Этапы и формы развития письма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 07:02, реферат

Описание работы

С самых давних времен, когда человек только-только приобрел способность мыслить, ему хотелось что-нибудь записать: оставить память о мыслях, идеях, открытиях, захватывающих историях или интересных людях. Даже когда человек не умел еще, как следует говорить, и язык его состоял из десятка невнятных междометий, он уже оставлял на стенах своих пещер восхитительные по красочности и реалистичности картины. Позже, когда у человека появилась речь, тем более важным стало казаться записать то, что люди говорили друг другу.
В то время как большинство средств сообщения, включая речь, носят моментальный характер, ограничены во времени и пространстве, так как предполагают пространственную близость говорящего и слушающего и исчезают непосредственно в процессе реализации, написанное слово может преодолеть время и пространство, обладает, следовательно, некоторой временной протяженностью.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
Этапы и формы развития письма………………………………4
1. Корни письма…………………………………………………….4
2. Пиктографическое письмо……………….……….………..5
3. Идеографическое письмо……………………………………6
3.1. Египетское иероглифическое письмо……………7
3.2. Клинописное письмо. Шумерская клинопись…9
3.3. Китайское иероглифическое письмо…………….10
4. Слоговое письмо………………………………………………..11
5. Буквенно-звуковое письмо………………………………….12
Заключение……………………………………………………………….15
Список литературы…………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

реферат-русский.docx

— 40.37 Кб (Скачать файл)

Вторая включает символы, базирующиеся на фонетическом принципе: как, например, знак "ласточка" для  обозначения прилагательного "большой". Такие фонограммы существовали в древнеегипетском, шумерском, китайском письме. Абстрактные понятия, многие глаголы, прилагательные, географические и собственные имена всегда обозначаются фонограммами.

Третья группа символов –  это детерминативы: знаки, помогающие читателю определить значение последующего или предшествующего слова еще  до его звукового прочтения. Например, в шумерской клинописи перед  мужскими именами всегда ставился детерминатив в виде вертикальной черты. Сегодняшние  китайские иероглифы имеют похожее  явление: символ со значением "дерево" присутствует в составе множества  иероглифов, обозначающих деревянные предметы или виды деревьев. В древнеегипетском письме детерминативы были также  многочисленны и следовали за словом.

Для более сложных или  отвлеченных понятий египтяне стали употреблять фигуры, которые имели уже не прямое, а переносное, символическое значение. Однако этих знаков – иероглифов стало не хватать в связи с дальнейшим увеличением употребляемых в разговорной речи слов и расширением области применения письма.

Прислушиваясь к своему разговору, египтяне замети ли, что речь их состоит из звуков, повторяющихся в разных словах и что все, в сущности, сводится к небольшому числу составных частей или слогов. Поэтому они начали использовать иероглифы для обозначения не только слов, но и отдельных слогов и даже звуков.

В данном случае каждый отдельный  иероглиф – это уже односогласный или алфавитный знак.

Кроме иероглифов, имевших  значение букв, слогов и слов, в египетском письме существовали еще так называемые определители. Они нужны были для пояснения омонимов.

Чрезвычайно важным событием в истории письма было изобретение  нового писчего материала – папируса, изготовлявшегося из болотного растения того же названия. Папирус сделал настоящий переворот в существовавшем тогда письме. Наступившая новая эпоха ознаменовалась, с одной стороны, развитием скорописи, а с другой – быстрым распространением письменности.

3.2. Клинописное  письмо. Шумерская клинопись

Не менее древней, чем  египетские иероглифы, и весьма любопытной разновидностью идеографического письма является клинопись.

Клинопись иногда называют письмена на глине, исходя из того, что материалом этого письма служили глиняные плитки.

Первыми начали писать клинописью шумеры, древний и культурный народ, проживавший в междуречье Тигра и Евфрата. Клинопись не была изначальным письмом шумеров. На первых порах шумеры использовали рисуночное письмо.

Каждый знак древнешумерского письма выражал понятие, которому в устной речи соответствовало слово, т.е. данное письмо было идеографическим, возникшим на базе пиктографии. Тексты с рисуночными идеограммами представляют собой памятники так называемойпротошумерской письменности, или проклинописи, являющейся наиболее ранним вариантом шумерской клинописи.

Большую роль в шумерской  клинописи играли детерминативы (определители). Они стояли, как правило, перед определяемым словом, указывая, к какой группе названий (мужчин, женщин, городов, деревьев и т.д.)оно относится.

Шумерская клинопись была заимствована целым рядом соседних семитских и несемитских народов.

Около середины III тысячелетия до н.э. шумерскую клинопись приспособили для своего языка аккадцы (вавилоняне) и ассирийцы.

