Употребление антонимов в произведениях А.П. Чехова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 21:47, реферат

Описание работы

Цель работы: 1) Найти теоретический материал на тему «Антонимы»;
2) Найти примеры антонимов в произведениях А. П. Чехова.

Содержание работы

1) Вступление
2) Теоретическая часть
3) Практическая часть
4) Заключение
5) Список литературы
6) Содержание

Файлы: 1 файл

russ.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования РФ

ОмГУПС

Кафедра русского и иностранных языков

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Употребление  антонимов в произведениях 

А.П. Чехова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы 26 д

Стуканских С.В.   

Проверил:

Доцент кафедры

русского языка

Греку Р.А.

 

 

 

Омск - 2007

 

План

  1. Вступление
  2. Теоретическая часть
  3. Практическая часть
  4. Заключение
  5. Список литературы
  6. Содержание

 

 

Вступление

Антонимы, как  выразительные средства русского языка, очень распространенны не только в классической литературе, но и  в современной литературе и речи, поэтому автор данной работы считает актуальным выполнение данной работы.

Цель работы: 1) Найти теоретический материал на тему «Антонимы»;

2) Найти примеры  антонимов в произведениях А.П. Чехова.

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

В «Пособии по русскому языку для поступающих в ВУЗы» Л.А. Шевченко и Н.М. Пипченко приведено следующее определение антонимов.

Антонимы (греч. anti − «против», onyma − «имя») − слова одной части речи с противоположным значением, служащие для наименования контрастных, но соотносительных друг с другом понятий: работа − отдых, здоровый − больной, медленно − быстро, радоваться − грустить.

Антонимы могут  выражать противоположные понятия  в обозначении места (верх − низ, спереди −сзади), времени (день − ночь, утро −вечер), пространства (далеко −близко), размера и объёма (большой − маленький, толстый − тонкий), различного состояния человека (весёлый − грустный, здоровый − больной), явлений природы (мороз − оттепель) и др.

Антонимы можно привести не ко всем словам. Не имеют, например, антонимов имена существительные с конкретным значением (нога, глаз, портфель, стол), имена числительные, большая часть местоимений. Не являются антонимами противопоставления по физическому полу (отец − мать, брат − сестра, медведь − медведица), слова с разной стилистической окраской (дом − хибара, лошадь − кляча), с разной эмоционально-экспрессивной оценкой (рука − ручища, город − городишко) и др.

Многозначные  слова могут иметь антонимы к  каждому из своих значений: 1) чёрный − белый (костюм), 2) чёрный (не главный, подсобный) − парадный (вход), 3) чёрный (неквалифицированный, физически тяжёлый) − чистый (о работе).

Антонимы делятся  на разнокорневые (правда − ложь, горячий − холодный) и однокорневые, которые образуются путём присоединения к слову различных приставок, вносящих значение противопоставления: закрыть − открыть, войти − выйти, симметрия − асимметрия, милитаризм − антимилитаризм, моральный − аморальный и др. Приставка не- создаёт однокорневой антоним в том случае, когда одно слово не просто отрицает значение другого, но и утверждает новый, противоположный смысл, выражает контрастное понятие. К однокорневым антонимам с приставкой не- можно подобрать синонимы: правда −неправда, ложь; приятель − неприятель, враг; друг − недруг, враг и др.

Антонимы обладают большой смысловой выразительностью. Использование антонимов для создания контрастных образов, для резкого противопоставления признаков, действий и т.д. − распространённый приём в художественной речи. Сравните выразительные и в то же время очень лаконичные названия произведений, построенные на использовании антонимов: «Дни и ночи», «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Далёкое близкое» И.Е. Репина, «Что такое хорошо и что такое плохо» В.В. Маяковского и др.

Антонимы позволяют  при малой затрате словесного материала чётко и сжато выразить мысль. Недаром они широко используются в народных пословицах и поговорках: здоров на еду, да хил на работу; ученье − свет, а неученье − тьма; мягко стелет, да жёстко спать; за маленьким погнался, а большое потерял; сытый голодного не разумеет; кабы молодость да знала, кабы старость да могла.

Используются  антонимы для создания краткого, но выразительного образа.

М. Ю. Лермонтов  прибегает к антонимам в описании Печорина: «Я глубоко чувствовал добро  и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, − другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, − меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, − меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».

 

 

Практическая часть

СИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

Вся история  состоит из подобных

примеров, а в жизни  они встречаются на каждом шагу,

да так и должно быть, иначе умный и талантливый человек

не имел бы никакого преимущества перед глупцом

и бездарным.

КОНТРАБАС И ФЛЕЙТА

В номерах мне жить нельзя, потому что дорого, в семействах же и частных квартирах -дешево, но музыкантов не пускают.

Петр Петрович - высокий, длинноногий

блондин, с большой стриженой  головой, в неуклюжем,

короткохвостом фраке. Говорит  он

глухим басом; когда ходит, то стучит; чихает и кашляет так

громко, что дрожат стекла. Иван же Матвеич изображает

из себя маленького, тощенького человечка. Ходит

он только на цыпочках, говорит  жидким тенорком и

во всех своих поступках  старается показать человека

деликатного, воспитанного.

КАШТАНКА

ГЛАВА 2

У незнакомца обстановка бедная и некрасивая;

кроме кресел, дивана, лампы и ковров, у

него нет ничего, и комната кажется пустою; у столяра

же вся квартира битком набита вещами; у него есть

стол, верстак, куча стружек, рубанки, стамески, пилы,

клетка с  чижиком, лохань...

ЖИТЕЙСКИЕ НЕВЗГОДЫ

Наверху музыка было утихла, но через минуту пианист заиграл снова и с таким ожесточением, что в матрасе под Софьей Саввишной задвигалась пружина. Изредка в потухающем камине вспыхивает тлеющее полено и на мгновение заливает лица цветом пожарного зарева; но это не портит общей световой гармонии. Лев Иваныч не мог понять то ли день, то ли ночь на дворе.

ЖИЛЕЦ

Около одного из вагонов  второго класса стояли молодой человек и молодая девушка. Одною рукой он судорожно тыкал, в другой держал футляр со скрипкой. Я отвечу на ваш вопрос. Как только получу первого числа, так и отдам!

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ИДЕАЛИСТА

Вдруг вор заберется ночью или днем, войдет страшный мужик.  Эта жизнь интересна тем, что день похож на день, ночь на ночь, и - сколько прелести в этом однообразии, какие дни, какие ночи!

 

 

ИЗ ДНЕВНИКА ОДНОЙ ДЕВИЦЫ

Перед моими окнами взад и вперед ходит высокий, статный брюнет с глубокими черными глазами. Ходит уже пятый день, от раннего утра до поздней ночи, и все на наши окна смотрит.

