Тема детства в прозе Максима Горького

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 07:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть своеобразие темы детства в творчестве М. Горького.
Задачи исследования:
1) провести анализ научной литературы по теме исследования;
2) рассмотреть художественную концепцию детства в отечественной литературе;
3) исследовать феномен детства в творчестве М. Горького.

Файлы: 1 файл

горький.docx

— 61.90 Кб (Скачать файл)

Тема детства в прозе Максима  Горького

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Поморский государственный  университет имени М.В. Ломоносова»

Северодвинский филиал

 

Кафедра теории и истории  литературы

 

Тема детства в прозе  Максима Горького

 

Северодвинск

2011

Введение

 

Актуальность темы исследования. Современное отечественное литературоведение  характеризует небывалый по интенсивности  интерес к теме детства в русской  художественной культуре конца ХIХ – начала ХХ века.

Сложившаяся за почти сто  лет традиция изучения детской литературы обусловлена постановкой ведущей  научной проблемы – идейно-художественной спецификой этого феномена. Вычленение русской детской литературы произведено в работах Н.П. Чехова, Н.А. Саввина, В.П. Родникова, И.И. Старцева, А.К. Покровской, Е.П. Приваловой, О.В. Алексеевой, Л.Ф. Кон, А.П. Бабушкиной, М.И. Алексеевой, Ф.И. Сетина, И.П. Лупановой, А.В. Терновского, Е.Е. Зубаревой, а также М.С. Петровского, Е.О. Путиловой. Связи детской литературы и фольклора прослежены в трудах О.И. Капицы, М.А. Рыбниковой, В.Д. Разовой, а также СМ. Лойтер, Е.М. Неёлова, В.В. Головина, О.Ю. Трыковой и др. Жанровой системе детской литературы (в основном, сказке) посвящены труды Л.Ю. Брауде, М.Ю. Звягиной, М.Н. Липовецкого, Е.М. Неёлова, Л.В. Овчинниковой. Зарубежный компонент в русском контексте получил описание в работах Н.М. Демуровой, Э.И. Ивановой, Н.К. Мещеряковой, И.С. Чернявской. Детская литература в психолого-педагогическом аспекте освещена в работах А.В. Дановского, Л.В. Долженко, И.П. Мотяшова, Т.Д. Полозовой и др. Опыт преподавания и изучения детской литературы в системе профессиональной подготовки педагогов обобщен Л.Я. Зиманом, З.Г. Гриценко, И.Г. Минераловой, Г.В. Первовой. М.В. Осорина и A.M. Губергриц ввели детскую литературу в контекст культурологии. Благодаря Т.А. Бернштам, О.Н. Гречиной, М.П. Чередниковой, И.И. Шангиной развернуты мифолого-фольклористические исследования русской культуры молодых возрастов.

Детство, как важнейшая  нравственно-философская и духовно-нравственная тема постоянно волновало отечественных  писателей. Если иметь в виду только наиболее значительные художественные произведения, то нельзя не заметить, что  к ней обращались непосредственно  такие выдающиеся мастера, как С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.Г. Короленко, М. Горький и другие.

И все же даже с учетом высших достижений русской классики ХIХ века всплеск интереса к теме детства в литературе начала ХХ столетия не может не поражать. Ребенок стал восприниматься как знаковая фигура эпохи. Он оказался в центре творческих исканий многих художников слова. Достаточно даже поверхностного взгляда на литературу того времени, чтобы отметить всю серьезность и принципиальность обращения к этой теме. Мир детства привлек И.А. Бунина и Л.Н. Андреева, Б.К. Зайцева и И.С. Шмелёва, А.И. Куприна и А.М. Горького, Е.И. Чирикова и А.С. Серафимовича, А.М. Ремизова и М.И. Цветаеву.

Русские писатели включили детскую тему в общий круг вопросов, вызвавших широкий отклик в общественном сознании России на рубеже XIX – XX веков. В их числе были вопросы несовершенства общественных отношений и человеческой личности и др.

В последние десятилетия XX столетия среди прочих аспектов исследования художественной словесности рубежа XIX – XX веков оказался и феномен  детства как глубоко содержательное и устойчивое явление не только в  литературе, но и – шире – в  художественной культуре той эпохи.

В представленном исследовании феномен детства понимается как  целостная художественная реальность, которая является понятийно-образным воплощением духовно-нравственных истоков бытия человека и представлена в своей самобытности в творчестве такого художника слова, как М. Горький.

Задача целостного изучения феномена детства предполагает выявление  и анализ закономерностей его  художественного развития. Именно поэтому  в центре нашего внимания оказалось  творчество крупнейшего писателя М. Горького. Различные жизненные обстоятельства и эстетические мотивы определили потребность  этого писателя обратиться к феномену детства.

Цель работы: раскрыть своеобразие  темы детства в творчестве М. Горького.

Задачи исследования:

1) провести анализ научной  литературы по теме исследования;

2) рассмотреть художественную  концепцию детства в отечественной  литературе;

3) исследовать феномен  детства в творчестве М. Горького.

Объектом исследования является художественное творчество М.Горького. Предмет – сущность феномена детства  как художественной целостности  в творческих исканиях М. Горького.

Теоретическое значение: художественная концепция детства в русской  литературе имеет значение одной  из узловых проблем современного литературоведения. Универсальные  черты и свойства данной концепции  сказываются и в произведениях, специально созданных для детей, и в произведениях общей литературы, в которых развивается тема детства  и «детского». Эти положения определяют актуальность темы данной работы.

Практическая значимость работы заключается в возможности  использования ее положений и  выводов в дальнейших исследованиях  истории и теории общей и детской  русской литературы, типологии художественных концептов.

Глава 1. Художественная концепция детства в отечественной  литературе

 

Под художественной концепцией детства подразумевается система  образов-идей о детстве и «детском», складывающаяся под воздействием общественно-исторического  и литературно-эстетического контекста  в творчестве отдельных писателей  на протяжении некоторого исторического  периода. Художественная концепция  детства есть система, процесс и  вместе с тем результат проявления черт и свойств концепта «детство» (как он сложился к началу отдельно взятого периода) в конкретных литературных формах.

По мнению И.С. Кона, «отнесение «открытия детства» к строго определенному  историческому периоду вызывает у многих историков сомнения и  возражения. Тем не менее все ученые согласны с тем, что новое время, особенно 17 и 18 вв., ознаменовалось появлением нового образа детства, ростом интереса к ребенку во всех сферах культуры, более четким хронологическим и содержательным резличением детского и взрослого миров и, наконец, признанием за детством автономной, самостоятельной социальной и психологической ценности» [Кон, 2003, с. 7].

В Средние века внутренний мир ребенка и психоэмоциональная специфика детства еще не были освоены литературой.

В литературе классицизма  детские образы еще не занимали сколько-нибудь значительного места, так как  классицизм «интересует всеобщее, образцовое в людях, и детство предстает  как возрастное уклонение от нормы (не-зрелость), так же как сумашествие – психологическое отклонение от нормы (не-разумие)» [Эпштейн, 1979, с. 242].

Исследователи отмечают, что XVII в. ознаменован «зарождением нового образа детства, ростом интереса к ребенку  во всех сферах культуры, более четким различением, хронологически и сознательно, детского и взрослого миров и, наконец, признанием за детством социальной и психологической ценности» [Кон, 2003, с. 8]. В XVII в. тема детства -преимущественно поэтическая, но в следующем столетии она отступает из поэтического «центра». В эпоху Просвещения можно отметить появление интереса к детям в литературе, но он носит в основном прозаический, воспитательный характер. Авторы «в своих демократических устремлениях стали писать не только для третьего сословия, выводя литературу за пределы аристократического, избранного круга, но и для детей (низших в возрастной иерархии), видя в них благодатную почву, на которой могут взойти достойные плоды разумности и добронравия» [Эпштейн, 1979, с. 242]. «Детские и юношеские годы занимают все больше места в просветительских автобиографиях и «романах воспитания», изображаясь как период формирования, становления личности героя. Однако детство, отрочество и юность для просветителей – еще не самоценные этапы жизни, а только подготовка к ней, имеющая главным образом служебное значение» [Кон, 2003, с. 8].

М. Эпштейн и Е. Юкина, описывая образы детства, констатируют, что «только романтизм почувствовал детство не как служебно-подготовительную фазу возрастного развития, но как драгоценный мир в себе, глубина и прелесть которого притягивает взрослых людей. Все отношения между возрастами как бы перевернулись в романтической психологии и эстетике: если раньше детство воспринималось как недостаточная степень развития, то теперь, напротив, взрослость предстала как ущербная пора, утратившая непосредственность и чистоту детства» [Эпштейн, 1979, с. 242]. Об этом же пишет И. С. Кон: «В романтических произведениях фигурирует не реальный, живой ребенок, а отвлеченный символ невинности, близости к природе и чувствительности, недостающих взрослым» [Кон, 2003, с. 9]. У сентементалистов и романтиков детство выглядит безмятежной порой счастья. Но исследователь также отмечает: «Культ идеализированного детства не содержал в себе ни грана интереса к психологии подлинного ребенка…Постулировав существование и самоценность мира детства, романтизм идеализировал его, превратив ребенка в миф, который последующим поколениям предстояло исследовать и тем самым развенчивать» [Там же. С. 8].

Коренной переворот, произведенный  романтиками, не только определил новые  формы литературы для детей, но и  ввел тему детства в литературу для  взрослых. В русскую литературу тема детства вошла «как признак интенсивного самосознания личности и нации, отдалившихся от своих стихийных, бессознательных  истоков — и обернувшихся к  ним» [Эпштейн, 1979, с. 243].

В первой половине XIX века «создавался  образ детства с четкими национальными  чертами, растворялись признаки сословной  принадлежности ребенка» [Арзамасцева, 2008, с. 109]. Сформировались каноны образа русского детства — изображение зимы, деревенской жизни и народных забав, чувствительного и доброго ребенка.

Стоит отметить, повесть-сказку «Черная курица, или Подземные  жители» (1828) А. Погорельского, в которой  автор показывает самоценность детского возраст, богатство душевного мира ребенка, его самостоятельность в определении добра и зла, направленность творческих способностей. Образ Алеши- главного героя повести - открывает целую галерею образов детей — в автобиографических повестях С.Т. Аксакова, Л.Н. Толстого, Н.М. Гарина-Михайловского, в 20 веке — А.Н. Толстого, М. Горького и многих других писателей. «Со времени опубликования «Черной курицы...» одной из ведущих идей русской литературы стала главная мысль А.Погорельского: ребенок легко переходит из мира мечты и наивных фантазий в мир сложных чувств и ответственности за свои дела и поступки» [Арзамасцева, 2008, с. 150].

Во второй половине 19 века детство как лирическая тема, открытая в творчестве Шишкова, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, получила окончательное  утверждение. «При этом божественные, ангельские черты в образе ребенка  сменяются чертами сугубо реалистическими, хотя образ ребенка не утрачивает своей идеальности. Если поэты первой половины века видели в ребенке идеал современной им эпохи, который сходит на нет по мере взросления, то в восприятии их поздних преемников ребенок идеален в смысле его будущих деяний на благо общества» [Там же. С. 174].

К концу 19 века в отдельное  тематическое направление выделяются рассказы о детях-сиротах, бедняках, маленьких труженниках. Писатели стремятся привлечь внимание к катастрофическому положению детей, погибающих духовно и физически в тисках буржуазно- капиталистического века. Эта тема звучит в произведениях таких писателей, как Мамин-Сибиряк, Чехов, Куприн, Короленко, Серафимович, М. Горький, Л. Андреев. Тема тяжелого детства проникает и в популярные святочные рассказы, либо подчиняясь сентиментальной идее благотворительности, либо опровергая ее (например, рассказ М. Горького «О девочке и мальчике, которые не замерзли» (1894)). Привлекают внимание писателей и психологические проблемы детей, растущих в так называемых «приличных» семьях. Лев Толстой, Чехов, Достоевский, Куприн, Короленко в своих произведениях проводят подробнейший анализ возрастной психологии детей, факторов воспитательного влияния, обстановки, окружающей ребенка.

Эпоху между 1892 и 1917 годами принято  называть Серебряным веком.

Детство в этот период становится одной из ведущих тем литературы. Реалист М. Горький и неореалист Л. Андреев «искали ответ на загадку будущего, исходя из социальных условий детства; они показывали, как «свинцовые мерзости» уходящей в прошлое жизни закаляют детский характер (повесть «Детство» (1913-1914) М. Горького) или губят детскую душу недостижимостью мечты о лучшей жизни (рассказы «Ангелочек» (1899), «Петька на даче» (1899) Л. Андреева)» [Там же. С. 236]. Темам народного страдания и нравственного самоопределения ребенка посвящали свои произведения и другие писатели реалистического направления: П.В. Засодимский, А.И. Свирский, А.С. Серафимович, А.И. Куприн.

В 20-х годах проблема детей-беспризорников, обозначившаяся с началом Первой мировой войны, обострилась до крайности. Есенин одним из первых написал о них (стихотворения «Папиросники» (1923) и «Русь бесприютная» (1924)).

В 30-х годах «пестрота  художественных тенденций сменилась  единым «социалистическим реализмом» - творческим методом, предполагавшим, что писатель добровольно следует  идеологическому канону изображения  действительности. Ранний соцреализм исключал тему дореволюционного детства» [Там же. С. 273].

«Чем более авторитарной становилась русская культура, тем  меньше оставалось места в пространстве образа героя для художественного  психологизма и, как следствие, ребенок  изображался как маленький взрослый. Образ сводился к безличному знаку, сюжет — к форме действия. Ребенок подобен взрослому во всем, направление его жизни строго параллельно жизненной устремленности взрослого» [Там же. С. 278].

40-50 годы События Великой  Отечественной войны и послевоенное  восстановление страны определили  весь строй жизни и всю культуру  этого времени. Многие поэты  создавали в своих стихах образы  детей, лишенных войной детства,  страдающих, погибающих от голода  и обстрелов. Эти детские образы «становились символами самой жизни, уничтожаемой войной (например, А.Ахматова «Памяти Вали», 1942)» [Там же. С. 388]. В стихах и прозе поздних военных лет часто появляется образ ребенка-мстителя (З. Александрова «Партизан», 1944). Подросток – труженик тыла появился в годы войны прежде всего в поэзии (С. Михалков, А. Барто) В прозе такой образ впервые был создан Л. Пантелеевым. Участие детей в восстановлении хозяйства, разрушенного войной, также находит отражение в творчестве многих писателей. «Труд, семья и школа становятся в послевоенный период ведущими темами» [Там же. С. 389].

Окончательно сформировал  литературную традицию, в русле которой  разрабатываются представления  о детях – участниках, героях и жертвах глобальных цивилизационных процессов А. Приставкин в своей повести «Ночевала тучка золотая» (1987) [Там же. С. 481].

Информация о работе Тема детства в прозе Максима Горького