Сохранив общие принципы клинописи, выработанные шумерами, аккадцы в то же время внесли в заимствованную систему письма некоторые изменения. Они сократили количество знаков с 1000 до 510, из которых наиболее употребительны ми были лишь 300. Слоговые знаки аккадцев формировались не только из соответствующих знаков шумерской клинописи, но и создавались на основе идеограмм, передававших односложные слова аккадского языка. В аккадской клинописи увеличилось количество слоговых знаков.

Ассиро-вавилонская клинопись  в ее общеизвестной форме окончательно вышла из употребления после завоевания Вавилонии персами в 539 г. до н.э. и разрушения города Вавилон.

3.3. Китайское иероглифическое  письмо

Весьма устойчивой и жизнеспособной оказалась, например, китайская идеографическая письменность, которая дошла до нас с древнейших пор без сколько-нибудь существенных изменений. Объясняется это, по мнению ученых, своеобразием языка и особенностями исторического развития.

Становление китайских иероглифов относится примерно к III тысячелетию  до н.э. и очень напоминает возникновение древних письменных систем у египтян и шумеров, хотя китайское письмо развивалось совершенно самостоятельно, без всякого влияния извне.

До появления графического изображения слов китайцы, если хотели передать какое-либо слово, событие, рисовали его картинками. Со временем эти  картинки начали изображать упрощенными  линиями и кривыми, которые иногда даже теряли всякое сходство с изображением.

Но рисунками можно  изобразить только конкретные предметы. Для отвлеченных или сложных  понятий китайцы начали соединять  простейшие иероглифы и таким  образом получали необходимое начертание. Например, два дерева, нарисованных рядом, обозначали рощу, а три – лес, собака и рот – лаять и т.д.

Однако с развитием  языка и письменности китайцев этих иероглифов стало недостаточно. Нужно  было найти способ изображения новых  слогов и понятий.

Такой способ был найден в виде системы дополнительных определителей  – «ключей» и фонетиков. Первая часть сложного иероглифа (ключ) раскрывала смысл слова, а вторая – звуковая часть (фонетик) указывала, как надо произносить слово.

Особенность китайского письма в том, что очень много слов одинаковых по своему звуковому составу, но разных по тону и значению. Чтобы  различить их, китайцы широко пользуются своеобразной интонацией, произнося  слова то отрывисто, то нараспев, то низким, то высоким тоном.

Другая особенность китайского письма в том, что он состоит из односложных слов, которые не склоняются и не спрягаются, причем на протяжении многовекового развития письма китайцы  строго соблюдали правило: для каждого  слова – особый знак. Это привело  к созданию колоссального количества знаков, которых насчитывают до 50 тысяч.

4. Слоговое письмо

На основе слоговых знаков древних словесно-слоговых письменностей  возникли чисто слоговые системы  письма. Слоговым, или силлабическим (от греч. syllabe «слог»), называется такое письмо, в котором каждый графический знак обозначает слог.

Среди наиболее известных  слоговых письменностей клинописные (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма), западносемитские (наследники древнеегипетской иероглифики) и две японские слоговые системы (наследницы китайского письма).

Чаще всего слоговая система  письма применяется для тех языков, где количество разных слогов невелико. В настоящее время слоговое письмо применяется в Индии, в Японии, в Эфиопии. Слова в такой письменности строились из ограниченного количества слогов, повторяющихся в разных сочетаниях. Поэтому любое выражение мысли может быть передано сравнительно не большим количеством слоговых знаков. В японском письме,например, применяется всего 45 таких знаков.

Все слоговые системы принято  подразделять на четыре группы.

К первой группе относят  слоговые системы (шумерская, ассиро-вавилонская, урарту, минойская, критская, майя и др.), возникшие в результате внутреннего преобразования идеографических систем или образовавшихся на их основе, – кипрское и библосское письмо. Правда, ни одна из этих систем не является чисто слоговой. Поэтому их часто называют слого-идеографическими.

Вторую группу составляют слоговые системы (эфиопская, индийская  – кхароштхи, брахми), появившееся на основе консонантно-звукового письма путем его вокализации. Возникновение таких систем относится к последним столетиям до нашей эры и первым векам нашей эры.

Третью группу составляют слоговые системы, возникшие первоначально  как дополнение к идеографическим для обозначения грамматических аффиксов (японская кана, корейская кунмун). Появление их относится к еще более позднему периоду (конец I – середина II тысячелетия н.э.).

К четвертой группе относятся  новоизобретенные в XIX – начале XX в. слоговые системы, предназначавшиеся  для небольших народностей Америки, Африки и Азии.

