Активная роль форм общественного сознания в развитии общественного бытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 10:07, доклад

Описание работы

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.

Файлы: 1 файл

Активная роль 1543.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)


 

 

Доклад 

 

Активная роль форм общественного сознания в развитии общественного бытия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011

 

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.

Сознания живых человеческих индивидов  образуют структурную первооснову  общественного сознания. И они  сами имеют сугубо общественную природу. Знания человечества исторически необратимо развиваются, а люди конкретных исторических эпох мыслят согласно соответствующим знаниям человечества, способам мышления и мировосприятия.

В истории человечества неживой  компонент общественного сознания возник и начал свое поступательное историческое развитие около 6 тысячелетий назад на основе первых письменных текстов. Изобретя письменность, люди изобрели для себя первую внешнюю память на долговременных материальных носителях. Она радикально расширила границы человеческого обмена мыслями и знаниями в пространстве: если устная речь воспринимается лишь в малой зоне слышимости человеческого голоса, то письменное общение возможно хоть на межконтинентальном уровне. Она радикально устранила барьеры человеческого обмена мыслями и знаниями во времени: появилась возможность поступательно наращивать человеческие знания, систематически опираясь на знания, выработанные людьми прошлых поколений и исторических эпох1.

Так, уже  веками и тысячелетиями нет былых  материально-экономических «телесных» укладов общественной жизни XVII—XVIII вв., Средневековья, Античной эпохи, но в лице своих памятников письменной культуры эти эпохи включены в культуру современного человечества и продолжают оказывать на нее влияние. Из своего прошлого на умы и души нас и наших современников влияют Платон и Аристотель, древнееврейские пророки и апостолы, средневековые богословы и философы, отцы науки современного исторического типа и ее классики, Шекспир и Сервантес, Пушкин и Достоевский и т. д.

О современных пространственных масштабах общественного сознания человечества следует сказать особо в связи с началом в XX в. эры радио- и телевизионного вещания.

В целом  общественное сознание является неотъемлемой частью общественного бытия, понимаемого как «телесная», предметно-практическая (прежде всего, хозяйственная) деятельность человечества.

Одним из условий формирования и  функционирования тех или иных сфер общества является наличие специализированных форм общественного сознания. Как специфический феномен бытия сознание активно влияет на характер человеческой деятельности, на ее прогнозирование и повседневное функционирование. Это и некоторые другие свойства присуще также отдельным формам общественного сознания.

В философской  литературе формы общественного  сознания характеризуются как способы, социально необходимые для построения мыслительных форм, вырабатываемые в ходе многообразной деятельности людей по преобразованию и изменению мира. Фиксируют особенности содержания и формы протекания жизненного, социально-исторического процесса, представляя и характеризуя его общественную форму. Это не что иное, как идеальные формы, в которых нашли отражение и воплощение формы социальной жизни и отношений людей2.

В своем  генезисе и реальном существовании  формы общественного сознания связаны различными уровнями со специфическими сторонами материальной действительности и многообразными проявлениями духовной.

Под формами общественного сознания понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политического, правового, нравственного, религиозного и атеистического, эстетического, естественно-научного сознания и других3.

Существование различных форм общественного  сознания определяется богатством и многообразием самого объективного мира — природы и общества. Различные формы сознания отражают отношения между классами, нациями, социальными общностями и группами, государствами и служат основой политических программ. В науке познаются конкретные законы природы. Искусство отражает мир в художественных образах и т. д. Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания имеет свою особую форму отражения: научное понятие, моральную норму, религиозную догму, художественный образ.

Но богатство и сложность  объективного мира создают только возможность появления различных форм общественного сознания. Реализуется же эта возможность на основе конкретной общественной потребности. Так, наука возникает тогда, когда простое эмпирическое накопление знания становится недостаточным для развития общественного производства. Политические и правовые взгляды и идеи возникли вместе с классовым расслоением общества.

Общественное сознание может отставать  от общественного бытия, но может  и опережать его. Важно видеть преемственность в развитии общественного сознания, а также в проявлении взаимодействия различных форм общественного сознания. Особое значение имеет активное обратное воздействие общественного сознания на общественное бытие.

Изменения в общественном бытие, то есть утверждение новых отношений, структурные преобразования и так далее, не возникают сами собой. Для этого нужны целенаправленные, осознанные действия людей. Если условия созрели и общество стоит на пороге перемен, то на первый план выдвигаются проблемы сознания, так как в обществе ничего не происходит без сознательной деятельности людей. В этом случае различные формы общественного сознания становятся созидательной движущей силой.

Так, активная роль правового сознания на общественное бытие заключается в формировании условий, при которых определенные противоправные действия становятся менее возможными и поэтому случаются реже. В частности, уровень преступности в любом обществе зависит от не только от развития правовых и правозащитных институтов, но и от прошитого в «общественной ментальности» убеждения о допустимости или недопустимости противоправного поведения.

Политическое сознание оказывает влияние на непосредственно формирующуюся в обществе систему государственного и местного управления. Нравственное сознание создает условия для гармоничного сосуществования людей и общественных групп. Эстетическое сознание гармонизирует существование людей в окружающем мире, дает им возможность ощутить экзистенциальную удовлетворенность и ценность бытия. Думаю, нет нужды объяснять, как именно влияет научное сознание на общественное бытие. Наш мир НТР и НТП — прозрачнейшее и нагляднейшая иллюстрация этого влияния. Последнее время активно развивается такая форма общественного сознания, как экологическое. Экологическое сознание — это комплексность, способность предвидеть отдаленные последствия человеческого воздействия на природу, близость по способу отражения к философскому сознанию, ориентация на ограничение антропогенного воздействия на природу, целенаправленный, осознанный характер возникновения и прочее. Экологическое сознание играет активную  роль в становлении и развитии природосберегающих технологий, стратегии видов деятельности по нейтрализации обратных негативных последствий действия антропогенных факторов на природные экосистемы, деятельности, обеспечивающей функционирование социоприродной целостности. 

Можно подытожить, что общественное сознание и общественное бытие — это две основополагающие части любого общественного процесса. Они не только тесно взаимосвязаны, но и проникают друг в друга, сложным и неоднозначным образом определяют друг друга и активно влияют друг на друга.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Абачиев С.К. О понятиях общественного бытия и общественного сознания в современных курсах социальной философии // Мир образования — образование в мире. 2009. № 3. С. 108-119.
  2. Введение в курс философии / Под ред. Файзуллина Ф.С. — Уфа: УГАТУ, 1996.
  3. Кальной И.И., Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов. — СПб.: Издательство "Лань", 2003. — 512 с.
  4. Килясханов М.X. Мифология пространства социального бытия // Известия Росс. гос. педагог. ун-та им. А.И. Герцена. 2008. № 58. С. 141-144.
  5. Митрошенков О.А. Философия. — М.: 2002.
  6. Савкин Н.С., Абрамов В.А., Белкин А.И. и др. Философия. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. — 356 с.
  7. Худоянц М.В. Экологическая форма общественного сознания // Вестник Ун-та Росс. академии образования. 2007. № 1. С. 118-124.

1 Абачиев С.К. О понятиях общественного бытия и общественного сознания в современных курсах социальной философии // Мир образования — образование в мире. 2009. № 3. С. 113.

2 Митрошенков О.А. Философия. — М.: 2002. // http://sbiblio.com/biblio/archive/mitrosenkova_filosofija/21.aspx

3 Введение в курс философии / Под ред. Файзуллина Ф.С. — Уфа: УГАТУ, 1996. С. 324.


Информация о работе Активная роль форм общественного сознания в развитии общественного бытия