Экологические и нравственные проблемы в повести В.П. Астафьева «Царь-рыба»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 12:05, реферат

Описание работы

Человек и природа, их единство и противоборство — основные темы произведения Астафьева «Царь-рыба», которое сам писатель обозначил как «повествование в рассказах». Эта книга была написана под впечатлением поездки автора по Красноярскому краю. Основная направленность повести, состоящей из двенадцати рассказов, — экологическая. Но Астафьев говорит в ней и об экологии души, когда «забылся в человеке человек». Писатель считает, что каждый человек лично ответствен за все, что совершается в мире. «Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже... — говорит Астафьев. — Мы внушаем себе, будто управляем природой и что пожелаем, то и сделаем с нею.

Файлы: 1 файл

Экологические и нравственные проблемы в повести В.docx

— 18.34 Кб (Скачать файл)

Экологические и нравственные проблемы в повести В.П. Астафьева «Царь-рыба»

 

     Тот, кто живет  в обнимку с природой, — добры душой и лучше.

     В. Астафьев

     Никогда еще  проблема взаимоотношений человека  и природы не стояла так  остро, как в наше время. Как  сделать, чтобы, преобразуя землю, сохранить  и приумножить земное богатство? Обновляя, спасти и обогатить  красоту природы? Это проблема  не только экологическая, но и  нравственная. В современном мире  наблюдается несоответствие между  гигантскими возможностями, которые  получает человек, вооруженный техникой, и нравственностью этого человека.

     Человек и  природа, их единство и противоборство  — основные темы произведения  Астафьева «Царь-рыба», которое сам  писатель обозначил как «повествование  в рассказах». Эта книга была  написана под впечатлением поездки  автора по Красноярскому краю. Основная направленность повести, состоящей из двенадцати рассказов, — экологическая. Но Астафьев  говорит в ней и об экологии  души, когда «забылся в человеке  человек». Писатель считает, что  каждый человек лично ответствен  за все, что совершается в мире. «Нам только кажется, что мы  преобразовали все, и тайгу тоже... — говорит Астафьев. — Мы внушаем  себе, будто управляем природой  и что пожелаем, то и сделаем  с нею. Но обман этот удается  до тех пор, пока не останешься  с тайгою с глазу на глаз, пока не побудешь в ней и не поврачуешься ею, тогда только... почувствуешь ее космическую пространственность и величие».

     Писатель призывает  к восстановлению природных богатств, к экономному использованию того, что имеем, к умелой организации  охотничьего и рыбного хозяйства  страны: «Кто будет спорить против  нужности, против пользы для каждого  из нас миллионов, миллиардов  киловатт? Никто, конечно! Но когда  же мы научимся не только  брать, брать — миллионы, тонны, кубометры, киловатты, — но и отдавать, когда  мы научимся обихаживать свой  дом, как добрые хозяева?»

     Писатель обеспокоен  масштабом совершающегося браконьерства, при котором человек уже начинает  утрачивать свое человеческое  достоинство. Нарушение законов  об охоте приводит к нарушению  нравственных законов, к деградации  личности. «Оттого и страшусь, —  замечает писатель, — когда люди  распоясываются в стрельбе, пусть  даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи, проливают кровь. Не ведают  они, что, перестав бояться крови... незаметно переступают ту роковую  черту, за которой кончается человек  и... глядит, не моргая, низколобое, клыкастое  мурло первобытного дикаря».

     Опасность распада  естественных связей человека  с природой и с другими людьми  — вот главная проблема, которая  рассматривается в «Царь-рыбе». Любой человек, сделавший зло по отношению к миру, особенно к его беззащитным и наиболее ранимым представителям — детям, женщинам, старикам, животным, природе, — наказывается жизнью еще более жестоко. Так, за свою грубость, хищничество, пьяный разгул Командор расплачивается смертью невинной девочки Тайки, а Игнатьич, находясь на краю гибели, понимает, что наказан за оскорбление невесты. Столкновение доброты и бессердечности, товарищеского отношения к людям и эгоизма прослеживается в характерах главных героев — Акима и Гоги Герцева. Их спор — это столкновение потребительского, бездушного и милосердного, гуманного отношения к природе. Если для Акима природа — кормилица, то для Герцева она более мачеха, нежели мать. Писатель утверждает: кто безжалостен, жесток к природе, тот безжалостен, жесток и к человеку. Если Гога не считал людей ни друзьями, ни товарищами, он «сам по себе и для себя жил», то Акиму любой встреченный в тайге человек — свой. Между Герце- вым и Акимом происходит драка из-за того, что Гога, споив фронтовика Кирягу, за бутылку выменял его единственную фронтовую медаль и переплавил ее. Аким сравнивает это с ограблением нищего. Герцев отвечает ему: «Плевать мне на старух, на калеку этого грязного! Я сам себе бог!» На краю смерти оказалась и Эля, которую взял с собой в тайгу Гога, привыкший отвечать только за себя, думать только о себе. Спас Элю Аким, для которого это был естественный поступок. Этот простой и добрый человек своей главной обязанностью на земле считает труд и помощь ближнему. А Герцева наказала сама жизнь. Он погиб в поединке с природой.

     Герой рассказа  «Царь-рыба», давшего название всей  повести, Игнатьич, старший брат Командора, в поединке с царь-рыбой, олицетворяющей природу, пережив глубокое потрясение, сумел спастись. Перед лицом надвигающейся смерти он вспоминает всю прожитую жизнь, вспоминает и наиболее горькое, постыдное — надругательство над девушкой. Ни на одну женщину он не поднял руку, ни одной никогда больше не сделал ничего дурного, не уезжал из поселка, надеясь смирением, услужливостью «избыть вину, отмолить прощение». И свою встречу с царь-рыбой он воспринимает как кару за грех юности, за оскорбление женщины. «Прощенья, пощады ждешь? — спрашивает себя Игнатьич. — От кого? Природа, она, брат, тоже женского рода!.. Прими... все муки сполна за себя и за тех, кто сей момент под этим небом, на этой земле мучает женщину, учиняет над нею пакости». Это раскаяние, душевное очищение, осознание гибельности браконьерского отношения к жизни помогает освобождению Игнатьича. Кто может раскаяться, прозреть, тот не потерян для жизни. Вот почему царь-рыба не забирает его с собой в холодную темную воду. Между миром природы и человеком устанавливаются отношения родства.

     Виктор Астафьев  всем своим творчеством утверждает, что только сильные нравственно, цельные духовно люди способны  «удержать на своих плечах  мир, устоять против его распада, разложения».

 

Произведение «Царь-рыба» о природе, о проблемах экологии, но самое главное, на мой взгляд, оно о взаимоотношениях человека и природы, об ответственности человека перед природой.

 

Главный эпизод всего повествования связан с описанием царь-рыбы – осетра. Два брата: черкесообразный, резкий, грубый Командор и благообразный, полный показного чувства собственного достоинства, внимательный Зиновий Игнатьевич Утробин – опытные браконьеры. Они не совсем ладят между собой, поэтому каждый промышляет в одиночку. Однажды ночью Игнатьичу страшно повезло: на его самоловы попался огромный осетр – «черный, ласково отблескивающий сутулок со вкось, не заподлицо, обрубленными сучьями». Астафьев с любовью описывает рыбу: «над водой сверкнула острыми кнопками спина осетра, изогнутый хвост его работает устало, настороженно…».

 

Игнатьич решил не отпускать рыбину и в результате оказался в воде – он и рыба, бок о бок. Именно в этот момент он вспоминает всю свою жизнь и думает, что царь-рыба  - это наказание за Глашу Куплину. Когда-то он ее обидел: приревновал к лейтенанту, потом надругался над ни в чем неповинной девушкой.

 

Игнатьича вытащил из воды Командор. Потеряв ногу, ловец осетра продал дом и уехал. Но перед отъездом он все же выполнил свое обещание – сходил к Куплиной просить прощения.

 

 На мой взгляд, Астафьев  стремится пробудить чувство  ответственности у людей, призывает  беречь и сохранить природу  от губительного воздействия  цивилизации. Это произведение о  природе и в тоже время обо  всех нас, людях, живущих на земле.

 

Ведь природа родила все живое и самого человека, поэтому он обязан любить ее как родную мать. Природа заботится о нас, дает нам все необходимое для жизни, и  она же  способна жестоко наказывать нас за пренебрежение к ней.

 


Информация о работе Экологические и нравственные проблемы в повести В.П. Астафьева «Царь-рыба»