Слоговые системы, несомненно, более удобны и легки для обучения и повседневного пользования, чем, например, идеографическая письменность.

Пожалуй, единственный недостаток данной системы для этих языков состоит  в невозможности точной передачи иностранных имен и названий, имеющих  иную структуру слова.

5. Буквенно-звуковое  письмо

К особому типу относятся  западносемитские письменности (финикийская, арамейская, древнееврейская, арабская и др.). Обычно в слоговом письме знаки обозначают не один звук, а несколько – как правило, слоги, т.е. сочетания гласного и одного или нескольких согласных звуков. В западносемитских письменностях были только знаки для согласных звуков, которые в тексте могли обозначать или отдельный согласный звук или сочетание этого согласного с любым гласным. Такой тип письма называют консонантным (лат. consonans – согласный звук).

Именно из западносемитского письма, а именно финикийского, произошло большинство современных письменностей, например греческое письмо, которое дало современному миру латиницу и кириллицу. А из латинского письма в свою очередь произошли английское, французское, немецкое, испанское, итальянское, польское, чешское и др., из кириллического – русское, болгарское, сербское, монгольское письмо и многие письменности языков бывшего Советского Союза. И это еще не все письма которые произошли от западносемитского письма, из распространенных в мире письменностей только китайская, японская и корейская не связаны с финикийским письмом.

Наиболее передовым торговым народом древности – финикийцами  в конце II тысячелетиях до н.э. была создана первая чисто звуковая система письма буквенно-звуковое письмо. От финикийцев это письмо было заимствовано евреями, арамейцами, греками, а затем получило распространение у большинства народов мира. Буквенно-звуковым письмом принято называть такое письмо, в котором каждый графический знак (буква) обозначает не целое слово, как в идеографии, и не слог, как в слоговом письме, а отдельный типовой звук – фонему. Поэтому буквенно-звуковое письмо иногда называют также фонемографическим и даже фонематическим.

В общей истории развития письменности буквенно-звуковое письмо сформировалось значительно позднее  слогового. Это, по мнению некоторых  исследователей, объясняется тем, что  буквенно-звуковые системы предполагают уже более развитую способность  к разложению речи на простейшие ее элементы – звуки (фонемы) чем это  наблюдалось в период в период формирования предшествующих письменных систем.

Возникновение буквенно-звукового  письма в чистом его виде было для  многих народов мира несомненным  шагом вперед, так как существенно  облегчало передачу языка на большие  расстояния при помощи минимального набора письменных знаков, способствовало распространению грамотности и  тем самым объективно содействовало  поступательному движению общества к высотам цивилизации.

Буквенно-звуковое письмо выступает  в двух разновидностях: консонантно-звуковой (знаками обозначались только согласные  звуки (консонанты), появление письма в его чистом виде относится ко второй половине II тысячелетия н.э.) и вокализованно-звуковой (связано с обозначением на письме, как согласных, так и гласных звуков (фонем), возникло в IX – VIII вв. до н.э.).

Фонетическая структура  вокализованно-звукового языка позволило создать подлинно буквенное письмо, которое впоследствии легло в основу ряда западных и юго-восточных алфавитов (латинского, готского, славянского).

Буквенно-звуковое письмо –  наиболее удобное письмо для большинства  народов мира. Оно обеспечивает при  помощи ограниченного набора знаков (от 20 до 40) точную передачу звукового  языка этих народов.

Язык – главное средство общения людей, он непрерывно изменяется. Весь процесс развития языка сводится к постепенному исчезновению одних  явлений и появлению новых, причем процесс зарождения новых лингвистических  явлений происходит незаметно для говорящих и пишущих. Возникая в речи, лингвистические инновации постепенно находят себе все большее применение, начинают употребляться все чаще и чаще, пока люди не станут рассматривать эти лингвистические явления как нечто само собой разумеющееся.

Если же язык перестал быть основным средством общения в каком либо социальном коллективе, он становится мертвым. Три причины могут вызвать такое положение. Во-первых, может исчезнуть народ-носитель данного языка. Так, последние тасманийцы умерли в прошлом веке, а вместе с ними и тасманийские языки. Во-вторых, народ может усвоить новый язык, забыв старый. К подобным мертвым языкам относятся, например, шумерский, хеттский и хурритский, готский и прусский. Наконец, мертвым может стать какой-либо литературный язык, сохранившийся в каких-либо ограниченных сферах употребления, притом во всех остальных сферах используется живой язык, по происхождению связанный со старым литературным языком. Таково взаимоотношение между мертвым латинским и романскими языками, классическим монгольским и современным монгольским языками.           

Информация о работе Этапы и формы развития письма