Шпаргалка по "Античной литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 18:58, шпаргалка

Описание работы

Основные темы и жанры лирики Катулла.
Член кружка неотериков («новых поэтов»), культивировавших в противоположность эпосу и драме малые литературные формы. Художественным образцом для Катулла и прочих неотериков была александрийская поэзия (эллинистическая поэтическая школа, связанная с египетским г.Александрией) с её мифологической учёностью, стремлением к сочетанию формальной изысканности с естественностью и простотой.

Файлы: 1 файл

Античка+.docx

— 69.50 Кб (Скачать файл)
  1. Основные темы и жанры лирики Катулла.

Член кружка неотериков («новых поэтов»), культивировавших в противоположность эпосу и драме малые литературные формы. Художественным образцом для Катулла и прочих неотериков была александрийская поэзия (эллинистическая поэтическая школа, связанная с египетским г.Александрией) с её мифологической учёностью, стремлением к сочетанию формальной изысканности с естественностью и простотой. Дошедший до нас сборник Катулла, состоящий из 116 произведений, помимо лирических стихотворений и эпиграмм, включает в себя два эпиталамия (свадебные песни) с подчеркнутым ощущением земной пламенной страсти, эпиллии (небольшие эпические поэмы на мифологический сюжет) и, наконец, небольшие по объему и разнообразные по стиховому размеру произведения, выполняющие роль посвятительных надписей, дружеских и любовных посланий, стихотворений на случай. Основными темами являлись дружба и любовь. Немного было политической лирики, в основном для создания республиканского идеала человека и изображения своих врагов, отошедших от принятого идеала. Любовные стихотворения связаны главным образом с его несчастной любовью к знаменитой красавице Рима, Клодии. Катулл посвящает Клодии (в произведениях Лесбия) много стихотворений, сначала радостных, а потом скорбных и порой гневных, потому что Клодия изменила поэту. У Катулла много стихов, обращенных к друзьям. Все они полны искренности, тепла, в них немало милого юмора. С резкими эпиграммами (ругательные стихи) выступает он против Цезаря. Он клеймит за то, что тот вместе со своими приспешниками грабит провинции, тратит народное богатство на свои прихоти, не считается с честью и правилами римских граждан.

  1. Традиции греческой лирики в поэзии Катулла.

Входил в кружок римских поэтов –неотериков, ориентировавшихся на греческую литературу эпохи эллинизма. Следуя александрийским поэтам, разрабатывали малые жанры: эпиллий, эпиграмму, элегию, использовали редкие мифы. Литературным образцом служила в основном александрийская поэзия и поэзия расцвета греческой классической лирики VII-VI вв. до н.э. Внесли в римскую поэзию изображение интимных чувств. Самым выдающимся среди них был Катулл. Греческая лирика не была для Катулла предметом слепого подражания, но была поэтической школой в смысле выработки литературного языка и стихотворной техники. Считал обязательным знание стихосложения и стилистики. Но ученость Катулла только средство владения мастерством. На почве теоретических знаний Катулл выработал новые системы стихосложения и понятия вообще. Поражал своей эрудицией, знанием даже мало кому известных древних мифов. Возникает особый интерес к введению греческой метрики в римский стих, к "учености" мифологических намеков, к воспроизведению полузабытых и редчайших мифологических сюжетов, к обманчивой точности "научных", географических, исторических, астрономических деталей, тяга к уменьшительной и увеличительной суффиксации, превосходным степеням прилагательных, нарушающим эстетику общепринятой нормы, уводящим от обыденности.

  1. Драма Любви в лирике Катулла.

Любовь - один из основных мотивов поэзии Катулла. Стихотворения связаны главным образом с его несчастной любовью к знаменитой красавице Рима, Клодии. В произведениях называет ее Лесбия. Катулл посвящает Клодии много стихотворений, сначала радостных, а потом скорбных и порой гневных, потому что Клодия изменила поэту. Свою любовь герой осознает, как подвиг, который ему, "добропорядочному мужу", идеальному гражданину своего общества, надлежит совершить на жизненном пути, получая в награду "милость" любимой и хвалу друзей. Верная, постоянная любовь для героев Катулла - залог прочности бытия, и потому счастье взаимной любви воспринимается как вершина мыслимого блаженства, а утрата ее означает жизненный крах. Любовная измена здесь становится событием, потрясающим до основания всю систему жизненных ценностей. В таком контексте сама любовь приобретает новое качество — возвышенно-духовное. Разрыв с любимой, изменившей и изменившейся, прощание с ней рождают в сердце поэта слова, изумительные в сплетении отчаяния, резкой грубости, боли, нежности, щемящей грусти. Теряя свою Лесбию, поэт переживает состояние, которое назвал "душой на распутье" или "раздвоением души", раздвоение понятия любви и лежит в основе душевной трагедии Катулла. "Раздвоение  души" - это горечь утраты идеала  и тоска от сознания того, что  жить без утраченного невозможно, и бессилие, неумение вернуть потерянное. "Раздвоение души" в поэзии Катулла - состояние человека, лишившегося большой любви и вместе с ней смысла жизни. Сверхмерность чувства героя присутствует в  большинстве стихотворений любовного  цикла, рождая ощущение внутреннего  надрыва, иллюзорности, непрочности мира и бытия.

  1. Образ возлюбленной в лирике Катулла и Овидия.

Одна из важнейших тем в лирике Катулла – любовная. Прежде всего это стихи о любви к Лесбии. В сохранившемся сборнике они помещены вперемежку с другими стихотворениями и без определенного порядка, но, по существу, могли бы составить законченный цикл. Псевдоним, избранный Катуллом для своей любимой, должен напомнить о Сапфо. И действительно, цикл как бы открывается как бы переводом знаменитого в античности стихотворения Сапфо, где описываются признаки любовного безумия. Ощущения, которые Сапфо испытывала при виде выходящей замуж подруги, Катулл переносит на свои переживания при виде Лесбии; однако он, в отличие от Сапфо, резче подчеркивает субъективные моменты и заканчивает резонирующей сентенцией о том, что праздность вредна и пробуждает чувства. Катулл влюблен в знатную даму, причем сначала замужнюю, потом овдовевшую. Он стремится подняться над уровнем чувственного влечения, но он еще не находит для этого слов. Как и у Сапфо ее возлюбленная, Лесбия у Каттула описана только несколькими штрихами, нет ее цельного портрета. Он называет ее светом и светлой богиней. Поэт в восторге от красоты любимой женщины, он упоен ее любовью. Катуллу дорого все, что окружает Лесбию. Он воспевает любимого ею воробья, потом пишет стихотворение в связи со смертью этой птички. Когда же Лесбия-Клодия начала изменять Катуллу, поэт глубоко страдает. Зато, когда она снова с ним, поэт в восторге; хотя он говорит, что страсть еще пылает в нем, но уважения к любимой уже нет. Катулл бранит себя за малодушие, за то, что не может вырвать из сердца любовь.

  1. Тема дружбы в стихах Катулла.

У Катулла много стихов, обращенных к друзьям. Все они полны искренности, тепла, в них немало милого юмора. В дружеских посланиях Катулла утверждается иной принцип (ранее представление об истинной дружбе связывалось с идеалом "добропорядочного мужа") дружеского общения: усилен и как бы утрирован момент личной дружеской приязни, перенесенной в быт, в мелочи житейских отношений. Вместе с тем суть античного института дружбы в мировоззрении героя сохранена; в трудный час от своих друзей лирический герой поэзии Катулла ждет взаимопомощи и поддержки. Общественное служение друзья Катулла осуществляет не среди граждан полиса, а среди "граждан" своего мира и общества, иллюзорного идеального мира друзей, любовников, поэтов. В этом мире герой Катулла, обладающий всеми свойствами "добропорядочного мужа", неукоснительно следует по установленным жизненным ступеням идеала: совершает "подвиги" дружбы, добивается похвалы сотоварищей, обретает славу в веках. Дружба придает силы герою Катулла, и измена друга воспринимается им как величайшее бедствие, зло мира. Дружба для Катулла — это верность. Непорядочно поступивший друг — нарушитель верности.

  1. «Ругательный» Катулл: сатира и ее роль в творчестве поэта.

Огромная часть книги стихов Катулла — ругательные послания, где автор изощряется в потоках далеко не всегда мотивированной свирепой брани по адресу врагов или друзей. Если пытается объяснять свой гнев, то это чаще всего бывает любовное соперничество, иногда политические мотивы, эстетические. Под сатирой тяжело угадать истинное мнение самого Катулла. Он использует простые выражения, жаргонные, чрезмерная эмоциональность. Свойственно простодушие и прямолинейность. Своеобразна насмешливая лирика Катулла, В его стихотворениях нет типических обобщений пороков, характерных для жанра сатиры. Он клеймит гневными стихами своих личных обидчиков. Несколько меняется характер насмешливой поэзии Катулла в эпиграммах. Здесь издевки над врагами приобретают более обобщенный характер. Грубость насмешки в поэзии Катулла контрастирует с тонкостью и глубокой нежностью его посланий, обращенных к друзьям и возлюбленной. В стихотворениях поэт изливает свои чувства по поводу конкретных событий личной жизни. Возможно такая манера была причиной его столь молодого возраста. Был прощен Цезарем за колкости в его адрес.

  1. Изображение и понимание любви в лирике Катулла.

Для Катулла любовь была едина в двух своих ипостасях — физической и духовной. Для героев Катулла любовь означает слияние гражданских устремлений с велением сердца, жизнь для другого человека и в другом. Радость чувственной любви присутствует во всей лирике Катулла, однако любовь, к которой стремится его лирический герой,- это идеальная любовь, совмещающая чувственные радости и близость духовного общения, верность, нежность и долг. Открытие духовной любви — величайшее новшество и своеобразие Катулла, выделяющее его из всей античной поэзии. Сам язык его стихотворений показывает, с каким трудом рождалось это новое понятие. Свою любовь герой осознает, как подвиг, который ему, "добропорядочному мужу", идеальному гражданину своего общества, надлежит совершить на жизненном пути, получая в награду милость любимой и хвалу друзей. Верная, постоянная любовь для героев Катулла - залог прочности бытия, и потому счастье взаимной любви воспринимается как вершина мыслимого блаженства. Поэта занимают прежде всего свои собственные чувства. Чередование чувствительности и иронии, пафоса и резонерства. В дальнейшем шутливые тона сменяются мрачными, и основным мотивом становится разлад чувств, презрение к любимой, смешанное с неспособностью разлюбить. Другом не станет, даже если она снова будет скромной, но разлюбить не сможет, даже если будет преступницей. Есть у него эпиграмма величиной в один дистих, которая резюмирует чувства: поэт ненавидит и любит, не знает, почему, но так есть, и он очень страдает. Катулл изнемогает от любви, ищет в себе душевные силы преодолеть, не может, молит богов о возвращении ему «здоровья», а утрата ее означает жизненный крах. Сверхмерность чувства героя присутствует в большинстве стихотворений любовного цикла. Более сложно трактуется тема любви, когда в ней сталкиваются два противоборствующих чувства. Катулл в высокой степени владел лирическими формами; он первый с успехом воспользовался греческим стихотворным размером. Язык его прост и естествен; но в некоторых отдельных формах и выражениях иногда напоминает старину.

  1. Формулы любви и ненависти в стихах Катулла.

Свою любовь герой осознает, как подвиг, который ему, "добропорядочному мужу", идеальному гражданину своего общества, надлежит совершить на жизненном пути, получая в награду "милость" любимой и хвалу друзей. Верная, постоянная любовь для героев Катулла - залог прочности бытия, и потому счастье взаимной любви воспринимается как вершина мыслимого блаженства, а утрата ее означает жизненный крах. Мир любви Катулла — отдельная, принадлежащая только ему и любимой область, поднявшаяся над установками окружающего мира. Он понимает любовь как вечный союз святой дружбы, такой верный союз, какого еще никогда не было. (№ 85 Ненависть – любовь. Как можно их чувствовать вместе? Как – не знаю, а сам крестную муку терплю) Однако ненависть существует наравне и одновременно с любовью у Катулла. Но как результат, как реакция возникает из-за разбившегося идеала той самой любви, которую он представлял сам себе с Лесбией. Ненависть – как последствие любовной драмы Катулла: лишения настоящей любви и вместе с тем смысла жизни.

  1. Образ Лесбии в поэзии Катулла.

Одна из важнейших тем в лирике Катулла – любовная. Прежде всего это стихи о любви к Лесбии. Псевдоним, избранный Катуллом для своей любимой, должен напомнить о Сапфо. Ощущения, которые Сапфо испытывала при виде выходящей замуж подруги, Катулл переносит на свои переживания при виде Лесбии; однако он, в отличие от Сапфо, резче подчеркивает субъективные моменты и заканчивает резонирующей сентенцией о том, что праздность вредна и пробуждает чувства. Катулл влюблен в знатную даму, причем сначала замужнюю, потом овдовевшую. Как и у Сапфо ее возлюбленная, Лесбия у Каттула описана только несколькими штрихами, нет ее цельного портрета. Он называет ее светом и светлой богиней. Поэт в восторге от красоты любимой женщины, он упоен ее любовью. При этом можно говорить об изображении Лесбии как натуры развратной, похотливой и распущенной. Катуллу дорого все, что окружает Лесбию. Он воспевает любимого ею воробья, потом пишет стихотворение в связи со смертью этой птички. Когда же Лесбия-Клодия начала изменять Катуллу, поэт глубоко страдает. Зато, когда она снова с ним, поэт в восторге; хотя он говорит, что страсть еще пылает в нем, но уважения к любимой уже нет. Катулл бранит себя за малодушие, за то, что не может вырвать из сердца любовь.

  1. Изображение Любви в поэзии Катулла и Овидия (сравнение).

Для Катулла любовь была едина в двух своих ипостасях — физической и духовной. Для героев Катулла любовь означает слияние гражданских устремлений с велением сердца, жизнь для другого человека и в другом. Радость чувственной любви присутствует во всей лирике Катулла, однако любовь, к которой стремится его лирический герой,- это идеальная любовь, совмещающая чувственные радости и близость духовного общения, верность, нежность и долг. Открытие духовной любви — величайшее новшество и своеобразие Катулла. Свою любовь герой осознает, как подвиг, который ему, "добропорядочному мужу", идеальному гражданину своего общества, надлежит совершить на жизненном пути, получая в награду милость любимой и хвалу друзей. Верная, постоянная любовь для героев Катулла - залог прочности бытия, и потому счастье взаимной любви воспринимается как вершина мыслимого блаженства. Поэта занимают прежде всего свои собственные чувства. Сверхмерность чувства героя присутствует в большинстве стихотворений любовного цикла. Любовь изображается наравне с ненавистью, т.е. в полной дисгармонии человека с этими чувствами.

Овидий – певец любви и гармонии. Воспевая любимую женщину, Овидий легко и игриво разнообразит общие мотивы любовной лирики, он воспевает радость жизни, красоту и гармонию отношений влюбленных. Сравнивая любовь и военную службу в одноименной элегии, он отдает предпочтение влюбленным. Истории, рассказанные поэтом, поэтические, как самая любовь. Все произведения Овидия трактуют не столько о любви, сколько о разных любовных приключениях и предполагают весьма сомнительную нравственность тех, для кого даются все эти советы. Бросая в «Любовных элегиях» шутливый вызов серьезной морали, Овидий объясняется с одинаковой страстью в любви госпоже и ее прислужнице ... Обыденные чувства, картины повседневной жизни становятся у Овидия объектами художественного изображения. У Овидия единство чувства служит лишь оттеняющим фоном, а разнообразие ситуаций - главным предметом изображения. Подменив переживание игрой, Овидий естественным образом переместил центр тяжести с излияний по поводу той или иной ситуации на изображение самой ситуации. Любовь у Овидия очень часто – сильнейшее проявление личности, ее суть и стержень.

11. «Энеида»: жанр и композиция.

Жанр: «Энеида» была «книгой жизни» Вергилия. Она писалась в годы, когда в Риме наступила мирная жизнь, государство окрепло.  Замысел Вергилия – прославить Рим, римлян, Августа – требовал достойной художественной формы. образец – Гомер. Его присутствие постоянно ощутимо в «Энеиде». На долю Вергилия выпало создать римский эпос. В «Энеиде» Вергилий обращался к легендарному прошлому Рима, к истокам национальной истории, к основанию великой державы. В поэме он освоил обширный научный и исторический материал. Его ученость, эрудиция ощутимы буквально в каждой строчке поэмы. (МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА) Для самого Вергилия выбор мифологического сюжета вместо современного имел важное значение. Отход в прошлое позволял ему оставаться поэтом будущего (эпос будущего).  (У Гомера -  эпос прошлого).

КОМПОЗИЦИЯ. Поэма состоит из 12 книг, которые образуют две отчетливо выделяемые части.  Первая часть:  Книги 1–6-я – это странствия Энея от падения Трои до высадки в Италии. Эта часть напоминает «Одиссею», сам же Эней может быть сопоставлен с хитроумным и многострадальным Одиссеем. Вся первая половина "Энеиды" - это школа самоотречения, которую проходит Эней. В 7–12-й книгах Эней в Италии, воюет с местными племенами: здесь преобладают батальные сцены. Эта часть напоминает «Илиаду.  Своеобразие «Энеиды» в том, что каждая книга поэмы выделяется как отдельное произведение, с завязкой и развязкой и внутренним сюжетом; в то же время она органично «монтируется» в общее целое.

Информация о работе Шпаргалка по "Античной литературе"