Абсолют в философии Плотина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 20:58, доклад

Описание работы

Основой философии Плотина служит учение о трех первоначальных субстанциях — «ипостасях»: Едином, Уме и Душе. Все остальное, чувственно-воспринимаемое и мыслимое, очевидное и скрытое, производно от них. При этом oт Единого производно все вообще, ибо ничто не может быть тем, что оно есть, если ему не присуще единство; от Ума производно все умственное, ибо без Ума не может быть ни мышления, ни мыслимого; от Души произведен весь чувственный мир, ибо без присутствия Души ничто не имело бы чувственных свойств.

Файлы: 1 файл

Абсолют.doc

— 35.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  Общего и Профессионального Образования  РФ

Владимирский  Государственный Гуманитарный Университет

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

 

 

Абсолют в философии Плотина

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Студентка гр. Н-26

Абрамова Е.А.

Приняла:  Катунина Н.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир 2009

Плотин - представитель позднеантичной школы неоплатонизма. Это течение вобрало в себя мудрость таких  античных философов, как Пифагор, Аристотель, Платон и переосмыслило её.

Основой философии Плотина служит учение о трех первоначальных субстанциях — «ипостасях»: Едином, Уме и Душе. Все остальное, чувственно-воспринимаемое и мыслимое, очевидное и скрытое, производно от них. При этом oт Единого производно все вообще, ибо ничто не может быть тем, что оно есть, если ему не присуще единство; от Ума производно все умственное, ибо без Ума не может быть ни мышления, ни мыслимого; от Души произведен весь чувственный мир, ибо без присутствия Души ничто не имело бы чувственных свойств.  Вместе с тем сам Ум произведен от Единого, а Душа — от Ума. Произведением же Души является вся природа.

Таким образом, мир по Плотину  представляет собой иерархическую  систему, в которой каждая низшая система обязана своим существованием высшей.

 Как и у Платона, в учении Плотина Солнце символизирует источник бытия, жизни и всего благого (само Единое = Благо), его свет символизирует свет истины (само истинное бытие), а заполняемая этим светом темнота символизирует собой материю как принцип небытия, неопределенности, отсутствия формы и единства, как начало множественности и зла. Среднюю ипостась, Ум, у Плотина, как и у Платона, можно считать точкой опоры, служащей для понимания двух других.

 

Что же такое Единое? С  одной стороны, Оно – начало всего, начало бытия. Единое везде, нет ни одной точки, где бы его не было. Оно все наполняет. Единое есть абсолютный принцип всего. Единое есть абсолютно сконцентрированное в полном, непоколебимом покое бесконечно-творческое многообразие всего. Единое есть принцип любой силы, есть бурлящая, неимоверно грандиозная ритмика динамической напряженности всего. Но с другой стороны, поскольку Оно абсолютно недоступно опытному познанию,  о нем ничего неизвестно и не может быть известно.

Единое, переполняясь собой, своей избыточностью, как бы изливается в сущее, в бытие. Но хотя источник и причина бытия – в Едином, эти понятия не равнозначны. Само Единое выше бытия, как причина выше своего следствия. Оно – сверхбытие, и поэтому оно недостижимо для разумного познания и в этом смысле – непознаваемо. Ведь всякое истинное разумное познание есть познание через причину и анализ, а у Единого нет причины и Оно недоступно анализу, так как абсолютно просто и неразложимо. Следовательно, способ восприятия Единого должен быть какой-то иной.

Способ его  познания – «единение», достигаемое  через полное самоотречение, через любовь и безотчетное созерцание, выход за пределы ума, чему предшествует умственное «просветление души» Созерцание будет невозможным, если прежде субъект не очистит свою душу от телесных привязанностей, не обратит свой взор к вечному. А это «очищение», в свою очередь, начинается с практики добродетели.

Результат этого  единения Плотин описывает так:

«…Благословен тот и счастлив воистину, кто достигнет! Счастье совершенного в том только и состоит, что беспредельная ширь открывается его взору, он видит простор и свободу. И в этот священный миг ты должен ясно осознать, что весь твой путь совершенствования – это давать, вечно давать другим, ничего взамен не получая. Но знай, что сколько бы ты не давал, сокровищница не опустеет, она будет расти бесконечно, и, только потеряв все, ты всего  достигнешь. Движение вперед и вверх есть  беспрерывная и беспредельная жертва!...

…Эта  любовь к Единому в последнем  всплеске требует невероятного, сверхчеловеческого напряжения. И тогда-то человек становится золотистым светом, в котором исчезает все, потому что все – это тени золотого таинственного света.

…Соединяясь с Единым, душа сбрасывает с себя всякое определение и всякое наименование. Свет можно увидеть, только будучи светом…»

 

Таким образом, человеческая душа как проявление Мировой Души (третьей ипостаси) может, освобождаясь и углубляясь в свою внутреннюю сущность, возвратиться на уровень второй ипостаси, на уровень вечного Ума. и тем самым обрести не только бессмертие, каковое, согласно Плотину, присуще ей по природе, но и вечность, свойственную только богам. Но и это — не предел для человеческой души. Став Умом, и вместив в себя всю полноту умственного, душа может продолжить путь вплоть до слияния с Единым, которое есть высшее Благо для всего сущего.

Неоплатонизм оказал большое влияние на западную (Августин) и восточную христианскую философию. Идеи неоплатонизма проникли в философию Возрождения (флорентийские платоники), а также Нового Времени(кембриджские платоники), ими интересовались представители немецкого идеализма и философии романтизма.

 

 

 


Информация о работе Абсолют в философии Плотина