). Греческие боги не являлись всесильными, подчинялись природным законам; даже Зевс не мог изменить того, что определено судьбой. Отметим также изначальную слабость жречества в Греции, не образовавшего цельной общественной группы наподобие индийских брахманов. Жречество быстро утратило в Греции духовное лидерство и использовалось исключительно для свершения религиозных церемоний. Все эти особенности античной религии существенно облегчили проделанный греческим мышлением путь «от мифа к логосу». Уже самые первые греческие философы противопоставляли себя «мифографам», творцам мифов, претендуя исключительно на рациональное объяснение всего существующего. Слабость античного жречества, которое не воспринималось как хранитель истины, дарованной богами, приводило к выводу, что истину необходимо находить самостоятельно с помощью интеллектуальных усилий. Это и привело к возникновению философии.

Именно в древней  Греции зарождается демократия как  форма правления, при которой  большинство граждан принимают  участие в управлении государством. Если в странах Востока зачастую господствовал догматический авторитет  носителя высокого статуса (вельможи, жреца), то одним из основных принципов греческого общества была исономия - равенство всех граждан в общественной жизни. Также стоит вспомнить о господствующей в демократических полисах парресии - свободе слова. Обратим внимание на раскрепощение личности в Греции, возможность относительно свободно дискутировать на темы, которые в восточных культурах были запретными для непосвящённых. Жизнь в греческих городах-полисах требовала таких качеств как инициативность, здравый смысл и расчёт. Однако в отсутствии единого догматического, обусловленного исключительно авторитетом мнения большую роль играло искусство убеждения и аргументации. Утверждалось представление о том, что ни одно положение не должно приниматься без надлежащего его рационального, логического обоснования. Многие исследователи античной философии полагают, что философия возникла тогда, когда мыслители начали не только изрекать, но и доказывать выдвигаемые положения. Большое влияние на формирование античной философии оказала агонистичность древнегреческой культуры, выражающаяся в стремлении к постоянному противоборству, в котором обе стороны пытались показать все свои способности и одержать победу над противником. Агонистичность проявлялась, в частности, в форме философского спора, дискуссии, итогом которых было достижение истины, убеждение оппонента и всех присутствующих принять наиболее обоснованную точку зрения.

Возникновение и формирование античной философии шло в русле  общественной жизни, в рамках определения  отношения человека к миру. Оно осуществлялось через критику антропоморфизма мифологии, через создание категориального каркаса мыслительного процесса. В поисках первоначала мира и его осмысления философы античного мира выходят на уровень таких абстрактных понятий, как хаос и космос, материя и идея, душа и ум.

Если хаос воспринимался  как бесформенное, неопределенное состояние  мира, его первоначало, то под космосом подразумевалось упорядоченное, целостное  понимание мира. А вся жизнь  природы, человека и общества представлялась как движение от хаоса к космосу. Для описания этого движения в греческой философии были созданы понятия «материи» и «идеи»: под материей понималась некая потенция, а идея воспринималась как формообразующий принцип, как космическое творчество.

Материя и идея ассоциировались  с определенным веществом, что было вполне нормально для античного мира с его пассивно-созерцательным восприятием действительности. Познание мира ограничивалось внешней, феноменальной стороной природных явлений и фактов. Материя и идея соотносились как страдательное и деятельное начала и в своем единстве обеспечивали многообразие предметной реальности мира как чувственно-материального космоса.

В зависимости от основных проблем античной философии, ее эволюция подразделяется на следующие периоды:

- Натурфилософский период в качестве главной проблемы рассматривал проблему первоначала и устройства мира. На этом этапе соприкасались и соперничали друг с другом несколько школ.

- Гуманистический этап  основной проблемой видел переход  от природного мира к человеческой  личности и обществу. В этот момент преобладала школа софистов.

- Классический период  античной философии характеризовался  созданием первых философских  систем, обобщающих весь спектр  вопросов бытия.

- Эллинистическая эпоха  сопровождалась переходом центра  античной философии из Греции в Рим. Соперничали разные школы: стоики, скептики, школа Эпикура. В центре обсуждений было счастье, его смысл и суть.

- Религиозный этап  характеризовался развитием неоплатонизма. Рассматривалась проблема религии, ума и души.

- Период зарождения христианской мысли и монотеизма (единобожия).

