Характеристика «Золотого века русской литературы» на примере творчества писателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Классицизм, нашедший совершенное выражение в различных сферах русского искусства, развивался параллельно с романтическим направлением, и вместе с тем уже в 20-е годы в России определялись черты реализма, который стал ведущим течением литературы XIX столетия.

Содержание работы

I.Введение
II. Литература начала XIX века
III. Характеристика «Золотого века русской литературы» на примере творчества следующих писателей:
1) А.С. Пушкин
2) М.Ю. Лермонтов
3) Н.В. Гоголь
4) В.Г. Белинский
5) А.И. Герцен
6) М.Е. Салтыков-Щедрин
7) А.Н. Островский
8) И.С.Тургенев
9) И.А. Гончаров
10) Ф.М. Достоевский
11) Л.Н. Толстой
IV. Заключение
V. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсач литература 19в..docx

— 53.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Заключение

 

   19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков.

 

   19 век начался с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был А.С.Пушкин. 
  А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году, его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Всем известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. 

   Наряду с поэзией начала развиваться проза. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель». 
 

Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города». 
  С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.  
  Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм. 
  Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.  
  Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Список литературы

 

  1. Астафьева М.В. «История русской литературы», - М.: Просвещение, 2000
  2. Зезина М. Р., Шульгин В. С. «История русской культуры», - М.: Искра, 2000
  3. Милюков П. Н. «Очерки по истории русской культуры», - М.: Искра, 2003
  4. Петров А.Н. «Русская культура первой половины XVIII века», - М.: Культура, 1999
  5. Рыбаков Б.А. «Очерки по русской культуре», - М.: МГУ, 2001
  6. Сапронов П. А. «Культурология», - М.: Просвещение, 2004
  7. Тилявский В.И., «История Русской культуры», - М.: Азбука, 2001
  8. Ткачев В.И. «История русской культуры», - Волгоград.: Культура, 2002
  9. http://gvozdikova.ucoz.ru/load/literatura/prezentacii/quot_zolotoj_quot_vek_russkoj_literatury/10-1-0-66
  10. http://maxbooks.ru/literature/706.html
  11. http://natlib.udm.ru/century.html
  12. http://psihoanalis.ru/criticism/1215.html

 

     

 


Информация о работе Характеристика «Золотого века русской литературы» на примере творчества писателей