Характеристика произведений А.С.Пушкина , вошедших в круг детского чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:58, контрольная работа

Описание работы

С помощью дополнительной литературы дайте общую характеристику произведениям В.А. Жуковского, А.С. Пушкина или М.Ю. Лермонтова (по выбору), вошедшим в круг детского чтения.

Файлы: 1 файл

кр по дет лит.docx

— 46.62 Кб (Скачать файл)

Следует обратить внимание на то, что положительные герои  всех сказок А.С. Пушкина — люди из народа: трудолюбивый, находчивый и веселый работник Балда («Сказка о попе и о работнике его Балде»); бескорыстный, добрый, невзыскательный труженик-старик («Сказка о рыбаке и рыбке»).

Для сказок Пушкина, как и  для народных, характерна вера в  светлые силы и чувства. Сказки Пушкина оптимистичны, в них добро всегда побеждает тьму и злобу. Находчивость и трудолюбие Балды помогают ему победить попа; любовь и верность Елисея воскрешают его невесту; сыновняя преданность Гвидона, его борьба с завистью и клеветой способствуют торжеству правды.

Чертами народности отмечена и поэтическая речь в сказках  Пушкина. В них широко применяются  народные поговорки, пословицы, слова и выражения, суффиксы.

 

Но жена не рукавица:

С белой ручки не стряхнешь

Да за пояс не заткнешь.

(«Сказка о царе Салтане».)

 

«… Впредь тебе, невежа, наука:

Не садися не в свои сани!»

 

«Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, дурачина, корыто!

В корыте много ли корысти?..»

(«Сказка о рыбаке и  рыбке».)

 

Царь скопца благодарит,

Горы золота сулит.

(«Сказка о золотом  петушке».)

В его сказках широко применяется  народно-поэтическая речь с ее своеобразной ритмикой и повторами («в путь-дорогу снарядился»; «свет наш солнышко»; «по морю, по океану к славному царю Салтану»).

Сказки Пушкина отличаются богатством творческой фантазии, что  особенно характерно для детской  литературы. В них гармонично уживаются  реалистические картины быта и нравов различных сословий русского общества с чудесами волшебного мира, возникшего под пером поэта. Таков целый  город на острове Буяне - столица  князя Гвидона:

…Город новый златоглавый…

…Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей.

…В колымагах золотых

Пышный двор встречает  их

  Поэтически совершенны такие персонажи, как царевна Лебедь, Золотая рыбка, тридцать три богатыря, белка-чудесница. Для сказок Пушкина, как и для народных, характерны чудесные превращения: старухи крестьянки - в царицу; лебедя - в прекрасную девушку; князя Гвидона - в комара, шмеля, муху. Волшебные превращения не только увлекательны, они помогают раскрыть гуманистические идеи сказок. Превращение старухи снова из царицы в крестьянку связано с наказанием ее за самодурство и алчность. Превращение лебедя в прекрасную девушку выражает победу любви над волшебными чарами. Действие развертывается динамично, без длительных описаний. Пушкин-сказочник выступил против монотонности поэзии, против стертых ритмико-синтаксических оборотов. Его стих подвижен, передает ритм движения и напряженность событий:

 

Едет с грамотой гонец,

И приехал, наконец.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Обобрать его велят;

Допьяна гонца поят

И в суму его пустую

Суют грамоту другую… 

Пушкин выступает в  «Сказке о царе Салтане» как борец за народность языка, или «просторечье», как тогда говорили. Мягко, задушевно звучит речь героев, полная слов с ласкательными суффиксами, характерными для устного народного творчества:

 

…белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает

  Произведения А.С. Пушкина указали детской литературе новый путь. Они дали классические образцы детской литературы, вскрыли пустоту и надуманность моралистических книжек многих детских писателей.

Пушкин старается подойти  ближе к народу, понять его интересы, мечты, идеалы. Как поэт, он знает, что  все чувства и мысли народа выражаются в его поэтическом  творчестве. Сказка - это вершина  народного фольклора в силу ее доступности в любом возрасте. Поэтому А.С. Пушкин хоть и не писал  специально для детей, становится любимым автором для каждого ребенка с самого малого возраста.

 

Задание 2. Выполните  целостный анализ одного из выделенных стихотворений, выбранного Вами поэта. 

