Эстетическая система Н.Г.Чернышевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 23:58, сочинение

Описание работы

Литературные и вообще эстетические взгляды Чернышевского имели огромное влияние на дальнейшее развитие русской критики.
Наиболее полно и ярко они изложены в его знаменитой диссертации: "Эстетические отношения искусства к действительности", представленной в марте 1855 года в Петербургский университет для получения степени магистра словесности. Одной из важнейших задач эстетики по мнению Чернышевкого заключалась задача в устранении ложных понятий о прекрасном. Он даёт ясное и краткое определение прекрасного: «Прекрасное есть жизнь», «Прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни».

Файлы: 1 файл

Эстетическая система Н.doc

— 42.00 Кб (Скачать файл)

 

"Эстетическая система Н.Г.Чернышевского"

Литературные и вообще эстетические взгляды Чернышевского имели  огромное влияние на дальнейшее развитие русской критики.

Наиболее полно и  ярко они изложены в его знаменитой диссертации: "Эстетические отношения  искусства к действительности", представленной в марте 1855 года в Петербургский университет для получения степени магистра словесности. Одной из важнейших задач эстетики по мнению Чернышевкого заключалась задача в устранении ложных понятий о прекрасном. Он даёт ясное и краткое определение прекрасного: «Прекрасное есть жизнь», «Прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни».

Говоря: "прекрасное есть жизнь", он прибавлял: "прекрасным существом кажется человеку то существо, в котором он видит жизнь, как он ее понимает" Поэтому недостаточно определить достоинство художественного произведения с точки зрения "отвлеченной мысли": нужно еще уметь оценить его форму, т. е. проследить, насколько удачно художник воплотил свою мысль в образах. "теорией искусства, системой общих принципов искусства вообще и поэзии в особенности". Чернышевский доказывает в своей диссертации, что "область искусства не ограничивается и не может ограничиваться областью прекрасного. Чернышевский считал, что все человеческие дела должны служить на пользу человеку. Прекрасное в искусстве преднамеренно.  В своей статье Ч. пересмотрел эстетические категории, так же он пересмотрел общие философские понятия, идеалистическую научную традицию в целом.

Главный вопрос его был  о сущности прекрасного. Так же пересмотрев  идеалистическую концепцию прекрасного  Ч. должен был составить новые  понятия эстетических категорий: возвышенное, трагическое, комическое. Его вывод – «природа и жизнь выше искусства...»

 

В философии Чернышевский был последователем Фейербаха. Он считал своего учителя материалистом и что "Эстетические отношения искусства к действительности" представляют собою интересную и единственную в своем роде попытку построить эстетику на основе материалистической философии Фейербаха.

Эстетики-идеалисты считали  так называемое возвышенное "моментом" прекрасного. Чернышевский доказывает, что возвышенное не есть видоизменение  прекрасного и что идеи возвышенного и прекрасного совершенно различны между собою, между ними "нет ни внутренней связи, ни внутренней противоположности". Он дает свое собственное определение возвышенного, объясняющее, как ему кажется, все явления, относящиеся к этой области: "возвышенным кажется человеку то, что гораздо больше предметов или гораздо сильнее явлений, с которыми сравнивается человеком". Чернышевский определяет трагическое, как ужасное человеческой жизни. Так же он считал, что люди будут очень счастливы, если они надлежащим образом организуют свои общественные отношения

Чернышевский дает следующую  окончательную формулировку своего взгляда на искусство: "Существенное значение искусства -- воспроизведение  всего, что интересно для человека в жизни; очень часто, особенно в произведениях поэзии, выступает также на первый план объяснение жизни, приговор о явлениях ее".

 

Искусство, по мысли Чернышевского, должно правдиво «воспроизводить жизнь», «причём очень часто, и особенно в поэзии, выступает на первый план также объяснение жизни, приговор о явлениях её» Наглядное подтверждение этим мыслям Чернышевского даёт его роман, написанный в полном соответствии с эстетическими взглядами автора. Все достоинства повести даны ей только её истинностью, замечает Чернышевский. Стремление к «истинности» обусловило отсутствие в романе «эффектности» и «прикрас». Содержание его просто и значительно, как проста и значительна жизнь. Стремясь усилить впечатление «истинности», подлинности рассказываемого, Чернышевский вводит в роман «человеческие документы»: дневники Веры Павловны, письма Лопухова и Кати Полозовой, рассказ-исповедь Крюковой и т. д.

 

«Что делать?» - философско-публицистический роман. Роман указывал, что делать, как жить, к чему следует стремиться. Поэтому логичным кажется приём вмешательства автора в жизнь героев, его рассуждения о женской независимости, пользе наук, страстные обращения к читателям: «Поднимайтесь из вашей трущобы, друзья мои, поднимайтесь, это не так трудно, выходите на вольный белый свет, славно жить на нём... Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью... Читайте их,- их книги радуют сердце, наблюдайте жизнь,- наблюдать её интересно, думайте,- думать завлекательно. Только и всего. Жертв не требуется, лишений не спрашивается,- их не нужно. Желайте быть счастливыми - только, только это желание нужно... Попробуйте - хорошо!»

