Христианские темы и образы в поэзии Сергея Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: христианские темы и образы в лирике С. Есенина.
Объект исследования: лирика С.Есенина, статья «Ключи Марии».
Задачи:
изучение биографии поэта, переписки с друзьями;
знакомство с критической литературой по данной проблеме;
анализ лирических произведений поэта.

Содержание работы

Введение……………………………......................................................................2
Основная часть:
Сергей Есенин и религия…………………………………………………..3
Образ Христа в лирике…………………………………………………….3
Образ Богородицы…………………………………………………………7
Образ Николая Чудотворца………………………………………………..9
Цветопись в произведениях поэта………………………………………10
Виды художественных образов…………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………...15
Литература………………………………………

Файлы: 1 файл

изучение христианских мот.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

НОУ «ПОИСК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ХРИСТИАНСКИЕ ТЕМЫ И ОБРАЗЫ В ПОЭЗИИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу  выполнила  Бушуева Алена,

ученица 9 класса МОУ «Заливинская СОШ»

Учитель Смолина Галина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заливино

2011

 

Содержание

Введение……………………………......................................................................2

Основная часть:

  1. Сергей Есенин и религия…………………………………………………..3
  2. Образ Христа в лирике…………………………………………………….3
  3. Образ Богородицы…………………………………………………………7
  4. Образ Николая Чудотворца………………………………………………..9
  5. Цветопись в произведениях поэта………………………………………10
  6. Виды художественных образов…………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………...15

Литература………………………………………………………………………16

 

 

 

Введение

Цель исследования: изучение христианских мотивов в творчестве поэта.

Предмет исследования: христианские темы и образы в лирике С. Есенина.

Объект исследования: лирика С.Есенина, статья «Ключи Марии».

Задачи:

  • изучение биографии поэта, переписки с друзьями;
  • знакомство с критической литературой по данной проблеме;
  • анализ лирических произведений поэта.
  •  
  1. Сергей Есенин и религия

Творчество С.Есенина  всесторонне изучено в нашем  литературоведении, но основным стало изучение о месте христианской образности и символики в творчестве поэта, его отношение к религии, христианству. Он мучился, метался, сочинял то боголюбивые, то богопротивные стихи и поэмы, чтобы под конец жизни воскликнуть:

                    Стыдно мне, что я в Бога верил,

                    Горько мне, что не верю теперь.

Чего здесь больше: стыда или горечи? Судя по фактам его биографии, можно предположить, что горечи, так как семья поэта была по-настоящему религиозна. Еще его дед и бабушка веровали во Всевышнего и привили эту веру Сергею. Они исправно посещали церковь, принимали в доме странствующих по селам слепцов и калик перехожих. Дед читал мальчику Священное писание, бабушка брала его на богомолье. В семнадцать лет он пишет своему другу Г.Панфилову: «Гриша, в настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового…Христос для меня – совершенство».

  1. Образ Христа в лирике

  Образ Христа постоянно существует в поэтическом мире дореволюционной лирики поэта. Даже если он не изображается, то действующие фигуры уподобляются ему. Например, в стихотворении «Задымился вечер, дремлет кот на брусе…» мы не видим того, кто молитвенно обращается к Богу, создается ощущение, что говорит сама природа, мир, так как данные слова очень гармоничны в пейзажной зарисовке:

Задымился вечер, дремлет кот на брусе.

Кто-то помолился: «Господи Исусе».

Полыхают зори, курятся туманы,

Над резным окошком  занавес багряный.

Сквозь явления природы  поэт «прозревает» Бога, явление Богородицы и святых. Причем подобное «прозрение»  совершается  в картинах самой  обыденной, неказистой природы, что  говорит о способности героя  к тайновидению, открытию вечных образов за земными гранями:

Схимник –  ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом  кусту

Язвы красные  незримому Христу.

Цель героя  - узреть разворачивающуюся перед ним  внехрамовую литургию:

    Между сосен, между ело

   Меж берез кудрявых бус,

    Под венком, в кольце иголок,

    Мне мерещится Иисус.

     Он зовет меня в дубровы,

     Как во царствие небес.

В письмах к Г. Панфилову  Есенин много говорил о Христе, считая его примером для подражания, видя в нем человека, поднявшегося на неизмеримо высокую ступень духовного развития: «На людей я стал смотреть тоже иначе. Гений для меня – человек слова и дела, как Христос». Он говорил о своей вере в Христа именно как в человека, «одаренного светлым умом и благородною душою, как в образец  любви к ближнему» Видение высшей, преображённой природы Христа отразилось и в творчестве поэта:

И в каждом страннике убогом

Я вызнавать  пойду с тоской,

Не Помазуемый ли Богом

Стучит берестяной клюкой.

Тип Христа, образы странников призваны собрать, объединить разобщенный род людской. О соборном идеале жизни писали многие мыслители начала века. Создавая новый образ человека, писатели и поэты обращались к образу Христа, находили в нем вневременной идеал.

Евангельский вход Господень в Иерусалим интерпретирован Есениным в стихотворении «Сохнет стаявшая глина». Появление Бога готовит внехрамовая природная литургия, которую вершит ветер («Пляшет ветер по равнинам,/ Рыжий ласковый осленок»), воробей («У лесного аналоя/ Воробей псалтырь читает»), сосны и ели. В произведении все подчеркнуто  прозаично, просто («стаявшая глина», «гниль опенок», «Прошлогодний лист в овраги/ Средь кустов, как ворох меди»). Явление Христа здесь, казалось бы, невозможно, но именно такая невзрачная  природа и оказывается способной «воспринять» Его облик: «Кто-то в солнечной сермяге/ На осленке рыжем едет.// Прядь волос нежней кудели, / Но лицо его туманно». Сам образ Христа проникнут светом, солнцем, на фоне неказистой природы он рельефно выделяется. Бог въезжает на Русь, как входил в Иерусалим – в лесу «пахнет вербой». Природа благословляется Христом и благословляет Его.

Мотив нового пришествия Христа реализуется и в стихотворении  «Покраснела рябина…», голос лирического  героя во всеуслышание  объявляет  о приходе Бога, призывает родной край к исцелению:

Край ты, край мой родимый,

Вечный пахарь и вой,

Словно Вольга под ивой,

Ты поник  головой.

Встань, пришло исцеленье,

Навестил тебя Спас.

Лебединое пенье

Нижет радугу глаз.

Для ранней лирики Есенина  характерно создание поэтических образов на основе сопоставления с реалиями церковного обихода. Это как бы внешняя христианская образность. Среди ранних стихов Есенина есть стихотворение, где христианская символика представляет не просто поэтическую образность, но выражает подлинное религиозное переживание лирического героя. Таково стихотворение «За горами, за желтыми долами» (1916) с образами монастыря и бедной странницы, которая каждый вечер идет поклониться любви и кресту:

Кроток дух  монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед  ликом Спасителя

За погибшую душу мою.

Подлинное религиозное  переживание, ощущение мира иного, к  которому хочет приобщиться лирический герой, есть в стихотворении «Край  любимый! Сердцу снятся…», которое  кончается словами:

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту  землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

Евангельский мотив  незаметной,  непоказной любви к  ближнему, милосердия звучит в стихотворении «Шел Господь пытать людей в любови» (1914):

Шел Господь  пытать людей в Любови,

Выходил он нищим  на кулижку.

Старый дед  на пне сухом, в дуброве,

Жамкал деснами  зачерствелую пышку.

Увидал дед  нищего дорогой,

На тропинке, с клюшкою железной,

И подумал: Вишь, какой убогой, -

Знать, от голода качается, болезный.

Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:

Видно, мол, сердца их не разбудишь…

И сказал старик, протягивая руку:

На, пожуй маленько, крепче будешь.

  1. Образ Богородицы

Образ Богородицы у Есенина  следует не только евангельским традициям, но и традициям иконописи. В поэме «Микола» поэт создает такой ее образ:

Кроют зори райский  терем,

У окошка Божья  Мать

Голубей сзывает  к дверям

Рожь зернистую  клевать:

«Клюйте, ангельские птицы:

Колос – жизненный  полет».

Она предстает вписанной  в быт, совершающей обыденные  крестьянские действия. И создается впечатление, что Она ближе дольнему миру, чем горнему. С земли молится о благополучии христиан.

  Уже в этом раннем  стихотворении Есенина отразилась  характерная для него особенность  использования христианской символики.  Спасителя, Богородицу, святых угодников Есенин сводит с небес на землю и погружает в мир крестьянского быта и труда.

  Господь в облике нищего идет пытать людей в любви, пророк Исайя пасет златых коров («О пашни, пашни, пашни»…); где-то в глубине России Господь едет на рыжем ослике, и сосны и ели, приветствуя его, кричат: Осанна! («Сохнет стаявшая глина»…).

