Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 13:10, реферат
при  написании реферата:
- проследить предысторию аксиологии;
- проанализировать становление  философской теории ценности;
- изучить методологические предпосылки  аксиологии;
- понять, что такое ценности;
- выявить смысл конструктивной  аксиологии, и нужна ли она;
- просмотреть альтернативы аксиологии.
Введение
Предыстория аксиологии
Становление философской теории ценности в конце XIX– начале XX веков
Общие методологические предпосылки аксиологии
Что такое ценности
Зачем нужна конструктивная аксиология и её принципы
Альтернативы аксиологии
Заключение
Список  литературы
2
ВСЕРОССИЙСКИЙ 
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
ФИЛИАЛ В г. БАРНАУЛЕ
Кафедра философии, истории и права
АКСИОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТЯХ
Реферат по философии
                              
                              
                              
                              
                              
                              
Барнаул 2006
 
План.
Введение
Заключение
Список литературы
 
Введение.
Я выбрала тему «Аксиология как учение о ценностях». Выбрала её потому, что она является одной из актуальных в настоящее время, так как в современном мире люди начинают забывать о духовных ценностях и сё больше думают материальных. Это является проблемой современного мира.
При написании реферата я изучила доступную литературу, а именно: «Философия теории ценностей» М. С.Кагана, «Ценности в проблеме мира: философские основания и социальные приложения Конструктивной аксиологии» Н. С. Розова, «Проблема ценности в философии» А. Г. Харчевой. Так как в этих работах наиболее полно, широко и доступно изложена аксиология.
Вопросы, о которых пойдет речь в данной работе, сами по себе далеко не новы. Это вопросы о полезном и вредном, добре и зле, справедливом и несправедливом, должном и недопустимом, прекрасном и безобразном, об идеале и благе. Все это и принято суммарно именовать ценностями, положительными и отрицательными. Эти вопросы и явились для меня задачами при написании реферата:
- проследить предысторию 
- проанализировать становление философской теории ценности;
- изучить методологические 
- понять, что такое ценности;
- выявить смысл конструктивной аксиологии, и нужна ли она;
- просмотреть альтернативы 
Я поставила перед собой ряд задач, на которые должна найти ответ.
 
1. Предыстория аксиологии.
Аксиология (от axio – ценность, logos – слово, учение) – один из самых молодых разделов философии. Как самостоятельная философская наука аксиология появилась лишь в конце прошлого века. Разумеется, суждения о различных видах ценности – о благе, доброте, красоте, святости и т. п. – встречаются и у классиков античной философии, и у теологов средневековья, и у ренессансных мыслителей, и у философов Нового времени, однако обобщающего представления о ценности как токовой и соответственно о закономерности её проявления в различных конкретных формах в философии не было до середины прошлого столетия.
Чем же объясняется такое позднее 
рождение теории ценности? Вопрос этот 
тем более существен, что смежная 
с аксиологией отрасль 
Средневековая ментальность, утвердившая приоритет Веры по отношению к Разуму иррационалистичная по своей доминанте, должна была, привести теологическую мысль христианства к разработке теории ценности – ведь религиозное сознание по самой своей природе является формой ценностного сознания, и должно было себя таковой осознавать. Применительно к средневековью нельзя говорить о собственно аксиологических представлениях, ибо у средневековых философов и теологов, как и у античных мыслителей, встречаются лишь разрозненные высказывания о разных видах ценности, но отсутствует целостное представление о природе ценности как таковой, единой в множестве её конкретных модификаций, – отсутствует по той простой причине, что теологам известна лишь одна подлинная ценность – Бог. Все другие ценности – нравственные, эстетические, политические, даже сама истина, – являются для религиозного сознания только эманациями Божества, манифестациями потустороннего мира, божественно-духовной энергии. Аксиология растворилась здесь в теологии.
В религиозной философии, в теологии 
и вообще в религиозном сознании 
нет потребности сознания теории 
ценности, ибо ценность дана здесь 
только в религиозной форме как 
представление о священном, сверхчувственном, 
божественном, а различия между всеми 
конкретными модификациями 
Возрождение, суть которого – противопоставление 
теоцентризму средневековья 
Единая теория ценности не сложилась и в XVII – XVIII веках, ибо представления о красоте, доброте, справедливости, социальном прогрессе оставались периферийными для того типа сознания, доминантой которого стало вместо религиозной веры познание природы и которое должно было поэтому опираться на илу Разума, на вытеснявшее мистику научное мышление, а прежде всего, на лежащее в основе естествознания безоценочное в принципе, математическое знание – mathesis universalis.
В середине XVIII века стала осознаваться 
односторонность рационалистически-
Так Романтизм впервые достиг Историю как закономерную смену одного типа культуры с его специфическими ценностями другим и одновременно признал в Востоке своеобразный тип культуры, отличный от Западного по воплощенным в нём ценностям, но равномерный европейскому, если не более возвышенный, благородный, прекрасный.
Эмотивизм Романтизма, историзм и 
релятивизм его миропонимания заставил 
философию выйти за пределы традиционного 
для неё конструирования 
2. Становление философской теории ценности в конце XIX – начале XX веков.
Выявление своеобразия феномена Ценности, принципиально отличающегося от фактуальности объективного бытия, с его предметными формами (Gestalten), было осуществлено в 60-е годы XIX века немецким философом Г. Лотце в его трактате “основания практической философии”; так преодолевалось одностороннее онтологическое представление просветителей об однородности предстоящей перед человеком реальности; к ценностям были отнесены благое, прекрасное, справедливое и другие проявления бытия, обращённые “к нашим чувствам, но совершенно не зависящие от нашего произвола”, и “приговором нашего чувства устанавливается определённая градация этих ценностей”. Вместе с тем нельзя не согласиться с М. Хайдеггером, который в курсе лекций, посвященном становлению теории ценности в немецкой философии, не без ехидства заметил, что “Лотце не удалось зрелое рассмотрение проблемы ценности”, потому что он “робел перед системой и в то же время к ней стремился”. Решающее же значение в утверждении места ценностного сознания в культуре имела философия Ф. Ницше: “Идея ценности в метафизике пришла к господству … решительно только через Ницше”, поскольку создатель образа Заратустры само бытие трактовал, в конечном счёте не как объективную реальность, а как ценность, тем самым растворяя онтологию в аксиологии. Роль Ф. Ницше в становлении аксиологии отмечал и В. Виндельбанд, и упоминавшийся ее историк А. Штерн, говоря, что творец Заратустры “взрыхлил почву” для разработки теоретических основ философии ценности.
В начале XX века Г. Мюнстерберг дал своей книге “Философия ценностей” выразительный подзаголовок: “Основные принципы мировоззрения” и впервые в истории аксиологичекой мысли построил таблицу, призванную продемонстрировать закономерность строения всеохватывающего мировоззрения человека ценностного осмысления им мира:
| Логические ценности | Эстетические ценности | Эстетические ценности | Метафизические ценности | |
| Жизненные ценности 
 
 
 Внешнего мира 
 Ближайшего окружения 
 Внутреннего мира | Ценности наличного бытия (предметы непосредственного восприятия) Вещи 
 
 Существа 
 
 Оценивание | Ценности единства (предмет радостного переживания) Гармония 
 
 Любовь 
 
 Счастье | Ценности развития (предметы возвышающие) 
 Рост 
 
 Прогресс 
 
 Саморазвитие | Божественные ценности (предметы веры) 
 
 Творение 
 
 Откровение 
 
 Спасение | 
| Культурные ценности 
 
 Внешнего мира 
 Ближайшего окружения 
 Внутреннего мира | Ценности взаимосвязи (предметы познания) Природа 
 
 История 
 
 Разум | Ценности красоты (предметы увлечения) Изобразительное искусство 
 Поэзия 
 
 Музыка | Ценности созидания (предметы признания) Хозяйство 
 
 Право 
 
 Нравы | Основные ценности (предметы убеждения) 
 
 Вселенная 
 
 Человечество 
 
 Сверх-Я | 
Подобный подход продуктивный, ибо 
графическое представление 
В начале XX века внимание философов к аксиологической проблематике становилось всё более и более широким, оттесняя ещё недавно господствовавшую эспистемологическую тематику.