Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:26, реферат
Аристотель является самым универсальным мыслителем всех времен и народов. Вся современная философия, наука и культура, так или иначе, обязаны Аристотелю. Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля, воззрения которого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится, и в веках будет учиться у него философской культуре.
Аристотель 
отличает намерение, как имеющее 
дело с тем, что в нашей власти, 
от желания, которое может от нас 
не зависеть. Так как достижение 
добродетели – деятельность, а 
не только созерцание, для Аристотеля 
очень важно понятие воли, которое 
он определяет как стремление к цели. 
Аристотель на место судьбы и рока 
ставит свободу воли человека. 
Проанализировав неудачу Платона с устройством 
идеального государства и свой собственный 
педагогический опыт, Аристотель пришел 
к выводу о необходимости воспитания нравственности 
с раннего возраста путем накопления нужных 
привычек. Наука дает знания, отличающее 
истину от заблуждения, нравственность 
дает ценности, различающие добро и зло. 
Знания приобретаются в процессе обучения, 
но чтобы стать нравственной силой и деятельным 
началом, они должны сжиться с человеком, 
войти в его плоть и кровь, способствовать 
созданию определенной расположенности 
души, накоплению опыта соответствующего, 
переживанию и привычкам.
Аристотель 
поясняет свою точку зрения следующим 
образом: зерно – знания, почва 
– внутренняя склонность человека, 
его желания. И то и другое необходимо 
для получения урожая. Давая общую 
картину становления 
Основываясь 
на изучении действительности как таковой, 
Аристотель проводил эту линию и 
в область этики. У Платона 
добродетель зиждется на первоначальных 
свойствах души, которые возникают 
из отношения души к миру идей. Идеал 
добродетели мыслился Платоном в 
виде нормы, лежащей вне реального 
человека. Аристотель, исходя из единства 
формы и материи, рассматривает 
добродетель как приобретенную 
душой в процессе воспитания. 
Хотя Аристотель и соотносит добродетель 
с чувствами человека, главенствующие 
добродетели для него, в соответствии 
с основной античной традицией, - мудрость, 
рассудительность, здравый смысл. Эти 
добродетели имеют безусловную цену, так 
как не зависят от частных житейских обстоятельств. 
Среди разумных добродетелей встречаем 
у Аристотеля – науку, искусство, практичность, 
изобретательность. На различии мудрого 
и практичного основан отказ Аристотеля 
от убеждения Платона, что философы должны 
управлять государством. 
Различая 
мудрость и разумность, Аристотель 
пишет, что «мудрость направлена 
на вещи доказуемые и неизменные, разумность 
же не на них, а на вещи изменчивые»[12]. 
Разум выступает в роли управителя 
у мудрости, и его задача – 
научиться управлять чувствами 
и подчинять действие определенной 
цели. Заботясь о своих душевных 
качествах, личность создает себя.  
Растительная часть души, отвечающая за 
рост и развитие тела, не может, по Аристотелю, 
иметь добродетелей. Животная, или страстная 
часть имеет добродетели, которые Аристотель 
называет этическими. В отличие от чувств 
– например, гнева, страха, зависти, робости 
– они являются не врожденными, а приобретенными 
воспитанием и привычками, свободно и 
сознательно выбранными. Этические добродетели, 
по Аристотелю, представляют собой среднее 
между двумя противоположными чувствами: 
мужество – середина между трусостью 
и отвагой, щедрость – между скупостью 
и мотовством, великодушие – между самопревознесением 
и самоуничижением, умеренность в наслаждении 
– между невоздержанностью и бесстрастностью. 
По природе своей люди склонны к крайностям. 
Одна из крайностей всегда более ошибочна, 
чем другая. Поэтому из двух зол надо выбирать 
меньшее (отвага лучше трусости и т. д.). 
Поскольку наслаждение и страдание управляют 
всеми нашими действиями, надо научиться 
управлять ими, больше всего отклоняя 
себя от наслаждения.
Все имеет 
свою меру: корабль, растение, государство. 
«Усиленное или недостаточное занятие 
гимнастикой губит телесную силу, 
точно так же недостаточная или 
излишняя пища  и питье губит здоровье». 
Наилучшей оказывается «золотая середина». 
«Легко промахнуться, трудно попасть в 
цель, поэтому-то избыток и недостаток 
– принадлежности порока, середина – 
принадлежность  добродетели». Несколько 
ранее то же говорил Конфуций. 
Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: 
мужество, умеренность, щедрость, великолепие, 
великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, 
любезность, дружелюбие, справедливость. 
Последняя – самая необходимая для совместной 
жизни. 
Нравственный человек, по Аристотелю, тот, кто руководит разумом, сопряженным с добродетелью. Аристотель принимает платоновский идеал созерцания, но ведет к нему деятельность, поскольку человек рожден не только для умопостижения, но и для действия.
Для Платона человек – несовершенный бог, для Аристотеля бог – это совершенный человек. Поэтому мера всех вещей и истины для Аристотеля – совершенный нравственный человек.
Категории философии и идея души.
 
