Шпаргалка по "Литературоведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 04:06, шпаргалка

Описание работы

Литературоведение как наука. Основные разделы. Вспомогательные дисциплины.
Литература как наука оформилась в начале XIX века в период расцвета течения романтизма. Задолго до этого были сделаны первые попытки теоретического обоснования литературных произведений, например, античный философ Аристотель создал первую теорию жанров и родов литературы. Литературоведение (наука о литературе) изучает письменную и устную художественную словесность народов для того, чтобы выделить закономерности и особенности развития различных литературных произведений, изучить формы выражения содержания и др.

Файлы: 1 файл

Вопросы к экзамену по литературоведению.docx

— 141.53 Кб (Скачать файл)

Вопросы к экзамену по литературоведению   

  1. Литературоведение как наука. Основные разделы. Вспомогательные дисциплины.

Литература как наука оформилась в начале XIX века в период расцвета течения романтизма. Задолго до этого были сделаны первые попытки теоретического обоснования литературных произведений, например, античный философ Аристотель создал первую теорию жанров и родов литературы. Литературоведение (наука о литературе) изучает письменную и устную художественную словесность народов для того, чтобы выделить закономерности и особенности развития различных литературных произведений, изучить формы выражения содержания и др.

В современном литературоведении принято выделять следующие разделы: теория литературы, литературная критика и история литературы. Теория литературы раскрывает значение основных литературоведческих понятий и терминов, знакомит с ключевыми формами взаимоотношения автора, произведения и читателя, изучает литературный процесс и его закономерности. Теория литературы включает поэтику (строение и состав произведения), теорию литературного процесса (особенности развития жанров и родов литературы) и ряд других подразделов. Подробнее о структуре теории литературы можно узнать, открыв шпаргалки по литературе. Развитие мировой литературы с точки зрения времени, места, направлений изучает история литературы. Оценка, сравнение и анализ художественный произведений являются основными направлениями литературной критики. Кроме трех основных разделов некоторые лингвисты выделяют вспомогательные дисциплины: текстологию, палеографию, библиографию. Литература как наука тесно связана с другими дисциплинами – историей, социологией, эстетикой, лингвистикой, этнопедагогикой.

  1. Литература как вид искусства.

Литература как вид искусства представляет собой воздействие на человека с помощью слова. Слово играет ключевую роль в данном виде искусства, являясь необходимым элементом для образования связи между материальным и духовным. Слово напрямую зависит от культуры, ведь его смысл может меняться в связи с преобразованиями в культуре общества в целом. Шедевры литературы требуют глубокого личностного переживания, осмысления, они способны влиять на становление личности, формирование внутреннего мировоззрения человека, его ценностей.

Художественный образ в литературе осуществляет связь между объектами действительности (внешней формой) и идеей автора. Понимание литературных произведений субъективно, так же как и литературные образы. Автор использует слова-символы с определенным значением, но они интерпретируются каждым человеком по-своему, в зависимости от ряда факторов, ключевыми из которых выступают восприятие и воображение.

Литература представляет собой вид искусства, где инструментом воздействия выступает слово. Слово способно изменить человека, заставить задуматься над проблемами общества. Наука о литературе – литературоведение. Оно охватывает процессы зарождения, закономерности и особенности развития литературы на разных временных промежутках.

  1. Художественный образ. Виды образа.
  2. Художественное целое. Содержание / форма.

Содержание и форма – понятия соотнасительные, не могущие существовать одно без другого. Содержание должно облечься в форму, вне которой оно не может существовать с полной определенностью; форма имеет смысл и значение тогда, когда она служит проявлению содержания. В зависимости от содержания она получает свои особенности, отличающие ее от других форм, в которых проявляется иное содержание. Понятно, что в основе этого процесса лежит содержание. Оно ищет для себя форму. Благодаря которой может наиболее полно выразить свою сущность. В основе литературной формы лежит образ.

  1. Модусы художественности.

Модусы (от лат. modus – мера, способ) – способы актуализации законов

искусства. Если парадигмы художественности характеризуют преходящие

литературные эпохи и направления, то модусы художественности

отличаются трансисторическим характером. Героика, трагика, комизм,

идиллика, элегия, драматизм, ирония представляют собою типологические

модификации эстетического сознания. Любое художественное произведение

обладает эстетической модальностью.

В области теории литературы модусы художественности применяются

не только к субъективной стороне художественного содержания (к видам

пафоса идейно-эмоциональной оценки или типам авторской

эмоциональности7), но и к типам ситуаций, героев, установкам восприятия

читателя (субъект–объект–адресат). Этот способ видения данной

теоретической проблемы излагается в работах М. М. Бахтина, В. И. Тюпы,

Л. Е. Фуксана Каждый модус художественности, – считают исследователи, –

предполагает свою внутренне единую систему ценностей и

соответствующую ей поэтику: организацию условного времени и условного

пространства, систему мотивов, систему «голосов», ритмико-интонационный

строй текста. Однако ядром художественно-эстетической системы является

«диада личности» и противостоящий ей внешний мир: я-в-мире.

Если дохудожественное мифологическое сознание не знает личности как

субъекта самоопределения, то художественное мышление древнейших

литератур всегда стремилось воспеть героя и его подвиги, и этим положило

начало первому из модусов художественности – героике (от греч. heros –

полубог). Героическое созвучие внутреннего мира человека и внешнего

миропорядка объединяет эти две стороны художественного мышления

в единое целое. Совмещение внутренней данности бытия «я» и его внешней

заданности (т.е. роли в мире) образует героический модус художественности.

Так, в «Слове о полку Игореве» наблюдается четкое совпадение личного

самоопределения князя Игоря с его рыцарской ролью в миропорядке:

служение сверхличному «ратному духу». В «Слове…» роковое знамение

ясно говорит князю о скором неблагополучии, однако он принимает твердое

решение выступить против врага: «скрепил ум силою своею и поострил

сердце свое мужеством; исполнившись ратного духа, навел свои храбрые

полки на землю Половецкую за землю Русскую».

Описывая этот модус художественности, ученые считают, что

героическая личность горда своей причастностью к сверхличному

содержанию миропорядка и равнодушна к собственной жизни.

В героическом строе художественности выделяется патетическое

гиперболизированное – «хоровое» – слово. В «Слове о полку Игореве» этот

тип художественного сознания выступает в качестве эстетической

константы текста, в то время как в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» – эстетической доминанты. Если в первом примере героические персонажи

(князья Игорь, Всеволод  и княгиня Ольга) изначально подаются  автором как

герои, то во втором – эстетическая ситуация художественного мира и ее

ценностный центр (субъект) – показаны не в статике пребывания я-в-мире,

а в динамике становления.

Кризис героического миросозерцания, вызванный в русской культуре

междоусобными войнами и татаро-монгольским нашествием, приводит

художественный способ видения к усложнению сферы эстетических

отношений. От исторически первонального строя художественности

«отпочковываются» два других способа видения субъекта-объекта-адресата:

сатирический и трагический.

Сатира (от лат. satura – смесь) представляет собою неполноту личного

присутствия «я» в миропорядке. Для Тюпы такая неполнота характеризуется

«несовпадением личности со своей ролью»: внутренняя данность

индивидуальной жизни оказывается уже внешней заданности.

В сатирическом модусе художественности личность (герой, персонаж)

неспособна заполнить собою ту или иную ролевую границу. Однако, –

добавляет этот ученый, – дегероизация сама по себе еще не составляет

достаточного основания для сатирической художественности. Здесь

необходима активная авторская позиция осмеяния, восполняющая

ущербность героя (объекта) и тем созидающая художественную целостность

иного типа. Так происходит в комедиях Аристофана, Н. Гоголя, повести

Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича» и др. произведениях названого типа.

Например, в дегероизированной системе ценностей «Ревизора»

самозванство является стержнем всей сатирической ситуации, а Хлестаков

оказывается всего лишь самозваной претензией на действительную роль

в миропорядке, – говоря словами Гегеля, – «пустым разбуханием

действительности». Сатирическому «я» одновременно присущи и

самовлюбленность и неуверенность в себе. Сатирик ведет персонажей по

пути самоутверждения, которое приводит их к самоотрицанию. Именно

в ситуации самоотрицания сатирическая личность становится сама собою,

как это происходит с мнимым ревизором или Иваном Ильичом.

Выводы о сатирической личности в равной степени относятся и

к герою (объекту), и к субъекту (автору), и к адресату (публике)

повествования этого модуса художественности. В качестве примера,

иллюстрирующего сатирический способ художественности, приведем слова

городничего обращающегося к публике из комедии «Ревизор»: «Чему

смеетесь? – Над собою смеетесь!»

Трагизм (от гр. tragodia – козлиная песнь) – обратная трансформация

сатирического видения героического модуса художественности. Лучшим

образцом становления трагизма в отечественной литературе считается

«Повесть о приходе Батыя на Рязань». Формула трагической ситуации –

избыточная «свобода ″я″ внутри себя». Иллюстрацию принципа

художественности трагического я-в-мире находим в словах Дмитрия

Карамазова у Ф. М. Достоевского: «широк человек».

В указанной выше работе Тюпа характеризует этот тип

художественности (с опорой на труды Шеллинга) следующим образом:

«Если граница личного самоопределения оказывается шире ролевой границы

присутствия «я» в мире, это ведет к преступлению (переступанию границы) и

делает героя «неизбежно виновным» перед лицом миропорядка. Трагическая

вина, контрастирующая с сатирической виной самозванства, заостряется в

личности как неутолимая жажда остаться самим собой»8. В пьесе

А. Н. Островского «Гроза» Катерина, чувствуя свою несмываемую вину,

обжигающую любовь к Борису, уже не может вернуться в дом Кабанихи и

жить прошлыми заботами.

В трагическом модусе художественного видения внутренняя

раздвоенность персонажа перерастает в демоническое двойничество. Так,

душевный демон Евгения Арбенина в драме М. Лермонтова «Маскарад», как

и черт Ивана Карамазова в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы»,

не дают покоя героям, затмевают их ум и сердце.

Исследуемый эстетический способ понимания духовной реальности

активно пользуется мотивом самоотрицания личности, который оказывается

здесь в качестве самоутверждения героя (такова концепция образа Анны

Карениной в одноименном романе Л. Толстого). Безысходная

двойственность личности является не только смысловым принципом

организации художественного текста, но и стилеобразующим его фактором.

В этом строе художественности вопрошание о себе становится

характерным мотивом, организующим личное бытие персонажа. Принцип

«внутреннего голоса» героя подчеркивает самоценность его существования.

Анна Каренина спрашивает себя: «И что сама я тут? Я сама или другая?» –

и тем самым входит в общий ряд героев Эдипа, Гамлета, Расина,

Достоевского, – трагических личностей в мировой литературе.

Совершенно другой тип эстетической значимости – комизм (от гр.

komos – процессия ряженных). По мнению М. Бахтина, комизм

сформировался на почве карнавального смеха9. Моделью присутствия

личности в мире оказывается «праздничная праздность», в которой ролевая

граница «я» – маска. Комическая личность (дурак, плут, шут и проч.)

несовместима с привычным миропорядком. Примерами комической

художественности в отечественной литературе могут служить древнерусские

произведения «Повесть о Фроле Скобееве», «Сказание о роскошном житии и

весели», где шутовские перемены масок обнажают безграничную

внутреннюю свободу личности.

В мировой литературе случаев появления открытого чудачества

множество. Например, в водевиле А. П. Чехова «Медведь» восклицание

героини: «Да, да уходите!.. Куда же вы?» – дает исследователям право говорить о юморе (от анг. humour – причуда) как смыслопорождающей

модели присутствия я-в-вмире.

Часто комические эфекты проявляются в ситуации отсутствия лица под

маской, как в построении образов градоначальников у М. Е. Салтыкова-

Шедрина в «Истории одного города». Мнимая личность, такая как майор

Ковалев в повести Н. В. Гоголя «Нос», «равная нулю»; она не способна

обнаружить себя в мире без маски, – пишет Тюпа. Этот сарказм (от гр.

sarkaso – терзаю) открывает новую миру псевдоиндивидуальность, которая

чрезвычайно дорожит этой «видимостью причастности к бытию». Данную

модификацию комизма можно обнаружить в произведениях А. П. Чехова

«Смерть чиновника», «Душечка», «Вишневый сад» и др.

Эстетическая революция, произошедшая на рубеже XVIII–XIX вв.,

ознаменовалась переходом европейского искусства к предромантической и

затем романтической стадиям своего развития и обновлением всей системы

эстетических модальностей. Теперь в центре художественного внимания

частная жизнь определялось внеролевыми границами человеческой жизни

(природа, смерть, отношения  между людьми и проч.), а событийные  границы

(«мир») мыслились как  другая жизнь или жизнь других.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературоведение"