«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:30, реферат

Описание работы

Цель работы: анализ повести М.Булгакова «Собачье сердце» с точки зрения социально-философской сатиры на современное общество.

Основные вопросы и задачи, подлежащие рассмотрению:

- история создания и судьба повести;

- выявить соответствие между «преобразованиями» в России начала 20-х годов и «преобразованиями» в повести «Собачье сердце»;

- сатира на общество «шариковых» и «швондеров»;

- образ профессора Преображенского;

- актуальность повести в наши дни.

Содержание работы

Введение
3

Глава I. Жизнь и творчество М.А.Булгакова
5

1.1.
Раннее творчество М.А.Булгакова. Сатирическая фантастика.
5

1.2.
Драматургия М.А.Булгакова.
6

Глава II. Повесть «Собачье сердце».
8

2.1.
История создания и судьба повести. Великий эксперимент.
8

2.2.
Образ профессора Преображенского.
9

2.3.
Доктор Борменталь.
12

2.4.
Сатира на общество «шариковых» и «швондеров».
13

2.5.
Актуальность повести в наши дни.
17

Заключение.
18

Литература.
19

Приложения. 20

Файлы: 1 файл

Собачье сердце.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

Муниципальное образовательное  учреждение

Николо-Павловская общеобразовательная  средняя школа № 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по предмету «Литература»

Тема: «Собачье сердце»  как социально-философская сатира на современное общество»

 

 

                                                                          

                                                                             Выполнила: Бызова М.И.,

                                                                      ученица 9 «Б» класса   

 

 

 Проверила: Маслюкова Л.И.,

                                                                                  преподаватель русского

                                                                   языка  и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2008 

Содержание

 

 

Введение

3

 

Глава I. Жизнь и творчество М.А.Булгакова

5

1.1.

Раннее творчество М.А.Булгакова. Сатирическая фантастика.

5

1.2.

Драматургия М.А.Булгакова.

6

 

Глава II. Повесть «Собачье сердце».

8

2.1.

История создания и судьба повести. Великий эксперимент.

8

2.2.

Образ профессора Преображенского.

9

2.3.

Доктор Борменталь.

12

2.4.

Сатира на общество «шариковых» и «швондеров».

13

2.5.

Актуальность  повести в наши дни.

17

 

Заключение.

18

 

Литература.

19

 

Приложения.

20


 

Введение

«Собачье сердце» - произведение многомысленное, и каждый читает его согласно своим мыслям и своему времени.

Внешне Шариковы ничем  не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться. Все самое и святое превращается в свою противоположность, все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения.

Собачье сердце в союзе  с человеческим разумом – главная  угроза нашего времени. Именно поэтому  повесть, написанная в начале века, остается актуальной в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям.

Тема дисгармонии, доведенной до абсурда, благодаря вмешательству  человека в вечные законы природы  с блестящим мастерством и  талантом раскрыта Булгаковым в повести  «Собачье сердце».

Цель работы: анализ повести М.Булгакова «Собачье сердце» с точки зрения социально-философской сатиры на современное общество.

Основные вопросы  и задачи, подлежащие рассмотрению:

- история создания  и судьба повести;

-  выявить соответствие  между «преобразованиями» в России  начала 20-х годов и «преобразованиями»  в повести «Собачье сердце»;

- сатира на общество  «шариковых» и «швондеров»;

- образ профессора  Преображенского;

- актуальность повести  в наши дни.

При изучении данной темы я пользовалась книгами Яновской Л.«Творческий путь Булгакова», Великановой  И.В. «Особенности сатиры М.Булгакова» и других авторов.

 Повесть Булгакова  "Собачье сердце" и в наши  дни сохраняет свою актуальность, ибо открытия и пророчества  великого писателя помогут нам  разобраться в хаосе и неразберихе  сегодняшней жизни, не допустить  прежних ошибок, чтобы шариковы не стали страшным знамением времени.

Повесть “Собачье сердце”  воспринимается как антиутопия, осуществившаяся  в реальной действительности. Здесь  присутствует традиционное изображение  государственной системы, а также  противопоставление ей индивидуального начала.

Это история не только превращений Шарикова, но прежде всего — история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам.

Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым:  шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, “чудовищная история” общества продолжается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Жизнь и творчество М.А.Булгакова

1.1.Раннее творчество М.А.Булгакова. Сатирическая фантастика.

М.А.Булгаков[приложение №1] родился 3 мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. Сочинять Булгаков начал очень рано в отроческие годы. Насмешливость, художественный артистизм, тяга к театральности, а впоследствии и пристальный анализ формировали его неповторимый стиль. В 1916 году он окончил медицинский факультет Киевского университета. Работал врачом в Никольской сельской больнице под Смоленском (этот этап его биографии послужит материалом для книги «Записки юного врача»). В 1919 году Булгаков был мобилизован в Добровольческую армию А.И.Деникина, служил военным врачом, тогда же начал печататься в газетной периодике Северного Кавказа.

В 1921 году писатель переехал в Москву, с тем «чтобы остаться в ней навсегда», как он пишет в автобиографии. Активно публиковался во многих газетах и журналах Москвы. Главным местом работы для писателя стала газета «Гудок», где он познакомился с В.Катаевым, Ю.Олешей, Е.Петровым, И. Ильфом и другими молодыми писателями. В связи с большой занятостью газетной работой заниматься собственным творчеством писателю приходилось урывками. Ведущие жанры его раннего творчества – фельетоны, очерки и рассказы. [приложение №2 ]

Незаурядное дарование писателя проявилось в повестях первой половины 1920 –  х гг. «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Первый роман «Белая гвардия» публиковался в 1925 году фрагментами на страницах журнала «Россия». Ранняя проза Булгакова  заложила булгаковскую тайну – тайну фантастического, фантасмагорического, тайну двоения и самоотрицания, тайну дьявольщины. Это не только дань литературной традиции: социальная и литературная жизнь была столь нелепа, алогична, безобразна, что вполне  могла казаться сверхъестественной.

                                                                                                                       

Однако при очевидной  склонности автора к фантастике, его  сатира беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна: время, города и люди слиты здесь  в картину живописную и убедительную, недаром есть понятия «Булгаковская Москва», «Булгаковский Киев».

На высшую ступень  сатирической фантастики писатель поднимается  в социально-философских повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце», в которых много общего.

Все лучшее, написанное Булгаковым в 20-х годах – непримиримое отрицание поверженной и исковерканной действительности, той, что вошла в его произведения.

         

           1.2. Драматургия  М.А. Булгакова.

В 1926 году в Московском Художественном театре была поставлена пьеса «Дни Турбинных», созданная Булгаковым как инсценировка «Белой гвардии. С этого времени писатель большую часть своего времени и сил отдает театру: в 1920 – 1930 годы написаны пьесы «Зойкина квартира», «Бег», «Адам и Ева» и около десятка других пьес и инсценировок. Уже в двадцатые годы Булгаков осознавал, что существует крепчайшая тайная связь автора с каждой созданной им страницей. Создав мысль – образ или целый художественный мир, автор как бы сообщает им прочность несокрушимой реальности – «рукописи не горят». Как художник слова, Булгаков, прежде всего сатирик, хотя его палитра всегда многоцветна, глубока, неповторима и многопланова. Он смелый сатирик. Его главный принцип – «сатира не терпит оглядки». [приложение № 3 ]

  Однако отношения с театральной цензурой у драматурга складывались плохо: после «Дней Турбинных» ни одна из пьес так и не увидела света рампы при жизни автора.

 

 

Параллельно с драматургической работой Булгаков с конца 1920-х  годов обдумывает замысел своего главного произведения – роман «Мастер  и Маргарита». Работа над ним продолжалась вплоть до февраля 1940 года. Этот роман стал творческим завещанием одного из крупнейших мастеров русской литературы ХХ века.

Творчество Булгакова  – вершинное явление русской  художественной культуры двадцатого века, оно многогранно, но особое место занимает в нем тема, которую можно было бы назвать «трагедией русского народа». Эта тема была незаживающей раной писателя.  «Дикий мы, темный, несчастный народ», - записал он с горечью в своем дневнике 26 октября 1923 года. Но «несчастье» не пришло к русскому народу как-то само собой, оно было, по мнению писателя, сотворено. Вот эти мысли и стремился автор развить в своих произведениях. Наиболее ярко они выражены в статье «Грядущие перспективы», в повести «Собачье сердце» и в других произведениях. В повести «Собачье сердце» по-новому писателем выражается мысль о том, что голый прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава II. Повесть «Собачье сердце».

    1. История создания и судьба повести. Великий эксперимент.

        В повести, написанной в 1925 году, воссоздается современная писателю действительность – советская реальность начала 1920-х годов. Однако воспроизведенная в мельчайших деталях картина отнюдь не становится документальным портретом эпохи. Соединение фантастического допущения с множеством конкретных деталей, сплетение комических подробностей «очеловечивания» Шарика с трагическими последствиями этого эксперимента формируют гротескный образ действительности.

Тема повести –  человек, как существо общественное, над которым тоталитарное общество и государство производят грандиозный бесчеловечный эксперимент, с холодной жестокостью воплощая гениальные идеи своих вождей-теоретиков. Этому перерождению личности служат «новые» литература и искусство.

          Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей. Коротко её можно сформулировать так: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития, посему необходимо страну возвратить, по возможности, в её прежнее естественное состояние.

Эта идея реализуется писателем в аллегорической форме посредством превращения незатейливого, добродушного пса в ничтожное и агрессивное человекообразное существо. При этом в действие вплетается целый ряд лиц, при столкновении которых выявляются многие проблемы общего или частного порядка, чрезвычайно интересовавшие автора. Но и они чаще всего прочитываются аллегорически. Аллегории нередко многозначны и могут иметь много трактовок.

В основе повести лежит  великий эксперимент. Все, что происходило вокруг и что именовалось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как эксперимент – огромный по масштабам и более чем опасный. К попыткам создания нового совершенного общества революционными, т.е. не исключающими насилия, методами, к воспитанию теми же методами нового, свободного человека он относился крайне скептично. Для него это было таким вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными, в том числе и для самих «экспериментаторов». Об этом автор своим произведением и предупреждает читателей.

«Собачье сердце» - последняя  сатирическая повесть Булгакова. Она  избежала участи своих предшественников – не была высмеяна и растоптана лже-критиками от «советской литературы», т.к. вышла в свет лишь в 1987 году.

Эту повесть, написанную в 1925 году, автор так и не увидел напечатанной, она была изъята у автора вместе с его дневниками сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года.

 

2.2. Образ профессора Преображенского.

Герой повести профессор Преображенский пришел в булгаковскую повесть с  Пречистенки, где издавна селилась потомственная московская интеллигенция. Недавний москвич, Булгаков этот район  знал и любил. В Обуховском (Чистом) переулке он поселился; здесь написаны «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Здесь жили люди, близкие ему по духу, по культуре. Прототипом профессора Филиппа Филипповича Преображенского считают родственника Булгакова по матери, профессора Н.М.Покровского. Но, в сущности, в нем отразился тип мышления и лучшие черты того слоя русской интеллигенции, который в окружении Булгакова назывался «Пречистенкой». [приложение №4]

Информация о работе «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество