Эволюция лирического «Я» в поэзии Беллы Ахмадулиной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 16:53, доклад

Описание работы

Начало века – время осмысления и анализа опыта и наследия предыдущих поколений. Мы можем без сомнения сказать: в истории культурной и духовной жизни России второй половины XX века ярким и самобытным является творчество Беллы Ахатовны Ахмадулиной. Творчество поэтессы охватывает большой промежуток времени: впервые ее голос прозвучал еще в 50 –е, в столь благополучные для молодых поэтов годы «оттепели». Литературные критики сразу же отметили непосредственность и природную одаренность Беллы Ахмадулиной, однако сама поэтесса назвала первые опубликованные стихи «совершенно незрелыми».[6, c.98]

Файлы: 1 файл

Эволюция лирического я.docx

— 28.50 Кб (Скачать файл)

Эволюция лирического «Я» в поэзии Беллы Ахмадулиной

Плужникова М.С.,студентка 5 курса факультета русской филологии и национальной культуры

«Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина»

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент.

Моторин С.Н

Начало века – время осмысления и анализа опыта и наследия предыдущих поколений. Мы можем без сомнения сказать: в истории культурной и духовной жизни России второй половины XX века ярким и самобытным является творчество Беллы Ахатовны Ахмадулиной. Творчество поэтессы охватывает большой промежуток времени: впервые ее голос прозвучал еще в 50 –е, в столь благополучные для молодых поэтов годы «оттепели». Литературные критики сразу же отметили непосредственность и природную одаренность Беллы Ахмадулиной, однако сама поэтесса назвала первые опубликованные стихи «совершенно незрелыми».[6, c.98]

На протяжении всего творческого пути ее поэзия претерпевала изменения, словно сама поэтесса проходила в своей лирике определенные стадии взросления и самоопределения. Цель данной статьи – проследить этапы становления и развития лирического «Я» одного из наиболее самобытных авторов второй половины XX века – Беллы Ахмадулиной.

Прежде всего, ответим на вопрос: что представляет собой лирическое «Я» автора? По мнению Л.Я.Гинзбурга, лирическое «я» — это «субъект-в-себе», то есть способ видения мира, специальный «оптический прибор», некая призма, которой пользуется автор лирического стихотворения. [7, c. 112] Таким образом, лирическое «Я» – это определенное мироощущение и мировосприятие, нашедшее свое отражение в том или ином произведении автора.

Стоит отметить, что творчество Беллы Ахмадулиной не лишено определенной специфики в выражении лирического «Я». Авторское сознание отражено в ее поэзии с большой долей автобиографического начала: многие тексты освещают события духовной жизни самой поэтессы. Это позволяет нам сближать категории «автор» и лирическое «Я», находя в стихотворениях мироощущение самой Бэллы Ахмадулиной на определенном этапе ее творческого пути.

Для того чтобы проследить эволюцию лирического «Я» автора, наиболее сообразным представляется обращение к  феномену лирической книги. Традицию творчества в такой форме поэтесса переняла от поэтов Серебряного века. Первый, выпущенный в 1962 году сборник стихотворений «Струна», следует рассматривать как целостность на основании внутреннего развития лирического «Я» в рамках одной книги.

Первая книга отражает этап заявления «Я» появившегося на свет поэта, становление его как художника. «Струна» как символ в эпоху Средневековья и Ренессанса прочитывалась как метафора души. Стихотворения, вошедшие в сборник «Струна», написаны в период 1950-1962 годов, когда, по словам И.В.Аведовой, в лирике Беллы Ахмадулиной преобладала эмоциональная доминанта «отчуждения». [1, с.52] Отсюда множество мотивов, отражающих стремление лирического «Я» уйти от окружающей действительности.

Свобода пространственно-​​временного перемещения свойственна всему творчеству Бэллы Ахмадулиной, особенно ярко это отражено в ранний период творчества. Лирическое «Я» «отдаляется» от этого мира, постоянно ведет диалог с прошедшим, блуждания ее души  происходят «там, в беспамятстве, вдали»:

Ни в сырости, насытившей соцветья,

ни в деревах, исполненных любви,

нет доказательств этого столетья,-

бери себе другое - и живи. [4,c.37]

 ( «Сумерки», 1950)

 

В первой лирической книге «Струна» доминантным выступает выделение лирического «Я» из обезличенного Общего. Лирическое «Я», «причастно к тайнам дня», противопоставлено окружающей повседневности. И.В. Аведова подчеркивает в характере лирического «Я» ранней лирики осознание "непохожести" на других: поэтому следует говорить "не о "бунте", а об отчужденности героини, о неприятии безликой толпы с ее суетными стремлениями" [1, с.53].  Так происходит, например, в стихотворении «В тот месяц май, в тот месяц мой…»

Я вижу, как грачи галдят,

над черным снегом нависая,

как скушно женщины глядят,

склонившиеся над вязаньем.[4,c.78]

 («В тот месяц май, в тот месяц мой…» 1958)

Ранняя лирика находится под знаком влияния "игрового" мотива. Любовь поэтесса ассоциирует с игрой ("Вся игра твоя - дешевая" – «Я думала, что ты мой враг…") Посредством фольклорных образов выражается мировосприятие лирического «Я». Женские сказочные ипостаси - отражения лирического «Я» – Снегурочка, Несмеяна. Через сказочный мотив раскрывается состояние героини при переживании любовной измены. Осмелившаяся полюбить Снегурочка превращается в "глоток оттаявшей воды":

Как чисто с воздухом смешалась,

и кончилась ее пора.

Играть с огнем - вот наша шалость

вот наша древняя игра. [4, c.89]

(«Снегурочка», 1958)

В первой лирической книге происходит заявление лирического «Я». Но это недавно рожденное, взрослеющее «Я» требует появления «учителя». Неслучайно лейтмотивом для книги «Уроки музыки» становится тема ученичества. В «Уроках музыки» уже нет той фиксации на лирическом «Я» возникают отношения «Я – Другой» [8, с.158]. Если в лирической книге «Струна» намечается традиция преклонения перед Поэтами, то в книге «Уроки музыки» она полностью реализуется. Учителями выступают М.Ю. Лермонтов («Тоска по Лермонтову»), М. Цветаева («Уроки музыки»), Б. Пастернак («Он утверждал…»), А.С. Пушкин («Свеча», «Приключение в антикварном магазине»). Весь сборник пронизывает ощущение своеобразного «оглядывания» на опыт Великих, на их биографию и литературное творчество, которое сочетается с пониманием своего родства  – семейного, генетического – с ними, ощущения близости к ним.

Стихотворение «Уроки музыки», одноименное с лирической книгой, наиболее ярко раскрывает тему ученичества. В лирическом «Я» ахмадулинского произведения, по отношению к которому поэтическая личность Цветаевой выступает как учитель, актуализировано стремление – «дотянуться», «доучиться», выраженное в рефрене «я – как ты, как ты».

Марина, это все - для красоты

придумано, в расчете на удачу

раз накричаться: я - как ты, как ты!

И с радостью бы крикнула, да - плачу. [5, c.43]

(«Уроки  музыки» , 1964)

Лирическая книга «Уроки музыки» завершается поэмой «Моя родословная», финал сюжета которой – рождение лирического «Я» Ахмадулиной Беллы Ахатовны. Происходит окончательное заявление новой личности.

...И я спала все прошлые  века

светло и тихо в глубине природы.

В сырой земле, черней черновика,

души моей лишь намечались всходы. [5,c.150]

(«Моя родословная», 1963)

Первые книги («Струна», «Уроки музыки») – время поэтической индивидуализации – проникнута ощущением гармонии в мировосприятии поэтессы.  