Периоды античной философии  в соответствии с временной хронологией  подразделялись на эпохи ранней классики, классики, эллинистической философии, Римской и позднеантичной мысли.

Период ранней классики или архаики приходился на VIII-V в.в. до н.э. В этот момент были заложены основы философского познания как такового (Гомер, Гесиод, Орфей), а также появилась натурфилософия, уделявшая внимание космогонии и космологии (Милетская школа, пифагорейцы, элеаты, Гераклит, школа Анаксагора, атомисты, софисты)2.

Период классики продолжался V-III в.в. до н.э. От натурфилософских вопросов взоры мыслителей обратились к проблеме добра и зла, этике человеческого  поведения. Основными представителями  классического периода были Сократ, платоники, Мегарская школа, киники, киренаики, Элидо-Эретрийская школа, а также Аристотель и перипатетики, логически подытожившие и завершившие достижения классического периода античной философии.

Эллинистическая эпоха  приходилась на IV-I в.в. до н.э. Этот период представляли как новые школы философской мысли, так и старые представители. Основными направлениями в развитии античной философии были скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, платонизм, киники и перипатетики.

Римский и позднеантичный период философии пришелся на I в до н.э. - V в. н.э. Римская философия получила сильное развитие под влиянием греческой мысли. Основные школы и течения: электизм (Цицерон), римский эпикуреизм (Каций и Лукреций), поздние стоики (Сенека, Марк Аврелий). Греческая античная мысль в период влияния Древнего Рима получила развитие под влиянием основ классицизма и зарождающегося христианства. Основу составляли неопифагорейцы, последователи среднего и позднего платонизма (Плутарх, Цельс), скептики, перипатетики, неоплатонисты, а также христианские философы.

 

2 Развитие доклассической античной философии

Семь мудрецов - особо чтимые древнегреческие философы и политики VII - VI веков до н.э., авторы сентенций о мудрой и правильной жизни.

Всего в разных источниках в качестве «семи мудрецов» фигурирует несколько имён в разных комбинациях. Разнообразие списков обусловлено их «привязкой» к определённому месту и времени. Эти списки появились в Греции благодаря практике проведения соревнований между мудрецами. Эти соревнования проходили как во время Олимпиад, так и на других греческих праздниках. В связи с этим появилось несколько списков, и поэтому общее количество мудрецов значительно превышает число семь. Состав варьируется в зависимости от источника: всего 17 имен в разных комбинациях.

Первый список мудрецов приведён в  диалоге Платона «Протагор» (IV в. до н. э.):

- Фалес Милетский

- Питтак Митиленский

- Биант Приенский

- Солон из Афин

- Клеобул Линдийский

- Мисон Хенейский

- Хилон из Спарты

В других списках, например, у Диогена  Лаэрция, вместо Мисона Хенейского включён коринфский тиран Периандр.

Также некоторыми античными авторами в этот список включались Акусилай, Анаксагор, Анахарсис, Ариотодем, Лас, Леофант, Лин, Орфей, Памфил, Пифагор, Ферекид, Эпименид, Эпихарм, Эфор.

Древнегреческая философия возникла не в самой Греции, а в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками. Здесь раньше, чем в Греции, развились рабовладельческое производство, торговля и выросшая на их основе духовная культура.

Материалистические учения возникли на рубеже VII - VI вв. до н. э. в Милете - крупнейшем малоазиатском греческом городе.

Это учение получило название милетской школы, в которой впервые  сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.

Основоположником являлся  Фалес (640 - 562 до н. э.) - стихийный материалист, считавший основой всего сущего - воду.

Другим выдающимся милетским  философом был Анаксимандр (611 - 546  до н. э.), утверждавший, что «первоначалом и основой является беспредельное - apeiron (апейрон)», который характеризуется как нечто «безграничное, неопределенное, из которого возникают все небесные своды и миры в них».

Третьим милетским философом  является Анаксимен (585 - 524 до н. э.), считавший «воздух началом сущего, ибо из него все возникает и к нему все возвращается».

Вторым после Милета очагом древнегреческой философии  в Малой Азии был город Эфес, родина философа Гераклита (около 530 - 470 до н. э.). Гераклит по происхождению аристократ, отстранившийся от участия во власти.

Информация о работе Античная философия: доклассический период