Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:08, шпаргалка

Описание работы

1. Значение слова «образ». Образ как эстетич. категория.
2. Антропоцентризам иск-ва, несовпадение предметов изобр-я и познания. Специфика пейзажа, изобр-я вещей, животных в лит-ре. О видах худ. образа.
3. Связи литературы (как вида искусства) с другими формами общественного сознания.

Файлы: 1 файл

Шпоры по теории литературы.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Роман: опыт, познание и практика. Эпический мир дан как предание. Ценностный акцент на прошлом, а не на будущем – примерно то же и во всей литре классической эпохи. По сравнению с прошлым, действительно была «низшего» уровня. «Слово о мертвом».

Фольклорные корни романа – в народном смехе. «Абсолютное  прошлое» осовременивается => мимы Софокла, буколики, басня, ранняя мемуарная литра, памфлеты, сатира и т.д.

 Их предметом, пунктом  понимания служит совр действительность. Нет дистанции, это удаляет смех. Образ Сократа – романно-проз. героизация.

Автор может свободно двигаться в поле изображаемого  мира.

Гоголь не мог в  сферу фамильярного контакта перенести дистанцированные положит образцы. Невозможен непрерывный переход в чистилище и рай с теми же людьми и в том же пр-ии. Новая зона построения образов: макс контакт предмета из-я с наст и буд. Эпос – пророчество.

Роман – предсказание (реальное будущее читателей и автора). Худ. особенности: 1)проблема начала, конца и полноты. Спекулирует категорией незнания. 2) может быть лишен проблемности, возможно погружение в роман 3)особое отношение к внелитературным жанрам (дневники, письма, исповеди). Герой высоких жанров завершен, закончен, овнешнен. 4) Тема неадекватности герою его судьбы и положения. Всегда остается потенциал. Идеолгическая и языковая инициативность.

Романизация – не подчинение чужим канонам, это их освобождение от всего, что тормозит развитие жанра

 

10. Ценностная шкала  произведений. Массовая литра, ее  жанрово-тематические каноны.

Массовая литра –  ценностный «низ» лит. иерархии или  даже не входит в «офиц лит иерархию». Теория, что это – социологич. понятие. В каждой эпохе – своя система ценностей. Величины «высокой» и «массовой» литры по-разному интерпретируются сторонниками разных школ и направлений. Многие пьесы Шекспира, например, были забракованы классицистами. Литра становится массовой лишь в индустриальную эпоху нового времени.

 

14. Основные аспекты  композиции пр-я. Композиция как  форма присутствия автора.

Комп – соединение частей в целое, структура лит-худ  формы. Аспекты: расстановка персонажей, монтаж деталей, динамика реч стиля  и т.д.

Словесный текст, текстуальная комп. За ней стоит предметная или образная комп.

1)расстановка персонажей. По принципам антитезы и/или подобия. У Толстого сцепления по контрасту. Семейные гнезда Ростовых, Болконские-Курагины. Подчеркивается при помощи сравнений. 2)сюжет. Упорядочивает мир в его временной протяженности.

Концентрический сюжет: завязка, развитие д, кульминация, развязка. Хроникальный: цепь эпизодов, предыстории, вставные новеллы, рамочная композиция (Декамерон, Очарованный странник).

Связи событий в сюжете, последовательность рассказа об этих событиях – разные аспекты.

Сюжет и фабула (костяк, резюме) 3)рамка 4)точка зрения

11. Стиль произведения. Стилевые категории (доминанты).

До сер 17в – хар-ка выразительно-изобразительных особенностей речи (3 стиля). Потом – принадлежность и других ис-в (св-во худ формы пр-я).

Стиль – выражение  глубокой оригинальности, обладает эст. совершенством и явл. св-вом всей худ формы пр-я.

!Стиль – эст. единство всех сторон и элементов худ формы, обладающее опр. оригинальностью и выражающее некое содержание. Не локализирован, а разлит по всей структуре формы.

Стилевые доминанты  – кач. х-ка стиля, в кот выражается худ своеобразие. Соколов: субъективность/объективность; изображение/экспрессия; тип худ. условности и т.д.

1. В изображении динамики  и статики, внеш и внутр: а) описательность – стат. моменты; б)сюжетность (Нос) в) психологизм. Эти категории могут сочетаться

2. в зависимости от  типа худ. условности. а) жизнеподобие  б) фантастика.

3. Худ. речь: стих и  проза, номинативность и риторичность, монологизм и разноречие. Стих и проза характеризуют степень ритм. упорядоченности речи. Номинативность – почти не использ. ср-ва яз. изобр-ти. Функции – точное из-е деталей, мира. Монологизм – единая речевая манера всех персонажей.

4. По хар-ру композиции а) простая б)сложная («Герой н вр»)

5. Объем. Не носит  абсолютного хар-ра

 

9. Понятие лит. направления.  «Поэтическое искусство» Буало как манифест классицизма.

Устройчивый и повторяющийся  в том или ином периоде круг особенностей лит. тв-ва. Романтизм  – доминирует субъективная позиция.