Тема крестных мук  и воскресения России и в ней  всего мира продолжается в поэме  «Иорданская голубица». При анализе  ее обращалось внимание, прежде всего  на известные строки:

Небо –  как колокол,

Месяц – язык.

Мать моя – родина,

Я – большевик.

Между тем в следующей  же строфе Есенин утверждает:

 

Ради вселенского

Братства людей

Радуюсь песней я

Смерти твоей.

Вновь появляется тема гибели России в революции ради утверждения  вселенского братства, то есть всемирного воскресения и ее воскресения.

В революции Россия принимает  новое крещение. Мысль эта подтверждается образом иорданской голубицы (голубя):

Вот она, вот  голубица,

Севшая ветру на длань.

Снова зарею клубится

Мой Иордань, -

То есть образом духа святого, который, по Евангелию, снизошел на Иисуса во время крещения его в водах Иордана. С ним связан и образ России – луговой Иордани – очень емкий образ. Образ луговой Иордани перекликается со знакомым нам по ранним стихам картинами патриархального крестьянского мира, где среди сел, лугов и злачных нив бродят святые угодники («С дудкой пастушеской в ивах// Бродит апостол Андрей»), а на краю села «Мати пречистая дева// Розгой стегает осла». В поэме «Иорданская голубица» Есенин рисует картины воображаемого крестьянского рая.

Итак, даже беглый взгляд на послереволюционное творчество поэта  позволяет сказать: Есенин метался  от неприятия насилия и крови, которые несет революция, к апологетике  стихии разрушения как необходимого условия созидания новой райской жизни на земле, от утверждения христианских ценностей любви и милосердия к проповеди новой религии.

Страстно мечтал Есенин вывести Россию на новую колею, но очень смутно представлял себе, что  это за колея. Вместо сказочной райской страны Есенин увидел разрушенную Россию. Действительность оказалась иной. Этим трагическим противоречием и объясняется духовный кризис поэта. Ушла, умерла старая Русь и с ней все пропитанное живым, свежим, луговым духом и ароматом.

  1. Образ Николая Чудотворца;

Николай Чудотворец у  Есенина просто Микола. Он ходит  в лапоточках мимо сел и деревень, умывается белой пеной из озер, на плечах у него котомка, при этом он поет иорданские псалмы, молится  за православных христиан. Сам Господь просит Миколу обойти русский край, защитить скорбью вытерзанный люд. В райском терему Божья мать голубей сзывает к дверям Рожь зернистую клевать.

В этом стихотворении  отчетливо проявилось характерное  для ранних стихов Есенина сочетание  христианских языческих элементов. Это слияние было характерно для русского христианского быта. Языческие верования сливались с христианским, языческие праздники приурочивались к церковным.

Микола – и христианин, и старик – лесовик, который разговаривает  с птицами и зверями на их зверином языке. В честь него устраивают настоящий языческий праздник – сватают девицу – зиму, сеют рожью на снегу. Как известно, в народном крестьянском календаре Николин день празднуют дважды: Никола вешний и Никола студеный. В зимний Николин день рассыпали по снегу рожь, чтобы спасти ее от бесснежной зимы.

Наряду с элементами христианства и язычества мироощущения Есенина в этот период характеризует  пантеизм. Бог разлит по всей природе, именно через нее к Есенину  приходит ощущение Бога. Есенин уподобляет жизнь природы церковному богослужению.

В стихотворении «Пасхальный  благовест» со звуками колокола, созывающего  крестьян на заутреню, рождается в  душе поэта ощущение красоты пробуждающейся природы. Пантеистическое поклонение природе особенно заметно в стихотворении «Чую радуницу Божью…»:

    Чую радуницу Божью –

    Не напрасно я живу,

       Поклоняюсь  придорожью

       Припадаю на траву.

      Между сосен, между елок,

      Меж берез кудрявых бус

     Под венком, в кольце иголок,

     Мне мерещится Иисус.

В этом стихотворении  ощущается некоторое родство  со стихами Лермонтова «Когда волнуется  желтеющая нива…», которое поэт, нарисовав превосходные картины  русского пейзажа, заканчивает словами:

Когда волнуется  желтеющая нива,

И свежий лес  шумит при звуке ветерка,

Информация о работе Христианские темы и образы в поэзии Сергея Есенина