 

Роман не только правдиво воспроизводил  жизнь, но объяснял её, показывал, что  уродует людей, почему люди, не дурные сами по себе, становятся чёрствыми и злыми, как Марья Алексеевна, или легкомысленными кутилами, как Серж. Роман отвечал на вопрос что делать? Подготавливать революцию, бороться за революционное переустройство жизни - вот что нужно делать всем тем, кто не желает мириться с уродующим человека общественным строем. Взволнованная проповедь социализма, призыв к революции, вера в её конечное торжество неустанно звучат на страницах «Что делать?».

 

Роман полностью отвечал тому, что  Чернышевский считал высшим назначением  искусства: для лучшей части общества он стал «учебником жизни».

Герои Чернышевского - люди дела, говорят  кратко и ясно.

«Сфера искусства не ограничивается одним прекрасным... а обнимает собою  всё, что в действительности (в  природе и в жизни) интересует человека».

«Первая цель искусства - воспроизведение жизни»,-утверждал Чернышевский.

 

«Наука не стыдится говорить, что  цель её понять и объяснить действительность, потом применить на благо человека свои объяснения; пусть и искусство  не стыдится этого».

 

Искусство должно правдиво воспроизводить жизнь, объяснять её и произносить приговор над жизнью, способствуя тем самым переустройству жизни. «Высшее назначение искусства - быть «учебником жизни».

 

Чернышевский считал, что человек  не может быть счастлив «сам с собой». Только в общении с людьми может он быть действительно свободен. «Счастье двух» всецело зависит от жизни очень многих. И именно с этой точки зрения исключительный интерес представляет этическая теория Чернышевского.

    Теория разумного эгоизма  Чернышевского («жизнь во имя другого») есть не что иное, как этическое выражение необходимости объединения и взаимопомощи, взаимоподдержки людей в труде. Героев Чернышевского объединяет одно великое «дело» - дело служения своему народу. Поэтому источником счастья этих людей является успех того дела, которое составляет смысл и радость жизни каждого из них. Мысль о другом, забота о друге, основанная на общности интересов в едином стремлении, в единой борьбе, - вот что определяет моральные принципы героев Чернышевского.

    Писатель видел, что в любви, в самом характере этого чувства целиком проявляется общественное лицо человека. «Прозу» любви своих героев Чернышевский неизменно противопоставляет «поэтическим» «мечтаньицам» «проницательного читателя», предвкушениям Сторешникова, «материнским», «родственным» чувствам Марии Алексеевны. Но «счастье всех» становится возможным только в том обществе, о котором мечтали и к которому стремились герои Чернышевского. Поэтому и борьба за «свое» счастье для этих людей была борьбой за революционное переустройство общества, того общества, в котором нет возможности для «счастья всех».

    Эгоизм «новых людей»  строится на расчете и выгоде  отдельного человека. Разговор Лопухова  с Верочкой: «То, что называют  возвышенными чувствами, идеальными  стремлениями, - все это в общем ходе жизни совершенно ничтожно перед стремлением каждого к своей пользе, и в корне само состоит из того же стремления к пользе… Эта теория холодна, но учит человека добывать тепло…Эта теория безжалостна, но, следуя ей, люди не будут жалким предметом праздного сострадания…Эта теория прозаична, но она раскрывает истинные мотивы жизни, а поэзия в правде жизни…».

    На первый взгляд представляется, что обывательский эгоизм Марьи  Алексеевны действительно близок  эгоизму «новых людей». Однако это принципиально новый морально-этический кодекс. Суть его в том, что эгоизм «новых людей» подчинен естественному стремлению к счастью и добру. Личная выгода человека должна соответствовать общечеловеческому интересу, который Чернышевский отождествлял с интересом трудового народа.

    Одинокого счастья нет,  счастье одного человека зависит  от счастья других людей, от  общего благосостояния общества. В одной из работ Чернышевский  писал: «Положителен только тот,  кто хочет быть вполне человеком,  заботясь о собственном благосостоянии, любит и других людей (потому что одинокого счастья нет), отказываясь от мечтаний, несообразных с законами природы, не отказывается от полезной деятельности, находя многое действительно прекрасным, не отрицая также, что многое другое в ней дурно, и стремиться, при помощи благоприятных человеку сил и обстоятельств, бороться против того, что неблагоприятно человеческому счастью. Положительным человеком в истинном смысле может быть только человек любящий и благородный».

    Чернышевский никогда не защищал эгоизма в его буквальном смысле. Лопухов освобождает Верочку от домашнего гнета и принудительного брака, а когда убеждается, что она любит Кирсанова, то «сходит со сцены» (затем по поводу своего поступка он напишет: «Какое высокое наслаждение чувствовать себя поступающим как благородный человек…»).

    Итак, «разумный эгоизм»  героев Чернышевского не имеет  ничего общего с себялюбием, своекорыстием,  индивидуализмом. Чернышевский, предлагая  новое этическое учение, опирается  на философский материализм. В центре его внимания – человек. Выдвигая на первый план права человека, его «выгоду», «расчет», он призывал отказаться от разрушающего стяжательства, накопительства во имя достижения «природного» счастья человека, в каких бы неблагоприятных жизненных обстоятельствах он не находился.


Информация о работе Эстетическая система Н.Г.Чернышевского