«Пролог на небе» в трагедии Гетте «Фауст»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 05:45, сочинение

Описание работы

Иоганн Вольфганг Гете – самый выдающийся просветитель. Тонкий лирический поэт, драматург, романист, мыслитель, ученый и государственный деятель, занимавший пост министра, – так щедро одарила природа Гете. Он вступил в литературу как предромантик, увлеченный произведениями немецкого фольклора (баллада “Лесной царь”). Затем он создает “Страдания молодого Вертера” - одно из самых главных произведений европейского сентиментализма, а последний период творческой деятельности известен чеканными стихотворениями, которые утверждают поэтику классицизма. Дружба с Ф.Шиллером помогла писателю в поисках новых форм творческой выразительности.

Файлы: 1 файл

эссе имл 2 курс.docx

— 19.46 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Северо-восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

Филологический факультет

 

 

 

 

 

Эссе на тему:

«Пролог на небе» в трагедии Гетте «Фауст»

 

 

Выполнила: студентка 2 курса ФЛФ,

 

 

 

 

 

2013 .

 

 

 

 

 

 

 

Иоганн Вольфганг Гете – самый выдающийся просветитель. Тонкий лирический поэт, драматург, романист, мыслитель, ученый и государственный деятель, занимавший пост министра, – так щедро одарила природа Гете. Он вступил в литературу как предромантик, увлеченный произведениями немецкого фольклора (баллада “Лесной царь”). Затем он создает “Страдания молодого Вертера” - одно из самых главных произведений европейского сентиментализма, а последний период творческой деятельности известен чеканными стихотворениями, которые утверждают поэтику классицизма. Дружба с Ф.Шиллером помогла писателю в поисках новых форм творческой выразительности.

Трагедия Гете «Фауст» бесспорно является величайшим творением писателя и одним из ярчайших памятников европейской литературы XVIII века, века Просвещения, основными тенденциями которого были распространение и популяризация научных знаний. Если в XVII в. философские идеи были привилегией высших классов общества, то в XVIII в. литература преследовала цель донести эти идеи в популярной форме до всех слоев общества. Если литература XVII в. носила полемический характер, то XVIII в. порождает особую культуру компромисса, беседы, когда примиряются и дополняют друг друга разные точки зрения (как в «Прологе на небесах»). «Фауст» Гете необычайно точно отразил главные тенденции своего времени, времени величайших открытий, свободы мысли, торжества разума. Больше 30 лет жизни Гете заняла работа над 1й частью "Фауста", которая была впервые опубликована целиком в 1808 году.

Источником сюжета “Фауста” послужила народная книга ХУ1 века “История о докторе Иоганне Фаусте”, которая впервые была опубликована книгоиздателем И.Шписом в 1587 году. Публикации предшествовала устная и рукописная традиция. Сразу же вслед за ней начинается литературная судьба образа Фауста, впервые обработанного в Англии Кристофером Марло, спустя два-три года написавшим трагедию на этот сюжет. Немецкие писатели из литературного кружка “Буря и натиск” также заинтересовались текстом народной книги о Фаусте. Но их всех волновал вопрос контакта человека с силами ада, его наказание проникнуть в тайны ирреального мира. Гете принципиально меняет трактовку характера главного героя. Фауст Гете – это типический просветительский образ. Его главные качества – острый ум и стремление к познанию мира. Он воплощает идею человеческого прогресса, преобразования мира, его постоянного улучшения с помощью человеческой деятельности.

Трагедия Гете начинается с трех вступлений: “Посвящение”, “Театральное вступление” и “Пролог на небесах” . «Пролог на небе» важен тем, что в нём Господь, окружённый ангелами, встречается с Мефистофелем. Обитатель ада Мефистофель воплощает зло. Вся сцена символизирует борьбу добра и зла, происходящую в мире. Мефистофель полностью отрицает за человеком какие-либо достоинства. Господь признаёт что человек далёк от совершенства, но всё же в конечном счёте способе выбраться "из мрака". Он вступает в спор с Мефистофелем из-за Фауста, который, по признанию обоих, воплощает самую суть человека, столь высоко ценимую Господом и CTOЛЬ низко — Мефистофелем («Он лучше б жил чуть-чуть, не озари / Его ты божьей искрой изнутри./ Он эту искру разумом зовет / И с этой искрой скот скотом живет»; «Он кажется каким-то насекомым»). Фауст не идеален. Господь смотрит на это снисходительно: «Кто ищет — вынужден блуждать». Но он и не ничтожество, что приходится признать Мефистофелю, дающему Фаусту емкую характеристику: Он рвется в бой, и любит брать преграды, И видит цель, манящую вдали, И требует от неба звезд в награду И лучших наслаждений у земли. Спор между Мефистофелем и Богом является спором о природе и ценности человека.

Гете пользуется привычными для того времени образами христианской легенды, но, конечно, вкладывает в них совершенно иное содержание. Гимны архангелов создают своего рода космический фон. Вселенная величественна, все в природе находится в непрерывном движении, в борьбе.

Звуча в гармонии Вселенной

И в ходе сфер гремя как гром,

Златое солнце неизменно

Идет предписанным путем.

Есть глубокий смысл в том, что сразу по окончании этого гимна мирозданию начинается спор о человеке, о смысле его существования. Поэт как бы приоткрывает перед нами величие космоса, а затем спрашивает: что же такое человек в этом огромном, бесконечном мире?

Мефистофель отвечает на этот вопрос уничтожающей характеристикой человека. Человек, даже такой как Фауст, по его мнению, ничтожен, беспомощен, жалок. Мефистофель издевается над тем, что человек гордится своим разумом; он же считает, что это пустое самомнение. Этот разум, утверждает Мефистофель, служит лишь во вред человеку, ибо делает его «еще более животным, чем любое животное».

Гуманистическую программу Гете вкладывает в уста Господа, который противопоставил Мефистофелю свою веру в человека. Порт убежден, что Фауст преодолеет временные заблуждения и найдет! дорогу к истине.

И посрамлен да будет сатана!

Знай: чистая душа в своем исканье смутном

Сознаньем истины полна!

Важную роль в «Фаусте» играет Мефистофель. Он воплощает в себе сомнение, отрицание, разрушение. Становясь спутником Фауста, он стремится сбить его с намеченного пути, вселить в него сомнение, повести его «путем превратным за собою». Чтобы отвлечь Фауста от высоких стремлений, Мефистофель ведет его в кухню ведьмы, опьяняет волшебным зельем, увлекает его за собой в погребок Ауэрбаха, устраивает его встречи с Маргаритой, чтобы волнение страсти заставило ученого забыть о долге перед истиной.

Маргарита как бы воплощает в себе мир простых чувств, простых людей, естественного, здорового существования. Фаусту показалось, что именно здесь он обретет всю полноту счастья. Маргарита поверила в его возможность. Всю силу большого женского чувства Гете передает в проникновенном монологе Гретхен за прялкой. И хотя вся сцена состоит из одного лирического монолога, она обозначает целый этап в судьбе героини.

Вкладывая в свои образы высокие философские иносказания, Гете отнюдь не забывает о художественной конкретности образа. Фауст и Мефистофель наделены определенными человеческими чертами, поэт обрисовал своеобразие их характеров. Фауст — неудовлетворенный, мятущийся, «бурный гений», страстный, готовый горячо любить и сильно ненавидеть, он способен заблуждаться и совершать трагические ошибки. Натура горячая и энергичная, он очень чувствителен, его сердце легко ранить, иногда он беспечно эгоистичен по неведению и всегда бескорыстен, отзывчив, человечен. Фауст Гете не скучает. Он ищет. Ум его в постоянных сомнениях и тревогах. Фауст — это жажда постижения, вулканическая энергия познания. Фауст и Мефистофель — антиподы, Первый жаждет, второй насыщен, первый алчен, второй сыт по горло, первый рвется «за пределы», второй знает, что там нет ничего, там пустота, и Мефистофель играет с Фаустом, как с неразумным мальчиком, смотря на все его порывы как на капризы, и весело им потакает — ведь у него, Мефистофеля, договор с самим Богом.

Мефистофель уравновешен, страсти и сомнения не волнуют его грудь. Он глядит на мир без ненависти и любви, он презирает его, В его колких репликах много печальной правды. Это отнюдь не тип злодея. Он издевается над гуманным Фаустом, губящим Маргариту, не в его насмешках звучит правда, горькая даже для него — духа тьмы и разрушения. Это тип человека, утомленного долгим созерцанием зла и разуверившегося в хороших началах мира. Он не похож на Сатану Мильтона. Тот страдает. В его груди — пламень. Он сожалеет о потерянном Эдеме и ненавидит Бога. Он жаждет мести и непреклонен, горд и свободолюбив. Свобода для него дороже Эдема.

«Пролог на небе» - это завязка всего действия, в нем намечен основной конфликт произведения: между покоем (отрицание, Ничто) и действием, поиском истины (Нечто); конфликт между Мефистофелем, цель которого заставить Фауста “остановить мгновение”, т.е. захотеть покоя, и Фаустом, который до своего последнего жизненного мгновения должен искать и бороться. (Перевод Б. Л. Пастернака) Господь разрешает Мефистофелю испытать Фауста, считая, что «из лени человек впадает в спячку»: Ступай, расшевели его застой, Вертись пред ним, томи, и беспокой, И раздражай его своей горячкой. «Пролог на небе» утверждает две важнейшие для концепции «Фауста» идеи: человек несвободен в выборе судьбы — более могущественные силы делают это за него, но свободен в познании этих сил, и движение к новому невозможно без разрушения старого.

Гетевский «Фауст» вошел в мировую культуру как один из «вечных образов». В наше время проблемы, поставленные Гете, не толь ко обрели новый смысл, но и необычайно усложнились.Поэт выбрал и переработал многовековую легенду о докторе Фаусте и переработал ее по-своему, на свой философский и художественный манер. Все произведение раскрывает эстетические взгляды Гете, которые и подтверждаются с помощью диалектичности образов Фауста и Мефистофеля. Уже «Пролог на небесах» раскрыл философию автора, его взгляды на человека, общество, природу.

 

 

 

 

 


Информация о работе «Пролог на небе» в трагедии Гетте «Фауст»