Как уже было сказано выше, в лирике Беллы Ахмадулиной мы постоянно сталкиваемся с пространственно-​​временными перемещениями. Земля Грузии навсегда оставила след в сердце и творчестве поэтессы. Время 1980-х годов оказалось кризисным для поэтессы, что, в свою очередь, отразилось в ее творчестве. Лирическая книга «Сны о Грузии» – своеобразный уход в комфортное для лирического «Я» пространство Грузии, в «нежность родины чужой».  Грузия для Ахмадулиной – утопия, ставшая реальностью, земной Рай.

В 1989 году выходит лирическая книга Бэллы Ахмадулиной – «Сад». Основным лейтмотивом, на котором базируется семантическое единство сборника, становится время. Лирическое «Я» пребывает и в конкретной временной «точке», миге бытия, и в суточном цикле чередования ночи и дня, и в сезонном цикле: стихотворения охватывают период с февраля («29 день февраля») по июнь («Лишь июнь сортавальские воды согрел…»). Лирическое «Я» уходит в пространство сада, некоего природного космоса, время в котором подчиняется цветению «черемухи» и «сирени». «Черемуха» и «сирень» – символические элементы ахмадулинской флоропоэтики.

Вместилась в твой объем свободный

усадьба и судьба семьи,

которой нет, и той садовый

потерто-белый цвет скамьи.[2, с.53]

(«Сад»,1981)

Анализ лирических книг, ставших показательными в отражении мировосприятия Бэллы Ахатовны Ахмадулиной, позволяет говорить об определенной эволюции лирического «Я» поэтессы. Позднее, накопленные мотивы реализуются в книгах зрелого творчества, в частности, в сборнике «Влечет меня старинный слог», включившем в себя стихотворения 1959 – 1999 годов. Данная книга стихов представляет собой новый этап в развитии лирического «Я» Беллы Ахатовны Ахмадулиной, своеобразное подведение итогов. Тексты стихотворений охватывают весь жизненный путь в творчестве поэта. Показательна и композиционно – структурная организация сборника, который представляет собой жизненный цикл, календарный год: май в стихотворении «В тот месяц май…» январь в циклах «Глубокий обморок» и «Возле Елки» и июнь в последнем стихотворении книги «Девочка с персиками». В книге присутствуют и прозаические разделы («Рассказы») и стихотворно-прозаическими («Нечаяние», «Воспоминания», «Созерцание стеклянного шарика»). Такое жанровое разнообразие (стихотворения, рассказы, дневник, воспоминания) позволяет максимально реализовать лирическое «Я»  Беллы Ахатовны Ахмадулиной.

 

Список использованной литературы

  1. Аведова И. Жанровая система поэзии Б. Ахмадулиной: Дисс. соиск. уч. степени к.ф.н. - Тверь, 1999. - 189 с.
  2. Ахмадулина Б. А. Сад.Стихи/Б. А. Ахмадулина . –М.:Сов.писатель,1987. –173 с.
  3. Ахмадулина, Б.А. Сны о Грузии. Избранное / Б.А.Ахмадулина. Тбилиси: Мерани, 1977.-541 с.
  4. Ахмадулина, Б.А. Струна. Стихи / Б.А. Ахмадулина. — М.: Сов. писатель, 1962.-119 с.
  5. Ахмадулина, Б.А. Уроки музыки. Стихи / Б.А. Ахмадулина. – М.: Сов. писатель, 1969. – 159 с.
  6. «Возьмите на память мой голос…» Беседу с Бэллой Ахмадулиной записала Е.Михайлова //Даугава. – 1987.- №3.- с 95-101
  7. Гинзбург Л. Я. О лирике. — М.-Л.: Советский писатель, 1964. — С. 165
  8. Михайлова, М.С. Лирическая книга Беллы Ахмадулиной «Уроки музыки»: формирование дихотомии Я – Другой // Вестник БГПУ. – Выпуск 7. Серия Гуманитарные науки. – Барнаул : БГПУ, 2007. – С. 156-161.

Информация о работе Эволюция лирического «Я» в поэзии Беллы Ахмадулиной