ИМЕНИНЫ

Она не знала  куда повернуть влево или вправо.   И на этот раз она дошла до скамеечки, села и стала думать; но в ее воображении вместо маленького человечка вставали большие люди, от которых она только что ушла. Борьба левой и правой.   Она решила сейчас же найти мужа и высказать ему все: гадко, без конца гадко то, что он нравится чужим женщинам и добивается этого, как манны небесной; несправедливо и нечестно, что он отдает чужим то, что по праву принадлежит его жене, прячет от жены свою душу и совесть, чтобы открывать их первому встречному хорошенькому личику. Если он лжет, то оскорбляет и себя и тех, кому лжет, и не уважает того, о чем лжет. Ольга Михайловна, молча, подошла к столу и сказала:   И, заложив в карман одну руку и щелкнув пальцами другой, он зашагал дальше. Сознание, что он -власть, мешало ему покойно сидеть на месте, и он искал случая, чтобы позвонить, строго взглянуть на публику, крикнуть... Ольга Михайловна говорила без умолку. Она по опыту знала, что, занимая гостей, гораздо легче и удобнее говорить, чем слушать. Когда говоришь, нет надобности напрягать внимание, придумывать ответы на вопросы и менять выражение лица. Но она нечаянно задала какой-то серьезный вопрос, студент стал говорить длинно, и ей поневоле пришлось слушать.   От этого крика, или от чего другого, Ольга Михайловна вдруг почувствовала сильную слабость во всем теле, особенно в ногах и в плечах. Ей вдруг захотелось не говорить, не слышать, не двигаться. Ольга закрыла руками лицо, но послышались чьи-то шаги, и она открыла глаза. Муж своей жены, мелкопоместный титуляр, которому посчастливилось жениться на богатой! Граф Алексей Петрович, когда говорит, что теперешние дети и молодые люди поздно становятся взрослыми и до сорока лет играют в извозчики и в генералы! Послушай, дядя, если у тебя целый день над ухом будут играть одни и те же гаммы, то ты не усидишь на месте и сбежишь.   Любочка подняла косу, но опять засмеялась и, обессилев от смеха, тотчас же опустила ее. Поздоровавшись, Ольга Михайловна молча оглядела ее детей и сказала.  И она молчала и ждала, когда сама Варвара скажет что-нибудь. Три лодки были уже битком набиты пассажирами, а две стояли пустые. Легкий остроносый челнок, который все гости звали душегубкой, а сам Петр Дмитрич почему-то Пендераклией, бежал быстро; он имел живое, хитрое выражение и, казалось, ненавидел тяжелого Петра Дмитрича и ждал удобной минуты, чтобы выскользнуть из-под его ног. Все это были обыкновенные, недурные люди, каких много, но теперь каждый из них представлялся ей необыкновенным и дурным. Небо уронило только несколько капель дождя на землю, но гости побросали чай и заторопились. Она вдруг почувствовала свою безумную любовь к этому человеку, вспомнила что он ее муж, Петр Дмитрич, без которого она не может прожить ни одного дня и который ее любит тоже безумно. Ольга Михайловна приподняла голову и увидела Варвару, которая стояла на коленях около комода и выдвигала нижний ящик. Верхние ящики были уже выдвинуты. Она вспомнила, как он весною собирался купить себе гончих и как она, находя охоту жестокой и опасной, помешала ему сделать это. Она видела, как акушерке принесли чай, как позвали ее в полдень завтракать, а потом обедать; видела, как Петр Дмитрич привык входить, стоять подолгу у окна и выходить, как привыкли входить какие-то чужие мужчины, горничная, Варвара… Ольга Михайловна видела, как в комнате и в окнах менялся свет: то он был сумеречный, то мутный, как туман, то ясный, дневной, какой был вчера за обедом, то опять сумеречный... Вечером два доктора – один, белый,  костлявый, лысый, с широкою рыжею бородою, другой с еврейским лицом, черномазый и в дешевых очках - делали Ольге Михайловне какую-то операцию.

ГОВОРИТЬ ИЛИ  МОЛЧАТЬ

Первый был разговорчив и красноречив, второй же - молчалив. Он спросил его, как ему нравится земля, небо, доволен ли он законами природы и человеческого общежития, коснулся слегка европейского свободомыслия, положения женщин в Америке и проч. 

ЕДИНСТВЕННОЕ  СРЕДСТВО

Правда, кассир обходится нам очень дорого, но зато он в десять раз дешевле каждого из девяти его предшественников. 

ДУШЕЧКА

С востока надвигались темные дождевые тучи, а на западе светило красное солнце. Почти каждый вечер дождь, а по утру ясно.   И что говорил он о театре и об актерах, то повторяла и она. Актеры любили и ненавидели ее одновременно. Зимой жили в городе, а летом приезжали на дачу. Сняли городской театр на всю зиму и сдавали его на короткие сроки то малороссийской труппе, то фокуснику, то местным любителям. Оленька полнела и вся сияла от удовольствия, а Кукин худел и желтел и жаловался на страшные убытки, хотя всю зиму дела шли недурно. По ночам он кашлял, а она поила его малиной и липовым цветом, натирала одеколоном, кутала в свои мягкие шали. В великом посту он уехал в Москву набирать труппу, а она осталась одна. Сонная кухарка, шлепая босыми ногами по лужам, побежала отворять, но вдруг остановилась. Дойдя до калитки он остановился и задумался. Он сидел недолго, минут десять, и говорил мало, но Оленька его полюбила, так полюбила, что всю ночь не спала и горела, как в лихорадке, а днём послала за пожилой дамой. Если он думал, что в комнате жарко или что дела теперь стали тихие, то так думала и она. Его лечили лучшие доктора, но болезнь взяла свое, и он умер, проболев четыре месяца.   Она повторяла мысли ветеринара и теперь была обо всем такого же мнения, как он.  Когда к нему приходили гости, его сослуживцы по полку, то она, наливая им чай или подавая ужинать, начинала говорить о чуме на рогатом скоте, о жемчужной болезни, о городских бойнях, а он страшно конфузился и, когда уходили гости, хватал ее за руку и шипел сердито:

   - Я ведь  просил тебя не говорить о  том, чего ты не понимаешь!  Приехала жена ветеринара, худая, некрасивая дама с короткими волосами и с капризным выражением, и с нею мальчик, Саша, маленький не по летам (ему шел уже десятый год), полный, с ясными голубыми глазами и с ямочками на щеках.   И она уже имела свои мнения и за ужином говорила с родителями Саши о том, как теперь детям трудно учиться в гимназиях.  Его мать уехала в Харьков к сестре и не возвращалась; отец его каждый день уезжал куда-то осматривать гурты.   Он оглядывается, а она сует ему в руку финик или карамельку.   И она начинает говорить об учителях, об уроках, об учениках, - то же самое, что говорит о них Саша. От сердца мало-помалу отстает тяжесть, опять становится легко.

ДЕЛЕЦ

Радуется чужим  свадьбам, носит детям конфеты и терпеливо беседует со старухами.

ДАМА С СОБАЧКОЙ

Опыт многократный, в самом деле горький опыт, научил его давно, что всякое сближение, которое вначале так приятно  разнообразит жизнь и представляется милым и легким приключением, у порядочных людей, особенно у москвичей, тяжелых на подъем, нерешительных, неизбежно вырастает в целую задачу, сложную чрезвычайно, и положение в конце концов становится тягостным. Дама взглянула на него и тотчас же опустила глаза. В комнатах было душно, а на улицах веяло прохладой. И тут отчетливо бросались в глаза две особенности нарядной ялтинской толпы: пожилые дамы были одеты как молодые, и было много генералов. Что за бестолковые ночи, какие неинтересные, незаметные дни!   Гуров не спал всю ночь и возмущался, и затем весь день провел с головной болью.  Она сидела, он стоял, испуганный ее смущением, не решаясь сесть рядом. Я никогда не была счастлива, я теперь несчастна и никогда, никогда не буду счастлива, никогда! У него были две жизни: одна явная, которую видели и знали все, кому это нужно было, полная условной правды и условного обмана, похожая совершенно на жизнь его знакомых и друзей, и другая - протекавшая тайно. Время шло, он знакомился, сходился, расставался, но ни разу не любил; было все, что угодно, но только не любовь. Анна Сергеевна и он любили друг друга, как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья; им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга, и было непонятно, для чего он женат, а она замужем; и точно это были две перелетные птицы, самец и самка, которых поймали и заставили жить в отдельных клетках. 

ДАЧНИКИ

По дачной платформе взад и вперед прогуливалась парочка недавно поженившихся супругов.  Он держал ее за талию, а она жалась к нему, и оба были счастливы.   Темное страшилище бесшумно подъехало к платформе и остановилось. За ними показались полная, пожилая дама и высокий, тощий господин с седыми бачкам. А Саша отвернулся, чтобы скрыть от гостей свое сердитое, отчаянное лицо, и сказал, придавая голосу радостное, благодушное выражение:

   - Милости  просим! Милости просим, дорогие

гости! 

КУЛАЧЬЕ ГНЕЗДО

За ним шагают трое: рыжий господин в форме инженера-путейца, тощая дама в интересном положении и пухлая девочка-гимназистка.   - Какие, однако, у вас дорогие дачи,- морщится инженер.- Все в четыреста да в триста рублей... ужасно! Вы покажыте нам что-нибудь подешевле.  Туда пятачок и оттеда пятачок.

ЧТО ЛУЧШЕ?

В кабак могут  ходить взрослые и дети, а в школу только дети. Ломоносов сказал: "Науки юношей питают, отраду старцам подают".   Польза просвещения находится под сомнением, вред же, им приносимый, очевиден.

Информация о работе Употребление антонимов в произведениях А.П. Чехова