Классицизм нач 18в  Франция. Сочетание интересов чела с требованиями долга, главенство интересов  гос-ва над инт. отд. личности.

Порывы к личному  счастью ó стремление согласовать свои действия с идеальными нормами.

Корнель. Строчное деление на жанры, соблюдение 3ч единств, монолитная хар-ка героев в трагедии. Возвышенная, поэтическая речь, александрийский стих.

Буало: основа – подражание природе, но только всеобщего, типического. Осуждает народную поэзию. Соблюдение 3х единств. Форма – проявление разума, тв. воли писателя. Каждый жанр имеет четкие формальные признаки. Не допускай смешения возвышенного и низменного. «Высокие» жанры – трагедия, эпопея – судьбы нации, высшая знать. «Низшие» - комедия и роман.

Буало. «Поэтическое искусство» задумано по образцу «Науки поэзии» Горация. «Чужда Идиллия кичливости надменной». «Велика Эклоги скромной сила». Элегия, скорбя, над гробом слезы льет. Не дерзок, но высок стиха ее полет. Стремится Ода ввысь, к далеким кручам горным, И там, дерзания и мужества полна, С богами говорит, как равная, она. Поэму в сотни строк затмит Сонет прекрасный. Стих Эпиграммы сжат, но правила легки. Затейливостью рифм нам нравится Баллада. Не злобу, а добро стремясь посеять в мире, являет истина свой чистый лик в Сатире.

Трагедия: Развлекая нас, рыданья исторгает. Секрет успеха в том, чтоб зрителя увлечь взволнованным стихом. Еще возвышенней, прекрасней Эпопея. «Нельзя событьями перегружать сюжет». Комедия: Нужно поучать без желчи и без яда (Аристофан, Менандр, Мольер)

 

12. Рамочный текст  пр-я, его компоненты и их  ф-ии.

2 значения рамки:

1. худ пр-е как эст.  реальность, противопоставленная первичной  реальности. Подчеркивание – введение  сведений о биографии автора.

2. Текстуальная рамка  – компоненты, графически отделенные от основного текста пр-я. Осн ф-я – создание у читателя установки на его эст. восприятие. Имя (псевдоним) автора, заглавие, подзаголовок, посвящение, эпиграф, предисловие – заголовочный комплекс. Авторские примечания, послесловие, внутр. заглавия, обозначение времени и места создания.

Состав рам. компонентов  в значит. мере опр. жанром, а также  эпохой. Поначалу – служебная роль.

Ф-ии: 1)структурообразующая ф-я 2) подчеркивание диалогической природы пр-я – к читателю (посвящ) 3)заголовочный комплекс создает  установку восприятия пр-я.

Заглавие – как  знак завершенности. Осн источник инфы эпохи (двойные названия сентиментальных  романов). Формирует предпонимание  текста. Внутренние заглавия – структурообр. интрига. «Лето Господне» - церк. календарь. Подзаголовок – дополнит. сведения. «Посвящение продается» (Стерн, «Тристрам Шенди»).

Предисловие – изложение  принципов, полемика с критикой, художеств. (подставной автор и т.п.). Эпилог – как сложились судьбы героев.

 

13. Фрагмент и цикл  как типы худ. единства.

Фрагмент. 1)отрывок из лит. произв. 2)лит жанр, хар-щийся, с одной стороны, внешней незаконченностью, с другой – качеством худ. целостности и внутр. завершенности.

Фрагментарность ант пр-й способствовала появлению мистификаций. Как самост. жанр проявил себя в эпоху романтизма. Представление о взаимосвязанности явлений как «частичек» бытия.

Новалис (ф. Гарденберг).

Идеально воплощается идея бесконечности  и разнообразия мира. Обострение восприятия читателя. Фрагментарность (в шир  смысле) лирических пр-й способствует их циклизации. «Житейские воззрения кота Мура».

Цикл – группа пр-й, составленная и объед. самим автором и предст. собой худ. целое. Термин к 18-19в. Брюсов, Белый, Блок. цикл понимается как целостность, равная большому стихотворению. Одни циклы более близки к цел. пр-ям, другие более свободны. Цел цикла как бы вторична по отношению к первичной цел отд пр-й. «Открытое множество» при наличии «общей идеи». В эпических циклах целостность благодаря сквозному метасюжету («Повести Белкина» и взаимодействие противоположных начал). Неавторские объединения – «несобранные циклы» - денисьевский у Тютчева (биогр. подтекст).

1+1>2 Эйзенштейн, монтажная композиция.

1й русский лирический цикл  «Подражание Корану» Пушкин судьба  гонимого пророка.

 

15. Лирика.

В лирике на первом плане состояния чел сознания: эмоц. окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерац ощущения и устремления. Событийный ряд обозначается скудно. Переживания – плод творческого достраивания и худ преобразования того, что испытано челом. Худ освоение состояний не только сознания, но и бытия (философские, пейзажные, гражданские ст-я).

Лирика тяготеет гл обр к малым  формам (кроме лир поэм) – как  можно короеч и как можно полнее. Бывает описательная, повествовательная  л. В подавляющем большинстве случаев стихотворная форма. Носитель: по Тынянову – лир. герой – переживания в л. Ролевая лирика (Черная шаль Пушкина).

Виды л. устанавливаются в завис  от сод-я: гражданская, пейз, филос, любовная и т.д. Послание, эпиграмма, эклога (жизнь  в деревне), эпитафия, элегия – еще из античности. Персонажная и бесперсонажная. Наиболее субъективный жанр.

 

16. Драма.

Воссоздает событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Но отсут. развернутое повест-опис изоб-е. Авторская  речь вспомогательна и эпизодична: список дейст. лиц, характеристики, время, место, описание сцены, ремарки => некоторая ограниченность худ возможностей. Ограничение во времени. Иллюзия наст вр. Ориентирована на сцену, отсюда тяготение к внешней эффектности подачи => гиперболизм. в 19-20в стремление к достоверности. Чехов. Диалоги и монологи (внутр. речь, «в сторону»). Lesedrama маленькие трагедии.

Трагелия – особо напряженный, не примитивный конфликт, заканчивающийся, чаще всего, смертью героя. Содержание определяет конфликт.

Комедия – действие и характеры проникнуты комическим.

Конфликт в драматургии –  гл движущая сила. Внешний и внутренний.

 

17. Эпос.

Организующее начало – повествование о персонажах, их судьбах, поступках, умонастроениях и т.п. Присуща временная дистанция  между ведением речи и предметом словесных изображений. Повествование включает в себя высказывания действ лиц – сила в повествовательной речи – и высказываний персонажей. Полнота использования худ средств и охвата. Проникновение во внутр мир героя. Повествователь.

Последние столетия –  субъективно окрашенное повествование. Рассказчики. Жанры: роман, повесть, сказ, рассказ, новелла, очерк.

Шкловский. Ступенчатое нарастание мотивов + постоение типа петли (любовь с препятствиями – ЕО). Многие новеллы – развернутые метафоры, или рассказы о происхождении названий (развертывание каламбуров)э Мотив ложной невозможности (Эдип), ложный преступник. Если нет развязки, нет ощущения сюжета.

Новелла ощущается как  неоконченная «Ложный конец» - «Скучно  жить на этом свете, господа!»; с «отрицательным концом». Новелла обычно представляет из себя комбинацию кольцевого и ступенчатого построения, усложненного развертыванием. Применяется прием параллели. Необычные ассоциации, новые сравнения. Создание ступенчатой формы «Ой яблочко, куда ты катишься, ох мамочка, замуж хочется». Прием остранения. У Толстого параллелизм – противопоставлены Кутузов-Наполеон.

Предшественник романа –сборник новелл. а)рассказывание чтобы  задержать б)увлечь сказками в)ради рассказывания. В драму «О царе Максимилиане» вставляются «Лодка» и «Шайка». Прием нанизывания – единство действ лица (нет мотивировки: люб. романы; есть, но слабая: Одиссея). «Ласарильо с Тормеса» мотивировка – путешествие. Как прием обрамления, так и прием нанизывания развивался в сторону тесного вхождения материала в тело романа. Эйхенбаум. 19 нач 20 в поток переводной беллетристики. «Повести Белкина» нечто вроде новелл О’Генри. В России Генри автор преимущественно «плутовских» новелл и остроумных анекдотов, тогда как для американцев – сентиментально-бытовые новеллы. Искажает действительность.

Роман и новелла –  формы внутренне враждебные. Роман  – синкретическая форма, новелла  – основная, элементарная. Новелла, как и анекдот, накопляет вес  не к концу – малый размер и  сюжетное ударение в конце. Тогда как в романе конец – пункт ослабления. «Роман – далекая пргулка по разным местам, подразумевающая спокойный возвратный путь; новелла – подъем в гору, цель которого – взгляд с высокой точки». «Короли и капуста» Генри – циклизация новелл.

 

18. Концентрический и хроникальный принципы сюжетосложения в эпосе.

Концентрический: на первый план выдвигается одна событийная ситуация, произведение строится на сюжетной линии (в основном – малые эпич. и драматич) – античность и классицизм.

Хроникальный – события рассредоточены, на равных правах развертываются независимые друг от друга событийные узлы, многолинейные или параллельные последовательности. Ретардация: включение доп. действ. лиц, вставных новелл, авторских отступлений, описаний и тп.

Ф-ии: расширение пространств-врем рамок пр-я.

Коллизия – противоречия. Без к. сложно представить достаточно выраженный сюжет. Гегель: к – это такое изменение гармонического состояния, которое, в свою очередь должно быть изменено.

Перипетии – внезапные и резкие сдвиги в судьбах персонажей. В сюжетах с обильными п. власть случайностей над судьбами (у Шекспира – Лоренцо опоздал в склеп, Ромео с Джульеттой погибли). Ф-ии: содержательная и придать пр-ю занимательность. П. отсутствуют часто в пр-ях, где нет авантюрно-героич начала в облике персонажей (Жития, божеств комедия).

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"