Усадьба"Тарханы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:48, доклад

Описание работы

Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" является уникальным историко-культурным памятником общенационального значения. Здесь прошла половина жизни великого М.Ю. Лермонтова. Здесь, в дворянско-усадебной среде, разнообразии народной жизни, в общении с природой, с богатствами родного языка получил он неизгладимые впечатления. Здесь истоки его мироощущения и характера, многих его творений. Здесь же покоится и прах поэта.

Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" имеет три экспозиционных комплекса.
В состав первого комплекса входят: бывший барский дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба и дом ключника, заповедный парк, три фруктовых сада, дубовая роща, пруды.

Файлы: 1 файл

тарханы.docx

— 413.48 Кб (Скачать файл)

Однокупольное здание усадебной церкви Марии Египетской возвышается рядом с барским  домом. Этот памятник оказался неподвластен разрушающему влиянию времени, сохранив свою архитектуру. Это стройное ампирное здание, возведенное хозяйкой имения Е.А. Арсеньевой (бабушкой М.Ю. Лермонтова) как дань памяти своей дочери. Церковь, действующая до 1925 года, в настоящее  время освящена. На стенах храма  размещены мемориальные иконы из тарханских церквей конца 18 - начала 19 веков, здесь находиться композиция "Но чувство есть у нас святое...". В полной мере воссоздан образ храма того времени, благодаря элементам церковного убранства, предметам церковной утвари. Весьма значимы книги. Метрические книги, произведение русской церковной литературы Чети-Минеи на сентябрь 1754 года.

Основание усадьбы  было положено в излучине оврага, образуемого  речкой Марарайкой, согласно всем правилам усадебного строительства. Был создан каскад прудов: Верхний, или Барский пруд, Нижний и Средний. По плотине Среднего пруда, выходя на высокий холм, открывается особенное зрелище - место военных игр будущего поэта: "траншеи". Дубовая роща, соединяясь с Круглым садом, образует единый зеленый массив. Дальний сад представляет собой квадрат, где восемь аллей из лип и вязов сходятся в центре, где расположена деревянная беседка. По западному склону от барского дома террасами пролегают аллеи парка. Рощи, пруды и поле обрамляют небольшой ухоженный парк, подчеркивая его красоту и величие. 

Второй композиционный комплекс включает церковь Михаила Архангела. Исторически архитектурный комплекс заповедника в центре села сложился при бабушке Лермонтова Е.А. Арсеньевой. Строительство церкви Михаила Архистратига было начато в 1826 году. Зимой 1836 года, проводя в Тарханах свой первый офицерский отпуск, М.Ю. Лермонтов видел эту церковь еще недостроенной.

Третий комплекс - усадьба Апалиха. К юго-западу от Тархан, на расстоянии трех километров, расположено имение "милой тетеньки" М.А. Шан-Гирей - Апалиха. На сегодняшний день усадьба представляет собой роскошный парк, кроны вековых лип которого видны издалека. Степная речушка, покрытая кувшинками, чистый, прозрачный парковый родник, шум вековых деревьев – привлекают и завораживают своей таинственностью и поэтичностью, дают ощущение сопричастности с тайнами и чудесами природы

Государственный музей-заповедник "Тарханы", с самого открытия - крупнейший в России просветительский, научно-исследовательский центр  Лермонтоведения. Здесь проходят научные конференции, фольклорные праздники, литературно-музыкальные вечера, театрализованные экскурсии, поздравительные программы для молодоженов, викторины, дни последнего звонка и дни знаний. Возрождены в "Тарханах" и местные промыслы (ткачество, вязание, гончарное искусство, лапте- и лозоплетение). Также проходят мастер классы народных ремесел.

Ежегодно в Тарханы  – страну детства, страну поэзии Лермонтова, приезжают тысячи посетителей. Стремятся  сюда, чтобы насладиться источником его поэзии, тем волнующим, трогающим  душу чувством прикосновения к чуду. Ведь именно жизнь в Тарханах дала будущему поэту ощущение свободы, причастности традициям предков, единения с природой. И по силе чувств и энергии, силе действительности, выразительности  слова, по смелости мысли поэзия М.Ю.Лермонтова уникальна и неповторима.

 

 

 

 

 

Слайд 1. 
 
 
 
^ Чтец 1 (читает на фоне показа слайдов 1 и 2) 
 
… И если как-нибудь на миг удастся мне  
Забыться, - памятью к недавней старине  
Лечу я вольной, вольной птицей;  
И вижу я себя ребенком, и кругом  
Родные все места: высокий барский дом  
И сад с разрушенной теплицей;  
 
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,  
А за прудом село дымится – и встают  
 
Вдали туманы над полями.  
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты  
Глядит вечерний луч, и желтые листы  
Шумят под робкими шагами. 
 
И странная тоска теснит уж грудь мою:  
Я думаю об ней, я плачу и люблю,  
Люблю мечты моей созданье  
 
С глазами, полными лазурного огня,  
С улыбкой розовой, как молодого дня  
За рощей первое сиянье… 
 
Слайд 2 
 
 
 
^ Слово учителя.  
 
Вы услышали стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Как часто пёстрою толпою окружён…», написанное им в 1840 году. Именно такими 
 
запомнились ему его родные места.  
 
Сегодня мы совершим путешествие на родину Михаила Юрьевича Лермонтова. Посетим его «родовое гнездо» - усадьбу «Тарханы», которая в наше время является Государственным музеем-заповедником. Задача Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» не только бережно сохранять памятные лермонтовские места, но и изучать историю жизни и творчества поэта, и, путешествуя по усадьбе, мы попытаемся проникнуться той атмосферой, в которой рос поэт, изучить историю жизни поэта. 
 
А в конце урока вы должны ответить на вопросы, которые вы видите на слайде 
 
Слайд 3 
 

 
 
Ответьте на вопросы:

  1.  
    Где находится Государственный Лермонтовский музей-заповедник 

 
«Тарханы»? 

  1.  
    Кому и с какого времени принадлежала усадьба «Тарханы»?
  2.  
    О каких увлечениях вы узнали Михаила Лермонтова вы узнали, побывав бывшей барской усадьбе. 

 
4. Расскажите о роли родных  мест в жизни и творчестве  поэта.





 
 
 
Слайд 4 
 
  
 
 
Экскурсовод 1.  
 
Осмотр обычно начинают с главной и самой значительной части заповедника — с бывшей барской усадьбы. Для этого нужно пройти к плотине перед прудом. Здесь вход на территорию усадьбы. У входа на двух досках надписи: «Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» и  
 
…Пускай историю страстей 
 
И дел моих хранят далекие потомки. 
 
Многозначительный и ко многому обязывающий стих. 
 
Слайд 5 
 
 
 
Обсаженная густыми вётлами плотина выводит на широкую зелёную поляну в центре усадьбы. Здесь стоят барский дом, «деревянный, с мезонином, выкрашенный жёлтой краской», небольшая церковь Марии Египетской, а также заново восстановленные дом ключника и людская изба. 
 
Не нужно спешить в музейные залы. Старинная усадьба, широкие и тенистые аллеи парка, зеркальная гладь прудов и даже сам густо напоенный запахом трав воздух тоже могут рассказать многое… 
 
Слайд 6 
 
 
 
«Аллея тёмная», которую упоминает Лермонтов в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…», ведёт от церкви Марии Египетской к пруду. В ней сумеречно, прохладно. В вечерние зори здесь повиснет рассыпчатая волна янтарного света и станет понемногу гаснуть в лиственных тенях.  
 
 
Слайд 7 
 
  
 
 
Осенью на дорожки упадет желтый лист: восковой — клена, пильчатый — вяза, медный — дубовый, и будет лежать, пахнуть горечью, шуметь под шагами. Рядом на террасированном склоне устроена «дерновая скамья». Также по «аллее тёмной» можно пройти к «беседке тайной», которую летом почти не видно в густой зелени.  
 
 
Слайд 8 
 
 
 
Лермонтов в своих стихотворениях говорит о ней: 
 
Чтец 2.  
 
На склоне гор, близ вод, прохожий, зрел ли ты 
 
Беседку тайную, где грустные мечты 
 
Сидят задумавшись? Над ними свод акаций: 
 
Там некогда стоял алтарь и муз и граций 
 
И куст прелестных роз, взлелеянных весной. 
 
