Стиль как средство реализации конструктивной идеи текста произведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 19:03, доклад

Описание работы

Если отключиться от чувственности чисто физической и перейти к чувственности эстетико-нравственного порядка, то как раз и получим своеобразную картину мира, увиденную глазами этого художника (необъективную реальность, а иллюзию жизни) и воссозданную в произведении этим художником (через его отношение к увиденному предмету). Разное видение и разное отношение и рождает разный стиль. Увиденный образ мира воплощается в своеобразном образе стиля. Так, индивидуальность может проявляться через чрезмерное развитие чувства звука - рождаются звуковые образы («музыка революции» у Блока); через чувство цвета - рождаются цветовые образы (например, символика цвета у Цветаевой) и т.д.

Файлы: 1 файл

теория текста 10.12.docx

— 17.94 Кб (Скачать файл)

Стиль как средство реализации конструктивной идеи текста произведения

Разработка художественной идеи и воплощение в материальных подробностях - и есть воплощение идеи в стиле, таким образом, в художественном произведении стиль - это материализованная идея.

Если оставить в стороне  философское понимание «сущей идеи», то применительно к художественному  творчеству можно, видимо, считать ее личностным отношением художника к  предмету изображения, это личностное отношение создает свое особое видение  мира, которое и воплощается в  стиле, а в восприятии - рождает  образ этого стиля и образ

Все зависит от устройства наших органов чувств. Действительно, один и тот же ток, пропущенный через язык, дает ощущение кислоты, пропущенный через глаз - ощущение красного или голубого цвета, через кожу - ощущение щекотания, а через звуковой нерв - ощущение звука.

Если отключиться от чувственности  чисто физической и перейти к  чувственности эстетико-нравственного  порядка, то как раз и получим своеобразную картину мира, увиденную глазами этого художника (необъективную реальность, а иллюзию жизни) и воссозданную в произведении этим художником (через его отношение к увиденному предмету). Разное видение и разное отношение и рождает разный стиль. Увиденный образ мира воплощается в своеобразном образе стиля. Так, индивидуальность может проявляться через чрезмерное развитие чувства звука - рождаются звуковые образы («музыка революции» у Блока); через чувство цвета - рождаются цветовые образы (например, символика цвета у Цветаевой) и т.д.

Процесс рождения стиля через  выражение сущностной идеи можно понять, если проследить разные пути познания.

Как уже было отмечено, в  гносеологии известны три уровня познания: эмпирический, абстрактный (теоретический) и интуитивный. И именно интуитивное  прозрение (в нашем случае - вдохновение) способно проникать в сущность познаваемого, как бы слиться с ним в одно целое и видеть его «изнутри». Естественно, что сущность при этом раскрывается той своей стороной, которая оказывается под воздействием гипертрофированного «органа чувств», наиболее развитого органа чувств. Кстати, при этом не отрицается и  равновеликое воздействие, тогда появляется в стиле масштабность и широта, как, например, в творчестве Л.Н. Толстого. Однако чаще всего своеобразность видения  проявляется через освещенность одной или другой стороны предмета.

Так одно событие, по-разному  увиденное, по-разному воплощается  в стиле.

Так срабатывает фактор  коммуникативной стратегии. Этот фактор коммуникативной стратегии, или конструктивной идеи, и перерастает в стиль, формирует его. «Соотношение средств и цели, речевого построения и коммуникативного задания - такова... основа выявления и описания качеств речи» . Для подтверждения этого используем пример В.В. Одинцова, где он объясняет стилистическую и композиционную мотивированность связи двух сцен, детально описанных Л. Толстым в «Войне и мире», - сцены охоты и сцены одного из боевых эпизодов, в котором участвовал Ростов.

Следовательно, не столько  сама мысль, сам факт, сколько мотив, побудивший ее высказать или показать факт, облекает слово (речь) в особую форму. Именно этот мотив обусловливает общую стилистику текста произведения. Тогда стиль можно понимать как средство реализации этого мотива, или идеи (в художественной литературе - художественной идеи).

В.Г. Белинский писал: «Под слогом мы разумеем непосредственное, данное природой умение писателя... тесно  сливать идею с формой и на все налагать оригинальную, самобытную печать своей личности, своего духа».

Таким образом, стиль есть свойство плана выражения, но одновременно средство реализации конструктивной идеи, т.е. не столько мысли (содержания), сколько мотива появления мысли.

Стиль произведения рождает  в восприятии образ этого стиля. Когда текстолог доказывает принадлежность какого-то текста данному автору, он имеет в виду образ его стиля, он рисуется ему, он его как бы осязает; и явления, не совместимые с этим образом, не соотносимые с ним, служат аргументом для отрицания данного авторства. Ощущение стиля автора приводит читателя к созданию в воображении и самого образа автора. Недаром франц. естествоиспытатель Бюффон (Жорж Луи Леклерк) сказал: «Стиль - это человек».

Итак, стиль произведения, стиль автора оформляется через  личностное восприятие мира, с главной, доминирующей идеей в этом восприятии. Это отражается в сочинениях ярко выраженной индивидуальности.

Известно, например, как сильно чувствовал стиль А.А. Блок, какое  колоссальное значение он придавал ему. Жизнь языка и литературной формы  он ощущал как «скрещивание пород» (термин О.Э. Мандельштама). Именно поэтому  в вопросах стиля он всегда был  очень осторожен. Он не отрицал ни одного пиетета, не отбросил ни одного канона; не порывал с прошлым, лишь постоянно осложнял свой стиль. Это  дало возможность О. Мандельштаму охарактеризовать его как просвещенного консерватора. От произведения к произведению разрабатывая свой стиль, воплощая его в форме, А. Блок был так или иначе под воздействием поглощающей его идеи, выразившейся в области его стиля - это идея культа. Стиль А. Блока олицетворяет эту идею. Читая «Незнакомку» или «Стихи о Прекрасной Даме», затем «Балаганчик» и «Снежную маску» и далее стихи о России и - переход к революции (музыке революции: «Двенадцать» - драматическая частушка), мы вряд ли сразу сможем выявить связующую идею, единое ее (блоковское) воплощение. Уж очень разные это произведения. И все-таки это единое органическое развитие поэтической идеи - идеи культа: от культа к культу. Всепоглощающая идея культа выражает потребность ее воплощения. Этот культивизм проявляется во всем - даже в орфографии:

Предчувствую Тебя, года проходят мимо -

Все в облике одном  предчувствую Тебя...

Мы можем сделать вывод, что стиль подчиняется идее, овладевшей автором. Мотив, побудивший автора высказать эту идею, становится причиной обращения к особой форме. Стиль становится не только свойством произведения данного автора, но и средством выражения его позиции, его главной мысли-идеи.


Информация о работе Стиль как средство реализации конструктивной идеи текста произведения