"Московский текст" в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума""

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 16:44, статья

Описание работы

В последнее десятилетие в науке возрос интерес к изучению городских текстов, подтверждением чему служит ряд изданных публикаций, монографий и защищенных диссертаций, посвященных исследованию Московского текста [Меднис,2003], Петербургского текста [Топоров,1995], Пермского текста [Абашев,2000] и т. д.
Данные работы, безусловно, представляют большой интерес, поскольку глубоко и разносторонне раскрывают специфику городских текстов. Следует подчеркнуть, что хотя словосочетание «городской текст» является ключевым во всех названных работах, его смысл предстает довольно размытым. (слайд 2)

Файлы: 1 файл

статья Московский текст.docx

— 23.23 Кб (Скачать файл)

 

Статья « Московский текст» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»»

В последнее десятилетие в науке возрос интерес к изучению городских текстов, подтверждением чему служит ряд изданных публикаций, монографий и защищенных диссертаций, посвященных исследованию Московского текста [Меднис,2003], Петербургского текста [Топоров,1995], Пермского текста [Абашев,2000] и т. д.

Данные работы, безусловно, представляют большой интерес, поскольку глубоко и разносторонне раскрывают специфику городских текстов. Следует подчеркнуть, что хотя словосочетание «городской текст» является ключевым во всех названных работах, его смысл предстает довольно размытым. (слайд 2)

Безусловно, четкие границы понятия «городской текст» в науке определить невозможно. Научное понимание городского текста подвижно, как подвижны и сами литературные городские тексты. Их границы будет корректировать история.

Никоим образом, не претендуя на точность и окончательность определения, мы предлагаем рассматривать городской текст как целостную систему знаков и образов, отражающую и закрепляющую на уровне «строго организованной последовательности речевых единиц» [Валентин Евгеньевич ХАлизев,2000, с. 241] (слайд 3)

Субъектом и объектом городского текста выступает город, что обусловливает одну из основных задач городского текста – создание в литературном произведении целостного художественного образа города, отображающего специфику внешнего облика и внутреннего духа конкретного города.

В литературе сформировалось несколько городских текстов. Уже достаточно прояснен, хотя и не закрыт в своих границах, петербургский текст  русской литературы, венецианский текст (Нина Елисеевна Меднис «Венеция в русской литературе» 1999), и менее глубоко и подробно исследован, но широко представлен московский текст.

В русской литературе образ Москвы занимает совершенно особое место. Это связано с тем, что  город на протяжении нескольких веков являлся культурным, историческим, политическим и административным  центром России.

 Ученные признают, что вокруг столицы России сформирован обширный культурно-мифологический аспект. Традиционно Москва, в отличие от холодного чиновного Петербурга, выстроенного на костях, воспринимается как праздничный, гостеприимный город, славящийся  ярмарками и гуляниями. Москва в литературе и культуре представлена как  естественно возникшая столица - матушка городов русских. (слайд4)

Наряду с позитивными субстратными элементами «московского текста», одной из ключевых черт образности Москвы считается путанность и бесплановость пространства. Характерным мотивом в произведениях, где сюжет разворачивается на территории столицы (М. Булгаков «Мастер и Маргарита», А. Белый «Москва»), является мотив блуждания  героя по улицам города. Московский топос выстраивается как сложная паутина переулков, улиц, проспектов, из которых персонажу выбраться без ущерба для своей психики или физического состояния практически невозможно

 «Московский текст» воплощается в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» на разных уровнях организации произведения. (слайд 5)

Под образом Москвы в комедии следует понимать описание быта и нравов московского дворянского общества. Конечно, «купцы, лачужки, бульвары, башни» мелькают перед въезжающим в Москву Чацким, но они его не занимают, так как драматург в своей комедии не ставит перед собой цель дать широкую панораму жизни всего города. 

Оказываясь в художественном пространстве «Горя от ума», читатель лишь в воображении может воссоздать внешний облик Москвы. Одно из немногих упоминаний об архитектурных достопримечательностях города принадлежит Скалозубу: «Пожар способствовал ей много к украшенью» (слайд 6)

Из конкретных же названий улиц чаще всего в «Горе от ума» звучит Кузнецкий мост. Вот слова Фамусова:

 

«А все Кузнецкий мост и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!»

(Действие  I, явление 4)

Для Фамусова Кузнецкий мост — явление скорее «идеологическое». Модные лавки, французские романы, любовные истории — таков в монологах Фамусова синонимический ряд к Кузнецкому мосту. Однако сам дом Фамусова в комедии Грибоедова — это и есть Москва в миниатюре, с ее атмосферой, нравами, привычками, в ее историческом и культурном облике. (слайд 7)

Концепты  «московского текста» в комедии представлены опосредованно.

 Концепт природа, в структуре «московского текста» русской литературы, оказывается, связан с периферийными концептами река, пруд, дождь, снег, ветер, метель, трава, дерево, птица, лето, осень, зима, весна.

Москва создавалась не вопреки природе, а в согласии с ее законами, и потому природное начало, играя немаловажную роль в жизни героев «московского текста», не является враждебным для них. Так, концепты, связанные с погодными явлениями и временами года, в «московском тексте» обычно проявляют положительные стороны.

Но А.С. Грибоедов в своей комедии, применив концепт природа (ветер, буря) изображает их как испытания, трудность, преодолев которые Чацкий совершает «подвиг»:

«Вёрст больше седьмисот пронёсся, — ветер, буря;

И растерялся весь, и падал сколько раз —

И вот за подвиги награда!»(слайд 8)

 Снег в «московском тексте» символизирует здоровое, природное начало, определяющее все течение московской жизни. Он либо вызывает у москвичей радость, веселье, либо заставляет их предаться спокойным, неторопливым раздумьям о смысле жизни. Также снег может  отражать то, что происходит в душе человека.

Грибоедов в комедии «Горе от ума» упоминает снег  как риск для жизни Чацкого и как холодное отношение Софьи к герою:

«И день и ночь по снеговой пустыне,

Спешу к вам голову сломя.

И как вас нахожу? в каком-то строгом чине!

Вот полчаса холодности терплю!

Лицо святейшей богомолки!..» (слайд 9)

В пределах «московского текста» большое значение приобретают изображения дома как уютного места, где человек чувствует себя в безопасности, как пространства, связанного с семьей, с воспитанием детей, с домашними праздниками.

Не случайно возвратившийся в Москву после трехлетнего отсутствия Чацкий попадает «с корабля на бал»: жизнь в Москве словно бы состоит из бесконечных праздников, объединяющих ее жителей.

Более того, именно во время празднования того или иного события, чаще всего на балу, с героями «московского текста» происходят важные события, способные повлиять на их дальнейшую жизнь. Именно бал в доме Фамусова определяет судьбу Чацкого, которого там объявляют сумасшедшим.

Пожалуй, главной особенностью «московского текста» является то, что наиболее важное, центральное место среди его героев занимают женщины. Один из самых колоритных образов — старая московская барыня Хлестова. Наверное, мнения таких барынь больше всего боится Фамусов. Недаром последними словами комедии является его реплика:

                  «Ах! боже мой! что станет говорить

               Княгиня Марья Алексевна!»

 

Героиней почти каждого из текстов, составляющих единый  «московский  текст», является юная девушка, жизненный путь которой начинается в Москве - одни представительницы данного типа рождаются и вырастают в столице, подобно Софье из комедии А.С. Грибоедова, другие - приезжают в Москву из провинциальных городов, чтобы обрести здесь свою судьбу, как пушкинская Татьяна Ларина.(слайд 10)

Для главного героя «Горя от ума» Москва становится городом несбывшихся надежд и горьких разочарований. Чацкий  мчался в Москву с верой в любовь, а покидал ее, не веря больше ни во что

Приехав в Москву, в дом Фамусова, Чацкий появляется на сцене под рифму «дурацкий»:

Лиза

Хотела я, чтоб этот смех дурацкий

Вас несколько развеселить помог.

Слуга

К вам Александр Андреич Чацкий.

Репликой Лизы подчеркнуты главные тематические линии комедии — «смеха» и «ума». Рифмой «дурацкий — Чацкий» в комедии намечается дальнейшая судьба героя: «остер, умен, красноречив» — характеристика, данная Чацкому в начале пьесы, «безумный по всему» — диагноз, выставленный в финале. От репутации насмешника и остроумца — к навязанному молвой амплуа «дурака» (шута, безумца, сумасшедшего) — таков московский сюжет Чацкого в комедии «Горе от ума».

Большое внимание в комедии Грибоедов уделяет описанию москвичей. И уже через их образы складывается образ самой Москвы. Фамусов, умеющий давать людям меткие характеристики произносит:

                

 

              « Хоть честный человек, хоть нет,

Для нас равнехонько, про всех готов обед.

Возьмите вы от головы до пяток,

На всех московских есть особый отпечаток».

 

Москва Грибоедова  -  это город, где отслужившие свое «тузы живут и умирают». Эти тузы вместе со своими женами и детьми и представляют единый образ. Вся женская половина общества занята поисками выгодных женихов, а мужчины горят желанием сделать карьеру.

 Образ столицы складывается из портретов отдельных героев, из их реплик. Большое внимание автор уделяет описанию быта и нравов московского дворянского общества. (слайд 11)

Таким образом, комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы смело относим к «московскому тексту», так как «город» в значении «жители» получает из городского текста как совокупности произведений конкретных авторов знания о самом себе, то есть о «москвичах», принадлежащих к городу – тексту, а «город» как социокультурное явление порождает и тексты, и «текст».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   


Информация о работе "Московский текст" в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума""