Эссе «Юнона и Авось»: какие социальные изменения принесли два века российских социальных реалий в отношениях Гражданина и власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:18, доклад

Описание работы

В России государственная власть традиционно играла более активную роль по отношению к обществу, чем в подавляющем большинстве западных стран. Установка на "особую роль государства" в России исторически укоренена в сознании как управляемых, так и политического класса. Именно государственная власть забрала себе всю инициативу по развитию государства, её экономики. Империалистическая власть, находясь под властью сословий и боясь впасть к ней в немилость, шла к ним на все уступки. Два века назад сословной знати не нужны были новаторы с идеями развития. Больше всего их беспокоило собственное материальное состояние и свои помещичьи угодья, где крестьяне являлись частью этих владений. Но со временем даже в самой знати начинают появляться новаторы, которые не боялись высказывать свои идеи и взгляды.

Файлы: 1 файл

Эссе Юнона и Авось.doc

— 44.50 Кб (Скачать файл)

Эссе  «Юнона и Авось»: какие социальные изменения принесли два века российских социальных реалий в отношениях Гражданина и власти?

     В России государственная власть традиционно  играла более активную роль по отношению  к обществу, чем в подавляющем  большинстве западных стран. Установка на "особую роль государства" в России исторически укоренена в сознании как управляемых, так и политического класса. Именно государственная власть забрала себе всю инициативу по развитию государства, её экономики. Империалистическая власть, находясь под властью сословий и боясь впасть к ней в немилость, шла к ним на все уступки. Два века назад сословной знати не нужны были новаторы с идеями развития. Больше всего их беспокоило собственное материальное состояние и  свои помещичьи угодья, где крестьяне являлись частью этих владений. Но со временем даже в самой знати начинают появляться новаторы, которые не боялись высказывать свои идеи и взгляды. Таких людей поднимали на смех и считали, чуть ли не сумасшедшими. Такие примеры начали появляться и в классической литературе, яркий тому пример Базаров из романа « Отцы и дети» и с каждым годом таких Базаровых в Российской империи  стало появляться всё больше и больше.

     После прихода социалистического строя  в России и вовсе забыли, что такое новаторство. Всё было подчинено строгому режиму партии. Именно партия как главный орган и главный каратель выбирала, что хорошо, а что плохо. Любая инициатива подавлялась «в корне», за ними следовали репрессии, изгнания, ссылки и в итоги сотни погубленных человеческих жизней. Социалистической строй, преследуя свои цели, поощрял только такие новаторские идеи, которые  не противоречили убеждениям партии. Государство даже помогало ученым в их исследованиях, но всё это было взято под строжайший контроль.

     После перестройки и с приходом демократии  и последовавшими за ними реформами, ситуация начала  меняться. Появилась гласность, доступность. Начинает меняться сознание и верховной власти. Она начинает ощущать себя частью общества, хочет так же развиваться с обществом. В ходе реформирования были изданы законы о разнообразные законы, о поддержке новых отраслевых, промышленных, научных исследований, из федерального бюджета на эти финансирование новых разработок.

     Государство начинает поощрять творческую, научно-техническую инициативу. Подтверждение тому различные выставки и форумы, где каждый человек может показать свое изобретение и рассказать о нем и его преимуществах. К людям амбициозным, которые хотят делать открытия в любой сфере, стали относиться более мягко.

     Таким же новаторов и предстает перед нами Николай Резанов из оперы «Юнона и Авось».Личность Резанова заслуживает особого внимания. Не случайно один из исследователей назвал его «настоящим строителем империи», принадлежащим к плеяде государственных деятелей, которые видели грандиозные перспективы для России на Дальнем Востоке, Америке, на Тихоокеанском Севере. Трудами таких людей создавались слава и могущество России.

     Документы, воспоминания,  его эпистолярное наследие донесли до нас и другие грани его личности. Он был человеком высокообразованным,   действительным членом Академии Наук, знавшим более пяти  языков, прекрасно владевший пером. Любил музыку, играл на скрипке, которая сопровождала его даже в кругосветном путешествии. А главное – Резанов был патриотом в самом высоком смысле этого слова, всей своей жизнью доказавший, что интересы России были для него важнее всех личных чувств.Это был человек с богатым внутренним миром, с сильными духовными переживаниями.  Резанов имел видение Богоматери, которого может удостоиться лишь человек с большими духовными накоплениями. Этот факт, пусть и очень своеобразно истолкованный, нашел отражение и в «Юноне и Авось».

