«Говорящие пуговицы» русской литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:02, реферат

Описание работы

Согласно «Литературному энциклопедическому словарю» художественная деталь — это «выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. …В зависимости от конкретной реализации… деталь может быть уточняющей, проясняющей и обнажающей замысел…, но она может быть и смысловым фокусом, конденсатором авторской идеи, лейтмотивом произведения. …Понятия «художественная деталь» и «подробность» нередко употребляются и как синонимы — для обозначения мельчайшего, неразложимого структурного элемента произведения…» Примерно то же самое можно было бы сказать и о детали визуальной.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. 5
Из истории пуговиц 5
Что натворили пуговицы в человеческой истории 7
Функции пуговиц 8
ГЛАВА II. 15
Николай Васильевич Гоголь «Шинель» 15
Николай Васильевич Гоголь «Нос» 23
ГЛАВА III 28
Федор Михайлович Достоевский «Бедные люди» 28
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Файлы: 1 файл

исследовательская работа Говорящие пуговицы русской литерату.doc

— 709.50 Кб (Скачать файл)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Школа № 96 имени  Павла Петровича Мочалова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Говорящие пуговицы» русской литературы

 

Реферат по литературе

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила ученица

Орлова Анастасия  Михайловна

Класс 9 «А»

Руководитель:

Карась Светлана Владимировна

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Самара

2011 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 Согласно «Литературному энциклопедическому словарю» художественная деталь — это «выразительная подробность  в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную  нагрузку. …В зависимости от конкретной реализации… деталь может быть уточняющей, проясняющей и обнажающей замысел…, но она может быть и смысловым фокусом, конденсатором авторской идеи, лейтмотивом произведения. …Понятия «художественная деталь» и «подробность» нередко употребляются и как синонимы — для обозначения мельчайшего, неразложимого структурного элемента произведения…» Примерно то же самое можно было бы сказать и о детали визуальной.

Картина изображенного  мира, образ героя произведения литературы в неповторимой индивидуальности складывается из отдельных художественных деталей. Художественная деталь – это изобразительная или выразительная художественная подробность: элемент пейзажа, портрета, речи, психологизма, сюжета.

Будучи элементом  художественного целого, деталь сама по себе является мельчайшим образом, микрообразом. В то же время  деталь практически всегда составляет часть более крупного образа. Индивидуальная деталь, закрепляясь за персонажем, может становиться его постоянным признаком, знаком, по которому опознается данный персонаж; такова, например, иллюстрация картины «Возвращение блудного сына», прикрепленная на стене комнаты Самсона Вырина,  лорнет Онегина, в который он, не стесняясь, рассматривает дам в ложах, глаза Печорина, которые «не смеялись, когда он смеялся»…

Предметом нашего внимания стала обыкновенная пуговица, превратившаяся, благодаря мастерству русских писателей, из обычной малоценной вещицы в художественную деталь, с помощью которой автор характеризует героя и даже целую эпоху.

Исследовательская работа «Говорящие пуговицы русской литературы» состоит из 3 глав.

          Первая  глава рассказывает об истории появления и функциях пуговиц, а также о значительном месте пуговицы в русском фольклоре.

          Вторая глава повествует о пуговице, как художественной детали, позволяющей Н. В. Гоголю раскрыть образ героя повести «Шинель» Акакия Акаия Башмачкина не только через привычный всем образ шинели. В этой же главе, рассматривая пуговицу как художественную деталь, мы постарались показать, как посредством маленькой пуговицы величайшему мастеру детали Н. В. Гоголю удается нарисовать образ Петербурга и целой эпохи, современной автору. Так Н.В.Гоголь при помощи маленькой пуговицы передает нам ничтожность «маленького человека» Акакия Башмачкина из повести «Шинель» и абсолютную абсурдность ситуации, описываемой им в повести «Нос».

В третьей главе  рассматривается один эпизод из романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди», в  котором важную роль для раскрытия  характера эпохи автор также  отводит пуговице. Эта одна из самых значительных сцен  также достигает наивысшей степени эмоционального накала благодаря обычной пуговице, которая в руках мастера пера становится «говорящей»,  и не просто говорит, а кричит и умоляет о сострадании.

          В качестве приложения к работе предлагается электронная презентация, выполненная на слайдах в программе Power point.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I

Из истории пуговиц

Казалось бы, ну что пуговица – кто задумывается об этой чисто  утилитарной детали, застегивая утром  рубашку? Однако если посмотреть на неё  немного с другой стороны, то может открыться немало интересного. Ведь у всякой вещи есть не только своя история, но и масса фантастически захватывающих особенностей...

Пуговица –  тот свидетель, которому всегда есть что сказать об ушедшей эпохе. Пуговицы эту эпоху, как правило, переживают, сохраняясь без повреждений в давно засыпанных песком древних культурных слоях, в старинных сундуках и жестяных коробках от печенья и леденцов. Нанизанные на нитку и нашитые на лоскуток, металлические пуговицы с гербами и перламутровые для белья - раритеты недавних эпох -  украшают музеи, домашние коллекции и прилавки блошиных рынков Европы. В этих пуговицах - вся наша жизнь.

Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей  одежды шипами от растений, косточками животных и палками. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.

Первые застежки, напоминавшие пуговицы, появились примерно в третьем тысячелетии до нашей эры. На раскопках в долине Инда найдена самая настоящая пуговица с двумя дырочками для пришивания. В Европе первые пуговицы появились в четвертом веке до н.э. у греческих воинов. Видимо, возникла нужда в чем-то, чем можно было (кроме булавок) скреплять части одежды. Кожаные ремни на их "униформе" застегивались спереди на несколько металлических пуговиц на ножке.

Среди археологических находок  древнегреческого искусства с 4 века до н.э. по 1 век н.э. попадаются пуговицы из золота. В период средневековья рыцари привозили их в Европу с Ближнего Востока, но широкое распространение пуговицы получили лишь в 18 веке. Пуговицы, почти забытые в период раннего Средневековья, с изобретением в XIII веке кроя, позволявшего носить обтягивающую одежду, превратились из предметов утилитарного назначения в предметы роскоши. И это не удивительно, ведь мужской костюм той эпохи от подбородка до талии и от локтя до кисти застегивался на часто посаженные пуговицы числом иногда больше сотни. Своей изысканностью пуговицы демонстрировали богатство их владельца. Сделанные из золота, серебра и слоновой кости они символизировали достаток и высокое положение в обществе.

Вначале, как ни странно, интерес к новым застежкам проявили мужчины. Женщины же встретили появление пуговиц «в штыки» и продолжали пользоваться булавками. Мужская одежда в то время по яркости и роскоши не уступала женской. Пуговицы изготавливались из благородных металлов, часто украшались драгоценными камнями. До русских модников пуговица, которую тогда называли "пугвицой", "докатилась" в конце 15 - начале 16 века. Ещё в 13 веке пуговиц не было. А одевались примерно так: в куске материала вырезалось отверстие для головы – вот вам и исходная модель. Закреплялась же одежда поясами.

Известно, что  мужчины и женщины носят пуговицы на разных сторонах своей одежды: женщины на левой, а мужчины на правой. Существует две версии происхождения такого положения пуговиц:

1. В начале 17 века, пуговицы  носила только аристократия. 
По обычаю той эпохи, мужчины одевались сами, а дам одевала прислуга. 
Поэтому услужающим правшам пуговицы слева было застегивать удобнее.  
2.Мужчины носили холодное оружие на левом боку, поэтому край одежды (следовательно, и пуговицы) справа уменьшали риск повреждения собственной одежды при внезапной необходимости выхватить шпагу, кортик или другой  аксессуар мужественности.

Что натворили пуговицы в человеческой истории

Губительное воздействие  русского мороза на наполеоновских солдат усугублялось еще и тем, что с  них буквально падала одежда. Оловянные  пуговицы крошились на морозе. При  сильных морозах (ниже минус 13-15 градусов Цельсия) олово переходило в порошкообразную модификацию – пуговицы крошились. В 1798 году во время египетского похода Наполеона, солдаты его частенько возвращались с базара в расстёгнутых мундирах - они расплачивались пуговицами.

Троянская война  случилась из-за яблока, лилипутская  – из-за яиц. А Первая Мировая  война случилась из-за плохо расстегивающихся пуговиц. Эрцгерцог Франц-Фердинанд  умер после выстрела только из-за того, что на расстегивание всех его  пуговиц для обработки раны потребовалось слишком много времени.

Когда пуговицы появились, их носили гораздо больше, чем нужно, ведь чем знатнее и  богаче был человек, тем их должно было быть больше. Известно, например, что французский король Франциск I как-то заказал ювелиру 13600 маленьких золотых пуговиц для отделки лишь одного бархатного костюма.

Указ Петра I, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Так без шпицрутенов отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно.

Тайна смерти шведского  короля Карла XII. 30 ноября 1718 года Карл XII инспектировал инженерные работы возле осажденной норвежской крепости. Стараясь лучше рассмотреть стены неприступного сооружения, король до пояса высунулся из траншеи — и в этот момент раздался выстрел. Считается, что короля убили свои. Заговорщики залили свинцом круглую латунную пуговицу от королевского кафтана и использовали в качестве мушкетной пули — считалось, что Карл заговорен от обычного оружия, и убить его можно лишь чем-то, что принадлежало ему самому.

Функции пуговиц

Можно выделить четыре основных функции пуговицы:

* утилитарная  (застежка);

* декоративная (украшение);

* магическая (оберег  или талисман);

* информативная  (опознавательный знак).

 

Утилитарная.

Простые пуговицы, доведенные японскими мастерами  до совершенства, подарили миру нэцке. Именно так звучит слово «пуговица» по-японски. В переводе с английского пуговица (button) – нераспустившийся бутон. И действительно, наиболее древние известные пуговицы напоминают рисунком цветы, плоды или животных. Германская группа языков: немецкий Knopf, голландский Кnоор, исландский Кnаppr, датский Кnор, ирландский Cnaipe имеют общих предков со значением «шишка, выпуклость, вершина». В современном русском языке из этих языков осталось слово кнопка, обозначающее разновидность пуговицы. Романская группа языков: французский bouton, итальянский bottone, испанский baton, португальский botao имеют общих предков со значением «шишечка, почка, бутон» или «пронзать, протыкать, протискивать». Славянская группа языков: (русский пуговица, словенский poglica, латышский puoga и т.д.). По одним данным это слово восходит к древне-индийскому punjas «куча, ком, масса». По другим - к церковно-славянскому пугва (погва) «пуклость, выпуклость, горбок, холмик».

Пуговица в  русском языке имеет тот же корень, что и слова пугать, пугало, пугач. Некоторые российские исследователи  считают, что это совпадение связано как раз с тем, что пуговица долгое время служила защитой от злых сил.

Подводя итоги  сказанному, можно заключить, что  у западных народов основными  функциями пуговицы всегда были утилитарная  и декоративная, в то время как у славян на первое место ставилась функция оберега.

Утилитарная функция пуговицы – застежка.  Вот две истории происхождения рабочих пуговиц:

1.В Европе 17-18 веков  функцию носового платка исполняет рукав. Для того чтобы мундир выглядел более презентабельно, был издан указ о том, чтобы на его рукавах присутствовали расстегивающиеся пуговицы. Как это решит проблему? Да очень просто: сморкаться теперь можно не в рукав мундира, а в манжет рубашки! 2. Викторианская эпоха. Один из врачей попросил портного сделать так, чтобы можно было засучивать рукава пиджака для удобной работы. Идея понравилась коллегам, родился новый элемент мужского костюма. Через некоторое время, надобность в расстегивающихся рукавах пропала: доктора поняли, что одежда способна переносить болезнетворные микробы и стали пользоваться сменными халатами.

В современное время  пуговицы не утратили своей утилитарной  функции. Их не смогли вытеснить застежки-молнии и «липучки».

Декоративная.

А на рукавах ваших костюмов расстегиваются пуговицы? Если да, то пользуетесь ли вы этой функцией? Если нет, то ваши пуговицы выполняют исключительно декоративную функцию.

Пуговица-это и украшение, и застёжки. Древние египтяне носили диски, внешне напоминающие пуговицы, в качестве наградных значков. Позже греки и римляне использовали их не только как украшения и награды, но и для скрепления деталей одежды.

Пик увлечения пуговицами в России – 16 век, времена Ивана  Грозного, когда пуговицы стали использоваться, как украшение: они пришивались  на рукав, от локтя до манжета, и на грудь, от шеи до пояса. Мастерством исполнения и изысканностью должны были демонстрировать богатство их владельца. Пуговицы из золота, серебра и слоновой кости символизировали достаток и высокое положение в обществе. До знаменитой петровской реформы костюма и приказа носить иностранное платье русские бояре и боярыни, не скупясь, платили золотых дел мастерам и иностранным купцам большие деньги за пуговицы из драгоценных металлов со вставками из бирюзы, жемчуга, кораллов, эмалей. Пуговицы обычно нашивались на верхнюю одежду и застегивались на петли из кожи или шнура. Кому-то нравились ажурные пуговицы, а кому-то цельные, с узором, выполненные чернью, с гравировкой. Размеры у них были различные — от горошины до яйца. Их передавали по наследству, включали в состав приданого, использовали как подвески к серьгам, в качестве бусин. С появлением новых видов одежды - фрака, сюртука, пиджаков, жакетов - пуговицы начинают делать небольшими, строгими, сдержанными по цвету. До XIX века около 70% пуговиц шло на мужскую одежду. В конце 19 века в моду вошли блузки, жакеты, пальто, и без пуговиц обойтись стало невозможно. Вот когда ими широко стали пользоваться женщины!

Информация о работе «Говорящие пуговицы» русской литературы