Функция снов в романе Чернышевского "Что делать?"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 00:21, доклад

Описание работы

Сны в романе Чернышевского играют очень важную роль, они несут на себе определенную функциональную нагрузку. Первые три сна Веры Павловны играют сюжетообразующую роль.

Файлы: 1 файл

чернышевский.docx

— 15.03 Кб (Скачать файл)
    1. Функция снов в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?».

Сны в романе Чернышевского  играют очень важную роль, они несут  на себе определенную функциональную нагрузку. Первые три сна Веры Павловны играют сюжетообразующую роль.

В первом сне она видит, как выходит из подвала, как излечивается от паралича. Таким образом, автор  наталкивает читателя на мысль о  том, что жизнь Верочки в доме у матери равносильна жизни в  подвале и болезни, которая являет собой паралич. Но затем девушка  выходит из подвала и выздоравливает, что также наталкивает читателя на мысль о том, что вскоре Верочка  вырвется из-под опеки матери, а  именно выйдет замуж.

Во втором сне Веры Павловны прослеживается  мысль автора о  том, что люди делятся на две категории  по критерию злости. Есть люди, которые  истинно являются злыми и ничто  их не изменит, они злы от природы. Но есть и второй тип людей, такие  как, Марья Алексеевна – мать Верочки. Таких людей обстоятельства заставляют быть злыми, и при других обстоятельствах  жизни, такие люди не были бы злыми, а были бы добрыми и несли бы радость в окружающий мир. Этот сон также выполняет сюжетообразующую функцию. Именно через «Второй сон Веры Павловны» читатель узнает о спорах в лопуховском кружке по поводу естественнонаучных трудов немецкого химика Либиха, о философских дискуссиях, о реальных и фантастических желаниях людей, о законах исторического прогресса и гражданской войне в Америке. В домашнем молодежном «университете», усвоив мысль о том, что «жизнь имеет главным своим элементом труд», Вера Павловна приняла решение организовать трудовое товарищество нового типа.

Третий сон Веры Павловны также выполняет сюжетообразующую роль. В данном сне а втор подводит читателя к тому, что Верочка влюблена в Александра Кирсанова и этот факт должен как-то повлиять на ее судьбу.

Четвертый сон Веры Павловны несколько отличается по своей смысловой  нагрузке, потому что несет в себе не сюжетообразующую роль, а наполнен идейно-философским содержанием, которое отражает взгляды самого Чернышевского.  Таким образом, Чернышевский выбрал удобную форму, чтобы рассказать о социальном составе русского общества, которое резко разделяется на богатых и бедных. Получается такое сравнение: хорошая почва («реальная грязь») — это здоровая жизнь людей труда («...жизнь имеет главным своим элементом труд, а потому главный элемент реальности — труд, и самый верный признак реальности — дельность»).  
    Как на хорошей почве («грязи») при соответствующих условиях (тепле, солнце, орошении) может вырасти хороший колос пшеницы, так и условия трудовой жизни обеспечивают прочную основу нормального развития общества и высокие морально-психологические качества человека. И наоборот, отсутствие труда в жизни людей — явление нездоровое, ненатуральное, фантастическое. 
 
    «Гнилая», «фантастическая грязь» — это жизнь господствующих классов. Паразитизм подтачивает основы общества, искажает морально-этический облик людей. Как же возвращать здоровье таким полянам, которые имеют гнилую почву, «фантастическую грязь»? Как добиться уничтожения общественного неравенства? Ответ на первый вопрос в романе один: необходимо провести дренаж, то есть механическими средствами обработать землю и отвести лишнюю воду с заболоченных мест. Ответ на второй вопрос дан иносказательно: необходима революция. Таков художественный смысл сновидений Веры Павловны. Примером сна, в котором выражено утопическое светлое будущее, служит последний сон героини. Она видит совершенно иной мир, в котором всё подчинено общим интересам.  
    В этом мире не существует семьи и собственности. Вера Павловна видит перед собой громадное здание, стоящее «на фоне нив и лугов, садов и рощ, с широкими галереями, громаднейшими, великолепнейшими залами, способными вместить тысячи посетителей и в часы обеда и во время вечернего отдыха». Кругом фонтаны, оранжереи, стекло, оркестр, хор, певцы, разнообразные и богатые костюмы гостей, великолепная сервировка обеденного стола.  
    Все эти праздничные детали в картине будущей жизни простых людей, умеющих работать и отдыхать после трудового дня сегодня, кажутся странными, идиллическими, невозможными. Но писатель верил в возможность этого будущего и всеми силами старался его приблизить. 


Информация о работе Функция снов в романе Чернышевского "Что делать?"