Альбер Камю. Философия абсурда и бунта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:50, реферат

Описание работы

Альбер Камю – один из наиболее ярких представителей западной философии ХХ века. В центре философствования Камю - проблема главных антиномий человеческого существования. (Слово "антиномия" употребляется в широком смысле - как противоречие, раскол). Эти антиномии выражают напряжение и противоречие между позитивностью и абсурдностью жизни, между миром бунта и миром благости. Как они анализируются в философии Камю? На этот вопрос я и попытаюсь дать ответ в данной работе.

Содержание работы

Введение ............................................................................................................................... 3
1. Абсурд. Понятие абсурда, его философское осмысление ...................................... 5
1.1. Проблема смысла бытия, ценности жизни и свободы .......................................... 7
1.2. Влияние «абсурда» на человеческое бытие ........................................................... 13
2. Философская анатомия бунта ................................................................................... 15
3. Бунт и образ бунтующего человека ........................................................................ 18
3.1. Понятие бунта, ценность и значение бунта в судьбе человека и человечества .... 18
3.2. Оценка различных категорий бунта ...................................................................... 19
Заключение ......................................................................................................................... 22
Список литературы .......................................................................................................... 24

Файлы: 1 файл

Альбер Камю. Философия абсурда и бунта.docx

— 56.73 Кб (Скачать файл)

Как только человек осознает иллюзорность и противоречивость всего, что его окружает, когда он  начинает чувствовать себя чужим во вселенной – именно тогда и возникает чувство абсурда и тщетности его, человека, жизни – а стоит ли она  того, чтобы  быть прожитой? 

Далее мы кратко  опишем  факторы, присущие этому чувству, чувству абсурда.

Абсурд проникает  в сознание человека неожиданно, когда  он в какой-то момент вдруг чувствует  опустошенность, усталость от повседневного  бытия. Вдруг он перестает понимать смысл и цель этой повседневности. Цепочка привычных поступков  разрывается, и именно в этот момент, по мнению автора, сознание человека, застывшее  до этого в машинальной жизни, начинает приходить в движение.

Еще один фактор абсурда – время. Человек, живущий  будущим, вдруг осознает, что как  раз время – его враг. Как  говорит Камю, возникает своего рода бунт плоти, направленный против воздействия  времени.

Следующей ступенью является ощущение человеком своей  чужеродности в окружающем мире. Мир, по всей сути, имеет бесчеловечное  начало. Плотность и чуждость мира выражают абсурдность бытия.

Кроме того, и в самом человеке скрыто нечто  бесчеловечное – поведение, жесты, действия других людей вызывают растерянность, показывая, чем человек как физическое существо является на самом деле. В этом тоже проявляется абсурд.

Смертность  человека и неизбежность смерти придают  чувству абсурда дополнительное содержание.

Камю особо  останавливается на проблеме интеллекта, разума и познания мира. Познаваемость  мира для человека заключается в  сведении его к человеческим понятиям. Однако существует неизменное противоречие между тем, что человек, как ему  кажется, знает и тем, что он знает  на самом деле.

Познание  мира с помощью образов (литература, живопись и т.п.) предполагает отсутствие точного знания. В то же время  освоение мира и с помощью науки  невозможно, поскольку она способна лишь опознать и перечислить отдельные  явления. При этом Камю отмечает, что  мир как таковой не абсурден, он неразумен. Абсурдность же заключается  в столкновении этой неопознанности мира с отчаянной жаждой ясности, зов которой раздается в душе человека. Абсурд рождается из столкновения человеческого запроса быть счастливым и постигнуть разумность мира, с  одной стороны, и безмолвного  неразумия мира, с другой.

Этим выводом  Камю противопоставляет себя многим современным ему философским  школам, утверждавшим, что все сущее  разумно, и все познаваемо с помощью  разума.

