Эссе "Образ Мастера" в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 15:58, практическая работа

Описание работы

Мастер – герой, лишенный имени собственного, отказавшийся от него. Мастер – созерцатель, творец, философ. У него много прототипов:
Михаил Булгаков (возраст Мастера «человек примерно лет тридцати восьми» - это в точности возраст Булгакова в мае 1929 года; газетная компания против романа Мастера напоминает газетную компанию против повести «Роковые яйца», пьес «Дни турбинных», «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», романа «Белая гвардия»);
Портрет Мастера «бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос» - несомненное, по мнению Б.Соколова, сходство с Гоголем;
Мастеру присущи некоторые черты биографии основоположника немецкой классической философии – И. Канта.

Файлы: 1 файл

эссе Мастер.docx

— 14.98 Кб (Скачать файл)

Трофимова Анастасия, 42 группа

«Он не заслужил света, он заслужил покой»

Мастер  – герой, лишенный имени собственного, отказавшийся от него. Мастер – созерцатель, творец, философ. У него много прототипов:

  1. Михаил Булгаков (возраст Мастера «человек примерно лет тридцати восьми» - это в точности возраст Булгакова в мае 1929 года; газетная компания против романа Мастера напоминает газетную компанию против повести «Роковые яйца», пьес «Дни турбинных», «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», романа «Белая гвардия»);
  2. Портрет Мастера «бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос» - несомненное, по мнению Б.Соколова, сходство с Гоголем;
  3. Мастеру присущи некоторые черты биографии основоположника немецкой классической философии – И. Канта.

Вероятно, поэтому герой представляется весьма неоднозначным. Мастер – воплощение творческого (писательского) ремесла, носитель божьей искры,  но человек на удивление пассивный, равнодушный.  Мастер равнодушен к окружающему миру, семейным радостям (он не помнит имени своей жены, не стремится иметь детей, живет практически не имея родных и знакомых в Москве. Маргарита, несомненно, возродила в нем любовные чувства, но, по моему мнению, это только ее заслуга, потому как Маргарита человек действия, человек дающий, она была прекрасной опорой для Мастера, и не пыталась мешать его творчеству – и Мастеру было с ней хорошо, я бы сказала – уютно. Когда же он оказывается на улице после ареста, он не пытается найти любимую, он принимает всё, как должное, смиряется (вероятно, это христианский мотив смирения), Мастер просто не способен взять на себя ответственность за ее судьбу, всё ложится на плечи Маргариты, а уж она готова на всё. Именно Маргарита выбирает будущее для себя и Мастера, она всё решает за него.

А Мастер сдается. Душевные страдания сломили  его, и он отказался от своего романа; точно также, мне кажется, он отказался  и от Маргариты, и от гражданской  жизни.

Вероятно, по мнению автора романа, слабое противостояние злому началу для творческой, рефлектирующей натуры – закономерно: «это всё люди, как выразился Кант, лишенные практического  разума».  Мастер проникает крайним  отчаянием, и так же свободно возносится душою в самые выси, «его свободная  личность равно воспринимает и зло, и добро, оставаясь при этом собой».  Так виновен  ли Мастер в том, что он сдался?

Думаю, что виновен! Он прекратил борьбу – не ту, на которую его толкала  Маргарита, сулившая ему славу, - здесь  от него мало что зависело. Но он поддался отчаянию, страху – тому, что могло  убить и убило в нем мастера, художника, творца (ведь для подлинного художника смирение – гибель), а с этим можно бороться, чтобы делать свое дело несмотря ни на что.  Самый тяжкий грех Мастера – отказ от своего творения, от поиска истины. И этой вины нельзя снять с Мастера, но автор романа любит его и протягивает ему руку, а вслед за ним это делает и читатель.  Мастер прощен за ошибку, искупив вину открытием истины, и благодаря этому удостоен «свободы» и «покоя». 

Итак, Мастер, конечно, не борец, способный с помощью  активных действий противостоять злу, но он «утверждает добро своим  образом жизни». Мастер – обобщенный тип художника, он положительный герой.

Мастер  всю жизнь посвятил Иешуа – герою своего романа, сыну Бога. По христианскому догмату человек может найти удовлетворение только в Боге. Именно в нем нашел призвание Мастер.  По концепции романа «Бог» - это истина, значит смысл и цель жизни Мастера – в истине, которая и воплощает в себе подлинную высокую нравственность.

Да, Мастер – абсолютно непрактичный, человек  в себе, но он духовно развит, он носитель высоких истин.  И то, что его  полюбила такая необыкновенная женщина, как Маргарита – неслучайно.

Вердикт: Мастер прощен и оправдан.


Информация о работе Эссе "Образ Мастера" в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"