 

2. Лирический пейзаж А.  С. Пушкина. Анализ лирических произведений А. С. Пушкина, вошедших в круг детского чтения: «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Еще дуют холодные ветры», отрывки из поэм, из романа «Евгений Онегин». Анализ композиции стихотворения «Осень»: тематические образы, контраст как основа композиции стихотворения, система ассоциаций, роль автора, особенности ритма и стиля и т. п. Полемический характер стихотворения. Жанровая форма.

 

Зимний вечер

Александр Пушкин

Буря мглою небо кроет, 
Вихри снежные крутя; 
То, как зверь, она завоет, 
То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой 
Вдруг соломой зашумит, 
То, как путник запоздалый, 
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка 
И печальна и темна. 
Что же ты, моя старушка, 
Приумолкла у окна?

Или бури завываньем 
Ты, мой друг, утомлена, 
Или дремлешь под жужжаньем 
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка 
Бедной юности моей, 
Выпьем с горя; где же кружка? 
Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как  синица 
Тихо за морем жила; 
Спой мне песню, как девица 
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет, 
Вихри снежные крутя; 
То, как зверь, она завоет, 
То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка 
Бедной юности моей, 
Выпьем с горя; где же кружка? 
Сердцу будет веселей.

  

 

  Стихотворение «Зимний вечер» написано в ссылке 1825 г. в Михайловском, где Пушкин находился в неволе, далеко от родных и друзей. Это был очень трудный период его жизни. Мы смело можем согласиться со словами М. Горького. Как бы ни было трудно Пушкину, какие бы мрачные мысли не преследовали его, он, благодаря своей музе, не упал духом, выстоял. Нашел утешение в народной поэзии: песнях, сказках – внес поэзию в свою жизнь. Именно в этих словах и заключается основная мысль стихотворения. 
Стихотворение строится на контрасте между природой и настроением поэта. В первом стихе нам встречается слово «мгла». Темнота зимней ночи пронизана крутящимся снегом , а не умиротворяющим лунным светом. В «Зимнем вечере» мгла – это порождение бури, она кроет небо и создаёт совершенно другой пейзаж: мутную темноту непроглядной зимней ночи. Слово «вихрь» отождествляется со злым началом в природе.

   Итак, стихотворение  начинается с картины разбушевавшейся враждебной стихии. Это подчёркивается звукоподражанием. Первые четыре стиха выделяются воющими звуками «у» и «р» (буря, крутя) и звуковым повторением (зверь, заплачет). Воющие звуки первых четырёх стихов особенно заметны при сравнении с шуршащими последних четырёх стихов той же строфы ( «обветшалой», «соломой зашуршит», « в окошко застучит»).

     Вторая строфа  вводит в стихотворение образ  «бедной лачужки». Всё стихотворение  построено на противопоставлении  мира бури – того, что находится за стенами дома, мира наружного, внешнего, и мира дома – того, что заключается внутри «бедной лачужки». Внешний мир наделён чертами хаоса, там господствуют темнота, холод, беспорядочное движение и разнообразные, тоже не согласованные между собой, резкие звуки. Буря «воет», «плачет», «шуршит», «стучит», «завывает». Этому шабашу звуков противостоит тишина («приумолкла у окна») и однообразный, ровный «домашний» звук жужжащего веретена. Противопоставление безопасного, светлого и тёплого своего пространства дома угрожающему, холодному и чужому внешнему миру встречается постоянно в поэзии Пушкина и связано для него с глубокими философскими размышлениями. Дом для Пушкина – «родное пепелище», место, где человек ощущает свою ценность, не завися ни от царей, ни от жандармов, ни от цензуры.

 Родным домом для  него был всю его жизнь только  один дом – уединённый домик  в Михайловском, где он оказался, высланный из Одессы, в 1824- 1826гг., один с няней своей Ариной Радионовной и где в занесённом снегом доме проводил с ней долгие зимние вечера. Именно об этом доме «ветхой лачуге» - и говорит поэт в стихотворении «Зимний вечер». Стихотворение построено как столкновение двух начал: хаотического начала зимней бури и несущего защиту и безопасность дома. Особенность стихотворения в том, что активность принадлежит зимней буре. С этого слова начинается стихотворение, это слово своим звуковым комплексом задаёт основной тон фонологической окраске текста, оно же означает активного носи теля действий. Вокруг бури сосредоточены активные глаголы, приписывающие ей целенаправленную деятельность. В результате буря одушевляется и персонифицируется. Она как бы становится лицом, наделённым злой волей и имеющим свою, враждебную поэту, цель. Буря стремится проникнуть в дом, она ищет проходов на крыше, шурша соломой, или стучит в окно, как путник. Воя зверем, она запугивает тех, кто в доме; плача, как ребёнок, она обманывает их, пытаясь выманить наружу.

   Дом противостоит  буре. Однако в посвящённой ему второй строфе поэт подчёркивает ненадёжность этой защиты. Дом назван «ветхой лачужкой». Это показывает, что против мощного натиска стихии он – ненадёжный оплот. О том же говорит и описание внутренности дома. Буря как бы уже проникла в дом, её завывание раздаётся внутри дома. И при этом, что очень важно, «ветхая лачужка не только убога, но и темна. Символика света в творчестве Пушкина играет значительную роль: борьба добра против зла постоянно принимает у него образ торжества света над тьмой. Тьма господствует за стенами дома, но в самом доме не светло. Этому же соответствует и господствующее в доме настроение.

   В «ветхой лачужке»  невесело. В «Зимнем вечере» лачужка  – «и печальна, и темна». Здесь  господствует тёмная печаль. Отсюда  и образы утомления, дремоты,  определяющие внутреннюю атмосферу  «ветхой лачужки». Сопоставление  бури в первой строфе и «ветхой  лачужки» во второй демонстрирует  неравенство сил в борьбе и,  казалось бы, предсказывает победу хаотичного злого начала. Третья строфа начинается со столь же ударного слова, как и первая. Для Пушкина имеет огромное значение образ веселья, радости. В «Вакхической песне» поэт связал радость, пир, вино и любовь с разумом и свободой. В «Зимнем вечере» эта тема получает дальнейшее развитие. Третья строфа как бы освещает тёмную внутренность «ветхой лачужки». Поэт обращается к таким темам: вино, поэзия («спой мне песню») и радость, торжествующая над горем. Здесь он один, в ссылке, зимней ночью, окружённый воем бури. Радость и веселье получают здесь у Пушкина иной смысл. Это – средство выстоять, сохранить себя, не пасть духом. Не стены дома, не убранство, роскошное освещение или весёлый круг

друзей защищают поэта  от бури, а его собственная стойкость, способность весельем побеждать  горе, торжествовать над одиночеством. Союзником поэта оказывается  поэзия. Однако очень важно, что поэзия предстаёт перед ним в образе народной песни, а Муза является к нему в виде престарелой няни. Стихотворение заканчивается итоговой синтетической строфой, построенной исключительно интересным образом. Первые четыре стиха повторяют начало первой строфы и рисуют торжественный образ бури, а вторые – начало третьей строфы со слова «Выпьем», создавая картину победы человеческой стойкости, веселья и поэзии над силами мрака и мглы.

Этот философский, символический  характер стихотворения находится  в глубине текста. На поверхности стихотворения имеет отчётливый биографический характер. Оно связанно с реальными обстоятельствами  ссылки в Михайловское и может быть понято при знании обстоятельств жизни поэта.

      Главная мысль стихотворения выражена в своеобразном построении. Стихотворения состоит из четырёх сегментов. Границы сегментов это границы строф. Озаглавим каждый отрывок каждый отрывок, используя слова из текста: «Буря», «Ветхая лачужка», «Спой мне песню», «Сердцу будет веселей». Стихотворение написано четырёхстопным хорем.

 

 

 

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет

∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́ __

 

Ви́хри сне́жные крутя́;

∩́ __ / ∩́ __ __ / __ ∩́

     

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Ахматова А. Последняя сказка Пушкина // Анна Ахматова о Пушкине. Статьи и заметки. – Л., 1977.

 

2.Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826). М.; Л., 1950.

3. Детская литература (тексты лекций) [Электронный ресурс] // http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=225

4 Лотман Ю.. Некердинова В. Учебник хрестоматия по литературному чтению)

для IX класса Таллин, 1982

4. Чумаков Ю. Н. «Зимний вечер» А С Пушкина — Лирическое стихотворение. Анализы и разборы Л, 1974


Информация о работе Характеристика произведений А.С.Пушкина , вошедших в круг детского чтения