Углубляясь  в анализ понятия абсурда, Камю отмечает, что чувство абсурда возникает  при рассмотрении не единичных фактов и впечатлений, а при сравнении  наличного положения вещей с  определенного рода действительностью, действия – с превосходящим его  миром. Камю говорит, что абсурд не коренится  ни в человеке, ни в мире, а в  их совместном присутствии. Абсурд –  единственная связующая нить между  ними. Развивая свою мысль, автор определяет своего рода триединство: абсурд, человеческое сознание и мир. Исключение одного из этих слагаемых приведет к разрушению всей общности.

Столкновение  и борьба этих составляющих предполагает отсутствие надежды (но, как подчеркивает Камю, это не отчаяние), постоянное отрицание (но не отречение) и осознанную неудовлетворенность. Нарушение этих условий устраняет  абсурд, поскольку разлад уничтожается согласием. Абсурд, по мнению Камю, имеет  смысл только в той мере, в какой  с ним не соглашаются. Он добавляет  также, что человек, осознавший абсурд, навсегда к нему привязан.

Возвращаясь к проблеме смысла бытия, Камю отмечает, что пережить и испытать все, что  положено судьбой, значит всецело ее принять. Однако, если человек осознал, что судьба абсурдна, он не сможет пережить ее испытаний, если не сделает все  возможное для поддержания этого выявленного сознанием абсурда. “Жить означает поддерживать жизнь абсурда”, - говорит Камю.

Поэтому автор  и делает очень важный вывод о  том, что опыт абсурда и самоубийство – категории несовместимые. Человек, осознавший абсурдность бытия, находит смысл жизни как раз в постоянной схватке разума с превосходящей его действительностью.

Соответственно, и обеднение, облегчение действительности, которая своим бесчеловечием  питает величие человека, - означает обеднение самого человека. Поэтому  основным следствием абсурда Камю считает  то, что человек своим сознанием  изо дня в день свидетельствует  об истине, которой является вызов  превосходящему миру.

Переходя  к понятию свободы, Камю отмечает, что абсурд сводит к нулю все шансы  человека на призрачную вечную свободу, исповедуемую в религии, но возвращает свободу поступков и воодушевляет на нее. После осознания абсурда  человек понимает: нет более высшей свободы, чем свобода быть, единственной свободы, которая служит основанием для истины.

Причина внутренней свободы человека абсурда заключается  в том, что он осознает, что завтрашнего  дня в его прежнем понимании  ожидания чего-либо от будущего, нет. Возврат  к отчетливому сознанию, бегство  от повседневного сна являются первоначальными  посылками абсурдной свободы.

 

АБСУРДНЫЙ ЧЕЛОВЕК.

"Что представляет собой абсурдный  человек?" - это главный вопрос, от обсуждения которого зависит  решение других проблем философии  Камю. Абсурдный человек, пишет  Камю, "ничего не предпринимает  ради вечности и не отрицает  этого. Не то чтобы ему вообще  была чужда ностальгия. Но он  отдает предпочтение своему мужеству  и своей способности суждения. Первое учит его вести не  подлежащую обжалованию жизнь,  довольствоваться тем, что есть; вторая дает ему представление  о его пределах. Уверившись в  конечности своей свободы, отсутствии  будущности у его бунта и  в бренности сознания, он готов  продолжить свои деяния в том  времени, которое ему отпущено  жизнью. Здесь его поле, место  его действий, освобожденное от  любого суда, кроме его собственного. Более продолжительная жизнь  не означает для него иной  жизни".

Камю противопоставляет свой образ  абсурдного человека традиционным и  современным философско-антропологическим, моральным, религиозным конструкциям, представлениям о человеческой сущности. В философии и творчестве Камю заключена дерзкая претензия на то, что он сможет подойти к действительной сущности человека ближе, чем это удавалось другим исследователям. Тем не менее "абсурдный человек" - тоже специфическая философская конструкция. Ее создание в произведениях Камю - непрерывная полемика. Прежде всего она ведется против религиозного подхода к человеку, а также против учений, навязывающих человеку моральные нормы извне - согласно предписаниями общества, заповедям религии и т.д. "Абсурдный человек готов признать, что есть лишь одна мораль, которая не отделяет от бога: это навязанная ему свыше мораль. Но абсурдный человек живет как раз без этого бога. Что до других моральных учений (включая и морализм), то в них он видит только оправдания, тогда как ему самому не в чем оправдываться. Я исхожу здесь из принципа его невиновности".