          Категории 
– это фундаментальные понятия философии. 
К категориями Аристотель относит: 1. сущность, 
2. качество, 3. количество, 4. отношение, 
5. место, 6. время, 7. положение, 8. обладание, 
9. действие, 10. страдание. По сути дела, 
он исследует и другие необходимые формы 
сущего, а именно «форму» и «материю», 
«движение», «необходимость» и «привходящее» 
(на современном языке случайность). При 
этом он чаще всего говорит о категориях 
как о «формах сказывания» о мире. И сам 
термин «категория» берется им их грамматики.
Таким, образом, Аристотель впервые выделяет категории как формы нашего языка, которые имеют предметный смысл и объективное значение. И действительно, если мы говорим, что Солнце больше Земли, то мы уверены, что слово «больше» имеет в нашем языке тот же смысл, что и в действительности. Другое дело, что категории являются не только необходимыми формами языка. Прежде всего, они являются формами нашего мышления, воплощающими себя как в языке, так и в поступках, во всех разумных действиях человека. По существу, категории есть необходимые условия истинности знания о мире. Ведь, будучи формами мышления, они одновременно выступают объективными формами окружающего нас мира.
Помимо 
метафизики и учения о силлогизмах, 
средневековые мыслители с 
Аристотель последовательно отстаивает то, что душа не может быть чем-то вроде особого тела, так как она есть, как он выражается, смысл и форма. Аристотель не зря очень тяготел к биологии, к исследованию живых организмов. Дело в том, что организм как нечто живое существует не благодаря своей внешней форме, а благодаря своей внутренней организации. Эту организацию, или форму, Аристотель отождествляет с душой.: «Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью».
Итак, своеобразие 
формы живого тела Аристотель выражает 
посредством понятия энтелехии. 
И без него нельзя разобраться 
в учении Аристотеля о душе. Вместе 
с тем, возражая пифагорейцам и своему 
учителю Платону, Аристотель настаивает 
на том, что душа неотделима от тела, 
а потому невозможен метемпсихоз. В 
особенности это касается растительных 
и животных душ. Что касается души человека, 
то по вопросу ее бессмертия Аристотель 
позволял себе различные суждения, что 
породило острые споры среди его последователей 
в Средние века и эпоху Возрождения. Но, 
даже признавая бессмертие разумной души, 
Аристотель не считал возможным, чтобы 
она вселялась в тело животного как неподходящий 
для нее орган.  
Различая растительную, животную и разумную 
душу, Аристотель не противопоставляет 
их. Наоборот, здесь речь идет скорее о 
трех ступенях в развитии одной и той же 
души. Животное, по Аристотелю, отличается 
от растения способностью ощущать, а у 
людей к этому прибавляется еще и разум. 
Следовательно, обладая способностями 
к росту и ощущению, человек в определенном 
смысле является растением и животным. 
Надо сказать, что Аристотель подробнейшим 
образом анализирует способности ощущать, 
представлять и мыслить. Суждения его 
на этот счет отчасти наивны, отчасти остроумны. 
Но в некоторых случаях он предвосхищает 
более поздние представления. Например, 
сравнивая чувства животного и человека, 
он верно замечает, что в осязании человек 
превосходит все другие существа. Аристотель 
напрямую связывает это превосходство 
с разумом. Душа человека, таким образом, 
помещается Аристотелем на кончиках пальцев.
Столь же проницателен Аристотель, когда замечает, что мышление есть сочетание того, что ощущается. Отсюда понятна и связь мышления с воображением. Ведь суждение как сочетание невозможно без разделения. А отделить, к примеру, красный цвет от розы можно только в воображении. Непосредственно в восприятии мы никогда и нигде не встретим розу, лишенную цвета. Но воображение предполагает элемент произвола, оно разъединяет то, что всегда соединено, и соединяет то, что в действительности разъединено. Поэтому воображение, по Аристотелю, есть и источник истины, и источник заблуждения. При этом чувства не заблуждаются, а заблуждается человек, который доверяет или не доверяет чувствам, когда судит. А потому центральное место в учении Аристотеля занимает вопрос о критериях истинности наших знаний. К таким критериям он в первую очередь относит употребление правильных логических форм.
 
Об обществе и государстве. 
 
Осуществив грандиозное 
Если экономический 
государственную должность в источник личного обогащения.
 
Литература.  
В. Г. Голобоков. Краткая история философии. 
– М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство 
АСТ», 2002 г.  
А. Г. Спиркин. Философия: Учебник. – 2-е 
издание. – М.: Гардарики, 2004 г.  
А. А. Горелов. Философия в вопросах и ответах. 
– М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2006 г.