Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 10:31, реферат
Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Современный русский писатель, сибиряк, всегда жил и живет на Родине, пишет о тех, кто рядом, кого он знает и любит. За свое творчество Распутин получил много государственных наград и литературных премий. Так, за повесть «Живи и помни», вышедшую в 1974 году, удостоен Государственной премии. Талантливый русский прозаик В. Г. Распутин создал прекрасные произведения о русских людях, о русской природе, о русской душе. В каждом художественном произведении заглавие играет очень важную роль для читателя
“Живи и помни” В.Г. Распутин
Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Современный русский писатель, сибиряк, всегда жил и живет на Родине, пишет о тех, кто рядом, кого он знает и любит. За свое творчество Распутин получил много государственных наград и литературных премий. Так, за повесть «Живи и помни», вышедшую в 1974 году, удостоен Государственной премии. Талантливый русский прозаик В. Г. Распутин создал прекрасные произведения о русских людях, о русской природе, о русской душе. В каждом художественном произведении заглавие играет очень важную роль для читателя. Название книги “Живи и помни” наталкивает читателя на более глубокое понятие и осмысление повести. Эти слова — “Живи и помни” — говорят читателю, что все описанное на страницах книги должно стать важным уроком в жизни каждого человека. “Живи и помни” — это измена, горечь поражения, низость, человеческое падение, испытание любви. Замыслом сюжета этой повести явились воспоминания детства автора, в которых он помнит, как недалеко от деревни, где он жил, обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в стороне от человеческого жилья. Он озлобился, убил теленка, у кого-то что-то украл. Автору отчетливо запомнилось, как через всю деревню вели обросшего, страшного человека. Это детское впечатление отложилось в памяти и через много лет появилось в сюжете его повести. События, описанные в повести, происходят зимой 1945 года, в последний военный год, на берегу Ангары в деревне Атамановка. Эта повесть не только о том, как солдат становится дезертиром, она еще и о жестокости, разрушающей силе войны, убивающей в человеке все стремления, чувства и желания. Трагедия повести усиливается за счет того, что погибает в ней не только главный герой - Андрей. Вслед за собой он уводит и свою молодую жену - Настёну и еще не родившегося ребенка. Настёна воплощает образ женщины, которая может пожертвовать всем, лишь бы любимый и родной человек остался жив, остался с ней, невзирая ни на что. Но мужа своего, несмотря на любовь к нему, она все же считает виноватым. Односельчане осуждают её, тем самым, принося еще большую обиду Настёне. Но Настёна терпела. К тому же виноватой она считала и себя. Только однажды, когда Андрей, попрекая ее, сказал что-то совсем уж невыносимое, она ответила, что неизвестно еще, кто из них является причиной - она или он, других мужиков она не пробовала. Он избил ее до полусмерти. Со временем, жизнь их стала легче. Они начали заново привыкать друг к другу, так как хорошо теперь уже знали, что друг от друга можно ождать. Ласки от Андрея Настёна по-прежнему видела немного, но и «дурить» он стал заметно меньше. Героиня и этому была рада: они еще молодые, со временем все обязательно наладится.
И если бы не война, может, так бы оно и вышло, да началась война, которая испортила все ее надежды. Андрея ушел на войну в первые же дни. Настёна сопротивлялась долго, но смирилась. Не она одна, у других, оставшихся с ребятишками, беда похуже. Ей казалось, что впервые за все ее успокоила и обнадежила своя бездетность. Возможно, зря она злилась на судьбу. Разумная ей досталась судьба, далеко вперед разглядевшая будущее, которое сейчас упало на людей, и заранее устроившая так, чтобы преодолеть все неприятности, свалившиеся на ее хрупкие женские плечи. Надеялась она, что всё наладится и обретут они с Андреем счастье стать родителями. Только бы Андрей возвратился. Этим она и жила, пока тянулась война, об этом она думала в то страшное время войны, когда никто не знал и даже не мог предположить, что будет завтра.