Позицию абсурдного человека Камю очерчивает словами Ивана Карамазова: "Все  позволено". Однако "абсурд не есть дозволение каких угодно действий". Слова Карамазова означают лишь то, что ничего не запрещено. Почему же? Согласно Камю, абсурдный человек не принимает традиционную концепцию, устанавливающую связь между причинами и следствиями поступков. И хотя ум абсурдного человека "готов к расплате", он делает это не потому, что чувствует за собой какую-либо вину или греховность, вменяемую всякому человеку христианством. Для него, абсурдного человека, "существует ответственность, но не существует вины". Формальные правила и поучения этики, расчеты научного ума теряют для абсурдного человека сущностный смысл. Поучительны лишь живые примеры, доносящие до нас дыхание человеческих жизней. "Мною выбраны только те герои, - пишет Камю, - которые ставили своей целью исчерпание жизни (или те, кого я считаю таковыми). Я не иду дальше этого. Я говорю о мире, в котором и мысли и жизни лишены будущего. За всем, что побуждает человека к труду и движению, стоит надежда. Так оказывается бесплодной единственная нелживая мысль. В абсурдном мире ценность понятия или жизни измеряется плодотворностью".

Герои, на примере которых Камю высвечивает понятие "абсурдный  человек", - это Дон Жуан (и донжуанство), Актер (и актерство), Завоеватель, Писатель-творец. В конце главы об абсурдном  человеке Камю замечает: "Приведенные  выше образы не содержат моральных  поучений и не влекут за собой суждений. Это наброски, в них намечен  стиль жизни. Любовник, комедиант  или авантюрист ведут абсурдную  игру. Но на это способны, при желании, и девственник, и функционер, и  президент республики. Достаточно знать  и ничего от себя не скрывать... Я  выбрал крайние случаи, когда абсурд наделяет поистине царской властью. Правда, это власть принципов, лишенных царства. Но их преимущество перед другими  в том, что они знают об иллюзорности всех царств... Как бы то ни было, абсурдному рассуждению надо было вернуть всю  Яркость красок. Воображение может  добавить немало других его обличий - изгнанников, прикованных к своему времени; людей, которые, не зная слабости, умеют жить соразмерно вселенной  без будущего. Этот абсурдный и  безбожный мир населен утратившими  надежду и ясно мыслящими людьми".

Мир абсурдного человека у Камю выписан  жестко и сильно. Это человек, не верящий в бога, божий промысел и божью благодать. Он не верит  в будущее, лишен надежд и иллюзий. "Чувство абсурдности поджидает  нас на каждом углу". Причина в  том, что мир природы и другой человек всегда содержат в себе нечто  несводимое к нашему познанию, ускользающее от него. "Бывает, что привычные  декорации рушатся. Подъем, трамвай, четыре часа в конторе или на заводе, обед, четыре часа работы, трамвай, ужин, сон; понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, все в том же ритме - вот путь, по которому легко  идти день за днем. Но однажды встает вопрос "зачем?" Все начинается с этой окрашенной недоумением скуки".

Скука выводит человека из колеи  рутинной, монотонной жизни. Она толкает  его к пониманию того, что приходится взваливать груз безотрадной жизни  на свои собственные плечи. "Скука  является результатом машинальной  жизни, но она же приводит в движение сознание. Скука пробуждает его и  провоцирует дальнейшее: либо бессознательное  возвращение в привычную колею, либо окончательное пробуждение. А  за пробуждением рано или поздно идут следствия: либо самоубийство, либо восстановление хода жизни".