     Сам же Резанов характеризовал себя как «авантюрная натура». Люди, любящие авантюры, есть во всех странах вне зависимости от географической, расовой и ментальной принадлежности. Но в каждой стране и культуре к ним другое отношение. Прежде всего, это из-за разности в ментальности. Каждый менталитет формируется в ходе длительного исторического развития.

     В английском языке «авантюрная натура» рассматриваются как сильнее, смелые люди, не боящиеся трудностей и препятствий. Они отчаянно отстаивают свои идеалы и взгляды на жизнь, но при этом жаждут приключений. Ими восхищаются и им подражают.

     В российском понимании авантюрист - это такой жулик и мошенник, беспринципный, занимающиеся сомнительными по своей честности делами, который всё делает ради получения прибыли.

     Такие различия не случайны. Так как Америка  и Россия прошли совершенно два разных пути становления своего государства. Америка складывалась стихийно, путем завоевания и войны с племенными населениями индейцев, путем их захвата и порабощения. Авантюристы там были всегда «в цене». Американское общество закладывалось ещё тогда, два века назад, и сейчас практически не претерпела изменений.

     Российское  государство прошло более долгий исторический путь, и претерпела много изменений как в государственно-политической сфере, так и в общественной. Но вот без изменений осталось лишь одно - отношение власти и народа. Как и два века назад у народа с власти нет общность и единения.  Граждане по прежнему не доверяют существующему государственному строю, а власть никак не может понять чего же всё таки необходимо народу. «Глухая стена» между властью и гражданином стоит до сих пор.

     У меня была долгая и светлая мечта попасть на «Юнону и Авось», поскольку мои родители всегда нахваливали эту пьесу. И вот случилось: Москва, легендарный Ленком и я в фойе театра. Казалось бы, вот оно счастье и исполнение мечты. Бросается в глаза обилие балетных сцен, для постановки которых был приглашён танцор Большого театра Владимир Васильев. В итоге мы видим, насколько органичны, насколько красивы и легки движения артистов. Вот, что значит профессиональный подход и профессиональная самоотдача!

    Ещё одна особенность спектакля - очень мало текста. На чём же тогда он держится? На действии, на сценографии. Ведь действие, это не только внешнее движение. Оно происходит и внутри, в душе героев. Интересен режиссёрский подход в отношении указаний на географическое место действия: синий свет - и мы верим, что это Россия, оранжевый - и никто не сомневается, что это Калифорния.

        Что касается меня, то первый  шок при просмотре "Юноны  и Авось" был вызван ярким  контрастным сочетанием церковной и рок-музыки. Я и не могла себе представить, что они могут вступать в синтез! Это сбивает с толку, обескураживает и цепляет одновременно. Эти музыкальные культуры - такие разные и такие похожие по своей сути - могут служить доказательством того, что душу человеческую бесполезно заточать, как птицу в клетке. Она всё равно рано или поздно вырвется на свободу.

    Второй шок, хотя это не очень подходящее в данном случае определение, был во время вокальных номеров. Все артисты замечательно поют. И только за главную героиню - Кончиту - поёт профессиональная певица с потрясающим сопрано.

    Среди сцен мне более всего понравились две. Первая - бал в честь шестнадцатилетия Кончиты, дочери сан-францисского коменданта Дона Хосе Дарио Аргуэльо. Изумительная по своему содержанию сцена! Николай Петрович Резанов, которого играет Николай Караченцев, приглашает Кончиту на танец. Юная красавица влюбляется в русского офицера. Так искренне, так трогательно!.. Всё кажется действительным, реалистичным. Даже чувствуешь себя частично свидетелем тех событий. Вторая сцена - дуэль. Жених Кончиты, Фернандо Лопез, которого играет Александр Абдулов, вызывает Резанова на дуэль. И это не типичная драка, которую мы привыкли видеть в современном кино. Здесь режиссёр Марк Захаров пошёл дальше, превратив выяснение отношений в восхитительный балетный номер. Герои не касаются друг друга, но зрители при этом понимают, кто кого и каким образом ударил. Финал сцены - перемирие - Николай Резанов и Фернандо Лопез по доброй русской традиции пьют мировую.

        Рассказ мой будет неполным, если не остановится также на тексте и сравнить его с первоисточником. Композитор взял лишь ключевые моменты поэмы Андрея Вознесенского "Авось". Это было сделано настолько грамотно, что у зрителя не возникает чувства, что в содержании чего-то не хватает. Таким образом, акцент был перенесён на отношения Резанова и Кончиты.

«Юнона и Авось» актуальна и сегодня. Эта постановка по-прежнему выглядит свежо и креативно.

Информация о работе Эссе «Юнона и Авось»: какие социальные изменения принесли два века российских социальных реалий в отношениях Гражданина и власти