Главный герой повести, Андрей Гуськов, до войны был славным, работящим парнем, послушным сыном, надежным мужем. В сорок первом году его отправили на фронт. "Поперек других не лез, но и за чужие спины не прятался”, — говорит о нем автор. Андрей был неробким парнем — воевал три года исправно. Умирать не хотелось никому. А еще огромное желание повидать родных, встретиться с любимой женой - Настей стало неизбежным стремлением Андрея. Он долго воюет удачно, но летом сорок четвертого года вдруг пропал. Лишь через два месяца пришло от него из Новосибирска. Андрей получает тяжелейшее ранение в грудь, в результате которого он попадает в новосибирский госпиталь, находящийся рядом с домом. Комиссия не разрешает герою съездить домой даже на пару дней, считает нужным отправить Андрея сразу на фронт. Именно тогда и принимает солдат опрометчивое решение — покидает казарму, тем самым пускаясь в самоволку домой. Лишь потом, в медлительных военных поездах, понимает Андрей, что его поступок обязательно засчитается за дезертирство. Вот если бы поезд двигался скорее….успел бы он. И ведь не за "шкуру он трясся”, а хотел лишь повидать родных — а в друг, и в последний раз. И что теперь? Чем же обернулся его поступок, ставший выбором всей жизни? Имел ли он на это право? Ведь он всего лишь хотел повидать свою жену. Безусловно, нет. Он забыл о том, что не должен, да и не может, он строить своё счастье отдельно от общей судьбы народа, пренебрегая закону.
Теперь же вся тяжелые душевные терзания полностью ложатся Настю. Автор замечает: "...в обычае русской бабы устраивать свою жизнь лишь однажды и терпеть все, что в ней выпадет”. И она терпит. Она готова взять всю вину на себя. "Без вины, а повинна”, — говорит Распутин. Настёна берёт крест Андрея. Он же пока еще не понимает, чем обернется его решение таким образом вернуться домой. Судьба накажет его за этот глупый поступок. И вскоре начинают прослеживаться ужасные последствия отступничества, прежде всего для самого человека. Происходит неминуемый распад, утрата личности. И кара человека в нем самом. Научился Андрей от бродившего возле избушки зверя выть по-волчьи и со злорадной мстительностью думал: "Пригодится добрых людей пугать”. И вот уже приспособился воровать чужую рыбу. Всё это он делал ни оттого, что судьба вынуждала его. Уж очень ему хотелось досадить тем, кто живет, открыто, ни от кого не прячется, никого не боится. Затем ему уже несложно убить теленка в другой деревне, так и не понимая, что сделал это не только ради мяса, но и в угоду какой-то своей прихоти, поселившейся в нем прочно и властно.
Андрей часто вспоминает последний бой: «недолгая и страшная схватка железа с железом, где люди вроде бы ни к чему, ...наводчик орудия, заглядывающий в свой распоротый живот». Эти воспоминания подталкивают Гуськова не обратно на войну, а к дому. Высока цена этим воспоминаниям: никогда ни в ком он уж не продолжится; никто не будет помнить его. С этого момента уже неважно, что произойдёт с этим человеком. Кроме одичания, распада и полного забвения, его ничего не может ожидать.
«...Когда-то в старые годы здешние мужички не брезговали одним тихим и прибыльным промыслом: проверяли идущих с Лены золотишников». Но жители этой деревни были уже давно безобидными и не разбойничали. На фоне этой скромной природы происходит основное событие повести - предательство Андрея Гуськова.
Андрей Гуськов, «расторопный и бравый парень, рано женившийся на Настене и проживший с ней до войны нехорошо-неплохо четыре года». Но в их мирную жизнь бесцеремонно и беспощадно вторгается Великая Отечественная война.
Андрей и остальная мужская часть села уходит на войну. Ничто не предвещает таких странных и непонятных событий, и вот, как неожиданный удар для Настёны, известие о том, что ее муж Андрей Гуськов - предатель. Это оказывается болью и позором для неё. Это происшествий меняет жизнь Настёны.
«...Где ты был, человек, какими игрушками ты играл, когда тебе назначили судьбу? Зачем ты с ней согласился? Зачем, не задумавшись, отсек себе крылья, как раз, когда они больше всего нужны, когда надо не ползком, а летом убегать от беды?». Сейчас лишь чувства и любовь руководит всеми ее мыслями. Затерянная в глубине деревенской жизни, женская драма извлечена и показана Распутиным. Живая картина, которая все чаще встречается на фоне войны. Автор доводит до читателей, что Настёна – оказывается жертвой войны и ее законов, противоречий. Да и поступить по-другому она и не смогла бы, по пути, не подчинившись своим чувствам и воле судьбы. Автор раскрывает душу дезертира Андрея Гуськова. Этот человек был на войне, не раз был ранен и контужен. Выписавшись из госпиталя, Андрей отправляется не в свою часть, а пробирается в родное село, позорно становится дезертиром.
Дезертирство Андрея Распутин не пытается оправдать, но стремится объяснить с позиции героя: он долго воевал, заслужил отпуск, хотел увидеть жену, но положенный ему после ранения отпуск отменили. Предательство, которое совершает Андрей Гуськов, закрадывается в его душу постепенно. Сначала его преследовал страх смерти, которая представлялась ему неминуемой: «Не сегодня — так завтра, не завтра — так послезавтра, когда подвернется очередь». Гуськов пережил и ранение, и контузию, испытал танковые атаки и лыжные рейды. В.Г. Распутин подчеркивает, что среди разведчиков Андрей считался надежным товарищем. Почему же он встал на путь предательства? Сначала Андрей просто хочет повидаться с родными, с Настёной, побыть немного дома и вернуться. Однако, поехав на поезде в Иркутск, Гуськов понял, что зимой и за трое суток не обернешься. Андрей вспомнил показательный расстрел, когда при нем расстреляли мальчишку, который захотел за пятьдесят верст сбегать в свою деревню.
Завязка сюжета повести В.Г. Распутина «Живи и помни» похожа на детективную историю: у старика Гуськова, отца Андрея, пропадают лыжи, топор и габак-самосад. Но автор решает выбрать иной жанр. Это глубокое философское размышление о нравственных основах бытия, о силе любовного чувства. Поскольку топор пропадает из-под половицы, Настя сразу же догадывается, что взять его могли только свои. Противоречивые чувства овладевают ею. С одной стороны, ей хочется видеть мужа. С другой стороны, она понимает, что раз тот решил скрываться от людей, значит он все же сбежал с фронта, а это преступление, которое в военное время не прощается. Рядом ярких изобразительно-выразительных средств В.Г. Распутин показывает всю глубину переживаний Настены.
Постепенно Андрей возненавидел себя. Ему пришлось поселиться у немой женщины – Тани. И лишь через месяц Гуськов оказывается в родном краю. Однако ему не удается ощутить радости при виде родной деревни. В.Г. Распутин постоянно подчеркивает, что, совершив предательство, Гуськов вступил на звериный путь. Через некоторое время ему уже жизнь, которой он так дорожил на фронте, стала не мила. Изменив Родине, Андрей уже не может уважать себя. Душевные страдания, постоянное нервное напряжение, невозможность расслабиться – всё это превращают его в загнанного зверя.
Гуськов становится подсудимым
не только у смерти и судьбы Насти. Его
судит мучительной болью и недоумением
старик отец: его судит жизнь деревни военных
лет, ее беспокойный труд, голод, неустанность,
военное лихо, судит весь дух, вся нравственная
атмосфера всенародного подвига. Почему
Гуськов пошел на это? Безусловно, отправляясь
на фронт, он не собирался был дезертиром,
а тем более предателем. Более того, он
был хорошим солдатом, храбро воевал. Но,
видимо, не было у него еще патриотического
самосознания. Даже война не вызвала ничего,
кроме желания, стремления во что бы то
ни стало остаться в живых.
В данной повести нет детективного
сюжета, мало героев, но все это только
усиливает нарастающий психологизм. В.
Распутин в образе Андрея изображает обыкновенного
человека со средними умственными и. духовными
способностями. Он не был трусом, на фронте
добросовестно выполнял все солдатские
обязанности. «Он боялся ехать на фронт,
- говорит автор. - Всего себя, до последней
капли и до последней мысли, он приготовил
для встречи с родными - с отцом, матерью,
Настёной - этим и жил, этим выздоравливал
и дышал, только это одно и знал... Как же
обратно, снова под пули, под смерть, когда
рядом, в своей же стороне, в Сибири? Разве
это правильно, справедливо? Ему бы только
один-единственный денек побывать дома,
унять душу - тогда он опять готов на что
угодно».
Да, именно так хотел сделать Андрей. Но
что-то сломалось в нем, что-то изменилось,
переломилось в душе и сознании. Дорога
оказалась слишком длинной, и он уже начал
привыкать к мысли о невозможности возвращения.
В конце концов, становится дезертиром, а значит - преступником. Когда Андрей оказался близ родного дома, он осознал всю мерзость и низость своего поступка, понял, что совершилось что-то неисправимо страшное и теперь ему всю жизнь предстоит прятаться от людей. Именно в таком ключе наиболее часто истолковывается образ главного героя. Но стоит учитывать, что Андрей еще слишком молод, чтобы сделаться героем.
Он и не собирался дезертировать, но тоска по родным, семье, родной деревне оказалась сильнее всего, и тот самый день, который ему не дали для отпуска, становится роковым.
Настя очень любит и жалеет своего Андрея, но, когда стыд за людской суд над собой и над своим будущим ребенком побеждает силу любви к мужу и жизни, она решает шагнуть за борт лодки посреди Ангары, погибнув между двух берегов - берегом мужа и берегом всех русских людей.
Распутин дает читателям возможность судить поступки Андрея и Настёны, выделить для себя все хорошее и осознать все плохое. Однако ж автор - добрый писатель, склонный скорее прощать человека, нежели осуждать, тем более осуждать жестоко и беспощадно.
В.Г. Распутин старается оставить место своим героям для исправления. Но есть такие явления и события, непереносимые не только для окружающих героев людей, а также и для самого автора, на осмысление которых нет у автора душевных сил, а есть только одно неприятие.
Предательство Андрея роковым образом ложится на плечи Настёны. Она долго не может осознать случившееся. Появившийся в тайне в родном селе супруг ей представляется оборотнем: «Мало что понимая, она вдруг спохватилась: а муж ли? Не оборотень ли это с ней был? В темноте разве разберешь? А они, говорят, могут так прикинуться, что и среди бела дня не отличишь от настоящего». Из-за Андрея женщине приходится врать и изворачиваться. С трогательной наивностью Настёна пытается противостоять жестокой действительности. Героине кажется, что ночная встреча с мужем-дезертиром ей только пригрезилась. С тонкой детализацией показывает В.Г. Распутин, как Настёна стремится снять с себя наваждение, избавиться от него, как от ночного кошмара. Утраченная в годы советской власти официальная религиозность все еще жива в недрах сознания русского человека. Именно ее призывает на помощь несчастная Настёна: «Не умея правильно класть крест, она как попало перекрестилась и зашептала подвернувшиеся на память, оставшиеся с детства слова давно забытой молитвы». Однако всю глубину горя и ужаса несчастной женщины, осознание ею той роковой черты, которую предательство Андрея провело между их семьей и всем остальным миром, воплощает последняя фраза третьей части повести, когда Настёна замирает от предательской мысли: «А разве не лучше, если бы это и вправду был только оборотень?». Еще не видя Андрея, она понимает, что он вернулся домой и нуждается в ее помощи. Простая деревенская женщина душой и сердцем понимает неправоту мужа, но никогда его не выдаст. Тем временем, Андрей Гуськов все больше и больше «тонет» в преступлении. Во всем, случившемся с ним, он обвиняет свою «несчастную долю», которая обрекла его на дезертирство. Проходит время. Все меньше Андрей становится похож на человека. Распутин показывает деградацию личности Гуськова. Будучи голодным, Андрей убивает теленка, на глазах у коровы. Единственное, что беспокоит теперь Гуськова, принесла ли Настёна ему еду, и кажется, что желудок его уже невозможно насытить.