Скука становится чуть ли не действующим  лицом и в художественных произведениях  Камю. Она изображена так ярко, так  мастерски, что путь от поистине "метафизической" скуки к самоубийству не кажется  преувеличением. Писатель-философ вскрывает  глубокую, с его точки зрения, экзистенциально неразрывную связь  между "чуждостью" мира, его "первобытной  враждебностью", между отчужденностью от нас других людей, утратой веры в бога и моральные ценности, между  угрозой смерти, словим, между всей совокупностью абсурдных (именно для человека) обстоятельств жизни и "абсурдных чувств" - и мучительным желанием человека покончить с непереносимостью жизни, вырваться из круга абсурда. Так на первое место в философии Камю выдвигается вопрос о самоубийстве. "Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно".

Самоубийство, замечает Камю, чаще всего  рассматривается как социальный феномен. "Мы же, напротив, с самого начала ставим вопрос о связи самоубийства с мышлением индивида. Самоубийство подготавливается в безмолвии сердца...". Основным стремлением Камю как раз  оказывается правдивое, лишенное морализма  описание того феномена интеллекта и  чувств, который можно было бы назвать  тягой к самоубийству. Она порождена, как ясно из сказанного, абсурдностью, безнадежностью как отличительными чертами человеческого удела. Мир  вне человека не абсурден. "Если абсурд и существует, то лишь во вселенной  человека". Однако, настаивает Камю, призвание человека - найти силы жить в состоянии абсурда. "Итак, я вывожу из абсурда три следствия, каковыми являются мой бунт, моя  свобода и моя страсть. Одной  лишь игрой сознания я превращаю  в правило жизни то, что было приглашением к смерти, и отвергаю самоубийство". "Все рассуждения  и зарисовки данного эссе резюмируются "Мифом о Сизифе". Если Ницше предложил утратившему христианскую веру человечеству миф о "вечном возвращении", то Камю предлагает миф об утверждении самого себя - с максимальной ясностью ума, с пониманием выпавшего удела человек должен нести бремя жизни, не смиряясь с ним - самоотдача и полнота существования важнее всех вершин. Абсурдный человек избирает бунт против всех богов".

По мнению автора, осознание абсурда предполагает замену качества опыта бытия его  количеством. Иными словами, важно  не прожить как можно лучше, а  пережить как можно больше. А это, в свою очередь, заключается в  том, чтобы прочувствовать свою жизнь, свой бунт, свою свободу как можно  сильнее.

 

1.2. Влияние “абсурда” на человеческое бытие

 

Как отмечалось выше, абсурд проявляет себя в человеческом бытии тем, что вызывает к действию сознание и разум и предоставляет  человеку внутреннюю свободу.

Кроме того, Камю задается вопросом: какое влияние  оказывает абсурд на нравственные аспекты  поведения человека, как соотносятся  абсурд и мораль. По мнению Камю, человек  абсурда мог бы принять только одну мораль – ту, что неотделима от Бога, ту, что продиктована свыше. Но человек абсурда живет без  Бога. Все остальные виды морали представляют собой для человека абсурда лишь способы самооправдания, а ему не в чем оправдываться.

Однако было бы ошибочно полагать, что абсурд позволяет  совершать любые поступки. Как  говорит Камю, абсурд только делает равнозначными последствия поступков.

Мораль основывается на положении, что поступок имеет  свои последствия, которые его либо оправдывают, либо перечеркивают. Напротив, абсурд ограничивается мнением, что  об этих последствиях следует судить спокойно. По словам автора, абсурд не выделяет виновных, для него существуют лишь несущие ответственность. Все  виды опыта бытия равнозначны, считает  Камю. Поэтому если человек обладает ясным сознанием, то его поступки служат ему. В ином случае они причиняют ему ущерб, и ответственность за это несет сам человек, но никак не обстоятельства.

Информация о работе Альбер Камю. Философия абсурда и бунта