Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:48, шпаргалка
1.Литературоведение как наука. Структура литературоведения. «Базисные» и «надстроечные» литературоведческие дисциплины. Место литературоведения в системе гуманитарных наук.
Литвед - наука, изучающая специфику, генезис и развитие словестно-худжественного творчества, исследующая идейно эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а так же социально-исторические закономерности литературных процессов прошлого и настоящего.
Предмет литературоведения в целом - совокупность литературных явлений, многообразие которых может быть упорядочено с помощью понятия "система".
2. Уровень внутренней
формы: предметно-образный
Основные составляющие:
*субъектная организация
*пространственно-временная организация
*сюжет
3. Уровень внешней формы:
соотносится с понятием стиль,
собственно форма, текст,
Концептуальный уровень и его подсистемы:
-тематика - те явления
жизни, которые отражены в том
или ином высказывании или
сочинении, в произведении
-проблематика - идейное осмысление
писателем тех социальных
-идейный мир - область
художественных решений. В
-идея - главная обобщающая
авторская мысль, уровень
-авторский идеал - эстетическая и этическая норма с точки зрения автора, то, чт он хотел бы видеть. Это может быть как личность, так и ситуация (отношение человека и мира)
-система авторских оценок
- то, что автор считает
Авторская оценка противоречива в силу противоречивости характера писателя.
-пафос - (от греч. страсть)
- неразрывное единство мысли
и чувства (Белинский), эмоциональное
вражение своей позиции, общий
эмоциональный настрой
Тематика - фундамент содержания, произведение может иметь несколько тем, одна из которых - основная.
Тема - объективная составляющая содержания лит.произведения.
Тема - предмет авторского интереса, может быть либо явления жизни, либо противоречие, которое он обнаруживает в мире.
Виды тем:
1. Вечные (любовь, добро и зло, одиночество, свобода...)
2. конкретно-исторические (война 1812 г)
Тема - объект худ.отражения, характеры и ситуации, которые как бы переходят из реальности в худ.произведение.
Тематика - те явления жизни, которые отражены в том или ином высказывании или сочинении, в произведении искусства, в частности художественной литературе.
Методика анализа тематики:
1. Разграничить объект
отражения (тема, реальность) и объект
изображения (худ. образ,
2. Сформировать тему, раскрыв характеры
3. Разграничить конкретно-
Конкретно-исторические темы
- характеры и обстоятельства,
которые обусловлены
Вечные темы – фиксированные
повторяющиеся моменты в
4. Определить доминирующий аспект
5.Анализ конкретно-
6. Главные (связаны с главным героем) и побочные темы..
Тематика — совокупность основных и побочных тем литературного произведения или ряда произведений одного писателя или целой группы, школы, направления. Тема (греч.) — предмет изложения, повествования, изображения, то, о чем говорит автор в произведении.
14 вопрос
Проблематика - область субъективного авторского понимания отражаемой действительности, его концепция мира и человека. «самобытное отношение автора к миру». Толстой.
Тема – данность, проблема – согласие или несогласия
Тема поэта и поэзии. Проблемы:
-служение музам (Пушкин)
-польза, сочувствие народа, гражданственность (Некрасов)
-мистика, тайны, посредник между мирами (Блок)
-Гордое одиночество (
Проблема важнее идеи – автор не дает ответы, главное – верно поставить вопрос. (Чехов)
Типы проблематики.
- Мифологическая: объяснение
возникновения различных
- Национально-историческая:
внешние и внутренние
- Этологическая (Социально-
- Романная: не только для
романов; если есть личностный
интерес в его динамике к
характеру, осмысление
-авантюрный подтип (внешняя динамика, осмысление внешних изменений)
-идейно-нравственный (внутренняя динамика – поиск правды и ее личная проверка, внутренние изменения)
- Философия – интерес
к осмыслении. Всеобщих закономерностей
бытия (общественных и
Проблема - осмысление темы под определенным углом.
Проблема может быть сформулирована в вопросе:
Тема: Одиночество
Проблемы: Что несет одиночество, как избавиться от одиночества, почему человек одинок...
15 вопрос
Понятие "пафос". Разновидности:
-пафос - (от греч. страсть)
- неразрывное единство мысли
и чувства (Белинский), эмоциональное
вражение своей позиции, общий
эмоциональный настрой
Живая страсть, возжигающая в душе человека идею.
Идейно-эмоциональный настрой произведения.
1 классификация - соотнесение с родами литератур:
- лиризм - повышенная эмоциональность
- драматизм - напряженное
переживание противоречий в
- эпичность - принятие мира таким, каков он есть и себя в этом мире (неторопливое созерцание жизни)
Разновидности пафоса:
-героика - в основе
лежит стремление к
-романтика - в основе
лежит стремление к
-сентиментальность - сочувствие, сопереживание, сострадание.
-трагизм - осознание утраты
чего-то ценного в жизни
-комичность - несоответствие
идеала и действительности, внешнего
выражения и внутреннего
-юмор - реакция на действительность
- мягкая двунапревленная
-сатира - реакция на действительность - инвективное однонаправленное высмеивание
-ирония - инеллектуальная
оговорка на основе
16 вопрос
Композиция - это состав,
определенная соотнесенность и расположение
частей единиц изображаемого и художественно-
Функции коспозиции - выразительная, организующая.
Формальная композиция - деление текста на задуманные автором части.
-основные
-факультативные (заголовочно-финальный комплекс)
К элементам композиции литературного
произведения относятся эпиграфы, посвящения,
прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления,
сцены, предисловия и послесловия
"издателей" (созданных авторской
фантазией внесюжетных образов)
Виды:
• действие произведения может начаться с конца событий, а последующие эпизоды восстановят временной ход действия и разъяснят причины происходящего; такая композиция называется обратной (этот прием применил Н.Чернышевский в романе "Что делать?");
• автор использует композицию обрамления, или кольцевую, при которой автор использует, например, повтор строф (последняя повторяет первую), художественных описаний (произведение начинается и заканчивается пейзажем или интерьером), события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои и т.д.; такой прием встречается как в поэзии (к нему часто прибегали Пушкин, Тютчев, А.Блок в "Стихах о Прекрасной даме"), так и в прозе ("Темные аллеи" И.Бунина; "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль" М.Горького);
• автор использует прием ретроспекции, то есть возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования (например, рассказ автора о Павле Петровиче Кирсанове в романе Тургенева "Отцы и дети"); нередко при использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя, и такой вид композиции будет называться "рассказ в рассказе" (исповедь Мармеладова и письмо Пульхерии Александровны в "Преступлении и наказании"; глава 13 "Явление героя" в "Мастере и Маргарите"; "После бала" Толстого, "Ася" Тургенева, "Крыжовник" Чехова);
• нередко организатором композиции выступает художественный образ, например, дорога в поэме Гоголя "Мертвые души"; обратите внимание на схему авторского повествования: приезд Чичикова в город NN - дорога в Маниловку - усадьба Манилова - дорога - приезд к Коробочке - дорога - трактир, встреча с Ноздревым - дорога - приезд к Ноздреву - дорога - и т.д.; важно, что и заканчивается первый том именно дорогой; так образ становится ведущим структурообразующим элементом произведения;
• автор может предпослать основному действию экспозицию, каковой будет, например, вся первая глава в романе "Евгений Онегин", а может начать действие сразу, резко, "без разгона", как это делает Достоевский в романе "Преступление и наказание" или Булгаков в "Мастере и Маргарите";
• композиция произведения может быть основана на симметрии слов, образов, эпизодов (или сцен, главок, явлений и т.д.) и будет являться зеркальной, как, например, в поэме А. Блока "Двенадцать"; зеркальная композиция нередко сочетается с обрамлением (такой принцип композиции характерен для многих стихотворений М.Цветаевой, В.Маяковского и др.; прочтите, например, стихотворение Маяковского "Из улицы в улицу");
• нередко автор использует прием композиционного "разрыва" событий: обрывает повествование на самом интересном месте в конце главы, а новая глава начинается с рассказа о другом событии; например, его используют Достоевский в "Преступлении и наказании" и Булгаков в "Белой гвардии" и "Мастере и Маргарите". Такой прием очень любят авторы авантюрных и детективных произведений или произведений, где роль интриги очень велика.
Композиционные приемы:
Повтор, параллелизм, ассоциативное сцепление образов, цепочная структура, ступенчатое сужение образа, повествовательная композиция (монолог, диалог), сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка, контраст, пейзаж
повтор:
Степень повторяемости каких-либо элементов в тексте определяет природу текста.
Повтор - неотъемлимое свойство мотива. С помощью повтора организуется "кольцевая" композиция.
Повтор в типах времени:
Есть линейное время, есть циклическое. В циклическом повтор имеет позитивный смысл, сокральный, он образовывает религиозное сознание. В линейном времени повтор имеет негативное значение. Наша цивилизация поддерживает линейное время.
-умолчание
-усиление:
Усиление - сопутствующий повтору прием. Описания часто строятся на ряде однородных элементов.
-противопоставление:
При сочетании повтора и противопоставления возникает зеркальная композиция (начало зеркально отражает конец или ситуации внутри текста отражают друг друга)
-монтаж:
Литература невозможна без монтажа, он существовал всегда, но само понятие приминимо только в кинематографии. В литературе есть 2 понятия "монтаж": сцепление 2х образов, за счет которых появляется третий смысл;