Там некогда, кругом черёмухи млечной 
 
Струя свой аромат, шумя, с прибрежной ивой 
 
Шутил подчас зефир и резвый и игривый… 
 
Беседка стоит на одной стороне пруда, а на другой — начинается Круглый сад. Чтобы попасть в него, нужно пройти по мостику.  
 
Слайд 9 
 
 
 
Раньше летом по нему, по аллее, через Дубовую рощу ходили в Апалиху. На усадьбе несколько прудов.  
 
Слайд 10 
 
 
 
 
 
Самый большой и живописный — Сельский или Большой. Здесь, на льду Большого пруда, видел будущий поэт кулачные бои. 
 
 
^ Слово учителя.  
 
Тарханы, по-старинному Никольское или Яковлевское,— большое поместье в Пензенской губернии, купленное в 1794 году бабушкой поэта Елизаветой Алексеевной Арсеньевой. Здесь прошла половина жизни великого М.Ю. Лермонтова. Здесь, в дворянско-усадебной среде, разнообразии народной жизни, в общении с природой, с богатствами родного языка получил он неизгладимые впечатления в детские и отроческие годы. Здесь истоки его мироощущения и характера, многих его творений. Здесь же покоится и прах поэта.  
Недавно были обнаружены документы, которые дают новые сведения о возникновении этого, так тесно связанного с именем Лермонтова села, основанного у истоков небольшой степной речки Милорайки, в местах, где лежат добротные черноземы. В прекрасном стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» звучат воспоминания об этом крае. 
 
Слайд 11 
 
 
 
 
 
Чтец 3. 
 
Когда волнуется желтеющая нива, 
И свежий лес шумит при звуке ветерка, 
И прячется в саду малиновая слива 
Под тенью сладостной зеленого листка; 
 
Когда, росой обрызганный душистой, 
Румяным вечером иль утра в час златой, 
Из-под куста мне ландыш серебристый 
Приветливо кивает головой; 
 
Когда студеный ключ играет по оврагу 
И, погружая мысль в какой-то смутный сон, 
Лепечет мне таинственную сагу 
Про мирный край, откуда мчится он, – 
 
Тогда смиряется души моей тревога, 
Тогда расходятся морщины на челе, – 
И счастье я могу постигнуть на земле, 
И в небесах я вижу бога… 
 
^ Слово учителя. 
 
Войти в стоящий на полугоре усадебный дом, подняться по внутренней деревянной лестнице на второй этаж и через две лермонтовские комнаты выйти на большой балкон — и вот оно, это село, старые Тарханы, современное Лермонтово, дымится в утренний час за прудом, который во влажных осоках, поросший тростником, камышом и рогозом, лег в извилистые берега, дремлет, не отошедший от ночного сна. 
 
Слайд 12 
 
 
 
 
   
 
 
За плотиной, справа, где глубокий сырой овраг, бочаги и ржанцы, в ту пору, когда порозовеет от утренних лучей вода, снимется пролежавший ночь на травах 
 
и влажной земле туман, снимется, разрыхлится, поплывет, цепляясь за кусты и 
 
ветлы, низко продымит над полями. 
 Посмотришь в противоположную сторону. За вязами и кленами, отгороженный гривой ставших по гребню сосен, там южный скат горы; к пруду и к дороге он порос яблонями и вишнями.  
 
Экскурсовод 2 .  
 
Я приглашаю вас войти в барский дом поместья Тарханы. 
 
Слайд 13 
 
 
 
 
"Барский дом был похож на все барские дома: деревянный с мезонином, выкрашенный желтой краской..." - таким запомнился Лермонтову дом, где прошло его детство. Дом, который он всегда помнил и куда стремился. В этом доме часы отсчитывали конкретное время его реальной жизни, зеркала отражали лица тех, кто окружал будущего поэта в Тарханах.  
 
Дом построен в 1818 году после смерти единственной дочери Е.А. Арсеньевой. 
 
В 1908 году во время крестьянских волнений он горел, через год был восстановлен на старом фундаменте и в прежнем виде. В 1999 году была проведена реставрация дома. 
 
«Лермонтов в Тарханах» — так называется экспозиция, развёрнутая в доме. Это предметы быта, картины, книги, рукописи. Ампирные кресла карельской березы с их классическими формами, ломберные столики красного дерева, бронзовые с позолотой канделябры и бра в зале; черная лакированная мебель, стены, украшенные полотнами голландских художников и гравюрами знаменитых мастеров, в гостиной и чайной; мебель стиля «Жакоб» в столовой - всё это вводит в обстановку детских лет поэта. Правда, эти экспонаты не являются мемориальными и не отображают точно обстановку дома, нам почти не известную, но они хорошо дают почувствовать дух того времени (Е.А. Арсеньева в своём завещании 1845 года упоминала «господский дом со всеми службами, посудою разного качества…»). Вход в дом через небольшие сени. 
 
Входим в залу.  
 
Слайд 14 
 
 
 
Здесь редко смолкали голоса гостей, бабушки и внука. Вы видите старинный рояль. На нём ноты любимых произведений Лермонтова. У рояля Мишель (так звали его друзья) проводил много времени. Он хорошо пел, сочинял музыку, сам музицировал. 
 
Фамильные портреты знакомят посетителей со всеми членами семьи поэта. Строгой, уверенной и загадочной предстает Е. А. Арсеньева; хрупкой, нежной и страдающей — М. М. Лермонтова; красивым и исполненным достоинства — Ю. П. Лермонтов. Трёхлетний Лермонтов, ещё совсем ребёнок, позирует старательно, в руках держит лист бумаги и карандаш. 
 
На старинном рояле лежит женский платочек из тонкого батиста с кружевом, принадлежавший М. М. Лермонтовой, рядом — автограф Лермонтова из московских тетрадей: «Когда я был трёх лет, то и была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал её, она произвела бы прежнее действие. Её певала мне покойная мать». 
 
На столе разложены завещание Е. А. Арсеньевой 1817 года и воспроизведение некоторых рукописей Лермонтова. Так раскрывается одна из важнейших биографических тем — семейная драма. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, разлукой с отцом (по завещанию Арсеньевой внук должен был оставаться при ней до полного совершеннолетия, только при этом условии он становился её наследником). Это в какой-то мере отразилось в драмах «Люди и страсти», «Странный человек», нашло отзвук в лирике. 
 
Я сын страданья. Мой отец 
 
Не знал покоя по конец. 
 
В слезах угасла мать моя: 
 
От них остался только я. 
 
Слайд 15 
 
 
 
Экскурсовод 3. 
 
Мы находимся в гостиной. Здесь собирались родственники и соседи-помещики, вели долгие разговоры о происходившем в России, ценах на хлеб, о крестьянах, которые всё чаще выражали свой гнев и возмущение, и многом другом. 
 
В гостиной теперь в настоящее время выставлены номера газет «Северная пчела» и «Русский инвалид» с известиями о восстании на Сенатской площади в Петербурге. На стенах — портреты Д. А. Столыпина, М. М. Сперанского, Н. С. Мордвинова (на его дочери был женат другой брат Арсеньевой — сенатор А. А. Столыпин, просвещённый, передовой деятель своего времени). 
 
Всё говорит о том, что до Тархан доходили отзвуки всех важнейших общественно-политических событий. 
 
Гостиную украшает картина М. Ю. Лермонтова «Кавказский вид близ селения Сиони». Это самое большое живописное полотно Михаила Юрьевича, оно принадлежит к лучшим его работам, было подарено поэтом бабушке и находилось в Тарханах с 1838 года. 
 
 
Экскурсовод 4.  
 
Следующая комната – это столовая. 
 
Слайд 16 
 
 
 
Стены столовой по обычаям того времени украшены гравюрами и литографиями. Но это не случайные картинки. На трёх стенах портреты героев Отечественной войны 1812 года М. И. Кутузова, М. Б. Барклая-де-Толли, А. Е. Ермолова, лубочные карикатуры на французов, гравюры «Сражение при Бородине» и «Пожар Москвы». 
 
Изобразительный материал даёт представление об эпохе патриотического воодушевления, охватившего все слои русского общества во время войны 1812 года и после неё. Многое мог услышать в тарханском доме Лермонтов от героя Бородинского сражения Афанасия Алексеевича Столыпина, часто приезжавшего к своей сестре. 
 
На одной стене размещены материалы о Кавказе: «Водонос» и «Кахетинка» (литографии К. Беггрова), «Уздень, или благородный черкес Большой Кабарды» (гравюра по рисунку Е. Карипева), «Гора Бештау» (акварель Гейслера). После того как Лермонтов мальчиком съездил в Пятигорье, кавказская тема постоянно занимала его. 
 
Слайд 17 
 
 
 
Экскурсовод 5.  
 
Образная — ещё одна маленькая комната рядом с девичьей на первом этаже, где находится икона «Андрей Первозванный». Есть сведения, что эта икона была в Тарханах уже в начале XIX века. 
 
Мы переходим с вами в чайную комнату 
 
Слайд 18 
 
 
 
 
В маленькой уютной чайной, украшенной картинами мастеров голландской и фламандской школ, собирались вечерами. И очень часто из окон комнаты, где всё дышало спокойствием и уютом, мальчик Лермонтов видел, как за одну разбитую чашку отправляют для наказаний на конюшню поварёнка Ваську (об этом он пишет в драме «Люди и страсти»). 
 
В чайной стоит круглый стол, покрытый нарядной скатертью, на нём — посеребренной меди самовар на подносе, горки с посудой из фарфора, хрусталя и стекла, маленький уютный диванчик. Подобная обстановка описана Лермонтоваым в романе «Вадим»): «Смеркалось, подали свеч поставили на стол разные закуски и медный самовар, по стенам чернели высокие шкафы, наполненные домашней посудой»). 
 
 
Экскурсовод 6. 
 
Следующая комната – кабинет Арсеньевой. 
 
Слайд 19 
 
 
 
 
В кабинете Е. А. Арсеньевой можно увидеть журналы и книги по сельскому хозяйству. Вместе с ревизскими сказками они характеризуют уклад жизни помещичьей усадьбы того времени. Портрет Екатерины II (гравюра Н. Уткина с оригинала В. Боровиковского, 1827) и виды Царского Села (литографии Шульца и Головина) говорят о вкусах и привязанностях тарханской помещицы. 
 
На секретере в комнате бабушки лежит альбом, принадлежавший Лермонтову. На развороте обложки — изображение женщины средних лет с лицом умным и привлекательным. Портрет очень напоминает Елизавету Алексеевну. Рядом с письмами разложены экземпляр «Библиотеки для чтения» за 1835 год с публикацией поэмы «Хаджи Абрек», первый сборник стихотворений Лермонтова, первое издание «Героя нашего времени». 
 
 
Слайд 20 
 
 
 
 
 
Экскурсовод 7. 
 
Комната Лермонтова. В ней находится копия с одного из лучших его прижизненных портретов — работы Н. Е. Заболотского (1837). Выставленные здесь вещи характеризуют Лермонтова того времени, когда он приехал в отпуск. Трубка, портсигар, орехового дерева шкатулка — это вещи Лермонтова-гусара. 
 
Рядом несколько портретов офицеров лейб-гвардии Гусарского полка из той серии акварелей, что когда-то они сами заказали художнику А. И. Клюндеру. Среди этих портретов — изображения однополчан А. Г. Реми и П.П. Годеина, принадлежавшего к тем друзьям Лермонтова, которые, по словам современников, «чтили в нём поэта и гордились им». 
 
Известно, что ещё в конце 1850-х годов в комнатах Лермонтова в запертом красного дерева со стёклами шкафу стояли на полках книги, принадлежавшие поэту. Они не сохранились. Но что читал Лермонтов, установить во многом удалось, издания того времени собраны и выставлены для обозрения. 
 
 
Экскурсовод 8 . 
 
Следующая комната – кабинет Лермонтова. 
 
 
Слайд 21 
 
 
 
 
Центральное место рабочего кабинета поэта занимает старинный письменный стол с книгами и рукописями, над ним — портреты любимых писателей: А. С. Пушкина (гравюра Н. Уткина с оригинала О. Кипренского), Байрона (литография Бове с оригинала Баратира), Вальтера Скотта (литография Зенефельдера с оригинала Деля). 
 
Рукописи (воспроизведение авторизованных копий и автографов) рассказывают о тарханской зиме 1836 года, важной в творческой судьбе Лермонтова. Он создаёт произведения чисто русской тематики, серьёзно задумывается над социальными вопросами, о месте России в общеевропейском духовном развитии, пытается создать образ современного героя. 
 
В Тарханах, как считают литературоведы, Лермонтов работал над поэмами «Тамбовская казначейша» и «Сашка», драмой «Два брата», стихотворением «Умирающий гладиатор». 
 
На письменном столе рядом с английским изданием «Паломничества Чайльд Гарольда» Байрона лежат авторизованная копия стихотворения «Умирающий гладиатор» и личная бронзовая печатка, стоит чернильница поэта. 
 
 
Слайд 22 
 
 
 
 
В этом доме Лермонтов пережил смерть матери и разлуку с отцом, впервые приобщился к основам наук, впервые взял в руки карандаш и впервые прикоснулся к клавишам рояля. И всегда в "... Тарханах все ходило вокруг и около Мишеньки". 
 
 
^ Слово учителя. 
 
Последний раз Лермонтов приезжал в Тарханы зимой 1836 года. Умер он в 1841 году в Пятигорске, был застрелен на дуэли. Там его сначала и похоронили, у подножия Машука. В Тарханы прах поэта был перевезен весной 1842 года в свинцовом гробу и положен у родного предела, как предсказал ранний грустный стих:          
 
 
…я родину люблю 
 
И больше многих: средь ее полей 
 
Есть место, где горесть начал знать; 
Есть место, где я буду отдыхать…                    
 
Слайд 23 
 
 
 
 
  
 
 
Лермонтов понимал, что он не в  силах изменить этот мир, но и никогда не сможет с ним примириться, и поэтому он был обречен существовать в непрерывной борьбе с жизнью и с самим собой. Его стихи невероятно грустные и наполненные горечью, и в то же время гениальные, как будто эти откровения ему подсказаны свыше. Дальнейшая судьба Лермонтова была предрешена, потому что он был пророк, а Россия расстреливает своих пророков. Два гения, два пророка – и одинаковая судьба: смерть от пули, пущенной безжалостной рукой… 
Лермонтов покоится в Тарханах и по сей день. Каждый день к его могиле приходит множество людей. Потомки чтят память великого поэта.


 

Тарханы.

УСАДЬБА, ЗАПОВЕДНЫЕ ОКРЕСТНОСТИ

БАРСКИЙ ДОМ

 
Село раскинулось по берегам Большого пруда, устроенного еще дедом  М. Ю. 
Лермонтова в русле реки Марарайки.

До сих пор сохранились  исторические названия улиц — Ильинка, Овсянка, 
Яшенка и Бугор. От бывшего тракта к усадьбе ведет прямая дорога.

Входом на усадьбу служит плотина Барского пруда, обсаженная ветлами. На повороте плотины вправо открывается вид на бывший помещичий  дом, построенный в 1818 году и о  котором можно сказать словами  М. Ю. Лермонтова: 
"... барский дом был похож на все барские дома: деревянный, с мезонином, выкрашенный желтой краской, а двор был обставлен длинными одноэтажными флигелями, сараями и конюшнями..."

В 1908 г. дом горел, на следующий  год был восстановлен с небольшими изменениями; в 1912 г. его облицевали кирпичом. В 1972 - 1974 гг. по проекту, разработанному Всесоюзными специальными научно-исследовательскими мастерскими, дом обшили тесом, провели  перепланировку нижнего этажа. В 1991 г. в соответствии с планом и рисунками  первого биографа М. Ю. Лермонтова П. 
А. Висковатого проведена реставрация внешнего вида барского дома с целью максимального приближения к облику лермонтовского времени.

Формирование характера  юного Лермонтова, становление его  личности, тарханское окружение, тарханские впечатления и отражение их в творчестве поэта — об этом рассказывает экспозиция "Лермонтов и Тарханы" в бывшем барском доме. Мемориально-бытовая экспозиция, построенная на материалах эпохи (книги, вещи, принадлежавшие Лермонтову, его родственникам и знакомым, предметы быта, декоративно-прикладного искусства), раскрывает биографическую и творческую связь поэта с Тарханами.

АНФИЛАДА ПАРАДНЫХ КОМНАТ

Зала, гостиная, столовая составляют анфиладу парадных комнат. Голубая гостиная обставлена мебелью из черного лакированного дерева. Довольно часто, оставив детей играть в зале, здесь беседовали гости Арсеньевой. И, может быть, именно здесь Лермонтов услышал разговоры о событиях 1812 года.

Соседи бабушки, помещики Жилинские, Савеловы, Турнеры, с волнением обсуждали события, грозившие их благополучию. „Умы предчувствовали переворот и волновались, каждая старинная и новая жестокость господина была записана его рабами в книгу мщения, и только кровь могла смыть эти постыдные летописи.

Люди, когда страдают, обыкновенно  покорны, но если раз им удалось сбросить ношу свою, то ягненок превращается в тигра: притесненный делается притеснителем  и платит сторицею и тогда горе побежденным!.." - напишет позднее  Лермонтов в „Вадиме". В Тарханах юный Лермонтов почувствовал, какая  огромная пропасть разделяет народ  и самодержавие. Здесь он уже задумывался  о судьбах родины и народа. Шестнадцатилетний  поэт писал: 
Настанет год, России черный год, 
Когда царей корона упадет…

КАБИНЕТ ЛЕРМОНТОВА

Большой письменный стол занимает центральное место в кабинете поэта. На столе книги русских  и иностранных авторов, фарфоровая чернильница в виде льва и печатка-ножичек, принадлежавшие поэту, копии произведений 
Лермонтова, написанных в Тарханах. Зимой 1836 года он работал здесь над драмой „Два брата", поэмой „Сашка", стихотворением „Умирающий гладиатор".

Над столом помещены портреты литераторов, чье творчество было близко 
Лермонтову. В центре - портрет А. С. Пушкина, которого он считал непревзойденным поэтом.

И, может быть, в этом кабинете Лермонтовым было написано письмо другу: 
„Я теперь живу в Тарханах, в Чембарском уезде (вот тебе адрес на случай, что ты его не знаешь), у бабушки, слушаю, как под окном воет метель (здесь все время ужасные), снег в сажень глубины, лошади вязнут и соседи оставляют друг друга в покое".

ЗАЛА

Самая большая комната  барского дома – зала обставлена роскошной  мебелью конца XVIII - начала ХIХ века. На одной из стен семейные портреты: властная и уверенная в себе бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, нежная и задумчивая мать поэта Мария Михайловна, красивый и добрый отец Юрий 
Петрович. Лермонтову не было и трех лет, когда от скоротечной чахотки умерла его мать. А между двумя самыми близкими мальчику людьми разгорелся долгий спор из-за него. „Я здесь как добыча, раздираемая двумя победителями, и каждый хочет обладать ею” - скажет о себе шестнадцатилетний поэт устами героя драмы “Люди и страсти".

Рос Лермонтов болезненным  ребенком, до 4 лет не умел ходить. И  часто, ползая по застланному сукном полу, рисовал на нем мелом. Вероятно, рисунки его были довольно хороши, если именно с листом бумаги и мелком будущий поэт изображен на самом раннем из дошедших до нас портретов.

ЧАЙНАЯ

В маленькой уютной чайной, украшенной картинами мастеров голландской  и фламандской школ, собирались вечерами.

И очень часто из окон комнаты, где все дышало спокойствием и  уютом, мальчик Лермонтов видел, как за одну разбитую чашку отправляют для наказаний на конюшню поваренка  Ваську (об этом он напишет в драме  „Люди и страсти"), как прямо  на подворье наказывают конюха…

Именно в Тарханах Лермонтов  увидел „барство дикое", а в 16 лет  в драме 
„Странный человек" сформулировал свое отношение к этому. „Люди, люди!.. 
Проклинаю ваши улыбки, ваше счастье, ваше богатство - все куплено кровавыми слезами. Ломать руки, колоть, сечь, резать, выщипывать бороду волосок по волоску!.. О боже!… при одной мысли об этом я чувствую боль во всех моих жилах…"

КЛАССНАЯ

В Тарханах Лермонтов получил  домашнее образование. Для занятий  была отведена отдельная комната - классная. На полках и в шкафу - книги, отражающие курс домашнего обучения того времени: „Зрелище вселенныя" на русском, немецком и французском языках, „Ручная математическая энциклопедия”, „Псалтырь, или Книга хвалений", „История государства 
Российского" Н. М. Карамзина, „Древнейшая всеобщая история" …

Информация о работе Усадьба"Тарханы"